Презентация урока по алгебре 10 класс "Два основных метода решения тригонометрических уравнений"
презентация к уроку по алгебре (10 класс) по теме

Мухамедгалина Роза Рашитовна

Презентация к уроку по алгебре 10 класс "Два основных метода решения тригонометрических уравнений"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Учитель математики МАОУ СОШ № 4 Г. Покачи Мухамедгалина Р.Р. Мультимедийная разработка урока по алгебре 10 класс

Слайд 2

Тема урока: Два основных метода решения тригонометрических уравнений. Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация. Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: комбинированная.

Слайд 3

Цели урока: 3 образовательные: повторение и расширение сведений учащихся о тригонометрических уравнениях и способах их решения; воспитательные: воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля, умения обобщать и систематизировать. развивающие: развитие умений самостоятельно приобретать новые знания и использовать уже полученные для решения более сложных задач;

Слайд 4

План урока: Организационная работа на уроке ( 5 мин. ), 4 Актуализация опорных знаний (7 мин.), IV . Закрепление изученного материала (17 мин.), VI . Рефлексия, итог урока (3 мин.). III . Объяснение нового материала (10 мин.), V . Домашнее задание (3 мин.),

Слайд 5

Ход урока. Организационный момент. Цель этапа: создание эмоционально-психологического настроя на работу; 2) определить содержательные рамки урока; 3) познакомить с историей возникновения тригонометрических уравнений. Вступительное слово учителя. Историческая справка, подготовленная учащимся. 5

Слайд 6

Гиппарх Никейский, предполагаемый автор первых тригонометрических таблиц Тригонометрия, как и любая научная дисциплина, возникла из потребностей практической деятельности человека. Различные задачи астрономии, мореплавания, землемерия, архитектуры привели к необходимости разработки способа вычисления элементов геометрических фигур, по известным значениям других их элементов, найденных путем непосредственных измерений. Само название «тригонометрия» греческого происхождения, обозначающее «измерение треугольников»: ( тригонон ) – треугольник, ( метрейн ) – измерение. Одним из основоположников тригонометрии считается древнегреческий астроном Гиппарх, живший во II веке до н.э. Гиппарх является автором первых тригонометрических таблиц. Историческая справка

Слайд 7

Развитию аналитической теории тригонометрических функций содействовали И. Ньютон и Л. Эйлер. Основоположником этой теории следует считать Л. Эйлера. Он придал всей тригонометрии современный вид. Дальнейшее развитие теории было положено в XIX в. Н. И. Лобачевским и другими учёными. Тригонометрические уравнения возникают при решении задач по планиметрии, стереометрии, астрономии, физики и в других областях. Еще древнегреческие математики, используя элементы тригонометрии для решения прямоугольных треугольников, фактически составляли и решали простейшие тригонометрические уравнения. Исторически учение о решении тригонометрических уравнений формировалось с развитием теории тригонометрических функций, а также черпало из алгебры общие методы их решения. Часть тригонометрических уравнений непосредственно решается сведением их к простейшему виду, иногда – с предварительным разложением левой части уравнения на множители, когда правая часть равна нулю. В некоторых случаях удается произвести замену неизвестных таким образом, что тригонометрическое уравнение преобразуется в «удобное» для решения алгебраическое уравнение. Историческая справка

Слайд 8

Актуализация опорных знаний. Цель этапа: уточнение основных понятий, коррекция знаний по изученной ранее теме «Решение простейших тригонометрических уравнений»; развитие внимания, памяти; развитие умений математически грамотно выражать свою мысль. Теоретический опрос (устный). 8

Слайд 9

9 Теоретический опрос С какими функциями вы познакомились на прошлом уроке? Назовите аналитические и графические модели данных функций. В каких реальных ситуациях нашли применение данные функции? Перечислите основные свойства функций. Какие виды задач вы умеете решать?

Слайд 10

На какие вопросы надо уметь отвечать при изучении функции: Имя функции Модели (аналитическая и графическая) Реальные ситуации, которые могут быть описаны с помощью этой функции Свойства функции Типы задач Тригонометрические y=cosx, y=sinx, y=tgx, y=ctgx Косинусоида, синусоида, тангенсоида, котангенсоида Гармонические колебания Область определения, периодичность, четность-нечетность, промежутки возрастания (убывания), ограниченность, наименьшее и наибольшее значения, непрерывность, множество значений Построить график функции, прочитать график функции, решить уравнение, решить неравенство

Слайд 11

Решение какого уравнения показано на тригонометрической окружности? sin x = 1/2 1.

Слайд 12

Решение какого уравнения показано на тригонометрической окружности? cos x = √ 2 /2 2.

Слайд 13

Решение какого уравнения показано на тригонометрической окружности? tg x = - √ 3 / 3 3 .

Слайд 14

Решение какого уравнения показано на тригонометрической окружности? ctg x = √ 3 4 .

Слайд 15

Проблема… sint =-2 cost=0,7 sint =-0,3 Решение данной проблемы – это задача на следующий урок!

Слайд 16

Изучение нового материала. Цель этапа: 1) выделить новые типы уравнений, которые можно решить на основе имеющихся знаний и указать способы их решения (попытаться свести к ранее известным алгебраическим уравнениям); 2) способствовать формированию применять приемы: сравнения, обобщения, выявления главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти. 16

Слайд 17

На какие вопросы надо уметь отвечать при изучении нового вида уравнения: Что называется таким уравнением (его вид)? Что называется корнем (решением) уравнения? Что значит решить уравнение? Способы решения.

Слайд 18

Разбейте уравнения на группы, объединив по каким-либо признакам: 4х= ; х 2 = ; х (1-х)=0; 2х 2 + 3 х -2 =0; 2х- =0; (2х- )(х+1)=0; | x -1|=1; cos 2 x= ; |cost-1|=1; 2cos х - =0; 2sin 2 t+3sint-2=0; sin 4х= ; (2sint- )(cost+1)=0; tgx (1-sinx)=0; cos 2 x-sin 2 x-cosx=0. 4х = х 2 = ; х (1-х)=0; 2х 2 + 3 х -2 =0; 2х- = 0; (2х- )(х+1 )=0; | x -1|=1;

Слайд 19

По каким признакам вы объединили уравнения? 1 вариант: линейные: 1; 5 квадратные: 2; 4 рациональные: 3; 6 с модулем: 7; 9 тригонометрические: 8-15 2 вариант: линейность: 1 и 12; 5 и 10; квадратичность: 2 и 8; 4 и 11; 15 рациональность: 3 и 14; 6 и 13 модуль: 7 и 9

Слайд 20

Метод введения новой переменной. Необходимо произвести замену неизвестных таким образом, чтобы тригонометрическое уравнение преобразовалось в «удобное» для решения алгебраическое уравнение. Пример: решить уравнение 2 sin 2 + 3 sin —2 = 0. Это уравнение является квадратным относительно sinx . Его корни: sinx =1/2 , sinx = -2. Второе из полученных простейших уравнений не имеет решений, так как | sinx |<= 1, решения первого можно записать так: x= π/6+2π k , x=5 π/6+2π k , k€Z .

Слайд 21

Под разложением на множители понимается представление данного выражения в виде произведения нескольких множителей. Если в одной части уравнения стоит несколько множителей, а в другой – 0, то каждый множитель приравнивается к нулю. Таким образом, данный множитель можно представить в виде совокупности более простых уравнений. Метод разложения на множители.

Слайд 22

Пример: 2 sin 3 x - cos 2x - sin x = 0 Сгруппируем первый член с третьим, а cos 2x = cos 2 x - sin 2 x. (2sin 3 x - sin x) – (cos 2 x - sin 2 x) = 0, Вынесем из выражения, стоящего в первой скобке sin x, а cos 2 x = 1 - sin 2 x. sin x (2sin 2 x – 1) – (1 - 2 sin 2 x) = 0, sin x (2sin 2 x – 1) + (2 sin 2 x - 1) = 0, (2 sin 2 x - 1) • ( sin x + 1) = 0. 2 sin 2 x – 1 = 0 или sin x + 1 = 0 sin 2 x = 1/2, sin x = - 1 Ответ: x 1 =± π /4+ π k , x2 = - π /2 +2 π k, k € Z.

Слайд 23

Вывод: решение произвольного тригонометрического уравнения, как правило, сводится к решению одного или нескольких простейших уравнений. Одной из основных идей решения является идея, общая для всех типов уравнений — переход от одного уравнения к уравнению-следствию или равносильному уравнению (или их системе либо совокупности), от него к следующему и т. д., пока не придем к простейшим уравнениям, из которых получаем решение исходного уравнения. При переходе используются как общие методы (пригодные для любого типа уравнений), так и частные, основанные на использовании формул тождественных преобразований тригонометрических выражений.

Слайд 24

IV . Закрепление материала. Цель этапа: решение тригонометрических уравнений методом введения новой переменной, методом разложения на множители, сведением уравнения к квадратному.

Слайд 25

Работа по группам: решите уравнения 1 группа: линейные №10, №12; 2 группа: рациональные №13, №14; 3 группа: квадратичные №8, №11, №15 . Фронтальная работа: уравнение с модулем №9.

Слайд 26

Закрепление изученного материала проводится в форме самостоятельного решения уравнений с взаимопроверкой. 1 вариант: sin 2 x - sin x = 0, 2) 3 cos x + 2 sin 2x = 0, 3) 4 cos 2 x +9 cos x +5=0; 2 вариант: ctg 2 x - 4 ctg x = 0, 2) 5 sin 2x - 2 sin x = 0 , 3) sin ( π /2 + x)+ cos x=1 .

Слайд 27

Домашнее задание 1 группа – № 18.1(а), 18.6(а), 18.11(а), 2 группа – № 18.2(а), 18.7(б), 18.21(а), 3 группа – №18.2(б), 18.8(а), 18.21(в).

Слайд 28

Итог урока, рефлексия. Цель этапа: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить собственную деятельность на уроке. Ответить на вопросы учителя: Какую задачу мы поставили перед собой сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Какие типы тригонометрических уравнений мы можем решать? Какими способами мы это сделали, с помощью каких приёмов? Каждое ли тригонометрическое уравнений мы теперь можем решить? (Проблема!) Какова задача на следующие уроки? 28

Слайд 29

Рефлексия. Оцените собственную деятельность на уроке: Какое значение для вас имеют знания и умения, полученные на уроке? (Очень важны, важны, не очень важны). Как вы оцениваете полученные сегодня знания? (Глубокие, осознанные, неосознанные). Как вы оцениваете свою деятельность? (Отлично, хорошо, удовлетворительно).

Слайд 30

Спасибо за урок .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные методы решения тригонометрических уравнений (профильный уровень)

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении данной темы. Сопровождается мультимедийной презентацией...

Конспект и презентация урока алгебры в 10 классе по теме "Общие методы решения тригонометрических уравнений"

Урок систематизации знаний по теме "Решение тригонометрических уравнений" можно проводить как в 10 классе ( при изучении соответствующего материала), так и в 11 класе (при подготовке к ЕГЭ)....

Методическая разработка урока по алгебре и началам анализа «Решение тригонометрических уравнений»

Разработка урока с использованием коллективного способа обучения....

Методы решения тригонометрических уравнений, урок алгебры в 10 классе

Тема урока - Методы решения тригонометрических уравнений. Представлены презентация урока, ход урока, раздаточный материал....

Конспект урок алгебры в 10 классе "Основные методы решения тригонометрических уравнений"

Урок, согласно тематического планирования 11 из 14. По дидактической цели это урок первичного закрепления изученного материала. Целью которого являлась: актуализация, проверка выбора метода решения тр...

Разработка урока по теме: "Основные методы решения тригонометрических уравнений"

Разработка урока по теме: "Основные методы решения тригонометрических уравнений". Приложения....

Презентация к уроку алгебры "Методы решения тригонометрических уравнений"

Презентация к уроку алгебры "Методы решения тригонометрических уравнений"...