Отличие плана местности от географической карты
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Прокопьева Юлия Георгиевна

Отличие плана местности от географической карты -методическая разработка урока по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

Тема урока: «Отличие плана местности от географической карты. Значение карт в хозяйственной, научной и других областях деятельности человека»

Цели и задачи урока: Систематизировать знания учащихся о крупномасштабном и мелкомасштабном изображении земной поверхности на плане и карте. Рассказать учащимся о значении карт в различных областях деятельности человека.

Форма урока: Рассказ с элементами беседы учащихся.

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России, топографический план, атласы, учебник (карты форзаца). Тематические карты: климатическая, зоогеографическая, природных зон, политическая карта мира. План х.Дукмасов, карта х.Дукмасова (Национально-региональный компонент).

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. (Мотивация учителя: «Ребята, здравствуйте, я думаю у вас хорошее настроение, а у кого нет- настройтесь на позитив к предстоящей работе!»
  1. Актуализация знаний.

Первая часть урока проходит в форме беседы. Проверка ранее изученного материала. Примерные вопросы:

1.Где более крупный масштаб: у плана местности или у географической карты?

2. На плане или на карте масштаб во всех частях одинаковый?

3. На карте полушарий где больше искажения: в районе экватора или ближе к полюсам?

4. Можно ли по физической карте России с помощью масштаба определить ширину реки Енисей? Почему нет?

5. Бумажной полоской покажите направление от Санкт-Петербурга к северу (по карте России) и от своего населённого пункта ( х.Дукмасов) к северу ( по карте своего населённого пункта). Какой вывод можно сделать?

Далее учитель обобщает ответы учащихся и делает вывод, чем отличается план местности от географической карты.

После этого учащиеся работают с планом х.Дукмасов.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: «Сегодня мы узнаем, какое большое значение имеют карты в хозяйственной и научной деятельности человека, в военном деле и т.д. Рассказ этот может быть примерно таким:

«На карте прокладывают курс корабля… Пятый день океанский корабль, рассекая воды океана, идёт заданным курсом, пятый день над головой купол неба, и во все стороны безбрежный океан. Человек, впервые попавший на корабль, невольно задаёт вопрос: как же кораблю удаётся всё время держать правильный курс? Если такой человек спросит у штурмана, скоро ли они доплывут до нужного порта, то штурман, глядя на карту. Покажет, где находится корабль. Сколько километров он уже прошёл и сколько ему ещё осталось идти. В заключение он может сказать, например, что через 3 часа по курсу покажет берег.

Поднявшись на палубу, вы снова смотрите во все стороны с надеждой увидеть хоть что-нибудь, кроме моря и неба, но тщетно. И вот 3 часа прошло… на горизонте показалась земля. Вы уже, наверное, догадались, что правильно прокладывать курс корабля штурману помогает карта. По нескольку раз в день с помощью специальных приборов определяют географическую широту и долготу, т.е. координаты корабля. Зная эти две величины, легко нанести на карту местонахождение корабля.

Карта помогла открыть остров. Вы уже знаете, что на географической карте можно найти море, реку, остров. А можно ли с её помощью сделать

географическое открытие? Предположим, открыть новый остров. Оказывается, можно.

Этот случай произошёл в 1924 г. В своём кабинете работал замечательный советский учёный Владимир Юльевич Визе. На его столе лежал судовой журнал, который вел капитан шхуны «Святая Анна». Шхуна эта в 1913 г. Была затерта льдами и долгое время дрейфовала в Северном Ледовитом океане. В судовом журнале ежедневно отмечали координаты судна. Когда путь дрейфа шхуны был нанесён на карту, Владимир Юльевич обратил внимание на то, что в Карском море дрейф шхуны не совпал ни с направлением ветров, ни с направлением течений. Что же помешало шхуне, почему она свернула с пути? Учёный решил, что с этим препятствием мог быть только остров. И вот на карту в Карском море учёный нанёс остров, который никто никогда не видел.

В 1930 г. Экспедиция на ледокольном пароходе «Георгий Седов», научным руководителем которой был В.Ю. Визе, подтвердила справедливость его предположения. В том месте, где на карте в 1924 г. он поставил кружок, был остров, и не малый. Площадь его 228 км. Он на 22 м возвышается над водой. Теперь на всех картах мира вы увидите остров, которому присвоено имя замечательного учёного, путешественника и исследователя В.Ю. Визе.

Карта помогает медицинским работникам. На первый взгляд кажется, что медицина не имеет никакого отношения к карте. Но это мнение ошибочное. Географическая карта помогла, помогает и будет помогать медикам в борьбе со многими болезнями.

Учителем предлагается сделать поисковое задание учащимся: «Как географическая карта помогла, помогает и будет помогать медикам в борьбе со многими болезнями?»

Учитель продолжает рассказ: «Карты погоды. Кто не слышал о них! Эти карты создаются в нашей стране через каждые 3 часа. На них с помощью условных знаков показывают температуру и влажность воздуха, направление и силу ветра, облачность. На этих картах видно, где зарождаются смерчи и в каком направлении они движутся. Благодаря этим картам мы знаем, какая погода в настоящее время в любом уголке не только нашей страны, но и всего земного шара. Эти карты помогают синоптикам выяснить, в каком направлении движутся тайфуны, и предупредить об их приближении капитанов кораблей и жителей тех районов, над которыми они пронесутся.

Карты в сельском хозяйстве. Нет в нашей стране ни одного совхоза или колхоза, который не имел бы карты землепользования. На этой карте показаны населённые пункты. Дороги, сельскохозяйственные угодья, поля севооборотов.

На почвенных картах, которые также имеются почти в каждом колхозе (совхоза), участки, занятые кустарниками и не приносящие хозяйству никакой пользы. Такая карта подскажет агроному, где и какие культуры следует размещать. Долгие часы проводит агроном над почвенной картой. На ней он намечает трассы оросительных или осушительных каналов.

Сельскохозяйственные работки не мыслят себе, как можно разумно и выгодно вести хозяйство без карт, о которых мы с вами сейчас говорили.

Карта - глаза армии. Очень хорошо значение карты в военном деле показал писатель А. Л. Шейкин в книге «Повесть о карте».

Вот один из эпизодов, описанных в этой книге:

«Командир и офицеры штаба склонились над картой. Уточнялась обстановка, синими стрелками намечались предполагаемые направления вражеских атак, красными- наших контратак, отдавались приказы.

… Когда в ночь на 6 марта гитлеровцы показались перед позициями полка, командир его, полковник Иванов. Склонившись над столом в блиндаже командного пункта, получал по телефону и радиосообщения о противнике и наносил их на карту. Глаза подполковника горели от удовольствия: клин вражеского главного удара лез прямо в поля минных заграждений. Оставалось лишь передвинуть пехоту и танки так, чтобы нацелить их в основание клина, и, когда враг «завязнет» (карта сразу сигнализирует об этом: повторные сводки покажут, что части противника нисколько не продвинулись вперёд), взять врага в клещи…

И вот уже летит боевой приказ: «Танковым частям, с приданными к ним стрелковыми ротами, сосредоточиться для атаки в районах высот 201,4 и 193,5».

Вскоре приходит сообщение: «Приказ выполнен».

На карте две группы красных ромбиков переходят с одного места на другое».

Вот почему военные карты называют «глазами армии»».

Далее учащиеся с помощью учителя вспоминают, чем отличается карта от плана(примерные ответы: разные масштабы, по- разному определяются стороны горизонта, неодинаковая подробная информация, различные условные знаки).

Затем учащиеся работают в тетрадях, они изображают масштаб тремя способами: в 1см- 50см; в 1 см- 220 км; в 1 см- 6км.

Выполнив задание, учащимся предлагается поработать с атласом, определяя масштаб карт в нём и ведут анализ и сравнительную характеристику различных карт включая карту своей местности.

Учитель предлагает учащимся сделать вывод о том, какая карта рассказывает о территории более подробно и почему. Если потребуется узнать что-то о территории, например о материке, государстве, района и т.д., какую карту они выберут? Почему?

Закончив работу и выслушав все ответы учитель переходит к объяснению различных видов карт, говорит что необходимо научиться читать карту, т.к. карта может многое рассказать о природе и занятиях населения Земного шара или отдельного небольшого района.

Упражнения для снятия усталости глаз и плечевого пояса(здоровьесберегающая технология).

  1. Закрепление.

С целью проверки усвоения знаний учащихся предлагается заполнить таблицу (на доске заранее заготовлена таблица. Учащимся предлагается ответить одним словом( план или карта) о характерных признаках плана и карты:

Признаки

Ответы(план или карта)

  1. Мелкий масштаб.
  2. Крупный масштаб.
  3. Чертёж небольшого участка поверхности.
  4. Рельеф изображается горизонталями и цветным фоном.
  5. Стороны горизонта определяют по меридианам и параллелям.
  6. Можно определить ширину улицы, реки.
  7. Стороны горизонта определяют по рамке чертежа.
  8. Рельеф изображается горизонталями.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Параграф в учебнике, составить вопросы к параграфу и выполнить поисковое задание (сообщение, презентация….)

  1. Подведение итогов( рефлексия).

Учитель: «Ребята, что вам на уроке было не понятно, что вызвало затруднения? Заинтересовало ли вас информация о значении карт в различных областях деятельности человека?»

Приложение

Всего одна минутка - и нет усталости.

Физкультминутка для снятия напряжения с мышц туловища.

А. Исходное положение - стоя, ноги врозь, руки за голову.

  1. Делаем круговые движения тазом в одну сторону.
  2. Тоже в другую сторону.
  3. Опустить руки вниз и расслабленно потрясти кистями.

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Б. Исходное положение - стоя, ноги врозь.

1. Наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая - сгибаясь, вдоль тела вверх.

2.Возвращаемся в исходное положение.

3.Те же наклоны в другую сторону.

Повторить 5-6 раз. Темп средний.

Профилактика зрительного утомления.

  1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, выдох. Повторить 5-6 раз.
  2. Сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза. Открыть веки. Повторить 4 раза.
  3. Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.
  4. Сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев поднять руки вверх «вдох», следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить «выдох». Повторить 4-5 раз.
  5. Сидя, смотреть перед собой 15-20 см. от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 4-5 раз.
  6. Сидя, поднять глаза вверх. Сделать ими круговые движения по часовой стрелке. Повторить 5-6 раз.
  7. Сидя, закрыть веки. В течении 10 секунд массировать их кончиками пальцев.