Технологическая карта урока по теме «Географические открытия путешественников и исследователей России»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Арефьева Елена Васильевна

Технологическая карта урока по теме «Географические открытия путешественников и исследователей России» для 5 класса. Урок изучния новых знаний - путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh.karta_geogr._otkrytiya_5_kl.doc306 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Географические открытия путешественников и исследователей России»

Автор: Арефьева Елена Васильевна, учитель географии МКОУ СШ с УИОП №2 г.Яранска Кировской области

          Класс: 5

       Предмет: география

Дидактическая цель урока:  создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации  средствами частично – поискового метода.

Тип урока:  изучение нового материала

Планируемые  результаты.

Предметные: (знания, умения, представления): знать исследователей и путешественников России, уметь определять географические маршруты. 

Метапредметные: (познавательные, регулятивные,  коммуникативные УУД): умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; составлять план действий, осознавать, что географические открытия путешественников и исследователей России были важны для дальнейшего развития нашей страны, совершенствовать рефлексивные  умения  учащихся.

Личностные: (личностные УУД): учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров, осознание ценность  географических знаний как важного компонента культуры

Развивающая цель: умение отбирать информацию, определять по карте маршруты путешественников и исследователей России

Воспитательная цель: хорошее отношение к истории своей страны. Воспитывать речевую культуру, культуру общения

Методы обучения: частично-поисковый (по степени познавательной самостоятельности)

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная, индивидуальная, групповая

Средства обучения: учебник для 6 класса, географический карта путешествий, мультимедийная презентация, проектор.

Этапы урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

1

Организационный момент

2

Целеполагание, мотивация

Создает проблемную ситуацию. На доске вывешивает карту, на которой плохо отмечены, размыты районы Дальнего Востока, Антарктиды и Юго-Запад Евразии (т.е. те территории, о которых сегодня будет идти речь). Затем вывешивает современную карту. Просит ответить на вопросы: В чем разница? Как вы думаете, почему?

Внимательно рассматривают карту. Отвечают на вопросы. Пробуют сформулировать тему урока.

Слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение. Принимать решение.

Сознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

3

Актуализация

Чтобы ответить на вопрос, вспомним:

  1. Кто создал первые карты?
  2. Что на них было изображено?
  3. Каких ученых вы помните и какие открытия они сделали?

Приложение 1.

Цель: изучить географические открытия, совершенные русскими путешественниками и представить их  значимость среди других географических открытий.

Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока и тему.

Анализировать, выделять существенные признаки

Самоопределение (для чего?)

Взаимодействие с учителем во время опроса, высказывать своё мнение

Определять уровень успешности, самоконтроль

4

Первичное усвоение

Учитель: - Ребята, посмотрите на доску, прочитайте тему сегодняшнего урока. Скажите, а что Вы знаете по этой теме? (полилог с классом - говорят фразы). Обобщение учителем: сегодня мы с вами поговорим о наших русских путешественниках, моряках, которые не страшась неизвестности отправлялись в бескрайние моря, для блага Родины, а не себя.... Мы можем и должны ими гордится. Знать своих героев. Вновь напомню вам слова: "Народ не знающий прошлого, не имеет права на будущее". Ваша задача в конце урока попытаться дать ответ на вопрос:

Вопрос: Какое значение, на ваш взгляд, имели открытия русских путешественников и исследователей?

Ответы у доски учащихся (опережающее задание. Ученики были разделены на группы. Каждая готовила презентацию).

Приложение 2.

Читают выданный текст, отвечают на вопрос. Работа в пара.

5

Осознание и осмысление

Группы отвечают у доски.

Остальные учащиеся заполняют таблицу: «Русские географические открытия и исследования»

Каждой группе выдается оценочный лист творческого проекта с критериями оценки, который заполняется к концу урока.

Приложение 3.

Приложение 4.

Заполняют таблицу по ходу ответов одноклассников.

Групповая работа.

Заполняют оценочный лист.

Преобразовывать информацию.

Выстраивать логическую цепочку рассуждения

Учебно-познавательный интерес

Взаимодействовать в группе, уметь слушать друг друга.

Проговаривать последовательность действий

6

Первичное закрепление

Делаем выводы по таблице. Отвечают на вопрос, который был поставлен в начале урока.

Учитель предлагает ответить на вопросы:

  1. Покажите маршруты путешествий С.Дежнева и Ф.Попова.
  2. Почему В.Беринг не знал о северном проходе, открытом С.Дежневым?
  3. Каков вклад русских в развитие географической науки?

Далее осуществляют самопроверку по вопросам в конце учебника. Выполняют самооценку.

Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку.

Уважение ситуации успеха партнёра

Определять уровень успешности.

Оценка действий группы

7

Домашнее задание

Домашнее задание (по выбору)

  1. Составить рецензию на одну из тем  творческих проектов.
  2. Составить список открытий русских мореплавателей и путешественников.
  3. Составить список географических объектов, названных в честь русских мореплавателей, путешественников и исследователей.

8

Рефлексия

Незаконченные предложения.

 Самым интересным на уроке для меня было....

У меня появился вопрос...

 Меня удивило....

Теперь я знаю....

Устанавливать связи между целью  деятельности и её результатом

Самооценка своей деятельности

Осознание причин успеха и неуспеха

        

Приложение 1.

        карта Гекатея   карта Герадота        

Приложение 2.

Таблица «Русские географические открытия и исследования XVII – XIX вв.

Экспедиции

Исторический период

Участники

Географические открытия

 

Приложение 3.

Таблица «Оценочный лист творческого проекта»
(оценивание проводится по пятибалльной системе)

Название проекта

Содержание 

Эстетический вид

 Качество защиты

Ответы на вопросы

  Итоговая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Географические координаты"

Технологическая карта урока по географии на тему "Географические координаты"...

технологическая карта урока по теме "Географическое положение Южной Америки"

Цель урока: определить географическое положение материка, познакомиться со сведениями об открытии материка.Задачи: Образовательные:изучить географическое положение и береговую линию материка;сравнить ...

технологическая карта урока по теме "Географическая карта и ее масштаб" 6 класс

Технологическая карта урока по географии 6 класс по теме "Географическая карта и ее масштаб"...

Технологическая карта урока по теме: «Географическое положение России» 8 класс

Технологическая карта урока Учебный предмет «География» Класс 8 Тема «Географическое положение России»...

Технологическая карта урока по теме "Внутренние воды и водные ресурсы России"

Урок по данной теме изучается на основе материалов краеведения, что дает представление не только о внутренних водах страны, но и, возможно главное, знания о водах своей местности. Учащиеся учатся срав...

Технологическая карта урока по теме «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

Цель урока:  Развитие познавательного, интереса и творческих способностей учащихся, развитие познавательных УУД у  учащихся  в процессе изучения географического положения, история откры...