Конспект урока в 9 классе по алгебре "Задачи на проценты"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Данный урок был разработан для повторения материала учащимися 9 класса при подготовке к ОГЭ и является первым в цикле уроков по теме: "Задачи на проценты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_otkrytyy_urok.docx | 36.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 9 классе по теме: «Решение задач на проценты»
Структура урока
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ребята! Зовут меня Ольга Владимировна (слайд №1) я учитель математики школы№423 и сегодня проведу для вас этот урок математики. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча поможет вам при подготовке к экзамену. На ваших партах разложен материал необходимый нам для работы в течение урока. Я прошу вас пока листки не трогать, а внимательно слушать мои рекомендации по его дальнейшему использованию.
Давайте мы с вами немного пофантазируем и ненадолго заглянем в ваше будущее. Вы выросли, среди вас есть менеджеры, продавцы, слесарь-сантехник, военнослужащие, а кто-то сам стал боссом (слайд №2). Поднимите, пожалуйста, руку кто мечтает о своей машине. Практически все, но ведь заработки у вас будут разными и поэтому способы приобретения авто тоже будут отличаться. Перечислите мне возможные с вашей точки зрения варианты покупки машины (ребята перечисляют).
Прекрасно, давайте пока остановимся на самых популярных способах приобретения автомобиля: накопить денег на покупку подержанной машины или новой, или взять кредит в банке.
В любом случае нам потребуется умение решать …,а вот, чтобы узнать, о чём идёт речь, предлагаю разгадать ребус (слайд №3).
Ответ: Задачи на %
Актуализация опорных знаний и умений. Целеполагание
Давайте возьмём рабочие листы и впишем тему урока (слайд №4).
Предвижу, что эта тема бурной радости не вызвала. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считают, что решать задачи на % сложно, скучно и не нужно. Надеюсь, к концу урока убедить вас в обратном.
Скажите, пожалуйста, а в повседневной жизни нам с %-ми приходится сталкиваться ?(слайд №5). Прокомментируйте, пожалуйста, изображения на слайде.
А при изучении других наук? Приведите, пожалуйста, примеры (слайд №6).
Вот видите, как обширна сфера использования %!
Непосредственно с историей возникновения понятия % и со способами решения задач на % вас познакомили ещё в 5 классе (слайд №7).
Что, например, Древние римляне называли %?
Поэтому наш сегодняшний урок – это повторение и обобщение полученных ранее знаний и навыков, но в ходе его проведения мы также с вами будем использовать материал, изученный вами совсем недавно – вероятность события(слайд №8).
Вероятность события – доля успеха того или иного события. Обозначается Р (по первой букве латинского слова probabilitas – вероятность).
Р(А) –вероятность события А
Р(А)= ,где n –равновозможные события, m – благоприятное событие. Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли найти вероятность события в %?
Р(А)= х 100%
Ребята, а как вы думаете, с какой целью я решила вернуться к этой теме в выпускном классе? (учащиеся выдвигают свои версии)
Учитель: для того, чтобы вы успешно справились с подобными заданиями на экзамене в разделе задач по теме «Реальная математика».
Чтобы быть успешными при решении задач на % достаточно запомнить три основных вида таких задач и способы их решения. Своеобразной палочкой – выручалочкой станет таблица основных видов задач на % в рабочем листе каждого из вас. (слайд №9).
Нахождение % от числа | Нахождение числа по % | Нахождение %-го отношения величин |
р- количество % А – данное число В – искомое число В=×А | р- количество % А – данное число В – искомое число В= ×100 | А – одна величина В – вторая величина ×100% |
Пример: Найти 40% от 120 Решение: Р=40% А=120 В=×120=48 | Пример: Найти число, если 40% его равны 120 Решение: Р=40% А=120 В= ×100=300 | Пример: Найти % - ое отношение чисел 40 к 160 Решение: ×100%=25% |
Стадия осмысления и применения знаний
Чтобы все остальные задания было выполнять интереснее, я предлагаю разбиться на команды по парам и провести оставшуюся часть урока в форме соревнования. Победит та или те пары, которые наберут максимальное количество баллов за урок. Обратите внимание, на каждой парте лежит карточка с № команды. А в роли жюри мы попросим выступить наших уважаемых гостей.
Проведём разминку в форме теста (слайд №10). Возьмите, пожалуйста, из раздаточного материала синий лист и ответьте на вопросы теста. Каждый правильный ответ – 1 балл. Заполненные бланки передайте в жюри.
У вас 3 минуты.
Уважаемые члены жюри, прошу вас подсчитать результат каждой пары, занести его в сводную ведомость игры и вернуть карточки игрокам.
Тест
№ Задания | Задание |
1. | 1% - это 1)часть развернутого угла; 2)часть целого; 3)часа |
2. | 30% от 70 – это 1)2,1; 2)210; 3)0,21; 4)21 |
3. | Найти число, если 40% его составляют число 60 1)24; 2)100; 3)150; 4)15 |
4. | Найти %-ое отношение числа 18 к числу 30 1)60%; 2)6%; 3)600%; 4)0.6% |
5. | 25% учеников класса – это 1); 2); 3); 4) |
6. | 0,204 – это 1)204%; 2)2,04%; 3)20,4%; 4)0,204 |
Пока жюри подводит итоги конкурса, мы с вами немного передохнём и получим полезную информацию (слайды№11-13)
Жюри подводит итоги. Таблица ответов: (слайд №14)
№ Задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
№ Ответа | 2 | 4 | 3 | 1 | 2 | 3 |
Перейдём к следующему этапу. Напоминаю вам, что мы начали урок с обсуждения вариантов покупки автомобиля. Разберём возможность накопления средств для его приобретения. Проведём блиц – турнир, участники, давшими первыми правильный ответ принесут своей команде по 1 дополнительному баллу.
Задача №1. (слайд №15) Вы устраиваетесь на работу в фирму. Какова вероятность, что из 5 претендентов на эту должность выберут именно вас?
Ответ: 0,2
Задачу №2 можно будет решить несколькими способами. Поэтому я попрошу показать ваше решение на боковых досках и другой вариант решения тоже позволит претенденту заработать для своей команды 1 балл.
Задача №2. (слайд №16) Вас приняли на работу с окладом 40000 рублей в месяц и 20% премией в месяц по итогам работы. Сколько вы будете получать в месяц без вычетов налога, если работа будет успешной?
Ответ: 48000 рублей
Варианты решения:
1 способ:
1) 40000х0,2=8000(руб.) – прибыль за месяц
2) 40000+8000=48000(руб.) – зарплата за месяц
2 способ:
1)100+20=120% - зарплата за месяц в %
2)40000х1,2=48000(руб.) – зарплата за месяц
3 способ: 40000руб. - 100%
Хруб. -120%
Х=300000х120:100
Х=48000
Задача №3. (слайд №22) Вы решили взять подержанный автомобиль. Какова вероятность, что из 45 иномарок и 15 отечественных автомобилей, вы выберете иномарку?
Ответ: 0,75
Задача №4. (слайд №23) Вас повысили в должности, и ваша зарплата за вычетом налога составляет 60000 рублей в месяц. Вы не доверяете банкам и с каждой зарплаты в 60000 рублей откладываете 40% от этой суммы и копите дома. Иномарка, выбранная вами, стоит 280000 рублей. За год вы сможете её купить?
Ответ: Да, т.к. за 1 год будет накоплено 288000 рублей.
Подведём итоги блиц – турнира.
А теперь перейдём к заключительному этапу работы. Итак, у вас есть мечта – купить новый автомобиль и есть деньги, которые вы на этот раз кладёте в банк на простой счет. Простой счёт – это начисление % только на первоначальный взнос. Теперь команды с нечётными № выполняют задание для 1 варианта, а команды с чётными № - задания 2 варианта. Прошу взять красные листы с текстом заданий. Для решения задачи вам потребуется формула простого процентного роста. (слайды №24-25).
Формулу простого %-го роста:
А=(1+)хВ, А=(1+)хВ, где
А – окончательная сумма на счёте
В – первоначальный взнос
р – количество %
п – количество лет
1 вариант Команда №
Автомобиль «Ford Focus» стоимостью 850 000 рублей.
Первоначально вы положили на свой счёт 200 000 рублей под 10% годовых.
Какая сумма денег будет у вас на вкладе через 5 лет и сможете ли вы купить машину?
2 вариант Команда№
Автомобиль «Lada Vesta» стоимостью 650 000 рублей. Первоначально вы положили на свой счёт 100 000 рублей под 10% годовых.
Какая сумма денег будет у вас на вкладе через 5 лет и сможете ли вы купить машину?
За верное решение – 3 балла. Время выполнения работы не более 3минут. (слайд№24)
1 вариант
(1+)х200000=300000(руб.) Нет
2 вариант
(1+)х100000=150000(руб.) Нет
Учащиеся отдают карточки с решениями в жюри, а учитель просит их высказать свои выводы о сложившейся ситуации.
Возможные комментарии: надо брать кредит, надо больше класть первоначально денег, надо каждый год добавлять ещё ко вкладу какую –то сумму денег и т.п.
Учитель: Да, второй популярный способ приобретения машины – взять кредит на её покупку (слайд№25). Давайте рассмотрим пример решения такой задачи (слайд №26). И тут вас тоже будет подстерегать опасность оказаться в долговой яме, если не просчитать всё заранее.
А пока у нас есть возможность научиться решать задачи на %, и для этого мы выполним д/з, которое напечатано у вас на рабочем листе.
Домашнее задание (слайд №27).
1) Обязательное: Решение задач №1-3 из открытого банка заданий (ФИПИ).
2) Творческое: В течение недели провести мониторинг автомобилей в городе Кронштадте и составить рейтинг самых популярных марок. Оформив в виде круговой диаграммы в %.
Создать видеоролик по теме: «Проценты», отправить на электронный адрес: auto9425@mail.ru
Задача 1 (ОГЭ)
При оплате услуг через платежный терминал взимается комиссия 5%. Терминал принимает суммы кратные 10 рублям. Вы хотите положить на счет своего мобильного телефона 300 рублей. Какую минимальную сумму вы должны положить в приемное устройство данного терминала?
Решение:
300 * 0,05= 15 р – комиссия
300 + 15 = 315 сумма вместе с комиссией;
320 р - надо положить на счет.
Задача 2 (ОГЭ)
Родители купили вам на Новый год планшет в кредит на 1 год стоимостью 20000 рублей под 16 % годовых. Вычислите, сколько денег необходимо им вернуть банку, какова ежемесячная сумма выплат?
Решение:
20000*0,16 = 3200 – один год
20000 + 3200 = 23200 р
23200:12= 1933 р
Задача 3 ( ОГЭ )
Мобильный телефон стоил 5000 рублей. Через некоторое время цену на эту модель снизили до 3000 рублей. На сколько процентов была снижена цена?
Решение:
5000 – 3000 = 2000 – на столько снижена цена на телефон
2000: 5000 *100 = 2:5 *100 = 0,4 *100 = 40 %
Ответ: на 40 %
Объяснение д/з.
Итоги занятия
Прошу жюри озвучить итоги нашего соревнования. Я выставляю оценку 5 победителям и оценку 4 за 2 и 3 место. Спасибо за работу жюри.
Стадия рефлексии
А теперь я говорю вам спасибо за работу и прошу оставить свои комментарии мне на последних листках из раздаточного материала, а кому урок понравился подарить мне свой «лайк».
До новых встреч!!! (слайд №23)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: Подготовка к ГИА.Проценты
Данный урок разработан ,как урок повторения в 9 классе по теме "Проценты". Применяемые технологии: проектная....
План-конспект урока по теме Основные задачи на проценты
Тема урока: « Основные задачи на проценты».Класс: 6Учитель: Елена Павловна ЮчСюжет. Математические термины «процент», «задачи на проценты» занимают важное место не только в изучении математики, но и в...
Конспект урока математики о теме: "Задачи на проценты" для 7 класса
Конспект разработан для урока систематизации знаний по теме: "Задачи на проценты". После урока предусмотренна домашняя работа в виде исследования....
План-конспект урока по теме "Решение задач на проценты"
Cовершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач....
Презентация и конспект урока по теме: "Решение задач на проценты". (5 кл.)
Презентация и конспект урока по теме: "Проценты". (5 кл.)...
Конспект урока 5 класс "Проценты"
Главной целью урока является формирование у обучающихся навыков вычисления, перевода десятичных дробей в проценты....
Конспект урока математики по теме: «Масштаб», «Пропорции», «Проценты». 6 класс
Конспект урока: «Масштаб», «Пропорции», «Проценты». 6 класс "Путешествие по Крым"...