Главные вкладки

    Методическая разработка урока географии в 5 классе "План местности и географическая карта"
    план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

    Черемных Наталья Федоровна

    Урок по ФГОС. Третий урок раздела "Виды изображений поверхности Земли". 

     Используемые учебники и учебные пособия:

    1 Учебник  География. Начальный курс. Авторы; Баринова, Плешаков, Сонин. Издательство «Дрофа» Вертикаль.2015г.

    2. Материалы рабочей тетради к учебнику географии 5 класс (Сонин, Курчина)

    3.Атлас  География.5 класс.

    4. Контурные карты. 5 класс

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

    Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно- иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, практическая работа с контурной картой.

    Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронный учебник «География 5 класс»,  презентация «Виды изображений поверхности Земли», физическая карта полушарий, план местности;  фрагменты различных карт (для групп), задания группам, компасы, альбом с топографическими знаками

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Черемных Н.Ф.

    учитель географии

    МКОУ «Коршуновская СОШ»

    Методическая разработка урока географии в 5 классе                          

    Тема «План местности и географическая карта»

    № урока по теме: урок №3  в разделе «Виды изображений поверхности Земли»

    Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний о видах изображения земной поверхности

    Задачи урока:

    Образовательные: Сформировать понятия план местности, масштаб, географическая карта, градусная сеть. Изучить основные условные знаки плана. Создать представление у учащихся о масштабе.

     Развивающие: Формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять таблицу и контурные карты.

    Воспитательные:

    Воспитывать у учащихся умение работать в малых группах (парах), умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их.

    Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

    Планируемые результаты обучения:

    Предметные результаты:

    знать – основные виды изображений земной поверхности, строение плана и географической карты; условные знаки; градусную сеть

    уметь – объяснять значение понятий: «план местности», «географическая карта», «меридиан», «параллель»; уметь читать простейшие планы местности; показывать и наносить на контурную карту меридианы, параллели, экватор, начальный меридиан.

    понимать - отличие плана от географической карты, их значение в жизни человека.

    Метапредметные результаты обучения (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

    Учить:

    • ставить учебную задачу под руководством учителя;

    • планировать свою деятельность под руководством учителя;

    • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

    • выделять главное, существенные признаки понятий;

    • участвовать в совместной деятельности;

    • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

    • искать и отбирать информацию в учебных пособиях;

    • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

    • оценивать работу одноклассников.

    Личностные результаты обучения.

     Учить:

     • ответственному отношению к учебе;

     • осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;

     • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

      учебно-исследовательской деятельности.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

    Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно- иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, практическая работа с контурной картой.

    Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронный учебник «География 5 класс»,  презентация «Виды изображений поверхности Земли», физическая карта полушарий, план местности;  фрагменты различных карт (для групп), задания группам, компасы, альбом с топографическими знаками

     Используемые учебники и учебные пособия:

    1 Учебник  География. Начальный курс. Авторы; Баринова, Плешаков, Сонин. Издательство «Дрофа» Вертикаль.2015г.

    2. Материалы рабочей тетради к учебнику географии 5 класс (Сонин, Курчина)

    3.Атлас  География.5 класс.

    4. Контурные карты. 5 класс


    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Организационный этап

    Приветствие учащихся

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    Организовать учащихся на успешную работу

    Приветствие учащимися учителя

    Формирование норм и правил поведения в социуме

    Повторение ранее изученного материала

    Выполнение тестовых  заданий по теме «Ориентирование»

    Организует коллективную работу с ЭОР Демонстрация слайдов презентации

     Выполнение тестовых  заданий

    Умение анализировать выполнение своей работы

    Активизация познавательной деятельности

    Работа с ЭОР. Ставит проблемные задачи перед учащимися.

    -Как можно изобразить земную поверхность?

    Демонстрация  слайдов презентации

    Предлагает учащимся назвать виды изображений поверхности  Земли и заполнить кластер на листах

    Учащиеся отвечают на вопросы,  поставленные учителем. Заполняют кластер

    Рисунок, план местности, географическая карта, аэрофотоснимок, космический снимок.

    Умение  отвечать на вопрос, слушать других

    Установка познавательной задачи

    1. Создаёт проблемную ситуацию

    2. Определение темы урока

    Демонстрация слайдов презентации

    -Изобразить на листах путь от школы до пруда.

     -Что вы изобразили?

    Отгадать загадки

     1) Страны без людей

    Города без домов

    Лес без деревьев

    Море без воды…

    2) Я ходил по разным странам,
    Плыл по рекам, океанам,
    По пустыне шёл отважно –
    На одном листе бумажном

    - Что это такое?   (географическая карта)  

    Итак, что мы будем сегодня изучать? Сформулируйте тему урока

    Отгадывают загадки,  схематично изображают план местности на листах

    Учащиеся предлагают свои варианты темы урока

    План местности и географическая карта

    Запись темы урока на бланках для работы

    Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока

     

    Пробное учебное действие

    1. Организует коллективную работу с ЭОР, вовлекает класс в обсуждение проблемных вопросов, которые содержатся в мультимедиа слайде.

    Ребята, глядя на этот план местности, что вы можете сказать об объектах, которые здесь изображены?

    -Можете ли вы сказать, что изображено на плане местности?

    Ребята, теперь поработаем по карте. Что по ней вы можете сказать?

    Учащиеся отвечают на вопросы,  поставленные учителем, высказывают свою точку зрения

    Высказывание суждений, подтверждая их фактами

    Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать

    Актуализация знаний

    Как вы думаете, когда появились карты?

    Зачем они нужны?

    А вы использовали карту? При каких обстоятельствах?

    Можете вы сказать, чем план местности отличается от карты?

    Как изобразить большую территорию на листе бумаги?

    Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свою точку зрения

    Умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

    Высказывать суждения, подтверждая их фактами

    Выявление причины затруднения

    Ребята, выполняя первое задание, вы рассмотрели план местности.

     Подумайте, почему вы не смогли полностью рассказать,  что изображено на нём?

    Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свою точку зрения

    Логические действия анализа и синтеза, формулировка проблемы

    Целеполагание

    Итак, ребята, если мы с вами рассматривали план местности и географическую карту соответственно, какова цель урока?

    Изучить план местности и географическую карту

    Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

    Построение проекта выхода из затруднения

    Для достижения цели урока давайте составим план, по которому вы будете работать (слайд презентации)

    1. Изучить, что такое план местности  

    2. Узнать, что такое условные знаки?

    3. Узнать, что такое географическая карта?

    4. Для чего нужен масштаб?

    5. Что такое градусная сеть?

    6. Отличия плана местности от карты

    Ставить учебную задачу под руководством учителя.

    Физкультминутка

    Организация комплекса упражнений для снятия нагрузки

    Выполняют движения под руководством учителя:

    Ветер дует с севера

    Ветер дует с юга

    Ветер дует с запада

    Ветер дует с востока

    Ураган

    Штиль

    Формирование ответственного отношения к своему здоровью

    Изучение нового материала

    1) Организует работу с учебником стр. 83

    -Что изображено на рис. 97?

    -Вы знаете, как в древности изображали земную поверхность?

    2) Организует работу по сравнению понятий плана местности и географической карты

    -в этих определениях подчеркните синим карандашом - общие признаки, красным карандашом –различия между определениями

    3) Формирование понятия масштаб

    - И план местности и географические карты изображают в уменьшенном виде с помощью чего?

    -Что показывает масштаб?

    - Демонстрация видеоролика из электронного учебника о масштабе

    Отвечают на вопросы учителя

    Опережающее задание - учащийся рассказывает и показывает презентацию об изображении земной поверхности в древности о древних картах

    Сравнивают два понятия, выполняют задания на бланке

    Отвечают на вопросы учителя

    Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать

    Работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

    Выделять главное, существенные признаки понятий;

    Подготовительный этап к самостоятельной работе в группах

    Деление ребят на 3 группы

    Игра «Найди своё задание».

    Работа в группах: Ориентируясь по компасу, учащиеся 3-х групп находят конверты с заданиями

    1 группа  - изучение плана местности, топографических знаков

    2 группа - изучает карты, их условные знаки, различие карт по масштабу и содержанию

    3 группа - изучает градусную сеть  на картах

    Организовывать учебное сотрудничество,

    умение работать  в группе

    Реализация  исследовательской работы в группах

    Работа ребят в исследовательских группах  по заданиям учителя

    1группа – работают над изучением плана местности:

    -что называется планом местности?

    -условные знаки плана местности

    -что обозначают цвета на плане местности?

    -людям, каких профессий нужны планы местности?

    2 группа – изучение географической  карты

    - Что называется географической картой?

    -Условные знаки карты

    -Что на карте обозначают цвета?

     Какие карты бывают по масштабу?

    - Какие карты бывают по содержанию? (примеры из атласа)

    3 группа – Что называется градусной сетью?

    -Что называется параллелями?

    -Что называется экватором?

    -Что называется меридианами?

    -Показать на карте полушарий параллели, меридианы, экватор, нулевой меридиан, северное полушарие и южное, западное полушарие и восточное

    Работают с текстом учебника, географическими картами, атласом,  с планом местности, альбомом с топографическими знаками, с компьютером (определяют по рисункам названия условных знаков)

    Отчёт групп

    Отвечают на вопросы и делают вывод

    Работать в соответствии с поставленной учебной задачей

    Выделять главное, существенные признаки понятий

     Вести самостоятельный поиск, отбор информации

    Высказывать суждения, подтверждая их фактами

     Работать с текстом и нетекстовыми компонентами.

    Организовывать учебное сотрудничество,

    умение работать  в группе, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь

     Умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

    Физкультминутка

    Организация комплекса упражнений для снятия нагрузки

    Раз, два, три, четыре. Встали прямо, руки шире.

    Повернулись на восток, а затем на север.

    Отдохнули мы немного, а потом опять в дорогу прямо, прямо к западу. И на место тихо сели

    Формирование ответственного отношения к своему здоровью

    Первичное закрепление

    1) Чтение текста с топографическими знаками по группам

    В      26       решили организовать поход. Из         ___по       3       мы 1

    вышли на   4  . Она привела нас в    19        к   21         ,оттуда по  17          мы пересекли 15 и  вышли на    3         Перед нашим взором предстала   9           

    Мы подошли к  6  , перешли на другой берег в    8 . Здесь мы

    побывали в   24     и увидели  23 , напились студеной воды из  5  ,

    побывали в    20. Затем мы сели в поезд на2. Он вез нас по   7  мимо   11 . Мы   вернулись в   1 _ на окраине которого стоит наша

    26

    2) Организует работу учащихся  с заданиями по электронному  учебнику                          

     Работают с текстовым заданием. Определяют, какие объекты изображены на плане местности

    Обсуждают и проверяют выполненное задание с учителем.

    Выполнение тестового задания по группам на знание топографических знаков

    Оценка и самооценка  работы учащихся в группах

    Узнавать, называть географические объекты; поиск и выделение необходимой  информации.

    Умение обрабатывать информацию, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей

    Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

      учебно-исследовательской деятельности

    Закрепление изученного материала

    1. Устанавливает осознанность восприятия материала.

    2. Организует коллективную работу с ЭОР, вовлекает класс в обсуждение проблемных вопросов, которые содержатся в мультимедиа слайде

    Ребята, вы уже познакомились с понятиями план местности и географическая карта. Теперь мы сравним их и найдем сходства и отличия

    Заполнение таблицы:

    Элементы сравнения

    Географическая карта

    План

     местности

    Территория

    Большая

    Небольшие

    участки

    Есть градусная сетка

    +

    Условные знаки похожи на настоящие объекты

             +

    Стороны горизонта определяются по стрелке или рамке

             +

    Населённые пункты

    Кружок

    Отдельные дома, кварталы

    Стороны горизонта определяются по параллелях и меридианах

    +

    Изображение при помощи масштаба

    +

             +

    Выделение и осознание пройденного материала, умение обрабатывать информацию, представлять её в табличной форме. Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать

    Формирование географических знаний о плане и карте, необходимость знаний для решения практических задач

    Практическая работа  

    На слайде задания для учащихся:

    1) На контурной карте полушарий (стр. 6,  атлас стр. 24-25) выделить цветными карандашами  два меридиана: начальный и 180 меридиан,  и  две параллели и экватор

    2) Подписать Западное и Восточное полушарие, Северное и Южное полушарие

    3) Выполнение задания в рабочей тетради стр. 44. Задание 4

    Работают с картами атласа и контурной картой

    Учащиеся оценивают работу друг друга в  парах

    Обсуждают и проверяют выполненное задание с учителем

    Формирование  умения смысловой организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля и взаимопроверки.

    Умение работать по картам атласа, применять полученные знания,  осуществлять пошаговый контроль.

    Домашнее задание

    Учитель дает домашнее задание и комментирует его. (Слайд) презентации.

    1) §18, повторить понятия

    2) Выполнить задание 2, 3 на стр. 43-44 в рабочей тетради

    3) Творческое задание:  Самостоятельно составить рассказ, письмо, зашифровав географические объекты условными знаками (по выбору).

    Записывают домашнее задание в дневник. Слушают пояснения учителя по домашнему заданию

    Учить выполнять творческую работу, используя информацию, полученную на уроке

    Стадия рефлексии

    -Какая была цель урока?

    - Мы смогли ответить на поставленные  вопросы?

    - Как работали на уроке, где добывали информацию?

    - Что показалось трудным?

    Предлагает дополнить предложение:

    1. Я знаю, что такое…
    2. Я могу…

          3) Я научился…

    Оцените свою работу:

    Если было интересно,  легко

    на уроке, во всем разобрались

     – зелёный  цвет C:\Users\Администратор\Desktop\смайл\с6.gif

     - Если иногда были трудности,

    сомнения, – жёлтый цвет. C:\Users\Администратор\Desktop\смайл\с13.gif

     - Если не разобрались в теме, было не очень интересно –синий  цвет C:\Users\Администратор\Desktop\смайл\с4.jpg

    Подводят  итог изучения новой темы, отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке

    Оценка процесса и результата деятельности

    Волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено. 

    Умение выражать свои мысли.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"

    Урок по географии  в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический  с использованием ЭОР....

    Методическая разработка урока географии в 7 классе тема "Австралия. Географическое положение. Исследование материка"

    Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать ги...

    Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Африка географическое положение. История исследования" МБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.

    Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать ги...

    Методическая разработка урока географии "Методы географических исследований"

    Формировать представления о методах географических исследований, источниках географических исследований. Умение рационально использовать источники географических знаний....

    разработка урока географии для 7 класса "Географическое положение, исследование и открытие Антарктиды"

    Занятие проводилось в 7 классе.  Класс  обучается по общеобразовательной программе «География материков и океанов» для 7 класса общеобразовательной школы. Авторы программы...