Формулы сокращенного умножения
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему

Курышова Наталья Евгеньевна

Предлагается разработка урока с использованием интерактивной доски .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе. Тема: «Формулы сокращенного умножения».

Тип урока: комплексное применение знаний, умений и навыков.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.

Цели:

  1. Образовательные.

  1. Развивающие.

  1. Воспитательные.

  • продолжать изучать ФСУ: формулировка;
  • акцентировать на разницу между квадратом суммы и квадратом произведения, составляющие формул;
  • научить применять формулы  для рациональных вычислений;
  • применять ФСУ для разложения на множители выражения;
  • ввести понятие «полного квадрата выражения»;
  • видеть разницу между полным и неполным квадратом;
  • применять формулы для решения практических задач;
  • развитие вычислительных навыков.

Способствовать развитию:

  • общения как метода научного познания;
  • логического мышления, активизации мыслительной деятельности;
  • навыков исследовательской и творческой деятельности;
  • самостоятельности;
  • повышения самооценки личности.

Развивать у учащихся

  • коммуникативные компетенции;
  • способствовать развитию творческой деятельности;
  • потребности к самообразованию;
  • работать над культурой речи учеников;
  • толерантности;
  • сознательной дисциплины.

№№

Основные этапы урока:

Виды деятельности

1

Организационный момент.

Постановка основных целей урока, озвучить план урока, выдать распечатки для самооценки своего труда на уроке (рефлексия). (Смотри приложение).

2

Актуализация опорных знаний и умений.

 Работа на интерактивной доске. (Смотри приложение). Диалог с учащимися.

3

Проверка домашнего задания.

Выполнение номеров домашнего задания на доске, опрос теории, работа с компонентами формул (интерактивная доска)

4

Устная работа.

Работа на интерактивной доске. Индивидуальная работа с элементами творческой деятельности. Работа в группах. (Смотри приложение).

5

Реализация целей урока.

Работа на интерактивной доске. Решение заданий из учебника. Задача по практическому применению полученных знаний в жизни. (Смотри приложение).

6

Постановка домашнего задания.

Пояснение выполнения практической задачи по использованию формул сокращенного умножения и номеров из учебника. (Смотри приложение).

7

Подведение итогов (рефлексия).

Самооценка своего труда учениками и качества восприятия материала по различным видам деятельности (работа с распечатками, выданными в начале урока)

Ход урока.

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, дорогие ребята! На уроках алгебры мы начали изучать тему «Разложение многочленов на множители». И мы уже знаем, что существует три основных способа разложения. Это

  • вынесение общего множителя за скобки;
  • группировка;
  • формулы сокращенного умножения.

  1. Актуализация знаний

     -На сегодняшний день мы познакомились с двумя формулами: разность квадратов двух выражений и квадрат суммы или разности двух выражений. Наша

цель на уроке выяснить, зачем нужны эти формулы, зачем мы их изучаем, где  и как их применять и как эти формулы применяются при разложении многочленов на множители. Можно ли ответить на вопросы:       слайд 2 

                                                 делится ли разность 1152-272 на 11?, а на 71?

                                               как вычислить:     992;      9992;     652;   1052 ?

     -Для ответа на эти вопросы мы вспомним и теоретический материал, и поработаем устно, и индивидуально, будет задание с элементами творчества, выполним практическую работу парами, ответим на вопросы из учебника, решим практическую задачу.

   -  На этом уроке вы будете выступать в роли не только учеников, но и

экспертов. Ваша цель внимательно слушать на уроке, активно работать и в конце урока самому поставить себе оценку, которая, по вашему мнению, соответствует вашей активности на уроке и качеству восприятия обсуждаемого материала, выбрать с урока вид деятельности, с помощью которого вам более доступно усвоение нового материала. Для этого в серой ячейке против вопроса вы должны поставить «галочку», а против пункта №4 – оценку. Слайд3

       Но сначала проверим правильность выполнения некоторых номеров из домашнего задания

  1. Проверка домашнего задания:

  • Номера из учебника №372(2,4),  №373(2,4),  (выполняют двое учеников на доске) (параллельно идет опрос теории)

Задание

Цель задания

Предполагаемая ошибка

Исправление ошибки

№ 372 (2,4)

2).

4).

№373 (2,4)

2).

4). .

  1. Уметь применять формулу при возведении в квадрат двучлена.
  2. Развитие вычислительных навыков.
  3. Повторение свойств степени.
  1. Нет удвоенного произведения.
  2. Вычислительная ошибка при возведении в квадрат или подсчете удвоенного произведения.
  3. Выполнение действий с десятичными и обыкновенными дробями.
  4. Замена действия возведения в квадрат на умножение на 2 и наоборот.
  5. Знак удвоенного произведения в №373(2).
  1. Повторение формулы.
  2. Повторение свойств степени.
  3. Повторение правил постановки запятой при умножении десятичных дробей, правила умножения обыкновенных дробей
  4. Акцентировать понятие удвоенное произведение.
  5. Пояснить выбор знака.

       4.   Устная работа: слайд4

  • Контроль теории :
  1. Сформулируйте , как разложить на множители разность квадратов двух выражений?

2.  Сформулируйте, как возвести в квадрат сумму двух выражений.

3. Сформулируйте, как возвести в квадрат разность двух выражений.

4. Сформулируйте, как возвести в квадрат произведение двух выражений?

  • Работа с компонентами формул: заполнить таблицу (интерактивная доска) Ответы спрятаны за картинками, в процессе работы осуществляется контроль за правильностью ответов. Желающие могут заполнить таблицу самостоятельно. Дополнительным заданием будет следующее: придумать одночлены и заполнить последние три строки таблицы, и чем сложнее будут одночлены, тем выше оценка . слайды 5-6

Задание

Цель задания

Предполагаемая ошибка

Исправление ошибки

  1. Заполнить таблицы с классом или индивидуально.
  2. Составить одночлены самостоятельно и заполнить последние три строки таблицы.
  1. Формирование навыка возводить в квадрат одночлен.
  2. Представление одночлена в виде квадрата одночлена
  3. Повторение свойств степени
  4. Вычислительная культура
  5. Тренировка восприятия компонент в таблице, как элементов формул.

  1. Вычислительная ошибка.
  2. Возведение в квадрат только последнего множителя одночлена.
  3. Ошибка в вычислении коэффициента квадрата одночлена.
  4. Путают понятия «удвоенное» и «квадрат».
  1. Повторение свойств степени.
  2. Акцент га разницу в понятиях «удвоенное» произведение одночленов» и «квадрат одночлена».

После заполнения первой таблицы предлагается ученикам собрать ребус из слов, в котором зашифрованы формулировки формул сокращенного умножения: слайды 7-8

  • Работа в группах по 4 человека: ученикам предлагаются конверты с множеством квадратиков, на которых написаны одночлены, знаки действий и скобки. Ученики должны из карточек составить две формулы: «квадрат разности или суммы двух выражений» и «разность квадратов двух выражений». После выполнения задания в конверте не должно остаться ни одной карточки. На интерактивной доске подготовлены ответы к этим ребусам, закрыты картинками. После выполнения задания каждая группа может оценить правильность выполнения. Слайд 9

  5.  Реализация целей урока:

  • Применение формул для рациональных вычислений.

Задание

Цель задания

Предполагаемая ошибка

Исправление ошибки

1. Вычислить:

2.  Вычислить:

3 . Вычислить:

1. Показать применение формул для рациональных вычислений.

2. Познакомить с одним из приемов устного счета.

3. Показать рациональность представить число в виде суммы или разности двух чисел для более рационального выполнения действия

1. Ошибка в применении формулы.

2. Нерациональное представление числа в виде суммы или разности двух чисел

1. Проговаривать формулы и выполнение задания вслух.

2. В дискуссии с учениками выяснить, почему один из способов представления числа в виде суммы или разности двух чисел более предпочтителен в конкретной ситуации, чем другой.

-Мы повторили формулы, закрепили умения при возведении в квадрат выражения, представления выражения в виде квадрата, работали с компонентами формул сокращенного умножения. Теперь увидим, для чего мы изучаем эти формулы, где их знания можно применить.

-Одно из применений это приемы устного счета (задание №1).

-Как выполнить действие возведения в квадрат некоторых чисел (задание №2 и №3)? (Показать с использованием интерактивной доски

возведение в квадрат числа 91.

 слайды 10

Далее предложить ученикам аналогично выполнить действие возведения в квадрат числа 102, 69, 48. Акцентировать на том, что не обязательно представлять число в виде суммы двух слагаемых: 48=40+8, на этом примере показать, что рациональнее представить число 48 в виде разности двух чисел: 48=50-2 и потом результат возвести в квадрат.) Особое место занимает возведение в квадрат чисел, оканчивающихся цифрой 5.

(Работа на доске. Показать, что, чтобы число 85 возвести в квадрат, надо 80 умножить на 90 и к результату прибавить 25. Предложить ученикам выполнить действие: ). На этом этапе мы можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: делится ли разность 1152-272 на 11?, а на 71? как вычислить:     992;      9992;     652;   1052 ? (Дать возможность ученикам ответить на этот вопрос устно, а выполнить предложенные действия дома).

  • Применение формул для разложения выражений на множители. Показать разницу между полным и неполным квадратами суммы и разности двух выражений, показать применение формул при решении уравнений, преобразовании выражений и в реальной жизни. Слайд11

Задание

Цель задания

Предполагаемая ошибка

Исправление ошибки

1. Представить в виде квадрата суммы или разности двух выражений:

 .

2. Можно ли представить в виде квадрата следующие выражения:  ?

3. В чем разница между выражениями первого и второго пунктов?

4. Решить уравнение: .

5. Решение практической задачи: «В сквере квадратной формы планируется разбить клумбу (план сквера на рисунке). Составьте формулу для вычисления площади клумбы, если ширина сквера р, а проезжей части с и найдите её значение, если р=15,9м, а с=3.2м»

1. Показать разницу между полным и неполным квадратами двух выражений.

2. В уравнении показать различные способы решения.

3. Применение формул для более рациональных вычислений.

4. Применение формул в жизни.

1. «Сворачивают» неполный квадрат.

2. Применение формул сокращенного умножения.

3. Раскрытие скобок, если перед скобкой стоит знак «-«

1. Расписывать полные и неполные квадраты подробно и коэффициент в среднем слагаемом выделять цветом и акцентировать при пояснении.

2. Повторить правило раскрытия скобок, если перед скобкой стоит знак «-«.

(Работа в тетради) слайд 12

-Теперь рассмотрим применение формул сокращенного умножения при разложении многочленов на множители. Для этого прочитаем формулы справа налево (работа с интерактивной доской). Сумму квадратов двух выражений плюс или минус удвоенное произведение этих выражений, называют полным квадратом суммы или разности этих выражений. Такой многочлен можно «свернуть», представить в виде квадрата суммы или разности двух выражений (задание №1).

,

-Чем следующие выражения отличаются от предыдущих (задание №2, №3)?

 

- Эти выражения называются неполными квадратами и на множители они не раскладываются.

-Посмотрим, как формулы помогают решать уравнения: Решим уравнение двумя способами (задание №4)

1 способ

2 способ

Ответ: 1

 

Ответ: 1

  • Применение формул в реальной жизни. Слайды 13-15

- Решим задачу практического содержания:

     «В сквере квадратной формы планируется разбить клумбу (план сквера на рисунке). Составьте формулу для вычисления площади клумбы, если ширина сквера р, а проезжей части с и найдите её значение, если р=15,9м, а с=3.2м»

Решение:

Формула для вычисления площади клумбы: , так как  р=15,9м, а с=3.2м, то .

Ответ: площадь клумбы

6. Домашнее задание:

  • Решить практическую задачу по вариантам. (Раздать карточки с задачами)
  • Номера из учебника: №377(2,4); №379(2,4); №384(2); №388(4).
  • Выучить наизусть формулировки формул сокращенного умножения.

7. Подведение итогов урока (рефлексия)

Поблагодарить учеников за работу на уроке. Проанализировать, какой этап урока был наиболее эффективен для усвоения материала, оценить ребятами активность и качество работы на уроке.

(Ученики заполняют карточки с вопросами, выданными в начале урока).

Ход урока

  1. Организационный момент: озвучить цели урока и план урока:

План урока:

  1. Устная работа;
  2. Практическая работа;
  3. Работа в тетради: применение ФСУ для рациональных вычислений
  4. Применение ФСУ для разложения выражений на множители;
  5. Разница между полным и неполным квадратом:
  6. Работа по учебнику;
  7. При наличии времени практическая или самостоятельная работа.
  1. Ход урока:
  1. Устная работа
  • Сформулировать,  как разложить на множители разность квадратов двух выражений; квадрат разности и квадрат суммы
    квадрат произведения
    (Слайд №2)

По ходу урока мы узнаем как без умножения ответить на вопросы:

Делится ли разность 1152-272 на 11?, а на 71?

Вычислите:     992;      9992;     652;   1052.                                                                        

  • Заполнить таблицу: (показать, как заполнить первую строчку и дать самостоятельно по желанию заполнит аналогичную, но три последние строчки  ученики должны придумать самостоятельно)  (Слайд №3, №4)
  • Составить из слов формулировку (Слайд №5, №6)
  1. Практическая работа №1: из квадратиков составить формулу и проверить (Слайд №7)
  2. Работа в тетради: применение ФСУ для рациональных вычислений: ( Слайд №8)  Вернуться к устной работе, чтобы ответить на поставленный вопрос.
  3. Применение ФСУ при разложении выражений на множители (полный и неполный квадраты)(Слайд №9)
  4. Работа по учебнику №№ 377(1,3), 379(1,3),384(1), 388(3)
  5. При наличии времени практическая задача
  6. Домашняя работа №377(2,4), 379(2,4), 384(2), 388(4)

  1. Урок понравился

  1. Урок не понравился

  1. Я лучше понял(а) материал, когда

  • Объяснял учитель

  • Работал (а) самостоятельно или индивидуально

  • Работал(а) в группе

  • Работал(а) в тетради

  1. Я бы поставил(а) сегодня себе за урок оценку:

  1. Урок понравился

  1. Урок не понравился

  1. Я лучше понял(а) материал, когда

  • Объяснял учитель

  • Работал (а) самостоятельно или индивидуально

  • Работал(а) в группе

  • Работал(а) в тетради

  1. Я бы поставил(а) сегодня себе за урок оценку:

  1. Урок понравился

  1. Урок не понравился

  1. Я лучше понял(а) материал, когда

  • Объяснял учитель

  • Работал (а) самостоятельно или индивидуально

  • Работал(а) в группе

  • Работал(а) в тетради

  1. Я бы поставил(а) сегодня себе за урок оценку:

  1. Урок понравился

  1. Урок не понравился

  1. Я лучше понял(а) материал, когда

  • Объяснял учитель

  • Работал (а) самостоятельно или индивидуально

  • Работал(а) в группе

  • Работал(а) в тетради

  1. Я бы поставил(а) сегодня себе за урок оценку:

  1. Урок понравился

  1. Урок не понравился

  1. Я лучше понял(а) материал, когда

  • Объяснял учитель

  • Работал (а) самостоятельно или индивидуально

  • Работал(а) в группе

  • Работал(а) в тетради

  1. Я бы поставил(а) сегодня себе за урок оценку:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формулы сокращенного умножения"

Данная презентация поможет в отработке навыков применения формул ....

урок в 7классе "Формулы сокращенного умножения"

урок-путешествие по формулам сокращенного умножения....

Формулы сокращенного умножения.Алгебра7 класс.

Тема «Формулы сокращенного умножения».Урок-пресс-конференция .Повторение и  обобщение пройденного материала ....

Формулы сокращенного умножения

Конспект урока математики в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умножения"...

Урок+презентация"Формулы сокращенного умножения "

Урок изучения нового материала. Сопровождается презентацией....

Сценарий общественного смотра знаний по алгебре для 7 класса по теме "Многочлены. Формулы сокращенного умножения"

Общественный смотр знаний был проведен в 7 классе после изучения ключевых тем курса алгебры в 7 классе "Многочлены" и " Формулы сокращенного умножения". Сценарий содержит приложения: задания для подго...

Урок-игра по теме "Формулы сокращенного умножения" 7 кл.

Урок с применением игровых технологий....