Рабочая программа учебного предмета Алгебра 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Киржаева Татьяна Ивановна

Рабочая учебная программа по алгебре  для 9 класса составлена из расчета часов, указанных  в учебном плане. Предмет «Алгебра» изучается  в объеме 102 часа учебного плана при нагрузке  3 часа в неделю.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p._9_klass_avtor_nikolskiy_s.m.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по  алгебре для 9 «Б» класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,   федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего общего образования» с изменениями от 31 января 2012 года, федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 с изменениями от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 1 февраля 2012 г. № 74, учебным планом Лицея, на основе примерной программы основного общего образования   «Алгебра 7-9 классы», / сост. Т.А. Бурмистрова – М. : Просвещение, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях». 

Место предмета в учебном плане

      Рабочая учебная программа по алгебре  для 9 «Б» класса составлена из расчета часов, указанных  в учебном плане МБОУ «Лицей № 1» р.п. Чамзинка Чамзинского муниципального района. Предмет «Алгебра» изучается  в объеме 102 часа учебного плана лицея при нагрузке  3 часа в неделю.  

Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших 9 класс

В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =,    у=, у=ах2+bх+с, у= ах2+n  у= а(х - m) 2 ), строить их графики;
  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
  • вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
  • понимания статистических утверждений.

Содержание учебного предмета

  1. Линейные неравенства с одним неизвестным

 Неравенства первой степени с одним неизвестным. Применение графиков к решению неравенств первой степени с одним неизвестным. Линейные неравенства с одним неизвестным. Системы линейных неравенств с одним неизвестным.

Основная цель: выработать умение решать неравенства первой степени с одним неизвестным

2. Неравенства второй степени с одним неизвестным 

Понятие неравенства второй степени с одним неизвестным. Неравенства второй степени с положительным дискриминантом. Неравенства второй степени с дискриминантом равным нулю. Решение неравенств второй степени с отрицательным дискриминантом. Неравенства, сводящиеся к неравенствам второй степени.

Основная цель: выработать умение решать неравенства второй степени с одним неизвестным
 

3. Рациональные неравенства

Метод интервалов. Решение рациональных неравенств. Системы рациональных неравенств. Нестрогие рациональные неравенства.

Основная цель – выработать умение решать рациональные неравенства и их системы, нестрогие

4. Корень степени n

Свойства функции y=xn. График функции y=xn. Понятие корня степени n. Корни четной степени. Корни нечетной степени. Арифметический корень. Свойства арифметического корня. Корень степени n из натурального числа.

Основная цель: изучить свойства функций y=xn и y=n√x и их графики, свойства корня n-й степени; выработать умение преобразовывать выражения, содержащие корни n-й степени

 5.Числовые  последовательности и их свойства

Понятие числовой последовательности. Свойства числовых последовательностей

Основная цель: выработать умения, связанные с задачами на числовые последовательности

6. Арифметическая прогрессия

Понятие арифметической прогрессии. Сумма n первых членов арифметической прогрессии

Основная цель: выработать умения, связанные с задачами на арифметическую прогрессию  

7. Геометрическая прогрессия

Понятие геометрической прогрессии. Сумма n первых членов геометрической прогрессии

Основная цель: выработать умения, связанные с задачами на геометрическую прогрессию.

8. Синус, косинус, тангенс и котангенс угла

Понятие угла. Тангенс и котангенс угла. Определение синуса и косинуса угла

Основные формулы для sin ᾀ и cos ᾀ. Радианная  меры угла.

Основная цель: усвоить понятие синуса, косинуса, тангенс и котангенса произвольного угла, выработать умения по значению одной из этих величин находить другие и выполнять тождественные преобразования простейших тригонометрических выражений

9. Приближения чисел

Абсолютная величина числа. Абсолютная погрешность приближения. Относительная погрешность приближения 

Основная цель: усвоить понятия абсолютной и относительной погрешностей приближения

Повторение

Основная цель: повторить курс алгебры 7-9 класса; подготовить к ГИА

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

                              Из них

Теоретическое обучение, ч.

К/ р,

 ч.

С/ р,

 ч.

1

  Линейные неравенства с одним неизвестным

8

6,5

1,5

2

 Неравенства второй степени с одним неизвестным

10

8

1

1

3

 Рациональные неравенства

12

10

1

1

4

 Корень степени n

17

15

1

1

5

 Числовые  последовательности и их свойства

2

1,5

0,5

6

 Арифметическая прогрессия

7

5

1

1

7

 Геометрическая прогрессия

7

5,5

1

0,5

8

Синус, косинус, тангенс и котангенс угла

13

11,5

1

1,5

Дополнение к главе 4

-

9

Приближения чисел

5

4,5

0,5

Дополнение к главе 5

-

Повторение

21

18

1

2

Итого

102

 84,5

7

10,5

 

   


   Календарно-тематический план

№ п/п

§

Наименование разделов и тем

Вид   занятия

Всего часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

занятия

План

Факт

I четверть

Глава 1 Неравенства      §1Линейные неравенства с одним неизвестным

8

1

1.1

Неравенства первой степени с одним неизвестным

уин

1

2

1.2

Неравенства первой степени с одним неизвестным

уоз

1

С.р

3

1.3

Применение графиков к решению неравенств первой степени с одним неизвестным

уин

1

4

1.4

Линейные неравенства с одним неизвестным

уин

1

Работа с книгой

5

1.5

Линейные неравенства с одним неизвестным

уоз

1

С.р

6

1.6

Системы линейных неравенств с одним неизвестным

уин

1

7

1.7

Системы линейных неравенств с одним неизвестным

уоз

1

8

1.8

Системы линейных неравенств с одним неизвестным

уоз

1

С.р

 §2 Неравенства второй степени с одним неизвестным

10

9

2.1

Понятие неравенства второй степени с одним неизвестным

 уин

1

Работа с книгой

10

2.2

Неравенства второй степени с положительным дискриминантом

уин

1

11

2.3

Неравенства второй степени с положительным дискриминантом

узз

1

12

2.4

Неравенства второй степени с положительным дискриминантом.

уин

1

С.р

13

2.5

Неравенства второй степени с дискриминантом равным нулю

кпз

1

Работа с книгой

14

2.6

Неравенства второй степени с дискриминантом равным нулю

узз

1

15

2.7

Неравенства второй степени с отрицательным дискриминантом

уин

1

С.р

16

2.8

Неравенства, сводящиеся к неравенствам второй степени

узз

1

17

2.9

Неравенства, сводящиеся к неравенствам второй степени

узз

1

18

2.10

 Контрольная работа №1 по теме
«Линейные неравенства и неравенства второй степени с одним неизвестным»

кпз

1

КР

§3 Рациональные неравенства

12

19

3.1

Метод интервалов

 уин

1

Работа с книгой

20

3.2

Метод интервалов

узз

1

21

3.3

Метод интервалов.

уоз

1

С.р

22

3.4

Решение рациональных неравенств

укз

1

23

3.5

Решение рациональных неравенств

узз

1

24

3.6

Решение рациональных неравенств

узз

1

С.р

25

3.7

Системы рациональных неравенств

уин

1

Работа с книгой

26

3.8

Системы рациональных неравенств

кпз

1

27

3.9

Нестрогие неравенства

уин

1

28

3.10

Нестрогие неравенства

узз

1

29

3.11

Нестрогие неравенства

узз

1

30

3.12

 Контрольная работа № 2 по теме  «Рациональные неравенства»

кпз

1

КР

Глава 2 Степень числа            §4  Корень степени n

17

31

4.1

Свойства функции y=xn 

уин

1

32

4.2

Свойства функции y=xn .

узз

1

Работа с книгой

33

4.3

График функции y=xn

уин

1

34

4.4

График функции y=xn

узз

1

С.р

35

4.5

Понятие корня степени n

узз

1

36

4.6

Понятие корня степени n

кпз

1

37

4.7

Корни четной и нечетной степени

уоз

1

38

4.8

Корни четной и нечетной степени

укз

1

39

4.9

Корни четной и нечетной степени

узз

1

С.р

40

4.10

Арифметический корень

уин

1

41

4.11

Арифметический корень

узз

1

42

4.12

 Свойства корней степени n

уин

1

43

4.13

Свойства корней степени n

узз

1

44

4.14

Свойства корней степени n

уоз

1

45

4.15

Корень степени n из натурального числа

уин

1

46

4.16

Корень степени n из натурального числа

узз

1

Работа с книгой

47

4.17

Контрольная работа №3 по теме « Корень степени n»

кпз

1

КР

Глава 3  Последовательности      §5 Числовые  последовательности и их свойства

2

48

5.1

 Понятие числовой последовательности

уин

1

III четверть.

49

5.2

 Понятие числовой последовательности

узз

1

С.р

§6 Арифметическая прогрессия

7

50

6.1

Понятие арифметической прогрессии

уин  

1

51

6.2

Понятие арифметической прогрессии

уоз

1

52

6.3

Понятие арифметической прогрессии

укз

1

С.р

53

6.4

Сумма n первых членов арифметической прогрессии

уин

1

54

6.5

Сумма n первых членов арифметической прогрессии

узз

1

Работа с книгой

55

6.6

Сумма n первых членов арифметической прогрессии

 узз

1

С.р

56

6.7

Контрольная работа №4 по теме
«Арифметическая прогрессия»

кпз

1

КР

§7 Геометрическая прогрессия

7

57

7.1

Понятие геометрической прогрессии

узз

1

58

7.2

Понятие геометрической прогрессии

уин

1

Работа с книгой

59

7.3

Понятие геометрической прогрессии

кпз

1

д/м

60

7.4

Сумма n первых членов геометрической прогрессии

уин

1

61

7.5

Сумма n первых членов геометрической прогрессии

узз

1

С.р

62

7.6

Сумма n первых членов геометрической прогрессии

 узз

1

Работа с книгой

63

7.7

Контрольная работа №5 по теме
«Геометрическая прогрессия»

кпз

1

КР

   Глава 4     Тригонометрические  формулы       §8 Синус, косинус, тангенс и котангенс угла

13

64

8.1

Понятие угла

уин

1

65

8.2

Понятие угла.

уоз

1

С.р

66

8.3

Радианная мера угла

уин

1

67

8.4

Радианная мера угла

узз

1

д/м

68

8.5

Определение синуса и косинуса угла

уин

1

69

8.6

Определение синуса и косинуса угла

узз

1

70

8.7

Определение синуса и косинуса угла

узз

1

С.р

71

8.8

Основные формулы для sin ᾀ и cos ᾀ

уин

1

Работа с книгой

72

8.9

Основные формулы для sin ᾀ и cos ᾀ

кпз

1

Работа с книгой

73

8.10

Основные формулы для sin ᾀ и cos ᾀ

узз

1

С.р

74

8.11

Тангенс и котангенс угла

уин

1

75

8.12

Тангенс и котангенс угла

 узз

1

76

8.13

 Контрольная работа №6 по теме
«Синус, косинус, тангенс и котангенс угла»

кпз

1

КР

 Глава  5   Элементы приближенных вычислений, статистики, комбинаторики и теории вероятностей    

§9  Приближения чисел

5

77

9.1

Абсолютная величина числа

уин

1

Работа с книгой

78

9.2

Абсолютная погрешность приближения

Узз

1

IV четверть

79

9.3

Абсолютная погрешность приближения.

узз

1

80

9.4

Относительная погрешность приближения

Узз

1

81

9.5

Относительная погрешность приближения

уоз

1

С.р

Обобщающее повторение

21

82

10.1

Линейная функция

уоз

1

83

10.2

Линейная функция

уоз

1

84

10.3

Степень с натуральным показателем

уоз

1

85

10.4

Степень с натуральным показателем

уоз

1

С/р

86

10.5

Одночлены. Многочлены.

уоз

1

87

10.6

Разложение многочленов на множители

уоз

1

88

10.7

Функция у = х2

уоз

1

89

10.8

Функция у = х2

уоз

1

С.р

90

10.9

Системы двух линейных уравнений

уоз

1

91

10.10

Алгебраические дроби

уоз

1

92

10.11

Свойства квадратного корня

уоз

1

93

10.12

Квадратичная функция

уоз

1

94

10.13

Квадратичная функция

уоз

1

С.р

95

10.14

Квадратные уравнения

уоз

1

96

10.15

Квадратные уравнения

кпз

1

97

10.16

Итоговое тестирование в формате ОГЭ 

укз

1

98

10.17

Итоговое тестирование в формате ОГЭ 

укз

1

99

10.18

Системы уравнений и неравенств

уоз

1

100

10.19

Неравенства с одной переменной

уоз

1

101

10.20

Итоговая контрольная работа №7

укз

1

КР

102

10.21

Прогрессии

укз

1

Итого

102


Методическая литература

    1. Алгебра : учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений: базовый, профильный и углубленный уровни/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. -М.: Просвещение, 2014

   2. Алгебра : дидакт. материалы для 9 кл. базовый, профильный и углубленный уровни/  М.К. Потапов,  А.В. Шевкин; -М.: Просвещение, 2012

   3. Программа общеобразовательных учреждений Алгебра 7 - 9 классы, сост. Т. А. Бурмистрова, Просвещение, 2008.

     

       Сайты:

  1. http://www. school2100.ru
  2. http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование;
  3. http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
  4. www.ug.ru - «Учительская газета»;
  5. www.1september.ru - все приложения к газете «1сентября»;
  6. www.informika.ru/text/magaz/herald – «Вестник образования»;
  7. http://school-collection.edu.ru  – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
  8. http://www.krug.ural.ru/keng/ - Кенгуру;
  9. http://math.child.ru  - Сайт и для учителей математики;
  10. http://www.uroki.net/docmat.htm - для учителя математики, алгебры и геометрии;
  11. http://www.uotula.ru/cgi-bin/index.cgi?id=98 - методические рекомендации учителям математики;

11.       http://www.alleng.ru/edu/math1.htm - к уроку математики

           www.karmanform.ucos.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7

Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2

Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный  результат изучения курса геометрии....