математический калейдоскоп
план-конспект занятия по алгебре (5 класс) по теме

Елена Владимировна Кузьмина

интеллектуальная  игра  для учащихся 4-5 классов. 

  • Систематизация  знаний по пройденным темам «Логические задачи», «Ребусы», «Деньги», «Задачи со спичками», «Числа», «Закономерности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_kaledoskop.rar1.35 МБ
Office presentation icon kaledoskop.ppt2.2 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Интеллектуальная игра «Калейдоскоп»

Разработал: Кузьмина Е.В. –

 Учитель математики МБОУ «Белоярская СШ»

                   

Белый Яр, 2014

Пояснительная записка

Тема: интеллектуальная игра «Калейдоскоп».

Цели: 

Обучающие:

  • Систематизация  знаний по пройденным темам «Логические задачи», «Ребусы», «Деньги», «Задачи со спичками», «Числа», «Закономерности».

Воспитательные:

  • создание условий для воспитания навыков самостоятельной работы в группах;
  • воспитание эстетических качеств, умения общаться.

Развивающие:

  • развитие мыслительной деятельности,
  • развитие творческого мышления, математической речи воспитанников.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Форма занятия: игровая.

Оборудование: компьютерная презентация, жетоны, черновики, фигуры для физминутки,  сладкие призы.

Оригинальность занятия состоит в том, что в нем применен нетрадиционный способ систематизации знаний по пройденным темам. Занятие форме интеллектуальной игры позволяет погрузить ребенка в мир игры, что способствует раскрепощению и раскрытию воспитанника. Дух соревнования делает занятие более интересным, азартным и оживляет атмосферу.

Второй особенностью занятия является применение на нем ИКТ. Дети отвечают на вопросы, представленные на большом экране в виде презентации. Это повышает интерес ребенка, снижает утомляемость (презентация прилагается).

Разминка и физминутка позволяют переключаться с одного вида деятельности на другой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Разминка-игра на внимание.

Все ребята встают вкруг. Выбирается число. Каждый по кругу называет числа по порядку, воспитаннику,  которому выпало число, делящееся на задуманное – называет свое имя. Если ошибся - выбывает из игры.
Игра позволяет настроиться на работу, повторить таблицу умножения, познакомиться, если ребята незнакомы и определить участника, который начнет  интеллектуальную игру.

  1. Игра «Калейдоскоп»

 Что такое калейдоскоп?  (Детская игрушка – трубка с зеркальными пластинками и цветными стёклышками, при поворачивании складывающимися в разнообразные узоры. Быстрая смена разнообразных явлений, событий.)
– Наш калейдоскоп будет складываться из интересных математических заданий, шуток, стихов о математике, песен.

  1. Физминутка (после 20- 25 мин игры)

Педагог поочередно показывает фигуры, а ребята выполняют движения:

http://festival.1september.ru/articles/580471/img1.gif – прошагай
http://festival.1september.ru/articles/580471/img4.gif– приседай.
Ну, а если
http://festival.1september.ru/articles/580471/img5.gif – дружок -
Выполняй скорей прыжок.

  1. Правила игры «Калейдоскоп».

Все участники делятся на  команды  по 2-3 человека. Первой отвечает та команда, член которой выиграл в разминке. Вопросы собраны по разделам, которые вынесены на слайд №2. Команды по-очереди выбирают одно из заданий, отмеченных под цифрой в каждой разделе. Времени на обдумывание дается не более 3х минут. Отвечать на вопрос команда может только раз. Поэтому, прежде чем поднять руку, ребята должны хорошо обдумать свой ответ. Игра состоит из 8 разделов по 5 вопросов в каждом. За каждый правильный ответ команда получает жетон в виде звезды. Игра завершается, когда закончатся вопросы или по истечении времени занятия.  Победителем игры становится команда, набравшая наибольшую сумму.

4. Подведение итогов занятия.  Награждение победителей.  

Задания представлены в презентации:

История математики. 

  1. Почему копейку назвали копейкой. (От слова «копье» - на копейке изображен всадник с копьем)
  2. От какого слова произошло слово рубль и почему? (От глагола «рубить», рубили слитки, если для расчетов они были слишком велики.)
  3. Грош за него дать мало, а два много. Сколько стоит  вещь? (Алтын – 3 копейки   (грош – 2 копейки))
  4. Как называли первые собственные  металлические деньги, появившиеся на Руси? (Гривна (кусочки металла различной формы))
  5. Почему  профессия скотника в древней Руси была очень престижна? (Скотник – так назывался казначей, хранитель денег)

Реши, если силен. 

  1. Летела стая уток: одна утка впереди и две позади, одна позади и две впереди; одна утка между двумя  и три в ряд. Сколько летело уток? (Три утки друг за дружкой)
  2. В соревновании по бегу участвовали заяц и волк. Каждый шаг зайца в два раза короче шага волка, но шаги заяц делает в три раза чаще, чем волк. Кто победит в соревновании? (заяц)
  3. Мальчик написал  на листке число 86 и говорит своему приятелю: « Не производя никаких записей, увеличь это число на 12 и покажи. (86 и 98)
  4. Пара конькобежцев пробежала по стадиону 8 кругов. По сколько кругов пробежал каждый из них? (8 кругов)
  5. От четырехугольного стола отпилили один угол. Сколько углов осталось у стола? (5 углов)

В мире чисел.

1. Используя только по одному разу цифры 1, 2 и 3
с помощью различных арифметических действий получить число 8. ((1+3)*2=8)

2. Запишите все 3-значные числа, используя только цифры 0, 1, 5. При этом цифры в каждом числе должны быть разные.  (150, 105, 510, 501)

3. Используя четыре раза  цифру 4 с помощью различных арифметических действий получить число 1. (4 : 4 + 4 – 4 = 1)

4. Сколько получится, если сложить числа: наименьшее двузначное, наименьшее трёхзначное и наименьшее четырёхзначное? (1110, 10+100+1000=1110)

5. Произведение, каких двух однозначных чисел дает число 5? (5 * 1 = 5)

Ребусы и шарады.

1. http://festival.1september.ru/articles/520060/02.JPG(известное)

2.http://festival.1september.ru/articles/520060/03.JPG(аккуратность)

3. http://festival.1september.ru/articles/410704/img3.gif

4. http://festival.1september.ru/articles/410704/img4.gif (истопник)

5. http://festival.1september.ru/articles/410704/img4.gif                        (Барометр)

Кот в мешке.

1. Переложите одну спичку так, чтобы получилось верное равенство.
X = I I I + I I                                             (V = I I I + I I)

2. Переложите одну спичку так, чтобы получилось верное равенство.
X I = V I I + I I                                     (I X = V I I + I I)

3.  Сколько всего треугольников на рисунке?          (32)

4. Две колхозницы шли в город и встретили по дороге ещё 5 колхозниц. Сколько колхозниц шло в город?              (2 -остальные шли навстречу)

5. Девочка спросила дедушку, сколько ему лет. Тот ответил: “Если уменьшить мои  года в 6 раз и отнять ещё 6 лет то получишь 6. Узнай, сколько мне лет?”                                       (72года, (6+6)*6=72(года))

Математика в стихах.

1. Он – грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки,
А заменишь “У” на “О” –
Будет круглое число. (
Сурок - сорок)

2. Предлогом стоит в моем начале,
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом. (За + Дача = Задача)

3. Я – цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти.
Но если букве “Я”
Прикажешь рядом встать:
Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать! (Семь – семья)

4. Первое – летом, весной выпадает,
Льдинками все то в садах побивает.
Ну, а второе – мужчин украшенье,
Нету у многих его, к сожаленью.
А вот все вместе – то мера углов,
Температуры горячих голов.

(Град + Усы = Градусы)

5. Я – пространственное тело,
И не сложен я с натуры,
Если ж вставить “Л” умело,
Стану домом я культуры (Куб – клуб)

Мысли логически.

1. Отца одного гражданина зовут Сергей Владимирович, а сына этого гражданина – Александр Владиславович.
Как зовут гражданина? (Владислав Сергеевич)

2. Имеются два пустых бидона – трехлитровый и пятилитровый. Как, пользуясь этими бидонами, набрать из реки ровно 1 л воды? (Набрать 3 литра, вылить в 5–литровый бидон, набрать еще раз три литра и долить в 5–литровый бидон – останется в нем 1 литр.)

3. Шнур длиной 24 м разрезали на равные части, сделав 3 разреза. Какова длина каждой части? (6 метров, 24: 4 = 6 )

4 Какой цифрой оканчивается произведение всех чисел от 7 до 81?

(0, 7*8*9*10*.*.*.=…0)

5. В 9 вагонах разместите 45 коров так, чтобы в каждом вагоне было разное их количество (http://festival.1september.ru/articles/310688/img4.gif).

Найди закономерность.

1. Что здесь лишнее?
 Треугольник, циркуль, транспортир, линейка. (циркуль, проводит не линии)

2.  Найдите лишнее:
9, 16, 25, 27   (27)

3. Какое число следующее?
77, 49, 36, 18, …..

(8,   7*7=49, 4*9=36, 3*6=18, 1*8=8)

4. Какое число стоит в пустом кружке? http://festival.1september.ru/articles/587305/img1.gif (21)

5. Напиши следующее 2 числа:
11, 101, 1001, ……. (10001, 100001)

Методические советы

  1. Интегрирование обычного занятия с мультимедийной презентацией позволяет педагогу переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным.
  2. Презентация составлена так, что выбирая цифру на слайде  №2 - высвечивается  вопрос. После получения ответа от воспитанника, производиться щелчок мышью и появляется на экране ответ. Затем необходимо навести стрелку на рисунок «домика» внизу справа и появляется слайд №2.
  3. Но наряду с применением электронных технологий, роль педагога остается  главной. Побудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только педагог. Лишь педагог своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на таком занятии психологически комфортную обстановку.
  4. Педагогу необходимо обратить внимание на обсуждение вопроса в командах, помогая организовать участие каждого воспитанника в игре.

Используемая литература

  1. Доморяд А.П. " Математические игры и развлечения" М. 1961 год.
  2. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. – М.: Наука, 1992. – 122с.
  3. Нагибин Ф.Ф. Канин С.С. Математическая шкатулка: М.: Просвещение, 1988. – 128с.
  4. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 141 с.
  5. Гусев В.А. Комбаров А.П. Математическая разминка.
  6.  Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий. Выпуск 2 / Авт.- сост. Трошин В.В. – Глобус, 2008. – 282с. – ( Учение с увлечением).
  7. Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий. Авт.- сост. Трошин В.В. – Глобус, 2008. – 298с. – ( Учение с увлечением).
  8. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы / авт.-сост. Ю.В. Щербаков. – М.: Глобус,2008г – 174с. – ( Учение с увлечением).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математический калейдоскоп

Слайд 2

История математики 1 2 3 4 5 Реши , если силен 1 2 3 4 5 В мире чисел 1 2 3 4 5 Ребусы, шарады 1 2 3 4 5 Кот в мешке 1 2 3 4 5 Математика в стихах 1 2 3 4 5 Мысли логически 1 2 3 4 5 Найди закономерность 1 2 3 4 5

Слайд 3

Награждение победителей Место Место Место

Слайд 4

Всем спасибо! До новых встреч!

Слайд 5

Почему копейку назвали копейкой.

Слайд 6

От слова «копье» - на копейке изображен всадник с копьем

Слайд 7

От какого слова произошло слово рубль и почему?

Слайд 8

От глагола «рубить», рубили слитки, если для расчетов они были слишком велики.

Слайд 9

Грош за него дать мало, а два много. Сколько стоит вещь?

Слайд 10

Алтын – 3 копейки (грош – 2 копейки)

Слайд 11

Как называли первые собственные металлические деньги, появившиеся на Руси?

Слайд 12

Гривна (кусочки металла различной формы)

Слайд 13

Почему профессия скотника в древней Руси была очень престижна?

Слайд 14

Скотник – так назывался казначей, хранитель денег

Слайд 15

Летела стая уток: одна утка впереди и две позади, одна позади и две впереди; одна утка между двумя и три в ряд. Сколько летело уток?

Слайд 16

Три утки друг за дружкой

Слайд 17

В соревновании по бегу участвовали заяц и волк. Каждый шаг зайца в два раза короче шага волка, но шаги заяц делает в три раза чаще, чем волк. Кто победит в соревновании?

Слайд 18

заяц

Слайд 19

Мальчик написал на листке число 86 и говорит своему приятелю: « Не производя никаких записей, увеличь это число на 12 и покажи.

Слайд 20

86 и 98

Слайд 21

Пара конькобежцев пробежала по стадиону 8 кругов. По сколько кругов пробежал каждый из них?

Слайд 22

8 кругов

Слайд 23

От четырехугольного стола отпилили один угол. Сколько углов осталось у стола?

Слайд 24

5 углов

Слайд 25

Используя только по одному разу цифры 1, 2 и 3 с помощью различных арифметических действий получить число 8.

Слайд 26

(1+3)*2=8

Слайд 27

Запишите все 3-значные числа, используя только цифры 0, 1, 5. При этом цифры в каждом числе должны быть разные.

Слайд 28

150, 105, 510, 501

Слайд 29

Используя четыре раза цифру 4 с помощью различных арифметических действий получить число 1.

Слайд 30

4 : 4 + 4 – 4 = 1

Слайд 31

Сколько получится, если сложить числа: наименьшее двузначное, наименьшее трёхзначное и наименьшее четырёхзначное?

Слайд 32

1110 10+100+1000=1110

Слайд 33

Произведение, каких двух однозначных чисел дает число 5?

Слайд 34

5 и 1 5 * 1 = 5

Слайд 36

известное

Слайд 38

Барометр

Слайд 40

Равенство

Слайд 42

знаменатель

Слайд 44

аккуратность

Слайд 45

Две колхозницы шли в город и встретили по дороге ещё 5 колхозниц. Сколько колхозниц шло в город?

Слайд 46

2 остальные шли навстречу

Слайд 47

Десять человек обменялись рукопожатиями. Сколько всего было рукопожатий?

Слайд 48

45 рукопожатий 8 рукопожатий 0 рукопожатий 1 рукопожатие 9 рукопожатий 4 рукопожатия 7 рукопожатий 6 рукопожатий 5 рукопожатий 2 рукопожатия 3 рукопожатия

Слайд 49

Какой цифрой оканчивается произведение всех чисел от 7 до 81?

Слайд 50

0 7*8*9*10*.*.*.=…0

Слайд 51

В 9 вагонах разместите 45 коров так, чтобы в каждом вагоне было разное их количество

Слайд 53

Девочка спросила дедушку, сколько ему лет. Тот ответил: “Если уменьшить мои года в 6 раз и отнять ещё 6 лет то получишь 6. Узнай, сколько мне лет.”

Слайд 54

72года (6+6)*6=72(года)

Слайд 55

Он – грызун не очень мелкий, Ибо чуть побольше белки, А заменишь “У” на “О” – Будет круглое число.

Слайд 56

Сурок - сорок

Слайд 57

Предлогом стоит в моем начале, В конце же – загородный дом. А целое мы все решали И у доски, и за столом.

Слайд 58

За + Дача = Задача

Слайд 59

Я – цифра меньше 10, Меня тебе легко найти. Но если букве “Я” Прикажешь рядом встать: Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать!

Слайд 60

Семь – семья

Слайд 61

Первое – летом, весной выпадает, Льдинками все то в садах побивает. Ну, а второе – мужчин украшенье, Нету у многих его, к сожаленью. А вот все вместе – то мера углов, Температуры горячих голов .

Слайд 62

Град + Усы = Градусы

Слайд 63

Я – пространственное тело, И не сложен я с натуры, Если ж вставить “Л” умело, Стану домом я культуры

Слайд 64

Куб – клуб

Слайд 65

Отца одного гражданина зовут Сергей Владимирович, а сына этого гражданина – Александр Владиславович. Как зовут гражданина?

Слайд 66

Владислав Сергеевич

Слайд 67

Шнур длиной 24 м разрезали на равные части, сделав 3 разреза. Какова длина каждой части?

Слайд 68

6 метров 24: 4 = 6

Слайд 69

На трех окнах стояли горшочки с цветами. На первом 2 горшочка, на втором 3, на третьем 5 . Как надо переставить один горшочек с цветами, чтобы на двух окнах стало одинаковое количество цветов?

Слайд 71

Имеются два пустых бидона – трехлитровый и пятилитровый. Как, пользуясь этими бидонами, набрать из реки ровно 1 л воды?

Слайд 72

Набрать 3 литра, вылить в 5–литровый бидон, набрать еще раз три литра и долить в 5–литровый бидон – останется в нем 1 литр.

Слайд 73

Как имея лишь два сосуда 5 литров и 7 литров, налить из водопроводного крана 6 литров воды?

Слайд 74

7л. 5л. сосуд 1. 7 0 0 2. 2 5 0 3. 0 5 2 4. Повторить два раза

Слайд 75

Что здесь лишнее? Треугольник, циркуль, транспортир, линейка.

Слайд 76

Циркуль без шкалы

Слайд 77

Найдите лишнее : 9, 16, 25, 27

Слайд 78

27

Слайд 79

Какое число следующее? 77, 49, 36, 18, …..

Слайд 80

8 7*7=49, 4*9=36, 3*6=18, 1*8=8

Слайд 81

Какое число стоит в пустом кружке?

Слайд 82

21

Слайд 83

Напиши следующее 2 числа: 11, 101, 1001, …….

Слайд 84

10001, 100001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

математический калейдоскоп

Внеклассное мероприятие по математике "Математический калейдоскоп", проводилось в рамках предметной недели математики. Мероприятие проходило в виде соревнования двух команд "ПЛЮС" и "МИНУС"....

"Математический калейдоскоп" по теме:"Десятичные дроби" 5 класс

Презентация позволит,отвечая на вопросы из области биологии, географии и истории, закрепить вычислительные навыки по теме " Десятичные дроби" в 5 классе...

" Математический калейдоскоп" по теме: " Натуральные числа " и " Координатный луч" 5 класс

Презентация позволит , отвечая на вопросы из области биологии, геграфии и истории, закрепить навыки по темам: " Натуральные числа" и " Кроординатный луч" в 5 классе...

Математический калейдоскоп

Игровое итоговое занятие по математике....

Игра "Математический калейдоскоп".

Внеклассное мероприятие по математике...

Общешкольное мероприятие в рамках математической декады "Математический калейдоскоп"

Цель — в увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество п...

Математическая игра "Математический калейдоскоп" (5 классы)

Цель игры: развивать интерес к математике, расширить умственный кругозор обучающихся, повысит их общую культуру....