Учебное исследование «Роль задач в обучении математике»
методическая разработка по алгебре (6, 7, 8, 9 класс) по теме

Маринина Елена Александровна

Актуальность исследовательской работы состоит в представлении того, как результаты работы позволяют решать те или иные научно-практические задачи. Обосновывать актуальность избранной темы можно с точки зрения ее научной, социальной или личностной значимости. Кроме актуальности необходимо определить практическую значимость исследования. Актуальность данной работы определяется возможностью учета индивидульных особенностей учеников для достижения эффективности учебной деятельности, а также совершенствования индивидуализации процесса обучения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учебное исследование35.59 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное исследование «Роль задач в обучении математике»

Задание 1.

  • Тема учебного исследования: «Роль задач в обучении математике»

Задание 2.

  • Проблема исследования: нужны ли задачи как математические модели реальных ситуаций в изучении курса алгебры
  • Актуальность исследования: Выработка умений самостоятельного применения математических знаний в стандартных и нестандартных ситуациях

Задание 3.

  • Основные понятия исследования: Математические модели реальных ситуаций, задачи реальной математики, математика в повседневной жизни, межпредметные связи.
  • Понятия исследования:
  1. Математические модели реальных ситуаций – описание различных реальных ситуаций на математическом языке, используя различные правила, свойства законы, выработанные в алгебре.

Мордкович, А.Г.Алгебра 7 класс. -М:Мнемозина, 2005.-160с.

            2.  Математика в повседневной жизни – умение  применять математические знания к практическим нуждам, готовится к практической деятельности в будущем, к решению задач, выдвигаемых практикой, повседневной жизнью.

            Аксенова. М. Д. - Энциклопедия для детей.Т. 11. Математика/ Главный ред. М.Д. Аксенова. - М. Аванта, 1998.

  1. Межпредметные связи:  При решении задач приходится иметь дело с тремя видами  межпредметных временных связей: предшествующими, сопутствующими и перспективными.
  • предшествующие межпредметные связи – это связи, когда при изучении материала курса математики опираются на ранее полученные знания по другим предметам.
  • сопутствующие межпредметные связи – это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий изучаются как по математике, так и по другим предметам.
  • перспективные межпредметные связи используются, когда изучение материала по математике опережает его применение в других предметах.

Коротова, Ю. А. Межпредметные связи на уроках математики в условиях ФГОС  [Электронный ресурс] //Адрес: http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-468        

Задание 4.

           К целям конференции можно также добавить:

          -воспитание настойчивости в преодолении трудностей

          - выработка умений самостоятельного применения знаний в стандартных и                  нестандартных ситуациях

Задание 5.

  • Актуальность исследования: Выработка умений самостоятельного применения математических знаний в стандартных и нестандартных ситуациях
  • Практическая значимость: В процессе обучения математике задачи выполняют разнообразные функции. Учебные математические задачи являются очень эффективным средством в развитии мышления, в формировании умений и навыков, в практических применениях математики.

Задание 6.

  • Объект: задачи в курсе школьной математики
  • Предмет исследования: значение учебных математических задач:
  • -образовательное значение
  • -практическое значение
  • -развитие мышления
  • -воспитательное значение

Задание 7.

  • Цель: Изучить, где математические задачи встречаются в жизни и доказать  необходимость умения их решать
  • Задачи:
  • 1. Создать условия для развития умений учащихся решать математические задачи, имеющие практическую направленность
  • 2. Расширить кругозор учащихся, опираясь на исторические сведения
  • 3. Освоить применение навыков, полученные на уроках математики, в жизни

Задание 8.

  • Гипотеза: Математические задачи необходимы не только в определенных профессиях, но и в повседневной жизни.

Задание 9.

  • Используемые методы:

Эмпирические:

- наблюдение (во время поиска верного решения на доске или в тетради)

-эксперимент (нахождение новых путей или способов решения одной задачи)

-моделирование ( использование нескольких математических моделей (словесная, графическая, алгебраическая,...) при решении одной задачи)

-анкетирование (опрос  учащихся о значимости текстовых задач в курсе математики)

Теоретические:

-анализ и синтез (дифференцирование различных групп задач)

-сравнение (объединение однотипных задач в группы)

-обобщение (вывод после решения нескольких видов задач)

-классификация (деление разных видов задач на группы)

-определение понятий (составление математической модели каждой задачи)

Задание 10.

  • План исследования:

Вопрос

Мероприятие

Что необходимо сделать?

1.Изучить историю возникновения задач

2.Провести анкетирование учащихся

3.Определить значимость математики в повседневной жизни

4.Установить метапредметные связи (математика-информатика, математика-физика,…)

Какие источники информации необходимо изучить?

1.Научная литература

2.Интернет-ресурсы

3.Мнение учащихся

Какие способы сбора и анализа информации можно использовать?

1.Определение понятий по данной теме

2.Анкетирование

3.Анализ применения задач в повседневной жизни и разных профессиях (кулинария, архитектура, медицина,…)

4. Анализ применения задач на других уроках

В какой форме, и каким способом  можно представить результаты работы?

1.Реферат

2.Таблицы и диаграммы

3.Презентация

4.Видиофильм о профессиях, которые были изучены в процессе исследовательской работы

Задание 11.

  • Источники информации:

Учебная литература:

-Учебник (конспект или резюме изложения научных понятий учителем; определения, примеры задач)

-Дидактические материалы (служат дополнением к системе задач, предложенной в учебнике)

Справочно-информационная литература:

-Энциклопедии (история появления задач, практические применения задач)

Задание 12.

1.Мордкович, А.Г.Алгебра 7 класс. -М:Мнемозина, 2005.-160с.

2.Аксенова,М.Д.-Энциклопедия для детей.Т.11.Математика/Главный ред.М.Д.Аксенова.-М.Аванта,1998

3.Коротова, Ю. А. Межпредметные связи на уроках математики в условиях ФГОС  [Электронный ресурс] //Адрес: http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-468        

Задание13.

  • Оглавление

Введение

Глава 1. Роль задач в  обучении математике

  1. Значение учебных математических задач
  2. Роль задач в процессе обучения математике

Глава 2.Общие методы обучения решению математических задач

2.1 Обучение математике через задачи

2.2 Общие методы обучения решению математических задач

2.3Организация обучения решению математических задач

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения

Приложение 1 .Анкета

Задание 14.

Значение учебных математических задач

Образовательное значение

Практическое значение

Развитие мышления

Воспитательное значение

Знакомство с новой ситуацией, овладение новыми математическими знаниями

Межпредметные связи, применение математических знаний в повседневной жизни

Соблюдение формально-логической схемы рассуждений, лаконичное выражение мыслей, точность символики

Воспитание настойчивости в преодолении трудностей

Задание 15.

Происходит превращение математики из абстрактной науки с набором цифр, в науку, которая помогает в реальных жизненных ситуациях. Такой подход позволяет повысить интерес учеников к математике.

Задание 16.

Краткое описание:

В процессе обучения математике задачи выполняют разнообразные функции. Учебные математические задачи являются очень эффективным средством в развитии мышления, в формировании умений и навыков, в практических применениях математики.

Одной из главных задач в обучении математики является создание мотивации. Для создания  мотивации используются различные способы:

1) мепредметные связи:

-математика-история (строительство Парфенона)

-математика-технология (кулинария) (Пропорции)

-математика-окружающий мир («Золотое сечение»)

-математика-информатика (уроки-презентации)

2) связь изучаемого с жизнью ( задачи с профнаправленностью):

-экономика (геометрическая прогрессия)

- медицина (подсчет биоритмов, кардиограмма)

- задачи по статистике и теории вероятностей

Выводы

Задание17.

  • Данная работа посвящена показать огромную роль задач при изучении математики.

Результаты исследования показали, что при метапредметном изучении задач, происходит превращение математики из абстрактной науки с набором цифр, в науку, которая помогает в реальных жизненных ситуациях.

Такой подход позволяет повысить интерес учеников к математике.

Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что продукт исследовательской работы является актуальным и востребованным.

Задание 18.

  • Структура тезисов

1. Информационная характеристика проекта

Тема: Роль задач в обучении математике

Авторы: учащиеся 7 класса

Руководитель (консультант): учитель математики

2. Общая характеристика работы

  • Исследование данной работы лежит в области школьного курса математики и посвящено проблемам изучения задач.
  • Актуальностью исследования является то, что без задач математика имеет очень узкую направленность, задачи математики широко применимы в повседневной жизни. Важна выработка умений самостоятельного применения математических знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.
  • Проблема заключается в сложности решений задач, составлении математической модели при решении задач.
  • Объектом исследования являются задачи в курсе школьной математики
  • Предметом исследования: значение учебных математических задач (образовательное, практическое, воспитательное, развитие мышления)
  • Цель: изучить, где математические задачи встречаются в жизни доказать необходимость умения их решать
  • Изучить, где математические задачи встречаются в жизни и доказать необходимость умения их решать
  • Для решения проблемы и доказательства гипотезы были поставлены следующие задачи:
  1. Создать условия для развития умений учащихся решать математические задачи, имеющие практическую направленность
  2. Расширить кругозор учащихся, опираясь на исторические сведения
  3. Освоить применение навыков, полученных на уроках математики, в жизни
  • 3. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы познания.
  • 4. Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

Эмпирические:

- наблюдение (во время поиска верного решения на доске или в тетради)

-эксперимент (нахождение новых путей или способов решения одной задачи)

-моделирование ( использование нескольких математических моделей (словесная, графическая, алгебраическая,...) при решении одной задачи)

-анкетирование (опрос  учащихся о значимости текстовых задач в курсе математики)

Теоретические:

-анализ и синтез (дифференцирование различных групп задач)

-сравнение (объединение однотипных задач в группы)

-обобщение (вывод после решения нескольких видов задач)

-классификация (деление разных видов задач на группы)

-определение понятий (составление математической модели каждой задачи)

  • 5. Базой исследования являются  системный и сравнительный анализ, анализ причинно-следственных связей, наблюдение, сравнение, применение на практике.
  • 6. Эксперимент проводился среди учащихся 7 классов.
  • 7. В процессе обучения математике задачи выполняют разнообразные функции. Учебные математические задачи являются очень эффективными, задачи – незаменимое средство усвоения учащимися понятий и методов школьного курса математики.
  • 8.  Велика роль задач в развитии мышления и в математическом воспитании учащихся, в формировании у них умений и навыков, в практических применениях математики. Решение задач хорошо служит достижению всех тех целей, которые ставятся перед обучением математике. Правильная методика обучению решению математических задач играет существенную роль в формировании высокого уровня математических знаний, умений и навыков учащихся.

Задание 19

  • Рецензия
  1. В рецензируемой работе затрагивается актуальная тема: «Роль задач в обучении математике»
  2. Актуальность работы состоит в том, что без задач математика имеет очень узкую направленность, задачи математики широко применимы в повседневной жизни. Важна выработка умений самостоятельного применения математических знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.
  3. Центральным вопросом работы является необходимость изучения задач в курсе школьной математики.
  4. Краткое содержание

1)Введение

2)Роль задач в  обучении математике

3) Значение учебных математических задач

4)Роль задач в процессе обучения математики

5)Общие методы обучения решению математических задач

6)Организация обучения решению математических задач

7)Выводы

5. Оценивая работу в целом можно отметить, что тема раскрыта, гипотеза доказана.

6.Недочеты работы заключаются в том, что для чистоты эксперимента можно использовать для анкетирования большее количество учащихся. Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня исследовательской работы.

7. Работа заслуживает высокой оценки. Она удовлетворяет всем требованиям исследовательской работы по математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя при выборе задач в обучении математике

Применение понятий на уроках физики  Прямая и обратная пропорциональные зависимости....

Практико-ориентированный проект на тему "Роль комбинаторных задач в обучении математики"

Рассматривается роль комбинаторики в школьной теории вероятностей. Приведены примеры решения задач по комбинаторики...

Практико-ориентированный проект на тему "Роль комбинаторных задач в обучении математики"

Рассматривается роль комбинаторики в школьной теории вероятностей. Приведены примеры решения задач по комбинаторики...

Практико-ориентированный проект на тему "Роль комбинаторных задач в обучении математики"

Рассматривается роль комбинаторики в школьной теории вероятностей. Приведены примеры решения задач по комбинаторики...

Статья «Роль текстовых задач в обучении математике»

Статья посвящена методике работы с текстовыми задачами. Описаны этапы решения задач с подробным анализом действий учителя на каждом этапе. В работе приведены примеры конкретных задач, на которых показ...