Конспект урока "разность квадратов"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Представлен конспект урока по теме "Разность квадратов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.1.1.konspekt_uroka_raznost_kvadratov.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 65 г. Сочи

Конспект урока по теме

«Разность квадратов»

Автор работы: Колганова Светлана Петровна

Место работы: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 65 г. Сочи

Должность: учитель математики

Сочи - 2016

Тема: Разность квадратов

Тип урока: комбинированный, проблемный

Продолжительность: 1 урок (40 мин)

Класс: 7

Цели урока:

  1. Развивающие и воспитывающие

а) формировать понятие об общих и частных предложениях и умение с ними работать;

б) формировать умение кодировать информацию с помощью математических знаков;  

в) развивать интуицию;

г) формировать образное и абстрактное мышление.

  1. Предметные ЗУН:

а)   уметь выводить формулу (a  b)(a + b) = a2  b2, уметь распознавать ее в различных ситуациях;

б)  понимать то, что порядок следования слагаемых в многочлене вида   (a  b)(a + b) = a2  b2  не зависит от порядка множителей в произведении и от порядка слагаемых в сумме, а определяются разностью выражений;

в)   формировать умение применять нужную формулу параллельно с использованием свойств степени с натуральными показателями. Упрощать выражения вида:

        (12c2  7a3)(7a3 + 12c2), (11p4 + 9)(11p4 + 9);

г)   применять эту формулу, как разность квадратов:

         a2  b2 = (a  b)(a + b).

  1. ОУУН

а)   уметь обобщать и исследовать полученные результаты;

б)   уметь контролировать свою деятельность;

в)   оценивать и выбирать оптимальный путь решения задачи;

г)   уметь действовать по предложенному плану.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

 А) Устно (Подготовка к восприятию нового материала)

        а)   Возведите в квадрат:

                8с;  0,9d; ; ; 0,05y2.

        б)  Представьте в виде квадрата одночлена:

                4а2; 9b4; 16c8; 0,04x10; 0,25x2y2; 0,64x16; .

        в) Прочитайте выражения, как называются a и b в первых двух случаях?

                а  b; a + b; (a  b)(a + b); a2  b2; a2 + b2.

        г)   Решите уравнения:

                x2  16x = 0 и –9 + 2x = 0.

        д)   Разложите на многочлены:

                15x2y  10x и x2  y2.

3. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.

Создание проблемной ситуации способствует развитию познавательного интереса. Пробуем решить эту задачу, используя имеющиеся знания.

Письменно в тетрадях и на доске

        Выполните умножение многочленов, где a и b – произвольные:

                (a  b)(a + b) = a2 + ab  ab  b2= a2 b2

                (a b)(a + b) = a2  b2    - формула сокращенного умножения.

        Верно ли полученное равенство, не вычисляя, при a =  5, b = 100; a =  12.8, ?

Вывод: a и b – любые числа или алгебраические выражения.

Опр: (Дети самостоятельно формулируют)

        Произведение разности двух выражений и их сумма равно разности квадратов этих выражений.

4. Закрепление нового материала. Формирование алгоритма применения формулы разности квадратов.

№ 1. Переставьте выражения в столбцах так, чтобы между ними можно было поставить знак равенства:

        (1 + a)(1   a)                    y2  9

        (y  3)(y + 3)                1  a2

        (3  y)(3 + y)                9  y2

№ 2. Выберите выражения, которые могут быть преобразованы по формуле произведения разности чисел на их сумму, и преобразуйте их по формуле:

а) (x  y)  (x+ y)                                            Замените формулы схемой:

б) (b  c)(b + c)                                                (  )( + ) = 2  2

в) (0,2  x)(0,2x)                                                ( + )(  ) = 2  2

г) (3 + 2)(3  2)

На основе выполнения этого задания составьте вопросы, выявляющие сущность данной формулы (дети задают вопросы):

  1. Влияет ли порядок записи выражений в произведении на результат преобразований в формуле?
  2. Важен ли порядок записи выражений, входящих в разность, на результат преобразований по этой формуле?
  3. По какому множителю (сумме или разности) удобно составить результат?
  4. Важен ли порядок множителей в произведении?

Далее дети самостоятельно на основе полученного опыта формируют алгоритм:

  1. Является ли выражение произведением.
  2. Является ли один сомножитель – суммой двух выражений.
  3. Является ли другой сомножитель – разностью этих выражений.

Если это не выполняется, то это выражение не может быть преобразовано по формуле (a – b)(a + b) = a2  b2, а если да, то

  1. Выделить сомножитель – разность.
  2. Записать разность, составленную из квадрата уменьшаемого и квадрата вычитаемого.

 № 3. Выполните умножение по выбранному алгоритму письменно в тетрадях и на доске.

        (7x  2)(7x + 2) = (7x)2  22 = 49x2  4

        (a  2)(a + 2) = a2  22 = a2  4

        84  76 = (80 + 4)(80  4) = 802  42 = 6400  16 = 6384

        103  97 = (100 + 3)(100  3) = 1002  32 = 10000  9 = 9991

        (0,7x + y2)(0,7x  y2) = 0,49x2  y4

        (a3  b2)(a3 + b2) = (a3)2   (b2)2 = a6  b4

        (5x2 + 2y3)(5x2  2y3) = 25x4  4y6

№ 4. Решите уравнения:

    (x + 2)(x  2)  (x  3)x = 2           8m(1 + 2m)  (4m + 3)(4m  3) = 2m

Посмотрим с другой стороны на тождество:  a2 – b2 =(a–b)(a+b)      – разность квадратов двух выражений.

Разность квадратов двух выражений равна произведению разности этих выражений на их сумму.

№ 5. Устно. Какие выражения являются разностью квадратов? 

а) x2  (3у)2        г) (2a)2  b2        ж) a2  27             k) 4a2  25b2

б) a  b        д) a2  3b2                з) 10  

в) x2  y        е) 152  132        и) a2 + b2

По какому плану действовали, выполняя задание?

Дети предлагают свои варианты ответов.

  1. Представимо ли выражение в виде разности квадратов?
  2. Выделим основание квадратов
  3. Разность квадратов надо приравнять к произведению

один множитель – разность оснований в том же порядке,

другой  множитель – сумма оснований в любом порядке

Письменно:

№ 6. Разложите на множители:

        64 y4 = 82  (y2)2 = (8  y)(8 + y)

        25m6  n2 = (5m3)2 n2=(5m3  n)( 5m3 + n)

        81 a4b4 = 92  (a2b2)2 = (9  a2b2)( 9 + a2b2)

№ 7. Решите уравнение:

        x2  16 = 0           и     4x2  9 = 0

5. Проверочная работа.

Самопроверка по готовым ответам.

  1. Преобразуйте в многочлен:

        (k + m)(k  m)

        (3x + 5y)(3x  5y)

        

  1. Представьте в виде произведения:

        m2  n2

        c2  81

        0,16x6  9y8

  1. Решите уравнение:

        (x  1)(x + 1)  (x  3)x = 2        и        x2 – 1 = 0

6. Итог урока

  1. Произведение разности двух выражений на их сумму равно разности квадратов этих выражений и наоборот.
  2. (a + b)(a  b)= a2  b2 – верно для любых a, b, где a и b – числа или выражения (многочлены и одночлены).
  3. Формулой (a  b)(a + b)= a2  b2  можно пользоваться, когда выражение является произведением двух множителей (разности и суммы) и порядок слагаемых зависит только от разности выражений.
  4. Формулой a2  b2 =(a  b)(a + b) можно пользоваться, когда выражение представлено в виде разности квадратов: выделяем основание квадратов, записываем произведение разности оснований в том же порядке как в разности квадратов, а в сумме можно по-другому.

7. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы и квадрат разности.

Предлагаю к использованию конспект урока с указываемыми УУД на каждом этапе .Акцентируется внимание на учебно-познавательной компетенции на уроке алгебры в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умнож...

План-конспект урока "Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений" с применением ЦОР

Конспект урока алгебры 7 класс "Квадрат суммы и квадрат разности разработан с применением цифровых образовательных ресурсов. Урок проходит в компьютерном классе, каждый ученик работает за ПК. ЦОР прим...

Конспект урока по алгебре для 7 класса по теме: "Возведение в квадрат суммы и квадрат разности двух выражений"

Закрепить умение возводить в квадрат сумму и разность двух выражений, выработка навыка применения формул             к различным вариантам з...

Конспект урока "Квадрат суммы. Квадрат разности".7 класс

Используется совместно с разработкой SmartNotebook...

Конспект урока по алгебре 8 класса по теме "Квадрат суммы. Квадрат разности"

Конспект урока алгебры 8 класса по теме "Квадрат суммы. Квадрат разности". В процессе урока изучаются формулы сокращенного умножения,  формируются навыки упрощения алгебраических выраже...

Конспект урока по алгебре "Разложение многочлена на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности" 7 класс

В публикации представлен конспект урока по алгебре в 7 классе "Разложение многочлена на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности" (тема 33) (авт. Ю.Н. Макарычев и др.)...