Новая Рабочая программа по логике для 5-7 классов.
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
____________________________________________________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Принято на заседании педагогического совета Протокол № от «___» ______ 2017 г. | Утверждено Директор МБОУ СОШ № 3 ___________Э.А.Ковалева Приказ № от « » августа 2017 г. |
Л О Г И К А
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-7 классов
Учитель: Чернышев Э.Н.,
высшая квалификационная категория
Рассмотрено Согласовано
Руководитель МО учителей
Внеурочной деятельности _____________ С.В. Марук,
________ Е.А. Иванова заместитель директора по УР
Протокол №
от « » августа 2017 г. « » августа 2017 г.
г. Красный Сулин
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Для развития познавательных способностей и творческой деятельности учащихся, которые обучались в начальной школе по системе Занкова, а также для расширения их математического кругозора, начиная с 5 класса необходимо обучение школьников элементам логики.
Введение этого предмета дает возможность расширить и углубить у учащихся умения наблюдать и сравнивать, находить общее в различном, отличать главное от второстепенного, классифицировать, устанавливать необходимые и достаточные условия, находить закономерность и делать выводы, строить гипотезы и проверять их, развивать способности к обобщениям, уметь использовать математическое знания в практических работах, нестандартных математических ситуациях.
Выполнение содержательно-логических заданий, решение нестандартных задач будет способствовать:
- развитию у учащихся мыслительных процессов: внимания, воображения, восприятия, наблюдения, памяти, мышления;
- формированию специфических математических способов действий: обобщения, классификации, моделирования и т.д.
- проявлению творческой инициативы, интуиции;
- формированию умений практически применять полученные знания как в конкретной ситуации, так и в измененной.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема | Содержание |
Предмет и задачи науки логики. | Логика мышления и наука логика. Логические законы и формы. О материалистическом понимании мышления. Мышление и язык. Значение логики. Шахматный турнир. Логические упражнения. |
Логические приемы. | Мышление - опосредованное и обобщенное познание действительности. Сравнение. Анализ и синтез. Абстрагирование и обобщение. Шахматный турнир . Логические упражнения. |
Понятие. | Сущность понятия. Понятие и слово. Содержание и объем понятий. Соотношение между содержанием и объемом понятия. Ограничение и обобщение понятия. Родовые и видовые понятия. Основные классы понятий. Отношения между понятиями. Шахматный турнир . Решение задач. Логические упражнения. |
Определение и деление понятия. | Сущность определения понятия. Правила определения. Генетическое определение. Номинальное определение. Значение определений. Приемы, заменяющие определение. Сущность деления понятий. Правила деления. Дихотомическое деление. Приемы, сходные с делением. Классификация. Решение задач. Шахматный турнир. Логические упражнения. |
Суждение. | Сущность суждения. Состав суждения. Суждение и предложение. Виды суждений. Утвердительные и отрицательные суждения. Единичные, частные и общие суждения. Соединение делений суждений по количеству и по качеству. Условные, разделительные и категорические суждения. Суждения возможности, действительности и необходимости. Объем подлежащего и сказуемого в суждении. Отношения между суждениями. Решение задач. Шахматный турнир. Логические упражнения. |
Преобразование суждений. | Уточнение логического смысла суждений. Превращение. Обращение. Решение задач. Шахматный турнир. Логические упражнения. |
Основные законы логического мышления. | Понятие о логическом законе. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Значение логических законов. Решение задач. Шахматный турнир. Логические упражнения. |
Дедуктивные умозаключения. | Понятие об умозаключении. Определение силлогизма. Состав силлогизма. Аксиома силлогизма. Правила силлогизма. Понятие о фигурах силлогизма. Разновидности силлогизма. Характеристика фигур. Познавательное значение силлогизма. Условно-категорический силлогизм. Разделительно-категорический силлогизм. Энтимема. Сложные силлогизмы. Решение задач. Шахматный турнир. Логические упражнения. |
Индуктивные умозаключения. | Сущность индукции. Полная индукция. Неполная индукция. Научная индукция. Причинная связь явлений. Методы исследования причинной связи явлений. Условия применения методов индукции. Шахматный турнир. Решение задач. Логические упражнения. |
Аналогия. | Понятие аналогии. Решение задач. Шахматный турнир. Логические упражнения. |
Гипотеза. | Определение гипотезы. Проверка гипотезы. Гипотеза и теория. Решение задач. Шахматный турнир. Логические упражнения. |
Доказательство. | Определение логического доказательства. Состав доказательства. Доказательства прямые и косвенные. Правила доказательства. Шахматный турнир. Опровержение. Решение задач. Логические упражнения. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование расчитано на 105 часов (5-7 классы; учебная неделя длится 35 учебных недель, всего 105 недель; по одному часу в неделю; всего 105 часов.
№ | Тема | Примерное кол-во часов | Контрольное мероприятие |
1 | Предмет и задачи науки логики. | 5 | Письменный опрос*. |
2 | Логические приемы. | 5 | Письменный опрос*. |
3 | Понятие. | 10 | Письменный опрос*. |
4 | Определение и деление понятия. | 12 | Письменный опрос*. |
5 | Суждение. | 12 | Письменный опрос*. |
6 | Преобразование суждений. | 4 | Письменный опрос*. |
7 | Основные законы логического мышления. | 7 | Письменный опрос*. |
8 | Дедуктивные умозаключения. | 12 | Письменный опрос*. |
9 | Индуктивные умозаключения. | 8 | Письменный опрос*. |
10 | Аналогия. | 5 | Письменный опрос*. |
11 | Гипотеза. | 5 | Письменный опрос*. |
12 | Доказательство. | 5 | Письменный опрос*. |
Итоговое повторение (в каждом классе) | 15 | Письменный опрос*. | |
И Т О Г О | 105 часов |
*) проводится как фрагмент урока.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Авторы | Название | Издательство |
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. | Математика, 5-6 класс. | «Мнемозина» |
II.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные |
|
Метапредметные |
|
Предметные | Ученик научится:
|
Ученик получит возможность ( научиться):
|
Литература и учебники:
- Агаханов Н.Х., Кузнецова Г.М. Школьные математические олимпиады. М.:Просвещение, 2000.
- Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф.Логика. Учебник для средней школы. М.:Гос учпед. Издательство, 1954.
- Германович П.Ю. Сборник задач по математике на сообразительность. М.: Дрофа, 2001.
- Гусев Д.А. 200 занимательных логических задач. М.:Прометей, 2015.
- Зак Л.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей (развивающее обучение, практические задания).М.: Просвещение, 2015.
- Зак Л.З. Как развивать логическое мышление? М.:Просвещение, 2007.
- Копытов Н.А. Лучшие задачи для развития логики. Волгоград, изд-во «Учитель», 2008.
- Нострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7 – 9 классов. М.: Просвещение, 2010.
- Пантыкина М.И. Сборник задач и упражнений по логике. Тольятти, 2002.
- Челпанов В.Г. Учебник логики.М.:Научная Библиотека, 2010.
- Шарыгин И.Ф., ШевкинА.В. Математика. Задачи на смекалку.-М.:Дрофа, 2011.
- Швардцбург С.И., Чесноков А.С. Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах. Волгоград, изд-во «Учитель», 2015.
- Шиманская П.С., Шиманский В.И. Логические игры и задачи. М.:Просвещение, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку для 8 класса по УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. "Новый курс английского языка2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку для 8 класса на 2011-2012 учебный год. Составлена на основе примерной программы основного общего образования по иностранным языкам, авторской...
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы нового поколения и авторской программы Верещагиной И.Н. Афанасьевой О.В.
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Афанасьевой О.В....
Рабочая программа по логике 8 класс
Курс логики 8 класса включает следующие темы:введение в математическую логику; логические операции; законы алгебры логики; кванторы и др....
Рабочая программа элективного курса для 3, 4 классов (КРО, 8 вид) "Логика для учащихся".
Цель курса: дать учащимся знания о формах и законах правильного мышления, об основах формальной логики. ...
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 6 класс.
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 6 класс....
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса .( Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 9 класс)
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса. Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 9 ...
Рабочая программа по английскому языку для 7 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 7 класс.
Рабочая программа по английскому языку для 7 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 7 класс....