Арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Беспалова Тамара Владимировна

Разработка урока по тригонометрии

10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.docx87.72 КБ
Office presentation icon urok.ppt2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс

Цели:

Образовательные задачи:

  • Закрепление понятия арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс и навыки вычисления их при решении более сложных упражнений;
  • Научить пользоваться таблицами и микрокалькулятором для вычисления значений арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса.

Воспитательные задачи:

  • Владение системой знаний, формирование логического. Системного мышления, владение интеллектуальными умениями;
  • Содействовать формированию системы знаний по данной теме;

Развивающие задачи:

Развитие памяти, познавательного интереса у учащихся.

Оборудование:

  • Таблица Брадиса;
  • Микрокалькулятор;
  • Раздаточный материал;
  • Таблицы.

План урока:

  • Настроимся на урок!                       (1 – 2минуты);
  • А есть ли вопросы? !                          (3 минуты);                             
  • Над чем работать и где?                 (8 минут);
  • Минута отдыха ли?!                        (4 минуты);
  • И класс, и ты!                                (21 минута);
  • Тестирование                                   (5 минут);                                
  • Подведем черту!                               (1 – 2 минуты)

Ход урока:

I этап: «Настроимся на урок»

            (Это организационный этап)

  • Я приветствую класс, называю тему и цель урока;
  • Обращаю внимание на план урока (написан на доске).

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы изучаем тему: Арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс.

Цель нашего урока: Закрепить  понятия арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс и навыки вычисления их при решении более сложных упражнений; Научиться пользоваться таблицами и микрокалькулятором для вычисления значений арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса.

Посмотрите ребята на доску, здесь написан план урока по которому мы сегодня будем с вами работать:

План урока:

Настроимся на урок!;

• А есть ли вопросы?;

• Тестирование;            

• Над чем работать и где?;

• Минута отдыха ли?!;

• И класс, и ты!;

•Подведем черту!;

(Переходим ко II этапу)

II этап: «А есть ли вопросы?»

(Традиционное название – проверка домашнего задания)

Домашняя работа записана на доске с пропусками.

Вопросы:

  • Сформулировать теорему о корне уравнения?
  • Сформулировать определение арксинуса числа?
  • Для каких чисел определен арксинус?
  • Сформулировать определение арккосинуса, арктангенса?
  • Для каких чисел он определен?

(Оценки за домашние задание)

(Переходим ко III этапу)

III этап: «Над чем работать и где?»

  • Ваше домашние задание на сегодня, дано вам в виде практикума (по карточкам) нахождение значений арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса. В дневник записываем карточки.

Учащиеся получают дифференцированные домашние задания.

  • Работа с таблицей Брадиса и микрокалькулятором. (Объясняет учитель). Нам нужно вычислить следующие значения. (Перевод градусной меры в радианную, стр. 59).

а) arcsin 0,5736 = 350 = 0,6109;

б) arcos 0,7771 = 390 = 0,6804;

в)arctg 4,705 = 780 = 1,3614;

г) arcctg 3,732 = 150 = 0,2618.

  • На закрепление полученных знаний решим №130 (а; в). Под буквой а) решать будем с вами так. Я предлагаю вам сыграть со мной в игру «Молчанка» (Объясняю правила игры: учитель записывает под диктовку учащегося, если учащийся начинает диктовать неправильно, то).

а) arcsin 0,3010 = 170 31’ = 0,3057;

   arctg 2,3 = 660 30’ = 1,1606

  • Под буквой в) я показываю, как быстро на микрокалькуляторе вычисляются значения не находящиеся в таблице.
  • Запишем цепочку:

аrcsin 0, 7801 = 510 17’ = 0,8951;

arcos 0,8771 =280 42’ = 0,5009.

Давайте сделаем вывод: что удобнее для учащегося: для вычисления: микрокалькулятор или таблица Брадиса?

(Переходим к следующему этапу)

IV этап. «Минута отдыха ли?!»

(Устная работа)

  1. Объясните цепочку равенств:

 = аrcsin /2 = arcos = arctg = arcсtg /2

        

  1. Что означают слова «арка», «аркада»? Существует ли какая-нибудь связь этих слов со значением приставки «арк» в словах «арксинус», «арккосинус»?

Справка:

Арк (от лат. arcus – дуга), часть сложных слов, означающая: дуговой (см. тригонометрические функции.). 

Арка, дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами.

Аркада (от француз. Arcade), ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или столбы.

(Переходим к следующему этапу)

V этап «И класс, и ты!»

  • Сейчас я познакомлю вас с основными соотношениями для обратных тригонометрических функций:

  1. аrcsin х + arcos х = , если   - 1 ≤ х  ≤ 1.

На основании тождества: sin(900 – )= cos α

  1. sin(arcsin x) = x,если - 1 ≤ х  ≤ 1.

Это тождество вытекает из определения арксинуса (arcsin – это такой угол х, что sin x = a).

  1. cos(arcos x) = x, если - 1≤ х ≤1

Это тождество вытекает из определения арккосинуса.

  1. arcsin(sin x) = x, если -  ≤ х ≤

Обозначим sin x через а. Тогда наше тождество будет равносильно определению arcsin а =х, если х  {-  ;} и sin x = a. Заметим, что выражение arcsin(sinx) имеет смысл при х, однако при х  {-  оно не равно х.

  1. arcos (cos x) = x, если 0≤х≤

Обозначим( cos х) = а. Получим определение арккосинуса: arcos а = х, если х {0;} и cos x = a.

  1. arctg (tgx) = x,если - <

Обозначим tgx = a. Получим определение арктангенса: arcctg а =х, если х∋{- } и tg = а.

  1. tg (arctg х) =х, для любого действительного числа х.
  2. ctg (arcctgх) = х, для любого действительного числа х.
  3. arcctg (ctg х) =х, если 0<х<
  4.  arctg х + arcctg х =

  • Дайте выполним упражнения на применение этих тождеств (устно)
  1. Найдите значение выражения:
  1. arcos х (cos х);
  2. arctg (tg);
  3. tg (arctg 1);
  4. arcctg (ctg );
  5. cos (arcos /2);
  6. sin (arcsin );
  7. arcsin (sin );
  8. ctg (arcctg 1).
  1. Найдите значение выражения:
  1. sin(arcsin  + arcos );
  2. cos (arcos+ arcsin );
  3. sin (arctg 1 +  arcctg 1);
  4. tg (arcsin  + arctg )
  1. Решить уравнение:

а) arcos;

б) arctg (2х – 1) = - ;

в) arcsin = -

(Переходим к следующему этапу)

VI этап. Тестирование

Вариант I

Найдите значение выражения:

  1. аrcsin (-

а) ;     б) - ;   в)

2.  arcos (-1)

а) ;      б)  - ;            в) 0

  1. arctg

а) ;      б) - ;    в) 0

  1. arctg (- 1) +  arcsin 0

а) - ;    б) ;        в) 0

  1. аrcsin (-) + arcsin 0

а) ;   б) ;  в)

  1. sin (arcsin  )

а) ;    б) - ;    в) 0

  1. sin (arcsin )

а) - ;   б) ;   в) 1

Вариант II

Найдите значение выражения:

  1. аrcsin ( - )

а) ;    б) ;     в) -  

  1. arcos (-)

а) -;      б) ;      в)

  1. arctg

а) ;    б) -  ;        в) 1

  1. arctg 1 + arcos 1

а) ;     б) 0;     в)

  1. аrcsin (-) +  arcos (-)

а) ;     б) ;   в) -  

  1. cos (arcos

а) ;      б) - ;    в) 1

  1. arcos (cos )

а) ;   б) ;   в) -

(Переходим к следующему этапу)

VII этап «Подведем черту!»

  • Проверка теста (работу делают под копирку);
  • Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алгебра и начало анализа 10 класс Арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс

Слайд 2

Цель нашего урока: Закрепить понятия арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс и навыки вычисления их при решении более сложных упражнений; Научиться пользоваться таблицами и микрокалькулятором для вычисления значений арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса. I этап: «Настроимся на урок» План урока: • Настроимся на урок! • А есть ли вопросы? ! • Над чем работать и где? • Минута отдыха ли?! • И класс, и ты! • Тестирование • Подведем черту!

Слайд 3

II этап: «А есть ли вопросы?» Сформулировать теорему о корне уравнения? Сформулировать определение арксинуса числа? Для каких чисел определен арксинус? Сформулировать определение арккосинуса, арктангенса? Для каких чисел он определен?

Слайд 4

III этап Над чем работаешь и где? Домашние задание Работа с таблицей Брадиса и микрокалькулятором а) arcsin 0,5736 = 35 0 = 0,6109; б) ar с cos 0,7771= 39 0 = 0,6804; в) arctg 4,705 = 78 0 = 1,3614; г) arcctg 3,732 = 150 = 0,2618. Игра «Молчанка» а) arcsin 0,3010 = 17 0 31’ = 0,3057; б) arctg 2,3 = 66 0 30’ = 1,1606.

Слайд 5

IV этап «Минута отдыха ли?!» Объясните цепочку равенств: = а rcsin /2 = arcos = arctg = arc с tg /2 Что означают слова «арка» и «аркада»?

Слайд 6

V этап «И класс, и ты!» а rcsin х + arcos х = π/2, если - 1 ≤ х ≤ 1 sin(arcsin x) = x, если - 1 ≤ х ≤ 1 cos(arcos x) = x, если - 1≤ х ≤1 arcsin(sin x) = x, если - π/2≤ х ≤ π/2 arcos (cos x) = x, если 0≤х≤ π arctg (tgx) = x, если - π/2< π/2 tg (arctg х) =х, для любого действительного числ ctg (arcctg х) = х, для любого действительного числа х arcctg (ctg х) =х, если 0<х< π arctg х + arcctg х = π/2 Основные соотношения для обратных тригонометрических функций:

Слайд 7

Применение тождеств arcos х ( cos х ); arctg (tg ); tg (arctg 1); arcctg (ctg ); cos (arcos / 2); sin (arcsin ); arcsin (sin ); ctg (arcctg 1). Найдите значение выражения: Найдите значение выражения: sin(arcsin + arcos ); cos (arcos + arcsin ); sin (arctg 1 + arcctg 1); tg (arcsin + arctg ) Решить уравнение: arcos arctg (2 х – 1) = - arcsin = -

Слайд 8

V I этап Тестирование Вариант I Найдите значение выражения: 1. а rcsin (- а) б) - в) 2. arcos (-1) а) π б) - π в) 0 3. arctg а) б) - в) 0 4. arctg (- 1) + arcsin 0 а) - б) в)0 5. а rcsin (- + arcsin 0 а) б) 6. sin (arcsin в) а) б) - ( в)0 7. sin (arcsin (- ) - б) в)1 Вариант II Найдите значение выражения: 1. аrcsin ( - ) а) б) в) - 2. arcos (- ) а) - б) в) 3. arctg а) б) - ; в) 1 4. arctg 1 + arcos 1 а) ; б) 0; в) 5. аrcsin (- ) + arcos (- ) а) б) в) - 6. cos (arcos а) б) - в) 1 7. arcos (cos ) а) б) в) – ( (

Слайд 9

Проверка теста (выполняется под копирку) V I I этап: «Подведем черту!» Выставление оценок

Слайд 10

Вот и завершается наш видео-урок. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

N7. Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс. За 13.04.20 для групп ПК1 и МЖКХ1.

1. Законспектировать краткий справочный материал.2. Оформить решение типовых задач.3. Решить самостоятельно:1) вычислшть;2) найти значение выражения;3) доказать равенство.Примечание: при решении приме...

N8.Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс. за 14.04.20 для группы МЖКХ1 и за 15.04.20 для группы ПК1.

Выполнить самостоятельную работу по теме " Решение простейшие тригонометрические уравнений".1. Выполнить задание1: вычислить в.1-в.6.Примечание: при решении примеров пользоваться таблице зна...

16.04.2021 ПК1 Тема:"Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс".

Самостоятельная работа по теме: "Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс".Выполнить только первое задание с в.1 - в.6Примечание: при решении примеров пользоваться таблицей значений тр...

Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс

В данном материале Вы найдете определения и свойства арксинуса, арккосинуса, арктангенсаи арккотангенса, а также несколько  заданий по теме....

задание группе А12 на 8 ноября Обратные тригонометрические функции. Арксинус, арккосинус, арктангенс.

Выполните задание, изучив предварительно данную тему в учебнике для 10-11 классов Алгебра и начала анализа Ш.А.Алимов или Алгебра и начала анализа часть 1 А.Г. Мордкович. Учебники в доступе в интернет...

Карточки для устного счета по алгебре и началам анализа 10 класс "Арксинус, арккосинус, арктангенс"

Карточки можно использоать для  отработки  умений, для индивидуальной работы с обучающимися на разных этапах урока...