Конспект урока "Равнины суши. Рельеф своей местности"
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Левченко Галина Геннадьевна

Тема: Равнины суши. Рельеф своей местности.

Цели урока:

Образовательные:

продолжить формирование у учащихся представления об основных формах рельефа суши;

познакомить с новыми понятиями и определениями;

дать учащимся представления о равнинах, их различиях по высоте и характеру рельефа;

продолжить формирование умения работать с географической картой и составлять описание географического объекта (на примере равнин).

Развивающие:

развитие мотивации учебной деятельности,

развитие навыков самостоятельного поиска необходимой информации.

Воспитательная:

воспитание внимания и умения слушать.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, контурные карты, презентация «Равнины».

Тип урока: комбинированный.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Равнины суши. Рельеф своей местности.

Цели урока:

Образовательные:

продолжить формирование у учащихся представления об основных формах рельефа суши;

познакомить с новыми понятиями и определениями;

дать учащимся представления о равнинах, их различиях по высоте и характеру рельефа;

продолжить формирование умения работать с географической картой и составлять описание географического объекта (на примере равнин).

Развивающие:

развитие мотивации учебной деятельности,

развитие навыков самостоятельного поиска необходимой информации.

Воспитательная:

воспитание внимания и умения слушать.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, контурные карты, презентация «Равнины».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Сегодня на уроке нам понадобятся: 1). «Физическая карта полушарий» и «Физическая карта России». Попрошу вас открыть оглавление найти нужные нам карты и заложить их закладками, которые лежат у каждого на парте.

2) учебник стр. 57, пожалуйста, откройте и заложите закладкой.

2.Проверка домашнего задания.

Ребята, я буду называть горы, а вы должны будете сказать,  к какой группе по высоте они относятся и  на каком материке расположены.

 Уральские, Анды, Кордильеры, Гималаи, Альпы, Атлас.

3.Изучение нового материала.

Побуждающий диалог.

  • Какая форма рельефа изображена на слайде?  (слайд 1)

Вьётся пыльная дорога

По равнинам, по холмам, -

Там, где день объят тревогой,

Там, где вечер предан снам…

  • По каким признакам вы определили, что это равнина?
  • Итак, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответ детей). Запись темы урока в тетрадях.
  • Какие формы рельефа относятся к равнинам? Прочитайте об этом в учебнике на стр. 57.
  • Посмотрите на слайд (слайд 2). Здесь изображены две равнины. Чем отличаются эти равнины? (Первая – плоская, а вторая холмистая.)
  • А мы с вами живём на равнине или в горах?
  • На какой равнине мы живем? Как называются холмы в нашей местности? (сопки)
  • О какой равнине можно сказать, что «как, будто огромный утюг прошелся по ней»?

Выполнение заданий.

1).Оказывается равнины, как и горы, тоже различаются по высоте. Итак, нам предстоит игра «Найти иголку в стоге сена». Из текста учебника на страницах 58-59, вам нужно найти информацию о высоте равнин и заполнить схему (слайд 3)

Высота равнин

2).Без примеров равнин схема будет не полная, поэтому следующий этап поиска такой: на физической карте полушарий и физической  карте России найдите названия низменностей, возвышенностей, плоскогорий и впишите в схему  (по одному примеру).

Физ минутка.

Показываем стороны горизонта.

Раз, два - север там.

Три, четыре мы на юг.

На востоке мы живем.

Сейчас на запад все пойдем!

Работа с текстом учебника.

Внешние силы горы разрушали, снижая их высоту, сглаживая вершины. А что же происходит с равнинами? Откройте учебник на с. 60.

  • Что изображено на рис. 40? (Овраг.)
  • Какая сила могла образовать овраг? (Текучие временные воды.)
  • А у нас в городе есть овраги? Где находятся? Какие они по размерам?

Если поверхность равнины лишена растительного покрова, то овраги образуются особенно быстро. Овраги съедают целые поля. Они достигают глубины нескольких десятков метров.

Ветры на песчаных равнинах пустынь образуют песчаные холмы – дюны (они похожи на железнодорожные насыпи) и барханы.

Бархан (слайд 3) имеет форму полумесяца, он «рогатый». Один склон его крутой, а другой пологий. Бархан движется «рогами» вперед. Барханы засыпают дороги, населенные пункты, сады.

На рис. 41 на стр. 61 изображены останцы – это результат работы ветра. Песчинки отшлифовали горные породы, придав им причудливый вид.

Кто может изменить поверхность Земли? На рис. 42 показана добыча полезных ископаемых в карьере. Карьеры, в которых добывают уголь или руду, еще больше. Они достигают в ширину нескольких километров.

4. Практическая работа.

Используя таблицу 3 на с. 62, опишите географическое положение Западно-Сибирской равнины.

5. Домашнее задание.   

§21, закончить выполнение практической  работы. Дополнительный инструктаж по выполнению работы.

6. Рефлексия.

Продолжи фразу «Равнины - это участки земной поверхности….»

Литература.

1.Учебник. Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2010

2.География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2013

3. Дмитриева Л.М. – Уроки географии: методическое пособие (мастер-класс) , 6 класс.– М.: Дрофа, 2007

4. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.