Технологическая карта урока "Функция y=cosx, ее свойства и график"
методическая разработка по алгебре (10, 11 класс) на тему

Кулагина Алла Анатольевна

Урок самостоятельных, групповых и коллективных работ репродуктивного типа - устных и письменных упражнений с  использованием инновационных технологий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_tehnologicheskaya_karta_kulagina_a_a.docx251.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Название урока

                 «ФУНКЦИЯ Y= СOS X, ЕЕ СВОЙСТВА И ГРАФИК»

Предмет

Математика

Преподаватель

Кулагина Алла Анатольевна

Курс

1 СПО

Тип урока

Комбинированный урок совершенствования знаний, умений и навыков

Вид урока

Урок самостоятельных, групповых и коллективных работ репродуктивного типа - устных и письменных упражнений

с  использованием инновационных технологий

Цели урока

Для преподавателя

Для учащегося

Метапредметные результаты

  1. Образовательные - обеспечить  повторение  и  систематизацию  материала  темы.  Создать  условия  контроля  усвоения  знаний  и  умений.
  2. Развивающие – способствовать  формированию  умений  применять  приемы:  сравнения,  обобщения,  выявления  главного,  переноса  знаний  в  новую  ситуацию,  развитию  математического  кругозора,  мышления  и  речи,  внимания  и  памяти.
  3. Воспитательные – содействовать воспитанию  интереса  к  математике  и  ее  приложениям,  активности,  мобильности,  умения  общаться,  общей  культуры.

Обобщить свои знания по теме, выработать умения применять формулы и методы решения задач.

Развитие внимания, мышления, самостоятельности, творческих способностей.

Образовательная среда урока

  • доска
  • раздаточный материал (опорные схемы, таблицы, приложения 1 и 2)
  • поощрительные карточки - баллы

Формы работы на уроке

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Этапы урока

Организационный

Вводит студентов в ситуацию деловой игры, настраивает их на работу. Формулирует цели и задачи. Объявляет правила.

Готовность к работе

Восприятие информации

Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности

(на доске) Высказывание Альберта Эйнштейна: «Истина - это то, что выдерживает проверку опытом»

Вопрос:

Как вы понимаете данное высказывание?

Задания: 

  1. Опираясь на имеющиеся у вас знания, докажите или опровергните следующие утверждения (Приложение № 1 )

  1.  В процессе социализации выясняется, что утверждение  6 вызвало разногласия: часть детей поставили значок «В», а часть детей - «Н», а необходимость аргументации ответа оказалась затруднительной. С согласия всех присутствующих учитель ставит в 6 строке таблицы знак вопроса между «Н» и «В» (см. там  же).

 Учитель предлагает ученикам озвучить проблему, возникшую на данном этапе, и связать ее с темой урока «ФУНКЦИЯ Y= СOS X, ЕЕ СВОЙСТВА И ГРАФИК»,

Отвечают на вопрос !

Выполняют задание сначала индивидуально, затем обмениваются мнениями в паре и наконец представляют результаты классу

Озвучивают

Познавательные:

-применение предметных знаний

-поиск информации для выполнения учебных заданий

Коммуникативные

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивные:

-учитывать правила в планировании и контроле

Основной этап

Вся работа строится на основе заполнения таблицы ЗХУ (Приложение № 2).

  1. Предварительно учащимся предлагается вспомнить все свойства любой функции:
  1. область определения,
  2. область значения функции,
  3. четность,
  4. монотонность,
  5. наибольшее и наименьшее значения функции,
  6.  непрерывность, ограниченность,
  7. нули функции,
  8. промежутки знака постоянства.

 Учитель предлагает учащимся заполнить первый столбец таблицы, записав в нем свойства функции у = cos х.

  1. Обсуждение заполненного столбца в парах.

  1. Учитель опрашивает 2-3 пары.

  1. - Что еще мы хотим узнать о функции у = cos х? - Учитель просит учащихся составить по 2 вопроса, не забывая о проблеме, возникшей на первом этапе урока.

  1. Учитель записывает все вопросы учащихся во второй столбец таблицы ЗХУ и предлагает выделить «основные» вопросы данной темы.

  1. Для получения ответа на вопрос «Как построить график функции у = cos х?» учитель предлагает учащимся построить график функции у = cos х в координатной плоскости по точкам на отрезке от 0 до П

  1. Учитель предлагает достроить график функции

у = cos х на всей числовой прямой, используя свойства, записанные в первом столбце таблицы, и далее - просит построить график известной функции у =sin х в этой же прямоугольной системе координат.

8. В результате проделанной работы ученики делают вывод о том, что график функций у = cos х - это график функции у =sin х, полученный параллельным переносом по оси ОХ на П/2 влево.

Фронтальная и индивидуальная формы работы

Отвечают на вопросы, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Оценивают правильность выполненных действий.

В парах

Отвечают

Учитывают разные мнения,  договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Используют речь для регуляции своих действий.

Задание выполняется в парах, затем один из учащихся записывает свой результат в третьем столбике таблицы на доске. Все сравнивают, обсуждают.

Вывод учащиеся записывают в третий столбик таблицы ЗХУ как итог работы на стадии Содержания.

-Построение рассуждения, построение речевого высказывания в устной форме.

-Принятие и сохранение учебной задачи

-Формулирование собственного мнения.

- Формирование смыслов учебной деятельности

Этап подведения итогов учебного занятия; Рефлексия.

  1. Учитель предлагает вернуться к таблице с верными и неверными утверждениями и поставить в шестой строке букву «В» или «Н» с учетом полученной на уроке информации

  1. Затем ученики отвечают па вопросы второго столбца таблицы ЗХУ.

  1. На дом предлагаются вопросы, на которые не были найдены ответы, а также задание: составить таблицу функции у =sin х, построить график этой функции

  1.  В заключение урока учитель предлагает написать синквейн по теме: «ФУНКЦИЯ Y= COS X, ЕЕ СВОЙСТВА И ГРАФИК».

Синусоида

Красивая, плавная

Чертить, решать, применять

Синусоида - график функции у = cos х

Волна

       

  1.  Подведение итогов. При помощи беседы выясняет, что было самым сложным и интересным на уроке.
  2. Предлагается поставить себе оценку за урок.

 Отвечают па вопросы второго столбца таблицы ЗХУ

Проявляют свои творческие способности, анализируют, делают выводы, поэтизируют математические понятия

Отвечают на вопросы преподавателя. Обобщают результаты работы. Анализируют свою деятельность, формулируют самооценку

Познавательные:

-анализировать

-выделять основную мысль

Коммуникативные

-строить монологические высказывания

-отстаивать свою точку зрения

-выделять главную мысль

-делать выводы

Регулятивные:

-определить план действий

-найти рациональные способы работы

Достижение цели урока.

Расширение кругозора, повышение учебно-познавательного интереса. Формирование интереса к математике

Домашнее задание

Ответить вопросы, на которые не были найдены ответы, а также задание: составить таблицу функции у =sin х, построить график этой функции

Список литературы и другие источники

1. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений  / Ш. А. Алимов, Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева, .Е.Федорова, М.И.Шабунин -  Алгебра и начала математического анализа. 10 (11) кл. –18 –е изд.- М., Просвещение, 2012.

2.  Алгебра и начала математического анализа : учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др. ; под ред. А. Н. Колмогорова. — 17-е изд. — М. : Просвещение, 2014.

3. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10 класс: базовый уровень / М.И.Шабунин, Р.Г.Газарян, М.В.Ткачева, Н.Е. Федорова. – 6-е изд. – М. :Просвещение, 2013.

4. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Учебное пособие / Л.Б. Крайнева; под общей редакцией А.О. Татура; Московский центр качества образования. – Москва: «Ителлект-Центр», 2012

5. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»


6.  http://ru.wikipedia.org

7. https://infourok.ru/ 


Документы:

  1. Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования»
  2. Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
  3. Закон об образовании в РФ. ( Государственной Думой 21.12. 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 .12. 2012 года)
  4.  Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге"
  5.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

  1.  Распоряжение Правительства РФ  от 24.12.13 № 2605-г  «О концепции развития математического образования в  РФ»

Приложения

Приложение № 1 

Верные и неверные утверждения

№ п/п

Утверждение

Верно или неверно?

 - число положительное

Уравнение соs х = 2,1 не имеет корней

соs (-2П) = cоs 2П = 1

sin (П/2 + х) = cоs х

Графиком функции у = соs х является синусоида

Приложение № 2

Таблица «ЧТО ЗНАЕМ - ХОТИМ УЗНАТЬ - ЧТО УЗНАЛИ»

3 - что мы знаем

X — что мы хотим узнать

У – что мы узнали

Свойства функции

у = cos x

1.

2.

3.

4

5.

6.

7.

8.

Вопросы

Студент (Фамилия, Имя)______________________________________________ самооценка  _________________

http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1424000/1423699-5c624b398445f086.jpg      Приложение № 2 (УЧИТЕЛЮ)

Таблица «ЧТО ЗНАЕМ - ХОТИМ УЗНАТЬ - ЧТО УЗНАЛИ»

3 - что мы знаем

X — что мы хотим узнать

У — что мы узнали

Свойства функции у = cos x

1) Область определения функции – множество действительных чисел.

2) Область значений функции – отрезок [–1; 1]

3) Это четная функция.

4) Это непрерывная функция.

5) Координаты точек пересечения графика:
    - с осью абсцисс: (π/2 + πn; 0),
    - с осью ординат: (0;1).

6) На отрезке [0; π] функция убывает, на отрезке [π; 2π] – возрастает.

7) На промежутках [-π/2 + 2πn; π/2 + 2πn] функция принимает положительные значения.
    На промежутках [π/2 + 2πn; 3π/2 + 2πn] функция принимает отрицательные значения.

8) Промежутки возрастания: [-π + 2πn; 2πn].
    Промежутки убывания: [2πn; π + 2πn];

9) Точки минимума функции: π + 2πn.
    Точки максимума функции: 2πn.

10) Функция ограничена сверху и снизу. Наименьшее значение функции –1, 
      наибольшее значение 1.

11) Это периодическая функция с периодом 2π (Т = 2π)

1. Как называется график функции у = cos x?

2. Как построить график этой функции?

3. Где применяется график данной функции?

4. Какая зависимость между графиком функции у = cos х и у =sin х?

5. …..

График функции у = cos x

http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1424000/1423699-5c624b398445f086.jpg                       http://evan.ua-tracker.org/file/gusary-rossiyskoy-imperii-malishevskiy-n-n-bukmaster-2720-small.png

 

Повторение

Функция y = sin x

Графиком функции является синусоида.

Полную неповторяющуюся часть синусоиды называют волной синусоиды.

Половину волны синусоиды называют полуволной синусоиды (или аркой).

Для построения графика функции 
y = sin x удобно применять следующие масштабы:

- на листе в клетку за единицу отрезка примем длину в две клетки.

- на оси x отмерим длину π. При этом для удобства 3,14 представим в виде 3 – то есть без дроби. Тогда на листе в клетку π составит 6 клеток (трижды по 2 клетки). А каждая клетка получит свое закономерное имя (от первой до шестой): π/6, π/3, π/2, 2π/3, 5π/6, π. Это значения x.

- на оси y отметим 1, включающий две клетки.

http://raal100.narod.ru/olderfiles/3/Sinusoida.png 


Свойства функции 
y = sin x:

1) Область определения функции – множество действительных чисел.

2) Область значений функции – отрезок [–1; 1]

3) Это нечетная функция.

4) Это непрерывная функция.

5) Координаты точек пересечения графика:
    - с осью абсцисс: (πn; 0),
    - с осью ординат: (0; 0).

6) На отрезке [-π/2; π/2] функция возрастает, на отрезке [π/2; 3π/2] – убывает.

7) На промежутках [2πn; π + 2πn] функция принимает положительные значения. 
    На промежутках [-π + 2πn; 2πn] функция принимает отрицательные значения.

8) Промежутки возрастания функции: [-π/2 + 2πn; π/2 + 2πn].
    Промежутки убывания функции: [π/2 + 2πn; 3π/2 + 2πn].

9) Точки минимума функции: -π/2 + 2πn.
    Точки максимума функции: π/2 + 2πn

10) Функция ограничена сверху и снизу. Наименьшее значение функции –1, 
      наибольшее значение 1.

11) Это периодическая функция с периодом 2π (Т = 2π)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры по теме "Функции y=sinx, y=cosx, их свойства и графики"

Используемые технологии: индивидуально-групповое обучение, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие. Развивающая цель урока: развивать умение передавать информацию сжато, полно, выборочно, ...

технологическая карта урока по теме"Химические свойства кислот" 8 класс

Методическая разработка урока химии в  8 классе по теме «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»Тип урока: урок изучения нового материала и систематизации полученных знаний....

Технологическая карта урока по теме: «Химические свойства кислот в свете ТЭД", Вишнякова А.Е.

Урок в формате ФГОС. Дети сами выходят на тему, добывают себе недостающие знания экспериментально, учаться применять их. Урок сопровождается презентацией; печатается раздаточный материал для учащихся ...

Технологическая карта урока по теме "Основное свойство дроби 5 класс"

Данная технологическая карта педназначеня для учащихся 5-х классов. Она поможет учителю в проведении урока....

Технологическая карта урока по теме:"Физические свойства металлов"

Задачи:  Изучить строение металлов, как простых веществ (металлическая кристаллическая решетка); изучить физические свойства металлов и области применения свойств металлов человеком (предметный р...

технологическая карта урока "Умножение и его свойства". 5 класс

технологическая карта урока в соотвествии с ФГОС. урок открытия новых знаний...

Технологическая карта урока. Тема: Функция y=ax2 , ее график и свойства.

Технологическая карта урока. Тема: Функция y=ax2 , ее график и свойства....