МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И проведению математических олимпиад по дисциплине Математика: Алгебра и начала математического анализа; геометрия
методическая разработка по алгебре по теме

В данной разработке отражены цели проведения олимпиад; приблизительный план оформления итогов олимпиады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_olimpiady.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

«ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА № 29»

(ГБПОУ ТСиТ № 29)

Методические рекомендации

по организации  и

проведению математических олимпиад по дисциплине

 Математика: Алгебра и начала математического анализа; геометрия                

Москва

2017

Методическая рекомендация выполнена с целью обмена опытом с преподавателями при проведении внеклассной работы, а также для студентов техникума для формирования системы математических знаний и умений. Развития познавательного интереса к предмету математики, способностей каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего потенциала. Умению решать нестандартные задачи.

Рассмотрена

на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин

Протокол № _____

от «___»________________2017г.

Председатель ПЦК_________А.А.Данилова

Составитель:  Антипова Л.А., преподаватель  ГБПОУ ТСиТ № 29


.

                                     Введение.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащегося зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, на сколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, что бы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

 Немаловажная роль здесь отводится занимательным задачам на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, который действует в органическом единстве.

В нашей стране ежегодно проводятся пять туров олимпиад: школьные, районные, областные, республиканские и всероссийские олимпиады. Завершаются олимпиады международными математическими олимпиадами.

Цели проведения олимпиад:

Одной из важных целей проведения олимпиад является развитие 
интереса обучающихся к математике. У
 обучающихся имеется большое желание проверить свои силы, математические способности, умение решать нестандартные задачи. Их привлекает возможность добровольного участия в соревновании, необычность всей обстановки на олимпиаде.

Для развития интереса обучающихся  к математике имеет значение и спортивный азарт участников олимпиады. Особенно это характерно для учащихся младших классов. Дух соревнования заложен во многих наших школьниках, поэтому они желают посоревноваться со своими товарищами и в умении решать олимпиадные задачи. В старших классах, на более высоких ступенях олимпиад, спортивные соображения играют меньшую роль, но игнорировать их совсем не следует.

Олимпиады способствуют выявлению и развитию математических способностей обучающихся. Часто на уроках ученик получает, и вполне объективно, только тройки, изредка четверки и двойки. Приходит на  олимпиаду попробовать свои силы. Ведь это так интересно! И вдруг мы замечаем, что он неплохо решает задачи на соображение, задачи с изюминкой, при решении которых встают в тупик многие отличники. После олимпиады обучающихся наверняка более серьезно займется математикой. Учитель поможет этому ученику в его занятиях, найдет пути развития математических способностей такого ученика, порекомендует ему математическую литературу, задачи и т. п.

Любой участник олимпиады желает добиться лучших результатов. Для этого он решает задачи, читает рекомендованную литературу, более подробно изучает отдельные вопросы математики, активнее участвует в работе математического кружка. Он понимает, что для успеха на олимпиаде необходимо уметь по-разному решать задачи, развивать в себе способности анализировать решения задач и искать нешаблонные подходы к их решению, видеть неожиданные зависимости. Победа учащегося на каждом этапе приводит к повышению результативности, его занятий математикой.

Проведение олимпиад позволяет выявить учащихся, имеющих интерес и склонности к занятиям математикой, что весьма важно для решения вопроса о подготовке большого числа новых математических и научно-методических кадров, столь необходимых стране в век бурного развития науки и техники. При систематическом проведении олимпиад во всех школах, районах, областях, при широком охвате ими учащихся олимпиады являются эффективным средством реализации указанной цели, и решения названной задали.

Перед образовательным учреждением  стоит большая задача профориентации учащихся. В решении этой задачи принимают участие все учителя, в том числе и учителя математики. Проведение олимпиад является составной частью этой работы. Участвуя в математических соревнованиях, обучающихся лучше, более объективно определяет свое отношение к математике как предмету будущей профессии. Есть немало случаев, когда обучающихся в результате участия в математических олимпиадах начинал с увлечением заниматься математикой или каким-либо ее разделом, а затем выбирал математику или какой-либо вид математической деятельности в качестве своей будущей профессии.

Проведение олимпиад и всей внеклассной работы по математике является прекрасным средством повышения деловой квалификации учителей. Чтобы подготовить учащихся к участию в олимпиадах и - проводить олимпиады, учителю математики необходимо вести кружки, проводить большую подготовительную работу, подбирать и решать различные задачи, детально знакомиться с различными вопросами математики, с новинками математической литературы. Подбор материала для кружковых занятий и для олимпиад, подготовка к проведению этих мероприятий являются одной из форм активной работы учителя по повышению своей научно-методической квалификации. Подбор к занятиям математического кружка и к олимпиаде нестандартных, требующих особых приемов решения задач предполагает наличие хороших навыков в этом деле от самого учителя математики. Руководитель кружка тщательно продумывает методику работы над каждой задачей, предлагаемой им кружковцам. На занятиях кружка приходится несколько расширять изучаемый в классе материал курса математики, иногда такое расширение выходит за рамки обязательной программы. Рассмотрение на занятиях кружка таких вопросов неизбежно приводит учителя к необходимости основательного знакомства с этим материалом и с методикой его изложения учащимся.

Проведение олимпиад, руководство математическими кружками дают учителям эстетическое наслаждение. Здесь в свободной обстановке учитель занимается любимым предметом, рассматривает с обучающимися наиболее интересные вопросы, да и аудитория здесь более активная и внимательная.

Олимпиады подводят итог всей внеклассной работы по математике в каждой школе, техникуме, районе, области, республике. Школьные и районные олимпиады позволяют сравнить качество математической подготовки и математического развития обучающихся, а также состояние преподавания математики в отдельных учебных заведениях. Областные и республиканские олимпиады дают возможность в некоторой степени сравнить состояние математического образования в отдельных областях, краях и республиках страны. Международные олимпиады позволяют сопоставить состояние верхней грани математического образования в средних школах разных стран. Возможность такого сравнения весьма важна в век научно-технической революции, ибо позволяет странам, участвующим в олимпиадах, своевременно принять необходимые меры для устранения пробелов в содержании математического образования школьников, в осуществлении мероприятий по подготовке будущих специалистов в области математики.

Для успешного проведения олимпиад необходимо выполнение в первую очередь следующих условий:

1.        систематическое проведение всей внеклассной работы по математике;

2.        обеспечение регулярности проведения олимпиад;

3.        хорошая организация проведения олимпиад;

4.        интересное математическое содержание соревнований.

Проведение всех олимпиад предполагает соответствующую подготовку учащихся. Создание математических кружков в каждом учебном заведении  способствуют проведению олимпиад .

При подборе заданий для проведения каждого тура олимпиад целесообразно придерживаться такого принципа, при котором из 5 задач, предлагаемых каждому участнику олимпиады, примерно 1 - 2 задачи должны быть посильны для большинства участников олимпиады. Решившие хотя бы одну из таких задач получают возможность на получение определенного поощрения за успешное участие в олимпиаде. И 1-2 задачи сложные, как говорят, с изюминкой. Эти задачи требуют очень хорошей математической подготовки, более широкого математического кругозора, особой математической смекалки и твердых навыков в решении нестандартных задач. Такие задачи позволяют выявить наиболее способных, наиболее подготовленных по математике учащихся.

Итоги каждого тура олимпиады оформляются в виде решения жюри. Жюри состоит из членов жюри и председателя. В заголовке тура  указываются название олимпиады, классы,  группы и т.д., территория проведения олимпиады. Само содержание состоит из граф:

1) номер по порядку;

2) фамилия, имя обучающегося, образовательное учреждение;

3) число очков, полученное за решение соответствующих задач;

4) всего получено очков;

5) какое присуждено поощрение;

6) какая вынесена рекомендация;

7) фамилия, инициалы преподавателя.

Итоги подписывают председатель и члены жюри. К итогам прилагаются задачи, предложенные на олимпиаде, список учащихся, направляемых на очередной тур, и их работы на данном туре олимпиады


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» для профессиональных образовательных организаций

Примерная ПРОГРАММАОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Математика:алгебра и начала математическогоанализа; геометрия»для профессиональных образовательных организаций...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА:Алгебра и начала математического анализа, геометрия по специальности 35.02.05Агрономия

Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по  профессии начального профессионального образования (далее - С...

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов отделения среднего профессионального образования всех форм обучения по дисциплине Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия

Методические указания содержат организационно-методические рекомендации, в том числе практические советы по решению задач математики, требования к написанию и оформлению контрольных работ, вопросы для...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по ОУД.03 «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»

Методические рекомендации по дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программам п...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия по Разделу 8. «Начала математического анализа» (8 часов)

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕМатематика:алгебра и начала математического анализа; геометрия по Разделу 8. «Начала математического ана...

Методические рекомендации к выполнению практических работ по ОУД.03 Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Методические рекомендации к выполнению практических работ разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по с...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине: Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия.

Методические рекомендации по выполнению практических работ предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине Математика: алгебра и начала математического анализа...