Главные вкладки

    Программа элективного курса по математике"Решение прикладных задач с экономическим содержанием"
    элективный курс по алгебре на тему

    Кузьмина Татьяна Алексеевна

    Программа элективного курса по  математике"Решение прикладных задач с экономическим содержанием"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc583 КБ

    Предварительный просмотр:

    В любом классе находится ученик, который будет утверждать, что ему в жизни не пригодятся многие разделы математики: интегралы, первообразные, пределы и т.д.        Данный курс разработан в первую очередь для таких учащихся. Я должна   создать комфортные условия обучения, при которых такой ученик почувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что сделает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

               Из многолетней практики учителя математики я пришла к выводу, что обучающиеся активно работают на уроках, когда объяснение темы сопровождаю примерами из реальной жизни. Когда математика рассматривается как средство познания реальных экономико-практических ситуаций; развивает экономическое мышление, организаторские способности и деловые качества учащихся, столь нужные  в современных условиях рыночных отношений. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в колледже  в условиях реализации новых образовательных стандартов является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, поэтому в ходе изучения курса обучающиеся работают над различными проектами. Результатом деятельности будет работа учащихся по той или иной проблеме, которая может быть представлена на научно-практических конференциях, конкурсах.

    При работе над проектом особое место занимает групповая форма работы учащихся. Работа в группе при  выполнении проектов позволяет учащимся объединяться по интересам, обеспечивать для них разнообразие видов ролевой деятельности, воспитывает чувство долга, обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, способствует развитию коммуникативных навыков.

                На занятиях учащиеся рассматривали  различные ситуации на предприятиях. В том числе на примере одного из местных банков.

               

    Курс призван помочь обучающимся с любой степенью подготовленности в овладении способами деятельности, методами и приемами решения прикладных математических задач, повысить уровень математической культуры. Также  способствует развитию познавательных интересов, мышления обучающихся, умению оценить свой потенциал для дальнейшего обучения в профильном классе.

    Также призван сформировать у учащихся знания о специфике некоторых областей профессиональной деятельности человека, возможностях по использованию в них информационных технологий для решения прикладных задач, закрепить навыки решения задач с применением разнообразного прикладного программного обеспечения. В процессе решения задач параллельно рассматриваются экологические проблемы, порождаемые производством, тем самым осуществляется экологическое воспитание школьников. Экологические проблемы изложены частично в работе Белова Виктора.

    Цели курса:

    • дополнительная подготовка обучающихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования;

     • дальнейшее формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

    •  формирование умения решать задачи с экономическим содержанием.

             Курс рассчитан на выпускников, так как те задачи, которые представлены в данном курсе демонстрируют практическую ценность математики, позволяют активизировать учебную деятельность, формируют знания и способности к деятельности, которые актуальны и востребованы практикой, рынком труда.

    Задачи курса:

    • вырабатывать умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей в курсе изучения экономики;
    • способствовать формированию познавательного интереса к математике;
    • формировать навыки перевода прикладных задач экономики на язык математики;
    • создать условия для подготовки к единому государственному экзамену;
    • опираясь на интерес обучающихся к изучаемому предмету, способствовать созданию положительной мотивации обучения;
    • способствовать правильной оценке своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы;
    • прививать навыки и потребности в самостоятельной учебной деятельности по самосовершенствованию;
    • способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся;
    • расширить представления учащихся о сферах применения математики, сформировать устойчивый интерес к предмету;
    • убедить школьников в практической необходимости владения способами выполнения математических действий;
    • расширить сферу математических знаний, общекультурный кругозор учащихся.

    При реализации программы используются элементы технологий:

     - личностно-ориентированного обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся,  учета и развития индивидуальных особенностей школьника;

    - развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;

    -интерактивной технологии.

                В процессе реализации курса  формируются также ключевые компетенции: информационные компетенции, познавательные компетенции, коммуникативные компетенции.

    Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:

     Учебно-познавательные компетенции:

    • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

     • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно- познавательной деятельности;

     • обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

     • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы;

     • выступать устно и письменно о результатах своего исследования.

     Информационные компетенции:

     • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

     • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

     • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.

     Коммуникативные компетенции:

     • владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

     • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы

    Исходные требования к подготовке:

    Обучающиеся должны:

    - знать определение производной, правила дифференцирования; формулы дифференцирования; алгоритм отыскания наименьшего и наибольшего значений непрерывной функции на промежутке;

    - знать определение арифметической прогрессии; формулу n-го члена; арифметической прогрессии; формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии;

    - знать определение геометрической прогрессии, формулу n-го члена геометрической прогрессии, формулу суммы n-членов геометрической прогрессии; формулу суммы членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии;

    - формулу простых и сложных процентов.

                Изложение материала строится на лекционной основе и практических занятий по материалу лекции. Это позволит излагать курс в полном логическом завершении каждой из тем, а ученику даст возможность  приспособиться к вузовскому изложению материала.

    Применение компьютерных технологий на  занятиях электива  происходит как активный диалог учителя и ученика с использованием демонстраций и контрольных заданий.  Для учащихся главным является не пассивное восприятие материала, а активное участие на каждом этапе.

               В данном курсе большое внимание обращается не только на правильное решение предложенных задач, но, что очень важно, на решение задач, самостоятельно составленных учениками, например задачи с элементами финансовой математики.             Элемент деловых игр активизирует и пробуждает познавательные интересы обучающихся, показывает динамику экономических процессов и возможности математических методов для их анализа.

                Проверкой достигаемых учениками образовательных результатов могут служить: устные суждения педагога, взаимооценка учащимися мини-проектов друг друга, творческих работ выполненных в группах, публичная защита работ.

    Ожидаемые результаты обучения:

    В результате изучения программы элективного курса "Решение прикладных задач с экономическим содержанием" обучающиеся должны:

    - знать определение моделирования, этапы математического моделирования в процессе решения задач, особенности моделирования экономических процессов;

    - уметь реализовывать этапы построения моделей при решении задач с экономическим содержанием;

    - знать типологию задач с экономическим содержанием;

    - знать основные способы (с применением производной, определенного интеграла, прогрессий, изображение множеств при решении линейных неравенств);

    - решение задач с экономическим содержанием;

    - уметь решать транспортные задачи способом графов;

    - решать задачи, связанные с поиском условий и параметров, характеризующих оптимальное поведение фирмы, действующей на различных рынках;

    - уметь определять суммарную способность кредитования системы банков.

    Для решения задач с экономико-производственным содержанием учащиеся применяют специальные математические методы, полученные экономические знания

    Итоговый контроль - в форме творческой работы

    Технологии обучения:

    • Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, практикум, семинар и т.д.;
    • дифференцированные задания и личностно-ориентированные технологии.
    • Использование ИКТ.

    Виды и формы контроля:

    самостоятельные работы, тестирование, контрольные работы, проекты, взаимооценки, зачеты

    Основное содержание курса

    Исходными документами для составления элективного курса  являлись:

    - Образовательная программа ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта им.М.С. Солнцева»

    Тема 1. Предмет и задачи курса. О математических моделях в экономике (1 час).

    Понятие математических моделей. Определение математического моделирования. Этапы математического моделирования в процессе решения задач. Особенности моделирования экономических процессов.

    Тема 2. Поездка на предприятие «ТВРЗ» с целью ознакомления  с работой предприятия.(2 часа.)  Обработка статистических данных.

    Тема 3. Некоторые применения арифметических и  геометрических прогрессий в экономике. (3 часа).

    Тема 4. Понятие о банковской системе: вкладчики, депозиты, заемщики, кредит. (3 часа)

    Вычисление суммарного объема кредитов. Расчет за банковский кредит.

    Тема 5. Транспортная задача линейного программирования (1 час). Решение задач, составленных учащимися.

    Понятие о задаче линейного программирования. Транспортные задачи максимально приближенные к реальной ситуации.

    Тема 6. Решение задач по экономической теории.  Решение задач, составленных учащимися. (1 час)

    Тема 7. Приложение производной в экономике (4 часа).

         Производная и ее связь с экономикой.  Производная как интенсивность изменения  экономического объекта.  Вычисление производительности труда через производную  на производстве.

    Тема 8. Приложение интеграла в экономике. (3 часа).

    Спрос на некоторый товар. Его графическое изображение. Предложение товара, его графическое изображение.

    Тема 9. Решение прикладных задач из банка данных ФИПИ. (5 часов)

    Творческая работа. (2 часа). Составление и решение задач по прикладной математике.

    Учебно-тематическое планирование

    № п/п

    Наименование тем

    Кол-во часов

    Форма проведения

    Форма контроля

     1

    Предмет и задачи курса. О математических моделях в экономике

    1 час

    Лекция

    Диагностика.

     2

    Поездка на предприятие «ТВРЗ» с целью ознакомления  с работой предприятия

    2 часа

    Экскурсия

    Самостоятельная работа по составлению задач с использованием данных «ТВРЗ»

     3

     Некоторые применения арифметических и  геометрических прогрессий в экономике

    2 часа

    Лекция + практика

    Тестирование

     4

    Понятие о банковской системе

    2 часа

    Лекция +Деловая игра «Жизнь за счет процентов»

    Итоги игры

     5

    Транспортная задача линейного программирования.

    1 час

     Проектная деятельность

    Мини-проекты

     6

    Решение задач по экономической теории.  

    2 часа

    Лекция+Игра «Математический банкир»

    Итоги - по капиталам банка

     7

    Приложение производной в экономике.

    1 час

     Практикум

     Самостоятельная работа

     8

    Приложение интеграла в экономике.

    1 час

    Практикум

     Самостоятельная работа

    9

    Решение прикладных задач из банка данных ФИПИ.

    3 часа

    Групповая работа

     Взаимопроверка

    10

    Творческая работа.

    2 часа

    Презентации, тренинг

    Защита проектов

    Список основной литературы:

    1. Школьные технологии №3,2009
    2. Алгебра и начала анализа.10-11 класс, Мордкович
    3. Основы  экономической теории. 10-11класс (под редакцией . С.И. Иванова)  М.: Вита-Пресс, 2004
    4.  Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений, И. В. Липсиц. М., Вита-Пресс, 2004

    Электронные пособия:

    1. Информационный интегрированный продукт «КМ-Школа»: банк тестовых заданий;
    2. Сайты Интернет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса "Практикум решения текстовых задач" 8 класс.

    Пояснительная записка          Предлагаемый курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов. Программа рассчитана на 9 часов и п...

    Программа элективного курса "Алгоритм решения физических задач"

    Программа и тематическое планирование элективного курса для 10,11 классов...

    Программа элективного курса "Методы решения математических задач"

    Данный материал может применяться в качестве основы для разработки элективных курсов по математике...

    Программа элективного курса «Методы решения физических задач повышенной сложности» для учащихся 10-х-11-х классов

    Пояснительная записка.Настоящий курс рассчитан на преподавание в 10-м, 11-м классах в объёме 68 часов(1 час в неделю).Целью данного элективного курса является изучение и применение  на практике м...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

    Рабочая  программаЭЛЕКТИВНОГО КУРСАметоды решения физических задач...

    ПРОГРАММА элективного курса «Практикум решения текстовых задач»

    ПРОГРАММА элективного курса «Практикум решения текстовых задач». Математика - 10 класс. Базовый уровень...

    Решение прикладных задач с экономическим содержанием

    Решение прикладных задач с экономическим содержаниемКонцепция элективного курсаВ любом классе находится ученик, который будет утверждать, что ему в жизни не пригодятся многие разделы математики: интег...