Элективный курс "Дискретная математика"
элективный курс по алгебре (11 класс) на тему

Меджидова Юлия Калабеговна

Рабочая программа элективного курса "Дискретная математика" 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskretka.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «НИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Николаевская СОШ»

                              Приказ  от   31.08.2016 г   №       63___

_________________Л.И. Иванова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

«Дискретная математика»

                             

          Уровень общего образования (класс)                    среднее общее,  11 класс

         Количество часов                                                    34 часа

     Учитель                                                                     Меджидова Юлия Калабеговна

                                           

          Программа разработана на основе                             Мальцев, И.А. Дискретная математика : учеб. пособие . – 2-е

                                                     изд., испр. –СПб. : Изд-во «Лань», 2011

2016 – 2017 учебный год

                                                                                 

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                    СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета                                                                                                 Заместитель директора по УВР

МБОУ «Николаевская СОШ»                                                                                 ______________ (Пашкова Н.Н.)

От  31.08.2016 года № 63                                                                                                                                                        31.08.2016         года


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Дискретная математика» для учащихся  11 класса составлена на основе следующих документов:

  • Примерная программа основного общего образования по математике, М. «Просвещение», 2006 год;
  • Мальцев, И.А. Дискретная математика : учеб. пособие . – 2-е изд., испр. –СПб. : Изд-во «Лань», 2011
  • Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Николаевская СОШ»;
  • Положения о рабочей программе МБОУ  «Николаевская СОШ».

Результаты освоения учебного предмета

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1) владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

2) умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

3) готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

4) демонстрировать: понимание основных концепций, принципов, теорий и фактов;

5) демонстрировать: способность к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования.

В результате изучения дисциплины ученик должен

знать:

  • основные понятия алгебры множеств,
  • бинарные отношения и их свойства,
  • отношения эквивалентности и порядка,
  • основы теории упорядоченных множеств,
  • основные понятия комбинаторики,
  • понятие группы, подстановки,
  • рекуррентные соотношения, производящие функции;

уметь:

  • работать с математической литературой;
  • излагать материал в устной и письменной форме,
  • применять модели дискретной математики для решения практических задач;

владеть:

  • навыками  решения  математических  задач  дискретной математики;
  • навыками использовать в профессиональной  деятельности базовые знания в области   дискретной математики;
  • владеть методами анализа и синтеза изучаемых явлений и процессов;
  1. Содержание учебного предмета

Объём программы

На изучение элективного курса «Дискретная математика» отводится всего 34 часа (1 час в неделю).

Характеристика основных содержательных линий

1 Правила и формулы комбинаторики

        Введение в комбинаторику. Предмет и методы комбинаторики. Правило умножения и правило сложения. Схемы без повторения и с повторением. Основные комбинаторные конструкции: размещения, сочетания и перестановки в схемах без повторений и с повторением.

В результате изучения данной темы учащиеся должны знать:

 - формулировки правила сложения и правила умножения;

 - определения размещения, сочетания и перестановки;

 - формулы для вычисления количества размещений, сочетаний и перестановок.

Основные термины: правило сложения, правило умножения, размещение, сочетание, перестановка.

2 Разбиения множества

Разбиение множества на непересекающиеся подмножества. Упорядоченное и неупорядоченное разбиение множества на подмножества. Формула для вычисления количества упорядоченных разбиений множества. Формула для вычисления количества неупорядоченных разбиений множества.

В результате изучения данной темы учащиеся должны знать:

 - определение упорядоченного и неупорядоченного разбиения множества на подмножества;

 - формулы для вычисления количества упорядоченных и неупорядоченных разбиений множества на подмножества.

Основные термины: упорядоченное разбиение множества на подмножества, неупорядоченное разбиение множества на подмножества.

3 Полиномиальная формула

        Полиномиальная формула. Нахождение полиномиальных коэффициентов. Бином Ньютона как частный случай полиномиальной формулы. Биномиальные коэффициенты. Свойства биномиальных коэффициентов. Применение свойств биномиальных коэффициентов при решении задач.

В результате изучения данной темы учащиеся должны знать:

 - полиномиальную формулу;

 - формулу бинома Ньютона;

 - формулу для вычисления коэффициента при одночлене;

 - свойства биномиальных коэффициентов.

Основные термины: полиномиальная формула, Бином Ньютона, биномиальные коэффициенты.

4 Правило включения и исключения

        Нахождение количества элементов, не обладающих ни одним из свойств. Нахождение количества элементов, обладающих ровно m свойствами. Задача о беспорядках.

В результате изучения данной темы учащиеся должны знать:

 - формулу для подсчета количества элементов, не обладающих ни одним из свойств;

 - формулу для подсчета количества элементов, обладающих ровно m свойствами;

 - общую формулировку задачи о беспорядках.

Основные термины: задача о беспорядках.


  1.  Тематическое планирование

Раздел, тема

Кол-во часов по программе

Основные виды деятельности учащихся (на уровне УУД)

Глава 1. Правила и формулы комбинаторики

11

Различают схемы с повторением и без повторения. Применяют правила комбинаторики при решении задач. Проводят вычисления с использованием формул комбинаторики.

1

2

3

4

5

Введение в комбинаторику.

Предмет и методы комбинаторики.

Правило умножения и правило сложения.

Схемы без повторения и с повторением.

Основные комбинаторные конструкции: размещения, сочетания и перестановки в схемах без повторений и с повторением.

Самостоятельная работа № 1

1

1

2

2

4

1

Глава 2. Разбиения множества

9

Вычисляют количество упорядоченных разбиений множества на подмножества. Вычисляют количество неупорядоченных разбиений множества на подмножества.

6

7

8

9

Разбиение множества на непересекающиеся подмножества.

Упорядоченное и неупорядоченное разбиение множества на подмножества.

Формула для вычисления количества упорядоченных разбиений множества.

Формула для вычисления количества неупорядоченных разбиений множества.

Самостоятельная работа № 2

2

2

2

2

1

Глава 3. Полиномиальная формула

8

Вычисляют коэффициенты в полиномиальной формуле, биномиальные коэффициенты. Используют свойства биномиальных коэффициентов при решении задач.

10

11

12

13

14

15

Полиномиальная формула.

Нахождение полиномиальных коэффициентов.

Бином Ньютона как частный случай полиномиальной формулы.

Биномиальные коэффициенты.

Свойства биномиальных коэффициентов.

Применение свойств биномиальных коэффициентов при решении задач.

Самостоятельная работа № 3

1

1

1

1

1

2

1

Глава 4. Правило включения и исключения

6

Выделяют свойства, которыми обладают (не обладают) элементы. Вычисляют количество элементов, не обладающих ни одним из свойств. Вычисляют количество элементов, обладающих ровно m свойствами.

16

17

18

Нахождение количества элементов, не обладающих ни одним из свойств.

Нахождение количества элементов, обладающих ровно m свойствами.

Задача о беспорядках.

Самостоятельная работа № 4

2

2

1

1

ИТОГО

34


Календарно-тематическое планирование

Примерная дата

Тема урока

Кол-во часов

ГЛАВА 1.  ПРАВИЛА И ФОРМУЛЫ КОМБИНАТОРИКИ

11

1

1.09

Введение в комбинаторику.

1

2

8.09

Предмет и методы комбинаторики.

1

3

15.09

Правило умножения и правило сложения.

1

4

22.09

Правило умножения и правило сложения.

1

5

29.09

Схемы без повторения и с повторением.

1

6

6.10

Схемы без повторения и с повторением.

1

7

13.10

Основные комбинаторные конструкции: размещения, сочетания и перестановки в схемах без повторений и с повторением.

1

8

20.10

Основные комбинаторные конструкции: размещения, сочетания и перестановки в схемах без повторений и с повторением.

1

9

27.10

Основные комбинаторные конструкции: размещения, сочетания и перестановки в схемах без повторений и с повторением.

1

10

3.11

Основные комбинаторные конструкции: размещения, сочетания и перестановки в схемах без повторений и с повторением.

1

11

17.11

Самостоятельная работа № 1

1

ГЛАВА 2.  РАЗБИЕНИЯ МНОЖЕСТВА

9

12

24.11

Разбиение множества на непересекающиеся подмножества.

1

13

1.12

Разбиение множества на непересекающиеся подмножества.

1

14

8.12

Упорядоченное и неупорядоченное разбиение множества на подмножества.

1

15

15.12

Упорядоченное и неупорядоченное разбиение множества на подмножества.

1

16

22.12

Формула для вычисления количества упорядоченных разбиений множества.

1

17

29.12

Формула для вычисления количества упорядоченных разбиений множества.

1

18

12.01

Формула для вычисления количества неупорядоченных разбиений множества.

1

19

19.01

Формула для вычисления количества неупорядоченных разбиений множества.

1

20

26.01

Самостоятельная работа № 2

1

ГЛАВА 3. ПОЛИНОМИАЛЬНАЯ ФОРМУЛА

8

21

2.02

Полиномиальная формула.

1

22

9.02

Нахождение полиномиальных коэффициентов.

1

23

16.02

Бином Ньютона как частный случай полиномиальной формулы.

1

24

2.03

Биномиальные коэффициенты.

1

25

9.03

Свойства биномиальных коэффициентов.

1

26

16.03

Применение свойств биномиальных коэффициентов при решении задач.

1

27

30.03

Применение свойств биномиальных коэффициентов при решении задач.

1

28

6.04

Самостоятельная работа № 3

1

ГЛАВА 4. ПРАВИЛО ВКЛЮЧЕНИЯ И ИСКЛЮЧЕНИЯ

6

29

13.04

Нахождение количества элементов, не обладающих ни одним из свойств.

1

30

20.04

Нахождение количества элементов, не обладающих ни одним из свойств.

1

31

27.04

Нахождение количества элементов, обладающих ровно m свойствами.

1

32

4.05

Нахождение количества элементов, обладающих ровно m свойствами.

1

33

11.05

Задача о беспорядках.

1

34

18.05

Самостоятельная работа № 4

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Математика и романтика"

Разработана программа элективного курса для старшеклассников...

Элективный курс "Математика и музыка" для 10-11 классов

Курс призван расширить знания учащихся о музыкальном искусстве в контексте одного из многочисленных аспектов его бытования, сосредоточить их внимание на осмыслении различных точек соприкосновения иску...

элективный курс математика 9 класс

Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс...

ПРОГРАММА Элективного курса «математика в задачах» (10-11 классы)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Эта программа рассчитана для гуманитарных и общеобразовательных классов средней школы.Настоящая программа предусматривает наиболее полное развитие целостной математической сос...

Рабочая программа элективного курса "Математика в экономике"

  Актуальность элективного курса «Математика в экономике» состоит в том, что он дополняет и развивает школьный курс математики, а так же является информационной поддержкой выбранного...

рабочая программа элективный курс математика-9

В курсе планиметрии встречаются задачи, связанные с «разрезанием фигуры на части и перекладыванием этих частей» при вычислении площадей многоугольников. В основе этого метода лежит понятие рав...