ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (технологическая карта) Географические открытия древности.
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Иноземцева Татьяна Владимировна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Географические открытия древности. По учебнику Учебник 5 класс. География. Землеведение. О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. Издательство «Дрофа».

an>Цель  урока:

-  сформировать представления учащихся о истории географических открытиях;

-  дать представление о самых известных географах  древност;

- познакомить с важным этапом в истории географических открытий;
– выявить роль этого этапа в развитии географической науки;
– продолжить формирование умения работать с текстом учебника;
– использовать воспитательный и развивающий потенциал учебного материала темы  для воздействия на эмоциональную сферу личности учащегося.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Географические открытия древности. 

1. ФИО (полностью) Иноземцева Татьяна Владимировна

2. Место работы ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска»

3. Должность учитель

4. Предмет география

5. Класс 5

6. Тема 4. Урок № 12

7. Базовый учебник 

Учебник 5 класс. География. Землеведение. О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. Издательство «Дрофа».

8. Цель  урока:

-  сформировать представления учащихся о истории географических открытиях;

-  дать представление о самых известных географах  древност;

- познакомить с важным этапом в истории географических открытий;
– выявить роль этого этапа в развитии географической науки;
– продолжить формирование умения работать с текстом учебника;
– использовать воспитательный и развивающий потенциал учебного материала темы  для воздействия на эмоциональную сферу личности учащегося.

9. Задачи:

- развивать логическое мышление,

- умение работать с информацией, умение анализировать знания.

 - продолжить развивать  воспитание личностных качеств учащихся, способность работать в коллективе.

10 Тип урока Урок открытия нового знания по технологии критического мышления

11 Формы работы учащихся самостоятельная работа, практическая, групповая, опрос, работа в группах.

12Необходимое техническое оборудование: учебник, карта «Вид земли по Эратосфену», «Военные походы Александра Македонского», «Карта Птолемея». Карточки сарбонки для заполнения учениками.

13 Структура и ход  урока

1.Организационный момент.

2.Объяснение нового материала

3.Первичное закрепление

4.Самостоятельная работа по тексту учебника

5.Включение в систему знаний

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА географии 5 класс. Тема: «Географические открытия древности», Учебник 5 класс. География. Землеведение. О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. Издательство «Дрофа».

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1 Актуализация знаний.Мотивация.

На предыдущих уроках мы с вами знакомились с развитием географических знаний в античном мире и в средние века.

- положительно относятся к учению

-имеют мотивацию к учебной деятельности.

Формулирование темы и цели урока

Познавательные: осознают познавательную деятельность.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.

1 стадия вызов

– Назовите главные достижения географической науки в античном мире.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

1. В древности совершаются первые дальние морские путешествия, открываются и заселяются ранее неведомые земли. Лучше всего была изучена средиземноморская область.
2. В Древней Греции география становится наукой.
3. Учёные дали географические описания всего известного им мира, составили карты, которыми люди пользовались в течение сотен лет.
4. Древние греки правильно определили форму и размеры Земли.

– Перечислите главные открытия эпохи средневековья

1.Плавания арабов в Индию.
2. Открытия викингами Исландии, Гренландии и Америки
3. Путешествия Марко Поло в Центральную Азию
4. Путешествие А. Никитина в Индию
5. Начало освоения русскими Сибири

– Какой вывод о развитии знаний о Земле в античное время и эпоху средневековья можно сделать?

Открывались новые земли и географические знания о Земле постоянно расширялись

Выполняется просмотровое чтение пар.12. скажите

О каких географических событиях нам предстоит узнать?

Какие географические представления были у древних народов.

Куда путешествовали древние народы;

- как звали известных географов древности;

Имеют мотивацию к учебной деятельности.

Анализируют свою деятельность

Познавательные: Осуществляют просмотровое чтение.

Давайте заполним таблицу три колонки Что знаю? Что хочу узнать нового? Что хотел узнать?

Заполните первую колонку. Что Вы знаете о географических открытиях древности?

Заполнение первой колонки таблицы.

1. В древности совершаются первые дальние морские путешествия, открываются и заселяются ранее неведомые земли. Лучше всего была изучена средиземноморская область.
2. В Древней Греции география становится наукой.
3. Учёные дали географические описания всего известного им мира, составили карты, которыми люди пользовались в течение сотен лет.
4. Древние греки правильно определили форму и размеры Земли.

Самоопределение, смыслообразование.

Приобретают новые знания, умения и

совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: Осуществляют извлечение необходимой информации из текста.

Определяем тему урока. О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

Предлагают свои варианты темы урока. Озвучивают тему урока. Определяют цели урока.

В диалоге принимают участие большинство детей. Учащиеся высказывают собственное мнение. Дети определяют для себя, какие знания и для чего нужны им по теме.

Речь пойдет о географических открытиях  древности.

Подведение под понятие темы урока.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы,  формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

2стадия – осмысление.Объяснение нового материала

Сейчас мы с Вами будем работать с новой информацией. Используя метод активного чтения. Читаем осмысленно текст параграфа и ведем записи главного  материала из текста на карточки сорбонки. Затем будем работать по вашим записям на карточках.

Учащиеся читают текст, выписывают главное.

1карточка. Географические представления древних народов – 10000 лет назад многие районы планеты были заселены людьми, но друг о друге никто не знал.Древним грекам было известно  только лишь бго-западная часть Евразии и северная часть Африки. (Показать на карте  «Мир известный древним грекам» территорию).Об Индии,Китае,Британских островах они знали туманно.

2карточка. Куда путешествовали древние народы? – финикийцы первые открыли проход из Средиземного моря в Атлантический океан.Их государство было мощной морской державой в Восточном Средиземноморье.

Финикийцы открыли Азорские и Канарские острова (на карте посмотреть)Они смело плавали на Британские острова – их еще называли Оловянными островами,т.к. на территории добывали олово, (сплав меди и олова – бронза  использовали для изготовления оружия.)По этому маршруту отправлялись древние греки, среди которых был географ – Пифей (5в.д.э.),они достигли островов Ирландия и Великобритания (см. на карте),прошли Северным морем до Скандинавского полуострова. Возможно видели приполярные льды,т.к. обогнули Великобританию с севера .

3 карточка. Известные географы древности.

- Географы Древней Греции и древнего Рима были первыми учеными, Геродот -  первым рассказал про разлив Нила и про нильских крокодилах, о носорогах, о павианах (звери без головы и глазами на груди).    Эратосфен впервые применил термин «география»,он вычислил размер земного шара и длины экватора, выделил на Земле климатические пояса и создал географическую карту населенной части планеты(см. карта по Эратосфену)  сведения он взял из военных походов А.Македонского,кот. Прошел со своей армией 30тыс.км от Греции до Индии и Узбекистана.(см.карту Военные походы А.Македонского).

Большой вклад внес  Клавдий Птолемей  он показал на карте великую реку Волгу.Древние географы и путешественники дали начало науке география.                                        

Личностные: приобретают новые знания, умения и

совершенствуют имеющиеся.

Предметные.

Сравнивают,обобщают, текст параграфа.

Извлекают из текста необходимую информацию.

Создают письменные тексты.

Организованно работают

Познавательные: наблюдают, слушают, извлекают нужную информацию.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Включение в систему знаний. Первичное  закрепление знаний.

Теперь давайте разделимся на три группы  текст  учебника разделим на три части  рассчитайтесь на 1,2,3 поменяйтесь местами и сейчас вы работаете в группе рассказываете, друг другу материал,  по карточкам сорбонкам который вы самостоятельно добыли из учебника. Не забывайте пользоваться картой.

оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки. Внимательно изучают задания, стараются воспроизвести информацию урока, задают вопросы, консультируются друг с другом.  Анализируют, дополняют, делают выводы.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

-осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Формулируют и комментируют свое мнение.

Организованно работают в группе.

Преодолевают конфликты.

3стадия - осмысление Пробное учебное действие и выявление мест затруднений

Сейчас давайте поменяемся местами  все кто первые номера садятся в одну группу, кто вторые во вторую и т.д. И каждый номер рассказывает друг другу материал с карточки сорбонки.

Представляют информацию в виде текстовой и тезисной информации.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Выдвигают версии,

Формулируют и комментируют свое мнение.

Организованно работают в группе.

Преодолевают конфликты.

Включение в систему знаний и повторений

Молодцы с заданием справились, давайте подведем итог  дозаполнив таблицу,  которая была  в начале урока, что я узнал нового? Что хочу узнать?

Учитель анализирует таблицу ,отвечает на вопросы детей, Что хотят узнать.

Соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления, высказывают свое мнение по пройденному материалу

Оценивают свою работу.

Представляют информацию в таблице.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

4.Рефлексия.

Ребята о чем мы говорили сегодня с Вами на уроке?

Кто такие финикийцы?

Какие новые слова и выражения вы узнали на уроке?

Отвечают на вопросы учителя, по карточкам. Мы говорили о Географических открытиях древности.

Финики́я (греч. Φοινίκη) — древняя страна, находившаяся на побережье Средиземного моря (на территории современных Ливана, Сирии и Израиля) . Жители страны, финикийцы (греч. Φοίνικες), создали мощную цивилизацию с развитыми ремёслами, морской торговлей и богатой культурой. Финикийская письменность стала одной из первых,т.о. финикийцы это жители страны Финикия.

Пифей,Геродот,Эратосфен,Клавдий Птолемей.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Предметные: контролируют и оценивают свои знания

Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Д\З, выставление оценок.

Учитель дает домашнее задание и комментирует его. 

-  Усвоить содержание текста учебника параграф 12.

- Выполнить задание  № 2на стр.61 учебника .Эратосфен и Птолемей входят в число знаменитых ученых древности. Пользуясь текстом учебника и другими источниками информации, подготовьте краткое (7-10 предложений) сообщение о вкладе одного из этих ученых в науку.

Слушают пояснения учителя по домашнему заданию. Записывают, задают вопросы

Личностные: самооценка на основе критерия успешности.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Оценивают степень  и способы достижения цели.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема 5. Первые шаги: человек принимает планету. Урок по окружающему миру на тему "Великие географические открытия древности."

прослеживаем хронологию путешествий кроманьонцев с целью открытия и изучения новых земель;продолжаем формирование умений шестиклассников работать с книгой, учебником, картами;развиваем логическое мышл...

Географические открытия древности и средневековья

Презентация к уроку географии в 5 классе...

Технологическая карта урока по теме «Географические открытия путешественников и исследователей России»

Технологическая карта урока по теме «Географические открытия путешественников и исследователей России» для 5 класса. Урок изучния новых знаний - путешествие....

Проблемно диалогический урок. (Технологическая карта)Географическая среда – земное окружение человеческого общества

Проблемно диалогический урок. Географическая среда – земное окружение человеческого обществаУчебник география 7 класс «Материки,океаны и страны», И.В.Душина,Т.А.Смоктунович, «В...

Презентация по географии 5 класс "Географические открытия Древности и Средневековья"

Презентация по географии 5 класс "Географические открытия Древности и Средневековья"...

конспект урока (технологическая карта) " План местности и географическая карта"

На уроках географии в 5 классе каждый урок-это открытие новых знаний  о географии, потому что является фундаментом географических знаний  и практической деятельности....

Технологическая карта к уроку "Начало Великих Географических открытий"

Технологическая карта к уроку по Всеобщей истории в 7 классе "Великие Географические открытия"...