урок- исследование "Изучение нового свойства квадратного уравнения"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Каплина Светлана Викторовна

Урок-иследование в 8 классе "Изучение нового свойства квадратных уравнений" развивает умения устанавливать связь между коэффициентами и корнями квадратного уравнения, способствует расширению и углублению знаний учащихся о квадратных уравнениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок алгебры в 8 классе учителя математики Каплиной С.В.  по теме:

«Изучение нового свойства квадратного уравнения».

          Цели: 1) Способствовать развитию умения устанавливать взаимосвязь между коэффициентами и корнями квадратного уравнения, в случае решения уравнения ах² + вх + с = 0 , в котором  а + в + с = 0. Способствовать расширению и углублению знаний учащихся о квадратных уравнениях.

           2) Способствовать формированию таких исследовательских умений, как умение выдвигать гипотезу и обоснования для её подтверждения или опровержения, умения делать вывод.

           3) Способствовать воспитанию трудолюбия, целеустремленности, умения работать в коллективе.

       Тип урока: урок-исследование.

       Оборудование к уроку:

  • мультимедийный проектор;
  • ноутбук;
  • карточки для проведения рефлексии ;
  • карточки с самостоятельной работой. 

      Формы обучения:  Индивидуальная, фронтальная работа, групповая (коллективная) деятельность.

Ход урока:

     Учащимся сообщаются  цели урока:

  1. Повторение и контроль полученных ранее  знаний.
  2. Исследовательская работа по изучению нового свойства квадратных уравнений.

     Первый этап урока: повторение пройденного материала.

        - Квадратные уравнения - это фундамент, на котором возвышается величественное здание алгебры. Они находят широкое применение при решении других типов уравнений и являются ступенькой в изучении более сложного материала средней и старшей школы. Поэтому каждый из вас должен уметь верно и рационально решать  эти уравнения. И в этом нам поможет исследование, которое мы сегодня проведем на уроке. Но для начала ответим на вопросы:

1.Чему равны коэффициенты в уравнении: 2x2+x-3=0. Найдите их сумму.

2.Сколько корней может иметь неполное квадратное уравнение вида ax2+c=0?

3.Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант положительный?

4.В каком случае квадратное уравнение имеет два равных корня?

5.Назовите  формулу дискриминанта квадратного уравнения.

6.Напишите формулу корней квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.

7. Сформулируйте теорему Виета.

8.Чему равна сумма корней квадратного уравнения ax2+bx+c=0?

      - Сегодня мы с вами решим одно квадратное уравнение  2 +2х-1=0. 

Назовите коэффициенты  этого уравнения ( а= 3, в = 2, с = -1). Математики никогда не пройдут мимо  возможности облегчить себе вычисления. По какой формуле можно быстрее  найти корни этого  уравнения? Правильно, с помощью формулы корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом. Решите это уравнение, назовите корни.

             Ученики  решают в тетрадях:     3х2+2х-1=0;    

       - Как   вы думаете, можно ли это уравнение решить ещё быстрее? Ответить на этот вопрос нам поможет работа на втором этапе урока.    

     Второй этап урока: изучение нового свойства квадратного уравнения, путем выдвижения гипотезы и обоснования её.

    - Мы с вами решали квадратные уравнения различными способами: выделением квадрата двучлена, по формуле корней, с помощью теоремы Виета, и каждый раз убеждались в том, что уравнение можно решить легче и быстрее. Сегодня мы познакомимся  ещё с одним способом решения, который позволит устно и быстро находить корни квадратного уравнения.                     Для этого нам нужно провести исследование влияния суммы  коэффициентов квадратного уравнения на наличие и значения корней.

      - Напомню вам, что исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний.

       - Что включает в себя этот процесс?

( Объект исследования и предмет исследования).

        - В нашем случае объект исследования – это что?

( Квадратное уравнение).

         - А предмет исследования?

( Связь между суммой  коэффициентов  и корней квадратного уравнения).

      - Перечисляем шаги исследования:

  1. Выдвижение гипотезы.
  2. Проверка и оформление результатов исследования.
  3. Вывод по той проблеме, которая изучена.

      - Сформулируем гипотезу о связи коэффициентов квадратного уравнения и его корней: «Сумма коэффициентов квадратного уравнения может влиять на наличие и значения корней».

      - Дальнейшая работа предполагает проверку гипотезы и оформление результатов исследования.

       Класс разбивается на три группы, каждая из которых получает карточку с заданием.

Карточка 1.

  1. Решить квадратные уравнения:

а) х² - 3х + 2 = 0;       б) 5х² - 8х + 3 = 0.

     2) Найти сумму коэффициентов.

     3)  Найти закономерность   в соответствии между отдельными коэффициентами и корнями, и суммой коэффициентов.

Карточка 2.

     1) Решить квадратные уравнения:

      а)  х² + х – 2 = 0 ;     б)  2х² + х -3 = 0.

     2) Найти сумму коэффициентов.

     3)  Найти закономерность  в соответствии между отдельными коэффициентами и корнями, и  суммой коэффициентов.

Карточка 3.

  1. Решить квадратные уравнения:

       а)   х² + 3х – 4 = 0;           б) 3х² - 12х + 9 = 0.

      2) Найти сумму коэффициентов.

      3)  Найти закономерность   в соответствии между отдельными коэффициентами и корнями, и  суммой  коэффициентов.

      Один ученик из группы комментирует выполнение предложенного задания и делает вывод.

Работа 1 группы:

  1. Уравнения имеют два различных корня: а)  х1 = 1; х2 = 2;  

 б)  х1 = 1; х2  = 3/5.                            

  1. Сумма коэффициентов:  а) 1 – 3 + 2 = 0;  б) 5 - 8 + 3 = 0.
  2. Первый корень равен 1. Второй корень равен с или с/а.  Сумма  коэффициентов равна 0.

Вывод: Если сумма коэффициентов квадратного уравнения равна 0, то уравнение имеет два различных корня, причем один из них равен 1, а другой  коэффициенту с или с/а.

Работа 2 группы:

  1. Уравнения имеют два различных корня: а) х1 = 1;  х2 = - 2;    

б)  х1 = 1;    х2  = 3/2.                    

  1. Сумма коэффициентов; а)1 + 1 – 2 = 0 ; б)  2 + 1 – 3 = 0.
  2. Первый корень равен 1. Второй корень равен с или с/а.  Сумма  коэффициентов равна 0. 

Вывод: Если сумма коэффициентов квадратного уравнения равна 0, то уравнение имеет два различных корня, причем один из них равен 1, а другой  коэффициенту с или с/а.

Работа 3 группы:

  1. Уравнения имеют два различных корня: а) х1 = 1;  х2 = - 4;    

б)  х1 = 1;    х2  = 3.                    

  1. Сумма коэффициентов; а)1 +3 – 4 = 0 ; б)  3 - 12  + 9 = 0.
  2. Первый корень равен 1. Второй корень равен с или с/а.  Сумма  коэффициентов равна 0.

Вывод: Если сумма коэффициентов квадратного уравнения равна 0, то уравнение имеет два различных корня, причем один из них равен 1, а другой  коэффициенту с или с/а.

        - Делаем  общий вывод по результатам проверки гипотезы: « Проверка гипотезы показала, что сумма коэффициентов квадратного уравнения может влиять на наличие и значения корней».

        - Формулируем правило и записываем его в тетрадь:

        Если в уравнении ах² + вх + с = 0 , а + в + с = 0 , то один из корней равен       1, а другой ( по теореме Виета) равен с или с/а.

                            ах² + вх + с = 0;

                            а  + в + с = 0;

                            х1 = 1;    х2 = с/а;

                           ( если а = 1, то х1 = 1; х2 = с ).

       -Обратите внимание на уравнение, которое вы решали в начале урока. Можно ли к нему применить данное свойство? Ускорило бы это ваше решение? Конечно, ведь это свойство применяют для устного решения квадратных уравнений.  А теперь,  найдите корни следующих квадратных  уравнений, используя изученное свойство:

  1. 7х² - 9х + 2 = 0;     ( 7 – 9 + 2 = 0; х1 = 1; х2 = 2/5);
  2. х² - 5х + 4 = 0;       ( 1 – 5 + 4 = 0; х1 = 1; х2 = 4 );
  3. х² - 28х + 27 = 0;    ( 1 – 28 + 27 = 0; х1 = 1; х2 = 27).

     Далее проводится самостоятельная работа по карточкам на закрепление нового свойства квадратных уравнений.

Самостоятельная работа

1 вариант

Решите уравнения:

а) х² + 23х – 24 = 0;

б)2х² + х – 3 = 0;

в) – 5х² + 4,4х + 0,6 = 0;

г) ⅓х² + 2⅔ х – 3 = 0.

2 вариант

Решите уравнения:

а) х² + 15х – 16 = 0;

б) 5х² + х – 6 = 0;

в) -2х² + 1,7х + 0,3 = 0;

г) ¼х² + 3¾ х– 4 = 0.

        Ученики сдают тетради.

       - Что же вы приобрели сегодня для себя на уроке? Ответьте на вопросы карточки. (Проводится рефлексия). 

         Объявляются оценки.

Карточка для проведения рефлексии:

«Я» : как чувствовал себя на уроке; было ли комфортно; моё настроение на уроке; доволен ли я.

«МЫ» : насколько комфортно работалось в группе; затруднялся ли в общении.

«ДЕЛО» : достиг ли я цели учения; нужен ли мне этот материал ( интересен, развевает меня, пригодиться дальше); мои затруднения, как преодолел(ла).

     Задание на дом:

  1. Придумать три уравнения, в которых а + в + с = 0.
  2. № 654.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АЛГЕБРА 8 класс Урок - практикум по теме «Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения».

Цели урока:Закрепление навыка решения неполных квадратных уравнений.Развитие логического мышления, речи, навыков самоконтроля и самооценки.3. Воспитание навыков самостоятельной работы и умений р...

Обобщающий урок факультатив по теме "Квадратные уравнения + уравнения с параметром"

Обобщающий урок факультатив по теме "Квадратные уравнения + уравнения с параметром" 9 класс...

УРОК ПО ТЕМЕ «РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ ПО ФОРМУЛЕ». УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ.

Урок закрепления знаний по теме"Формула корней квадратного уравнения".  Третий урок  по теме. Продолжается  работу по формированию умения вычислять корни полного квадратного уравне...

Конспект урока по теме "Определение квадратного уравнения.Неполные квадратные уравнения."

Урок по теме"Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения." является уроком изучения нового материала ,содержит достаточно насыщенный теотетический материал,рекомендован ...

Обобщающий урок по теме: "Решение квадратных уравнений и действия с рациональными числами". Урок - путешествие по озеру Байкал.

Форма проведения урока: путешествие по Байкалу.Учебно-наглядный комплекс: "Физическая карта России",  презентация о Байкале; таблицы; атласы....

Обобщающий урок факультатив по теме "Квадратные уравнения + уравнения с параметром"

Цель урока:обобщение и систематизация знаний учащихся, закрепление и совершенствование навыков решения квадратных уравнений....

Урок-обобщение по теме «Квадратные уравнения. Арифметический квадратный корень» для 8 класса

Урок-соревнование «Альпинисты» был проведен с целью  формирования  и развития  личности школьника, способного  к  решению квадратных уравнений и вычислению арифмет...