"Свойства логарифмов". Технологическая карта урока.
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Усольцева Виктория Викторовна

Данный урок разработан для учащихся , обучающихся на базовом уровне по учебнику Алгебра и начала анализа, 10 класс: учеб.для общеобразов. учреждений:базовый и профильный уровни/ [Ю.М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин], под ред. А. Б. Жижченко.

Тип урока:  обобщение и систематизация знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_logarifmov._tehnologicheskaya_karta_uroka.docx52.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока алгебры в 10А (базовый уровень) классе.

Учитель

Усольцева Виктория Викторовна

Предмет

Алгебра

Учебник

Алгебра и начала анализа, 10 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни/[Ю.М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин ];под ред. А. Б. Жижченко.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Тема

Свойства логарифмов.

Цели

1. Формирование  навыков преобразования выражений, содержащих логарифмы.

2. Создание условий  для формирования  умений структурировать и систематизировать информацию; для самостоятельного получения новых знаний о действиях с логарифмами.

3. Развитие  информационной и коммуникативной  культуры.

Задачи

Формировать  умения выполнять преобразования выражений, содержащих логарифмы.

Развивать внимание, логическое мышление,  речевую культуру и познавательный интерес обучающихся, через защиту групповых проектов.  

Формируемые УУД:

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе фронтальной, индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий;

 уметь обобщать, анализировать,  делать выводы из полученной информации

Познавательные:

формировать умение выделять закономерность

Планируемые результаты:

Предметные умения

Знать определение и свойства логарифмов.

Уметь применять свойства логарифмов в разных ситуациях.

Иметь представление о практическом применении логарифмов.

Организация пространства

Формы работы  

Ресурсы:

Фронтальная.

 Групповая.

Индивидуальная.

Учебник, опорные конспекты.

Использование ресурсов интерактивной доски Smart.

Свойства логарифмов.

Этап занятия, его цель

Действия педагога

Действия учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

Регулятивные

Волевая саморегуляция.

2. Проверка домашнего задания. 

Организует работу по выполнению мини – теста

Выполняют мини-тест

Самопроверка.

Личностные

Самооценка. Самоконтроль.

3. Актуализация знаний. Целеполагание.

С какими свойствами работали?

Были ли трудности? В чем?

Назовите тему урока.

Определите цель урока.

Определяют область затруднения.

Составляют план урока.

Предлагают формы работы.

Делятся на группы (3)

Регулятивные

Умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы.

Анализ полученной информации, обобщение, вывод.

Целеполагание.

Коммуникативные 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Личностные

Осознание ценности  знаний, как важнейшего компонента научной картины мира     

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Группам выдается задание: рассмотреть применение логарифмов в быту, используя подготовленный дома материал

Групповая защита проектов

Регулятивные

Волевая саморегуляция.

Умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы.

Умение составить самостоятельно план  для данной модели задачи, следуя поставленной цели.

Умение договариваться, находить общее решение.

Личностные

Учебно-познавательный интерес, самоопределение, самосознание.

5.  Обобщение и систематизация знаний.

Организует работу по обсуждению и выполнению заданий № 1, № 2.

Происходит обсуждение в группах и выполнение заданий.

Коммуникативные

Умение работать в группе, выработка совместных действий, осуществление совместного контроля.

Познавательные

 Восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизация новых знаний. Усвоение способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Организует выполнение самостоятельной работы.

(индивидуальная работа)

Выполняют самостоятельную работу

Познавательные

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Регулятивные

Контроль в форме сличения собственного результата с эталоном, коррекция.

7. Рефлексия.

Проводит рефлексию.

Комментирует оценки.

Участвуют в рефлексии,

приводят примеры практического применения.

Познавательные

Умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы  о возможности использования  полученных результатов в учёбе и жизни.

Личностные

Умение устанавливать связь между целью  и ее результатом.

8. Домашняя работа

 Задает дифференцированное  домашнее задание

Выбор домашнего задания

Регулятивные

Волевая саморегуляция.

Оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания.

Личностные

Адекватное восприятие трудностей.

Приложение 

  1. Мини-тест. Вычислить.

   

1.  

6.  

2.  

7.  

 3.  

8.  

4.  

9.  

5.  

10.  

Задание №1

Вычислить:                                                                                                      

 а)     

 б)  

 в)  

 г)  

д)    

е)  

ж)  

з)    

ответы к заданию №1

а) 4; б)10;в)2;г) 0,5;д) 4;е)1;ж)81;з) 0,25

Задание № 2. 

Вычислить:

а)

б)

в)

Ответы к заданию №2

а) 2  б) 8   в) 1

Самостоятельная работа.

Вычислить:

а)

б) 

Ответы :

а)  

  б)

Защита проектов  « Применение логарифмов в быту».

1 группа

"А зачем нам нужны логарифмы? Как они пригодятся в жизни?"

У "простых обывателей" часто возникает подобные вопросы. Они совершенно однотипны и могут задаваться относительно логарифмов, матриц, философии Канта, дифференциалов, уравнений хим. реакций и прочее и прочее. Поскольку под "жизнью" обычно подразумеваются повседневные дела по типу протереть пыль, сходить в магазин, зашить свои носки и т.д., то ответ прост: никак.

Логарифмы предназначены для упрощения сложных математических вычислений. Сложить цены покупок -- это не сложные вычисления. Там логарифмы совершенно не нужны.

Логарифм  -  это специфический инструмент с конкретной задачей: решение показательного уравнения a2x=b. Его не используют для иных целей весьма ограничено и, зачастую лишь косвенно. Приведу простую аналогию. Вы можете помадой подкрасить губы, но не будете же вы ей делать записи на листке? Вы, конечно, можете где-то старой жёсткой зубной щёткой счистить с ботинка грязь, но вы же не будете ей подметать весь пол?

Перейдём к применению в быту. Да, оно вполне возможно.

Нет, логарифмы не подойдут ни для составления меню на вечер, ни для расчёта затрат на поездку на море и даже ни для выбора себе тёплой куртки на зиму. Но вот если, к примеру, у вас за окном ходит электричка (согласно расписанию производя шум и заставляя вибрировать вещи) за тонкой стенкой совершает кульбиты соседская стиральная машинка, а в квартире под вами изучает гаммы мальчик со скрипочкой, то вы непременно захотите сделать шумо- и виброизоляцию. Конечно, вы можете сразу отправиться на рынок и выкупить какую-нибудь изоляцию и прибить её к стенам гвоздями (прям в бетон, а что такого?), но с удивлением обнаружите, что звуки никуда не делись, а лишь стали чуть тише: электричка всё также грохочет, а скрипка противно скрипит. Конечно, вы можете нанять рабочую бригаду, вот только если бригадир её недостаточно специально обучен, и тоже не очень хорошо понимает, а зачем ему вся эта математика, то вы раскуете мало того, что потратится, так ещё и остаться с предыдущем результатом. Третьим вариантом будет самостоятельный расчёт уровней шума и вибраций в комнатах и последующий расчёт минимальной толщины звуко- и вибро- изоляции. И для данного случая вам будет необходимо иметь представление о логарифмах. И когда вы рассчитаете толщину (и подберёте материал), то при правильном креплении вы обнаружите, что шум снизился до приемлемого уровня.

2 группа.

Очень интересный вопрос! Ну и загадку же вы загадали, казалось бы, причем тут "страшные" логарифмы и повседневная жизнь? А вдруг мы невольно пользуемся логарифмами в реальной жизни, не подозревая об этом?

Забавно, но это так.

Посмотрим на значения десятичных логарифмов:

http://cdn01.ru/files/users/images/c5/a2/c5a2ae5d4058e907ae64761fdfa254fc.jpg

Тут мы видим интересное свойство - логарифмы позволяют компактно представить широкий диапазон значений. Там, где исходное значение увеличивалось кратно (геометрическая прогрессия), логарифм этого значения изменялся на единицы (арифметическая прогрессия). Это свойство позволяет использовать логарифмы, и не только десятичные, во всевозможных шкалах, ведь логарифмы позволяют преобразовывать кратные значения в равномерную шкалу, что немаловажно. Так, логарифмическими являются шкала громкости звука, шкала Рихтера, шкала яркости звёзд. Основания логарифмов в этих шкалах разные, например, логарифмы шкалы громкости звука имеют основание 10, а логарифмы шкалы яркости звёзд - корень пятой степени из 100. Да что и говорить, даже клавиши рояля расположены по логарифмической линейке!

Есть место логарифмам и в области психофизиологии. Основной психофизический закон, открытый немецким учёным Фехнером утверждает (в упрощенной формулировке), что

http://www.bolshoyvopros.ru/files/answer/6839631/e91ab3434f446fb8999ec69bf172150a.png

То есть субъективное ощущение пропорционально логарифму интенсивности стимула. Фехнер заметил, что каждый человек имеет собственную чувствительность к раздражителям, которая зависит от физиологических особенностей человека, а так же от того, какое из чувств задействовано. Например, воспринимаемая яркость или громкость пропорциональна логарифму интенсивности их фактической величины, измеренной при помощи приборов.

В качестве примера Фехнер приводил следующее: представим, что мы находимся в комнате, освещённой только одной свечой. Если в неё внести вторую свечу, то прирост яркости освещения будет нам казаться более весомым, чем если бы мы внесли ещё одну свечу в комнату, где находится 10 свечей.

Закону Фехнера подчиняются зрение, обоняние, осязание, слух, вкус, эмоции, память. Объяснение этому можно найти такое. Представьте себе, что зрение человека способно воспринимать сигналы, различающиеся по силе в 1010 раз (приблизительно), это довольно большой диапазон, способный дать огромную нагрузку на рецепторы сетчатки глаза, которая может даже привести к их гибели. Поэтому природа научилась логарифмировать все поступающие раздражители путём биологических ограничений. Интересно, что логарифмические спирали в природе можно увидеть повсюду: в расположении семян в подсолнечнике, в раковинах моллюсков и т.д.

В быту мы тоже используем логарифмические шкалы: делим города на стотысячники и миллионники, богатых людей подразделяем на миллионеров и миллиардеров и т.д. Можно привести пример покупок. Представьте, что вы покупаете небольшой набор продуктов. Если речь идёт об экономии денежных средств, то экономить мы будем каждый рубль. А покупая что-то более крупное, например, холодильник, обращать внимание мы будем уже на сотни рублей.

Очевидно, в быту мы пользуемся логарифмами с основанием 10, скорее всего, это связано с тем, что пользуемся мы десятичной системой счисления.

3 группа

Хочется сделать маленькое дополнение, описывающее механическую реализацию логарифмов: оно очень наглядно и очевидно стоит только взглянуть на предмет, в котором оно реализуется.

Это раструбы звуковых излучателей (динамики аудиоколонок, раструбы саксофонов и т.п.,), отражатели фар и фонариков, форма косы или серпа, лучшие ножи для мясорубки так же имеют режущую кромку в форме логарифмической кривой, динамика изменения прирастающих величин так же зачастую идет по логарифмической кривой: прирост урожая зерна, поголовья стада; так же и нагрузки или усилия в зависимости от угла вектора прилагаемого усилия изменяются по логарифмической кривой; струя воды при выливании жидкости из емкости тоже имеет форму логарифмической кривой, как и полет прыгнувшего человека или брошенного предмета; сила натяжение веревок или давления расширяющейся намокающей древесины(вставленная в углубление в камне оно способно раскалывать каменные глыбы) или ростка под асфальтом - тоже изменяется по логарифмической кривой; форма когтей животных, кончика иглы или острия лезвия бритвы так же имеет логарифмическую зависимость для реализации такой же зависимости выражающей легкость проникания сквозь вещество в зависимости от площади приложения усилия: чем тоньше кончик инструмента(предмета) - тем легче он будет погружаться или протыкать другой предмет, и кривая зависимости при этом - тоже логарифмическая; лопасти  вентилятора так имеют логарифмическую кривую; запекание пирога в духовке так же имеет логарифмическую зависимость от времени:  долго ждать пока прогреется да запечется, но чем ближе к завершению - тем быстрее идет изменение качества пирога и в конечном итоге стоит лишь чуть передержать и пирог может быть испорчен; переход количества в качество так же имеет логарифмическую зависимость; - и на этих распространенных примерах легко обнаружить, что логарифмы мы не только применяем в повседневной жизни, но даже и живем по их законам: содержание соли или сахара в крови, интенсивность прилагаемых усилий, утомляемость, самочувствие, и тысячи и миллионы других процессов, тканей, потоков и напряженностей - все они послушны логарифмичексим законам, как например концентрация ароматизатора  в воздухе и его интенсивность запаха так же будут в логарифмической зависимости.

А помните выражение "на порядок лучше (или выше)" - эта фраза выражает именно логарифм: в десять раз лучше(или в несколько раз, например как в музыке "на порядок выше" может означать на 1 октаву вверх, частота звуков которой в 2 раза выше аналогичных звуков предыдущей октавы). И очень-очень многие ею пользуются, не осознавая её логарифмической природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по геометрии "Свойства секущих и касательных"

Проблемный урок. Анализируются три задачи на свойства касательных и секущих, находится общий способ доказательства этих свойств. Формируются УУД учащихся....

Технологическая карта урока "Алюминий, его химические и физические свойства"

Технологическая карта урока позволяет использовать разнообразные технологии для организации образовательного пространства. Используя карту можно четко формулировать цель и задачи каждого  этапа ...

"Оксиды классификация, номенклатура, свойства, применение" - технологическая карта урока химии, 8 кл.

Данный материал представляет собой   технологическую карту урока химии, 8 класс, учебник Журина по теме "Оксиды классификация, номенклатура, свойства, применение" -...

Технологическая карта урока урока № 9 7 класс "Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел"

поэтапная структура урока: "Агрегатные сосотояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел"...

Урок геометрии 7 класс. Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства".

Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"....

Рабочая программа для 5 класса ( 2024 г ).Технологическая карта урока «Текстильные материалы, получение свойств. Производство ткани». Самоанализ урока

Программа по технологии для 5 класса построена по модульному принципу.Модульная программа по технологии – эта система логически завершённых блоков (модулей) обеспечивает материал, позволяющий до...