Новая Рабочая программа по логике для 5-7 классов.
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему

Чернышев Эдуард Николаевич

Рабочая программа по курсу логики 5-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_logika_5-7.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

____________________________________________________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №

от «___» ______ 2017 г.

Утверждено

Директор МБОУ СОШ № 3

___________Э.А.Ковалева

Приказ №

от «   » августа  2017 г.

Л О Г И К А

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-7 классов

Учитель: Чернышев Э.Н.,

высшая квалификационная категория

Рассмотрено                                                                                            Согласовано

Руководитель МО учителей

Внеурочной деятельности                                                     _____________ С.В.      Марук,

________ Е.А. Иванова                                                   заместитель директора по УР

Протокол №                                                                                                                                                        

от «  » августа 2017 г.                                                                     «  » августа 2017 г.

г. Красный Сулин

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка.

        Для развития познавательных способностей и творческой деятельности учащихся, которые обучались в начальной школе по системе Занкова, а также для расширения их математического кругозора, начиная с 5 класса необходимо обучение школьников элементам логики.

        Введение этого предмета дает возможность расширить и углубить у учащихся  умения наблюдать и сравнивать, находить общее в различном, отличать главное от второстепенного, классифицировать, устанавливать необходимые и достаточные условия, находить закономерность и делать выводы, строить гипотезы и проверять их, развивать способности к обобщениям, уметь использовать математическое знания в практических работах, нестандартных математических ситуациях.

        Выполнение содержательно-логических заданий, решение нестандартных задач будет способствовать:

  • развитию у учащихся мыслительных процессов: внимания, воображения, восприятия, наблюдения, памяти, мышления;
  • формированию специфических математических способов действий: обобщения, классификации, моделирования и т.д.
  • проявлению творческой инициативы, интуиции;
  • формированию умений практически применять полученные знания как в конкретной ситуации, так и в измененной.

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема

Содержание

Предмет и задачи науки логики.

Логика мышления и наука логика. Логические законы и формы. О материалистическом понимании мышления. Мышление и язык. Значение логики. Шахматный турнир. Логические упражнения.

Логические приемы.

Мышление -  опосредованное и обобщенное познание действительности. Сравнение. Анализ и синтез. Абстрагирование и обобщение. Шахматный турнир . Логические упражнения.

Понятие.

Сущность понятия. Понятие и слово. Содержание и объем понятий. Соотношение между содержанием и объемом понятия. Ограничение и обобщение понятия. Родовые и видовые понятия. Основные классы понятий. Отношения между понятиями. Шахматный турнир . Решение задач. Логические упражнения.

Определение и деление понятия.

Сущность определения понятия. Правила определения. Генетическое определение. Номинальное определение. Значение определений. Приемы, заменяющие определение. Сущность деления понятий. Правила деления. Дихотомическое деление. Приемы, сходные с делением. Классификация. Решение задач. Шахматный турнир. Логические упражнения.

Суждение.

Сущность суждения. Состав суждения. Суждение и предложение. Виды суждений. Утвердительные и отрицательные суждения.  Единичные, частные и общие суждения. Соединение делений суждений по количеству и по качеству.  Условные,  разделительные и категорические суждения. Суждения возможности, действительности и необходимости. Объем подлежащего и сказуемого в суждении. Отношения между суждениями. Решение задач. Шахматный турнир. Логические упражнения.

Преобразование суждений.

Уточнение логического смысла суждений. Превращение. Обращение. Решение задач. Шахматный турнир.  Логические упражнения.

Основные законы логического мышления.

Понятие о логическом законе. Закон тождества. Закон противоречия.  Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.  Значение логических законов. Решение задач. Шахматный турнир.  Логические упражнения.

Дедуктивные умозаключения.

Понятие об умозаключении. Определение силлогизма. Состав силлогизма. Аксиома силлогизма. Правила силлогизма. Понятие о фигурах силлогизма.  Разновидности силлогизма. Характеристика фигур. Познавательное значение силлогизма. Условно-категорический силлогизм.  Разделительно-категорический силлогизм. Энтимема. Сложные силлогизмы. Решение задач. Шахматный турнир.  Логические упражнения.

Индуктивные умозаключения.

Сущность индукции. Полная индукция. Неполная индукция. Научная индукция. Причинная связь явлений. Методы исследования причинной связи явлений. Условия применения методов индукции. Шахматный турнир. Решение задач. Логические упражнения.

Аналогия.

Понятие аналогии. Решение задач. Шахматный турнир. Логические упражнения.

Гипотеза.

Определение гипотезы. Проверка гипотезы. Гипотеза и теория. Решение задач. Шахматный турнир. Логические упражнения.

Доказательство.

Определение логического доказательства. Состав доказательства. Доказательства прямые и косвенные. Правила доказательства. Шахматный турнир. Опровержение. Решение задач. Логические упражнения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование расчитано   на  105 часов (5-7 классы; учебная неделя длится 35 учебных  недель, всего 105 недель; по одному часу в неделю; всего 105 часов.

Тема

Примерное кол-во часов

Контрольное мероприятие

1

Предмет и задачи науки логики.

5

Письменный опрос*.

2

Логические приемы.

5

Письменный опрос*.

3

Понятие.

10

Письменный опрос*.

4

Определение и деление понятия.

12

Письменный опрос*.

5

Суждение.

12

Письменный опрос*.

6

Преобразование суждений.

4

Письменный опрос*.

7

Основные законы логического мышления.

7

Письменный опрос*.

8

Дедуктивные умозаключения.

12

Письменный опрос*.

9

Индуктивные умозаключения.

8

Письменный опрос*.

10

Аналогия.

5

Письменный опрос*.

11

Гипотеза.

5

Письменный опрос*.

12

Доказательство.

5

Письменный опрос*.

Итоговое повторение (в каждом классе)

15

Письменный опрос*.

И Т О Г О

105 часов

*) проводится как фрагмент урока.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Авторы

Название

Издательство

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.

 Математика, 5-6 класс.

«Мнемозина»

II.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

  1. уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  2. уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, вырабатывать критичность мышления;
  3. представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, представлял этапы её развития и значимость для развития цивилизации;
  4. вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
  5. уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  6. вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

Метапредметные

  1. иметь первоначальные представления об идеях и методах логики как об универсальном языке науки и техники, общественных наук;
  2. уметь видеть логическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  3. уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для решения логических проблем и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  4. уметь понимать и использовать формальные законы алгебры логики ;
  5. уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  6. уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  7. понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  8. уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных  проблем;
  9. уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметные

Ученик научится:

  • понимать особенности  науки логики;
  • знать и оперировать понятиями, связанными с  логическими категориями;
  • использовать законы логики для оценки истинности высказываний;
  • осуществлять простейшие дедуктивные  и индуктивные умозаключения;
  • выделять логические приемы  в умозаключениях.

Ученик получит возможность  ( научиться):

  • целенаправленно использовать логические приемы в письменных и устных высказываниях;
  • использовать отношения между понятиями для решения  учебных задач;
  • выполнять дихотомическое деление;
  • использовать в мыслительной деятельности различные виды суждений;
  • использовать силлогизмы, энтимемы в  умозаключениях;
  • использовать методы исследования причинной связи явлений;
  • осуществлять процесс постановки и   проверки гипотез;
  • понимать логическую сущность прямых и косвенных доказательств, опровержений.

Литература и учебники:

  1. Агаханов Н.Х., Кузнецова Г.М. Школьные математические олимпиады. М.:Просвещение, 2000.
  2. Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф.Логика. Учебник для средней школы. М.:Гос учпед. Издательство, 1954.
  3. Германович П.Ю.  Сборник задач по математике на сообразительность. М.: Дрофа, 2001.
  4. Гусев Д.А. 200 занимательных логических задач. М.:Прометей, 2015.
  5. Зак Л.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей (развивающее обучение, практические задания).М.: Просвещение, 2015.
  6. Зак Л.З. Как развивать логическое мышление? М.:Просвещение, 2007.
  7. Копытов Н.А. Лучшие задачи для развития логики. Волгоград, изд-во «Учитель», 2008.
  8. Нострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7 – 9 классов. М.: Просвещение, 2010.
  9. Пантыкина М.И. Сборник задач и упражнений по логике. Тольятти, 2002.
  10. Челпанов В.Г. Учебник логики.М.:Научная Библиотека, 2010.
  11. Шарыгин И.Ф., ШевкинА.В. Математика. Задачи на смекалку.-М.:Дрофа, 2011.
  12. Швардцбург С.И., Чесноков А.С. Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах. Волгоград, изд-во «Учитель», 2015.
  13. Шиманская П.С., Шиманский В.И.  Логические игры и задачи. М.:Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку для 8 класса по УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. "Новый курс английского языка2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку для 8 класса на 2011-2012 учебный год. Составлена на основе примерной программы основного общего образования по иностранным языкам, авторской...

Рабочая программа по логике 8 класс

Курс логики 8 класса включает следующие темы:введение в математическую логику; логические операции; законы алгебры логики; кванторы и др....

Рабочая программа элективного курса для 3, 4 классов (КРО, 8 вид) "Логика для учащихся".

Цель  курса:  дать учащимся знания о формах и законах правильного мышления, об основах формальной логики. ...

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 6 класс.

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык   6 класс....

Рабочая программа по английскому языку для 9 класса .( Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 9 класс)

Рабочая программа по английскому языку для 9 класса. Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык  9 ...

Рабочая программа по английскому языку для 7 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 7 класс.

Рабочая программа по английскому языку для 7 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык   7 класс....