Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Разложение многочлена на множители способом группировки"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Оздоева Елена Николаевна

Данный материал содержит в себе технологическую карту урока алгебры в 7 классе по теме "Разложение многочлена на множители способом группировки", а также раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_7kl_sposob_gruppirovki.docx44.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок алгебры на тему:

«Разложение многочлена на множители способом группировки»

Класс: 7А

Дата проведения: 23.01.2017

Цели урока:

  • осознание учащимися алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки на основании применения переместительного и сочетательного законов сложения и распределительного закона умножения;
  • развитие  интеллектуальных и познавательных способностей;
  • формирование ответственности учащихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.

Тип урокаизучение нового материала.

Методы обученияпроблемный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельностигрупповая, фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивационный

(5 мин)

  1. Приветствие.
  2. Устная работа: учитель предлагает устно ответить на вопросы:

Что значит разложить многочлен на множители?

Какие способы разложения многочлена на множители вы знаете?

Сформулируйте алгоритм разложения многочлена на множители способом вынесения общего множителя за скобки.

3.  Актуализация опорных знаний.

Разложите на множители данные многочлены:

1) 6m + 9n

2) –ax + ay

3) a2 – a b

4) 8m2n – 4mn3

5) (a +b) – x (a +b)

6) 5x +5y +mx +my.

Создается проблемная ситуация: (пример 6) задача знакома на первый взгляд, но не решается.

- Есть ли общий множитель у всех слагаемых?

- Значит, этот способ разложения на множители не подходит.

Постановка учебной задачи: научиться раскладывать многочлен на множители другим способом.

Приветствие

Устно отвечают на вопросы:

  • Представить многочлен в виде произведения;
  • Вынесение общего множителя за скобки;
  • Найти слагаемые, имеющие общий множитель; разделить каждое слагаемое на общий множитель.

Выполняют фронтально с запись на доске.

1. 3(2m + 3n)

2. a (y – x)

3. a(a – b)

4. 4mn(2m – n2)

5. (a + b)(1 – x)

Нет

Да

Научиться раскладывать многочлен на множители другим способом.

2.Актуализация знаний и локализация индивидуальных затруднений.

(8 мин)

Рассмотрим многочлен

5x +5y +mx +my.

- Есть ли общий множитель у всех слагаемых?

Посмотрите внимательно. Что увидели?

Давайте объединим их в группы.

 - Каким законом сложения воспользуемся?

( 5x +5y ) +(m x +my)

- Что можно сделать с общим множителем в каждой группе?

- Каким законом умножения воспользуемся?

5 (x +y) +m (x +y)

- Сколько сейчас получилось слагаемых?

- Что интересного заметили в получившемся выражении?

- Вынесем его за скобки.

(x +y) (5 +m)

- Что мы получили?

- Значит, многочлен представили в виде произведения. Каким способом?

- Поэтому этот способ называется способом группировки.

- Нельзя ли этот же многочлен разложить на множители, группируя слагаемые иначе? Какие законы сложения и умножения будем использовать?

Фронтальная работа:

(5x + mx) + ( 5y + my) = x (5 + m) + y (5 + m) =(x + y) (5 + m)

- Какой получился результат?

2) А сейчас сформулируем алгоритм разложения многочлена на множители:

а) выполнить группировку слагаемых, имеющих общий множитель;

в) отдельно в каждой группе найти общий множитель и вынести его за скобки;

с) в получившемся выражении найти общий множитель и вынести его за скобки.

Этот алгоритм поможет учащимся в дальнейшей работе на этом и последующих уроках.

Нет

(Есть общий множитель 5 у первого и второго слагаемых и общий множитель m у третьего и четвертого слагаемых.)

Сочетательным

Вынести его за скобки

Распределительным

Два  

Есть один общий множитель (х+у)

Произведение

Объединяя слагаемые в группы

Такой же, как и в первом случае

3.Применение знаний и формирование умений и навыков

(25 мин)

Работая с алгоритмом, учащиеся действуют поэтапно, отдавая себе отчет, что надо сделать и почему. Происходит осознание нового правила, его осмысление и запоминание.

а) Фронтальная работа.

aх + ау - х - у

ab - 8а – bх + 8х

А если будет не 4 слагаемых, а 6?  

x2y + x + xy2 + y + 2xy + 2  

А если 3слагаемых  

x2 + 6x + 5 = x2 + x + 5x + 5 = x(x + 1) + 5(x + 1) = (x + 1)(x + 5)

б) Дифференцированные задания по уровням.

Учащиеся выполняют задания карточки, выбрав соответствующий уровень.

А. Задания репродуктивного уровня.

1) 7а – 7b + аn – bn

2) xy + 2y + 2x + 4

3) y2a – y2b + xa – x2 b

Б. Задания модифицированного уровня

1) xy + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х + xy + xy2 + y3 

С. Задания творческого уровня

1) x + x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – а

3) х2 – 5х + 4

Выполняют задания в тетради

 (a – 1)(x + y)

(a – x)(b – 8)

(ху + 1)(х + у + 2)

  1.  (7 + n)(a – b)
  2.  (y + 2)(x + 2)
  3. (y2 + x2)(a – b)

  1. (x + 2)(y – 2)
  2. (c – 3)(2x –y)
  3. (x + y2)(x + y)

  1. (x3 – y3)(x + y)
  2. (y2 – a)(x – b + 1)
  3. (x – 4)(x – 1)

4.Контроль и оценка

(1 мин)

Отметки по итогам самостоятельной работы на первом уроке выставляются по желанию.

5.Домашнее задание

(1 мин)

П. 30, № 712, № 717.


А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) xy + 2y + 2x + 4

3) y2a – y2b + xa – x2b

Б. 

1) xy + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х + 4

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) xy + 2y + 2x + 4

3) y2a – y2b + xa – x2b

Б. 

1) xy + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х + 4

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) xy + 2y + 2x + 4

3) y2a – y2b + xa – x2b

Б. 

1) xy + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х + 4

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) xy + 2y + 2x + 4

3) y2a – y2b + xa – x2b

Б. 

1) xy + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х + 4

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) xy + 2y + 2x + 4

3) y2a – y2b + xa – x2b

Б. 

1) xy + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х + 4

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) xy + 2y + 2x + 4

3) y2a – y2b + xa – x2b

Б. 

1) xy + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х + 4

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) xy + 2y + 2x + 4

3) y2a – y2b + xa – x2b

Б. 

1) xy + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х + 4

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) xy + 2y + 2x + 4

3) y2a – y2b + xa – x2b

Б. 

1) xy + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х + 4


А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) x y + 2y + 2x + 4

3) y2a - y2b + xa - x2b

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) x y + 2y + 2x + 4

3) y2a - y2b + xa - x2b

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) x y + 2y + 2x + 4

3) y2a - y2b + xa - x2b

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) x y + 2y + 2x + 4

3) y2a - y2b + xa - x2b

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) x y + 2y + 2x + 4

3) y2a - y2b + xa - x2b

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) x y + 2y + 2x + 4

3) y2a - y2b + xa - x2b

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) x y + 2y + 2x + 4

3) y2a - y2b + xa - x2b

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) x y + 2y + 2x + 4

3) y2a - y2b + xa - x2b

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) x y + 2y + 2x + 4

3) y2a - y2b + xa - x2b

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) x y + 2y + 2x + 4

3) y2a - y2b + xa - x2b

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) x y + 2y + 2x + 4

3) y2a - y2b + xa - x2b

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) x y + 2y + 2x + 4

3) y2a - y2b + xa - x2b

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) x y + 2y + 2x + 4

3) y2a - y2b + xa - x2b

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) x y + 2y + 2x + 4

3) y2a - y2b + xa - x2b

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) x y + 2y + 2x + 4

3) y2a - y2b + xa - x2b

А. 

1) 7а – 7b + аn – bn

2) x y + 2y + 2x + 4

3) y2a - y2b + xa - x2b

Б. 

1) x y + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

Б. 

1) x y + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

Б. 

1) x y + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

Б. 

1) x y + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

Б. 

1) x y + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

Б. 

1) x y + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

Б. 

1) x y + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

Б. 

1) x y + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

Б. 

1) x y + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

Б. 

1) x y + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

Б. 

1) x y + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

Б. 

1) x y + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

Б. 

1) x y + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

Б. 

1) x y + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

Б. 

1) x y + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

Б. 

1) x y + 2y – 2x – 4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х+ x y + xy2 + y3

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х – 6

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х – 6

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х – 6

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х – 6

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х – 6

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х – 6

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х – 6

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х – 6

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х – 6

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х – 6

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х – 6

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х – 6

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х – 6

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х – 6

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х – 6

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х – 6

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х – 6

С. 

1) x+ x3y – xy3 – y4

2) ху2 – bу2 – ах + аb + у2 – a

3) х2 – 5х – 6

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока алгебры 9 класс тема "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Урок алгебры в 9 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Технологическая карта урока содержит основные этапы урока обобщения, задания для фронтальной, индивидуальной и самостоятельной гр...

Технологическая карта урока алгебры 8 классе

«Решение задач с помощью рациональных уравнений» 8 класс с элементами подготовки к ЕГЭ и ОГЭ...

технологическая карта урока алгебры 8 класс

Технологическая карта урока алгебры по теме " Сложение алгебраических дробей с разными знаменателями" 8 класс...

Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме "Многочлены"

Технологическая карта урока алгебры по теме "Многочлены". Урок открытия нового знания....

Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме "Решение задач с помощью систем линейных уравнений"

Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме " Решение задач с помощью систем линейных уравнений"...