Технологическая карта урока по теме: «Химические свойства кислот в свете ТЭД", Вишнякова А.Е.
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Вишнякова Анастасия Евгеньевна

Урок в формате ФГОС. Дети сами выходят на тему, добывают себе недостающие знания экспериментально, учаться применять их. Урок сопровождается презентацией; печатается раздаточный материал для учащихся (открываемые химические свойства, инструкции по проведению эксперимента).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: химия

Класс: 8

УМК:  «Габриелян О.С. Химия».

Тема: «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».

Тип урока:урок открытия нового знания

Составила и провела урок: Вишнякова Анастасия Евгеньевна, учитель химии МАОУ «СОШ №37» г.Владимира

Цель: Создание условий для погружения учащихся в процесс открытия нового знания через изучение темы: «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».

Задачи личностного характера: 

  • Выстраивание у учащихся позитивного отношения к процессу обучения в целом, к содержанию конкретного урока, через поддержание у них познавательного интереса;
  • Наполнение учебного процесса внутренними смыслами, мотивами и определение роли учащихся на уроке;
  • Формирование самооценки у школьников.

Метапредметные задачи: 

- Формирование УУД метапредметного характера:

- Регулятивные УУД: развитие умений ставить цели и задачи на уроке; планировать процесс реализации поставленных задач; развитие умений организовывать процесс оценивания и контроля результатов учебной деятельности.

- Познавательные УУД: продолжить развитие таких познавательных процессов как обобщение, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей; развитие умений работать с текстом, выделять текстовые смыслы; развитие умения фиксировать своё интеллектуальное затруднение.

- Коммуникативные УУД: продолжить развитие умений слушать, грамотно строить речь, формулировать понятия, аргументировать свою позицию в решении учебных проблем, сотрудничать в групповой форме работы, проявлять толерантность в процессе диалога.

- Формирование метазнания через оперирование понятиями класс, свойства, уравнения, признак.

Предметные задачи: 

  • Раскрыть химические свойства кислот как класса электролитов;
  • Дать характеристику каждому химическому свойству кислот;
  • Продолжить отработку умений составления химических уравнений (молекулярных и ионных) и расставления коофициентов;
  • Продолжить развитие умений проведения химического эксперимента.

Оборудование и реактивы:  Компьютер учителя,  проектор, экран; Учебник химии О.С. Габриелян 8 класс, рабочая тетрадь по химии          8 класс О.С. Габриелян, А.В. Яшукова; таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде; периодическая таблица; таблица электрохимического ряда  напряжений металлов; пробирки, растворы серной, соляной и азотной кислот, раствор гидроксида  натрия, цинк, оксид меди, растворы нитрата серебра, карбоната  натрия,  индикаторы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивационно-ориентировочный

(2 — 4 мин)

  • Приветствует учащихся.
  • Проверяет подготовленность к учебному занятию, создаёт исходную мотивацию на процесс обучения через эмоциональный настрой, создание ситуации успеха,
  • Организует внимание и создаёт перспективно-побуждающую мотивацию, объясняя что ожидает учащихся на уроке.
  • Приветствуют учителя.
  • Организуют рабочее место,
  • Слушают учителя,
  • Настраиваются на урок,
  • Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, мотивация на учебную деятельность

2. Этап актуализации знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном действии

(5 — 7 мин)

  • Организует фронтальную проверку освоения основных понятий в теме кислоты.
  • Предлагает учащимся утверждения с которыми они должны либо согласиться, либо нет:
  • Вещества, растворы которых проводят электрический ток, называют неэлектролиты;
  • Процесс распада электролита на ионы называют электролитической диссоциацией;
  • Ионы — это «+» или «-» заряженные частицы, в которые превращаются атомы или группа атомов в результате отдачи или присоединения электронов;
  • Кислоты — это неэлектролиты;
  • Реакции между ионами называют ионными реакциями, а уравнения таких реакций ионными уравнениями.
  • Кислый вкус, способность разъедать растительные и животные ткани.
  • Растворимые кислоты не изменяют окраски индикаторов.
  • Проводит коррекцию ответов.
  •  Даёт оценку работе учащихся.
  • Создаёт проблемную ситуацию для использования её в дальнейшем в процессе целеполагания:
  • «Перед вами три пробирки с жидкостью. В одной из них кислота. Как можно определить в какой именно из пробирок она находиться? Условие: не пробывать их на вкус, не обонять, не использовать индикатор.
  • Слушает предположения учащихся.
  • Ведёт эвристическую беседу по решению проблемы.
  • Подводит учащихся к пониманию того, что их знаний не хватает для решения учебной проблемы.

- Отвечают на заданные утверждения с помощью сигнальных карточек:

зелёная карточка означает «согласен», красная — «не согласен».

  • Учавствуют в коррекции ответов одноклассников.
  • Пытаются решить, предложенную учителем учебную проблему.
  • Понимают, что не могут справиться с интеллектуальной ситуацией, тем самым фиксируя интеллектуальное затруднение.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, мотивация.

Познавательные:  умение  обобщать, классифицировать, сравненивать, установливать причинно-следственные связи, фиксировать интеллектуальное затруднение.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение выстраивать вербально свои мысли, проявлять толерантность в процессе диалога.

3.Целеполагание и построение плана реализации поставленной цели

(4 — 5 мин)

  • Оставляет проблему нерешёной.
  • Знакомит учащихся с темой урока «Химические свойства кислот как класса электролитов», интригуя учащихся её значимостью.
  • Организует процесс целеполагания.
  • Организует беседу с учащимися по построению плана реализации поставленной цели урока.
  • Включаются в процесс целеполагания.
  • Проговаривают шаги по реализации поставленной цели урока.
  • Включаются в беседу

Личностные: смыслообразование, познавательный интерес.

Регулятивные: умение ставить цели и задачи на уроке; планировать процесс реализации поставленных задач.

Познавательные:  установление причинно-следственных связей, обобщение.

Коммуникативные:  умение слушать, граммотно строить речь.

4. Этап реализации плана по достижению цели и его презентация

(5 — 8 мин)

  • Делит класс на группы для работы по выработанному плану.
  • Выдаёт карты-задания, где представленны теоретическая и практическая часть эксперимента.

Карта № 1: Изучение взаимодействия гидроксида натрия с серной  кислотой

Карта № 2 :  Изучение взаимодействия оксида меди с азотной кислотой

Карта № 3: Изучение взаимодействия кислот с металлами.

Карта № 4: Изучение взаимодействия карбоната натрия с соляной кислотой

  • Проводит инструктаж по технике безопасности.
  • Ведёт наблюдение за работой в группах, помогает, направляет
  • Организует презентацию результатов полученных в группах.
  • Работают с учебными текстами.
  • Выполняют эксперимент связанный с изучением хим свойств кислот.
  • Оформляют полученные результаты в рабочих картах.
  • Презентуют полученные рез-ты.
  •  Слушают выступления других групп и делают записи в карте.
  • Делают вывод о хим свойствах кислот.

Личностные: смыслообразование, познавательный интерес.

Регулятивные: планирование своего выступления;

Познавательные:  сравнение, установление причинно-следственных связей; работа с текстом, выделение текстовых смыслов,.

Коммуникативные: умение слушать, граммотно строить речь, аргументировать свою позицию в решение учебной проблемы, сотрудничать в групповой работе, проявлять толерантность в процессе беседы и диалога.

5. Этап первичного закрепления новых знаний

(4 — 5 мин)

- Организует первичное закрепление новых знаний вербально со всем классом по вопросам:.

- Что такое кислоты с точки зрения ТЭД?

- Чем химические свойства веществ отличаются от физических?

- Перечислите химические свойства кислот?

- Что надо помнить при взаимодействии кислот с металлами?

- Как по другому называется реакция взаимодействия кислот с основаниями?

  • Корректирует ответы учащихся.
  • Даёт оценку по результатам этого этапа урока.
  • Отвечают на вопросы.
  • Корректируют неправельные или неточные ответы одноклассников.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: оценивание и коррекция результатов.

Познавательные: обобщение, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные: умение слушать, граммотно строить речь, аргументировать свою позицию в решение учебной проблемы, проявлять толерантность в процессе беседы и диалога.

6. Этап самостоятельной работы по образцу

(3 — 5 мин)

  • Организует самостоятельную работу учащихся письменно по вариантам.
  • Организует самостоятельную проверку выполненного задания сравнивания его с правильными ответами на экране с последующей коррекцией.
  • Выполняют письменно задание.
  •  Проверяют правильность выполненного задания, сравнивая результаты с образцом.
  • Оценивают свою работу.

Личностные: познавательный интерес, позитивное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные:  самооценивание, самоконтроль, самокоррекцмя.

Познавательные: обобщение, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей;

7. Этап включения полученных знаний в систему уже имеющихся

(5 — 7 мин)

  • Создаёт ситуацию успеха через позитивную оценку деятельности учащихся и авансирование их интеллектуальных возможностей.
  • Возвращает учащихся к решению проблемной ситуации, предложенной в начале урока
  • Подводит учащихся к выводу о значимости полученных знаний о кислотах..

  • Решают проблему опираясь на полученные новые знания.
  • Делают вывод о значимости полученных знаний.

Личностные: самоопределение, ценностное отношение к знанию, познавательный интерес.

Познавательные:  обобщение, установление причинно-следственных связей, логика изложения материала.

Коммуникативные: умение слушать, граммотно строить речь, аргументировать свою позицию в решение учебной проблемы, проявлять толерантность в процессе диалога, отстаивание своей позиции.

8. Этап рефлексии учебной деятельности и постановка домашнего задания

(2 — 5 мин)

  • Даёт домашнее задание.
  • Оценивает работу учащихся.
  • Включает учащихся в процесс рефлексии (письменно) по форме «закончи предложение».

 «У меня больше всего получилось.... Мне дома предстоит поработать над …. Сегодя на уроке меня удивило…

На уроке мне было...

В процессе работы в группе я чувствовал...».

- Прощается с учащимися.

  • Знакомятся с домашним заданием.
  • Включаются в процесс рефлексии.
  • Прощаются с учителем.

Личностные: позитивное отношение к знанию и процессу обучения.

Регулятивные: оценивание и контроль результатов, рефлексия.



Предварительный просмотр:

    Химические свойства кислот.

Реагент

Примеры уравнений реакций.

+ Металлы

а) +...

б) +...

Тип реакции:

.....................

а) Молекулярное уравнение:

________________________________________

Полное ионное:

________________________________________

Сокращённое ионное:

________________________________________

б) Молекулярное уравнение:

________________________________________

+ Оксиды

+ ...

Тип реакции:

.....................

Молекулярное уравнение:

________________________________________

Полное ионное:

________________________________________

Сокращённое ионное:

________________________________________

+ Основания

+ ...

Тип реакции:

.....................

Молекулярное уравнение:

________________________________________

Полное ионное:

________________________________________

Сокращённое ионное:

________________________________________

+ Соли

+ ...

Тип реакции:

.....................

Молекулярное уравнение:

________________________________________

Полное ионное:

________________________________________

Сокращённое ионное:

________________________________________

Итак, кислоты взаимодействуют с:___________________

________________________________________________

Домашнее задание: § 38 старый учебник (39 новый учебник), № 1, 2, 4 (часть 2 тетради на печатной основе)

Закончи фразы:

У меня больше всего получилось..............................

…...................................................................

Мне дома предстоит поработать над …........................

…...................................................................

Сегодя на уроке меня удивило…................................

…...................................................................

На уроке мне было..............................................

…...................................................................

В процессе работы в группе я чувствовал....................

…...................................................................



Предварительный просмотр:

                            Свойства кислот  № 2.

Теоретическая часть:

   Химическими свойствами веществ называют такие свойства веществ (химических элементов, простых веществ и химических соединений), имеющие отношение к химическим процессам, т.е. проявляемые в процессе химической реакции и влияющие на неё.

   Признаки химических реакций — выделение газа, выпадение осадки, изименение цвета раствора.

   Типичные реакции кислот:

  1. Кислота + основание → соль + вода. (реакция обмена, реакция нейтрализации)
  2. Кислота + оксид металла → соль + вода. (реакция обмена)
  3. Кислота + металл → соль + водород. (реакция замещения)
  4. Кислота + соль → новая кислота + новая соль. (реакция обмена)

Практическая часть:

                     «Взаимодействие кислоты с оксидом».

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирка, спиртовка, спички, пробиркодержатель; оксид меди (II), раствор азотной кислоты.

Правила техники безопасности:

  1. Запрещается брать вещества руками.
  2. Запрещается оставлять открытыми склянки с реактивами.
  3. Едкое вещество — кислота! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки.
  4. Попавшие на кожу капли раствора кислоты немедленно смойте струёй холодной воды, а затем обработайте повреждённую поверхность 2%-м раствором питьевой соды.
  5. Пробирку закрепляйте в пробиркодержателе у отверстия.
  6. Зажигайте спиртовку спичкой. Гасите спиртовку, накрывая пламя колпачком.
  7. Нагревайте вещества в верхней части пламени, так как она самая горячая.

Содержание и порядок выполнения работы:

  1. В пробирку поместите намного (объёмом со спичечную головку) порошка оксида меди (II). Отметьте цвет вещества.
  2. Налейте в пробирку с оксидом меди (II) 1-2 мл раствора азотной кислоты. Для ускорения реакции слегка нагрейте (не доводя до кипения) содержимое пробирки. Что наблюдаете?
  3. Напишите молекулярное и ионные уравнения реакций оксида меди (II) с азотной кислотой.
  4. Подготовтесь к выступлению.

                            Свойства кислот № 1.

Теоретическая часть:

   Химическими свойствами веществ называют такие свойства веществ (химических элементов, простых веществ и химических соединений), имеющие отношение к химическим процессам, т.е. проявляемые в процессе химической реакции и влияющие на неё.

   Признаки химических реакций — выделение газа, выпадение осадки, изименение цвета раствора.

   Типичные реакции кислот:

  1. Кислота + основание → соль + вода. (реакция обмена, реакция нейтрализации)
  2. Кислота + оксид металла → соль + вода. (реакция обмена)
  3. Кислота + металл → соль + водород. (реакция замещения)
  4. Кислота + соль → новая кислота + новая соль. (реакция обмена)

Практическая часть:

                     «Взаимодействие кислоты с основанием».

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирка; раствор гидроксида натрия, раствор серной кислоты, фенолфталеин.

Правила техники безопасности:

  1. Запрещается брать вещества руками.
  2. Запрещается оставлять открытыми склянки с реактивами.
  3. Едкое вещество — кислота! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки.
  4. Попавшие на кожу капли раствора кислоты немедленно смойте струёй холодной воды, а затем обработайте повреждённую поверхность 2%-м раствором питьевой соды.
  5. Едкое вещество — щёлочь! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки.
  6. Попавшие на кожу капли раствора щёлочи немедленно смойте струёй холодной воды, а затем обработайте повреждённую поверхность 2%-м раствором уксусной кислоты.

Содержание и порядок выполнения работы:

  1. Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте к нему 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? Объясните, какие частицы в растворе гидроксида натрия вызвали изменение окраски индикатора.
  2. К раствору щёлочи с фенолфталеином добавляйте по каплям серную кислоту, перемешивая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете? Объясните, образование какого вещества привело к  изменению окраски индикатора.
  3. Напишите молекулярное и ионные уравнения проведённой реакции.
  4. Подготовтесь к выступлению.


                            Свойства кислот № 4.

Теоретическая часть:

   Химическими свойствами веществ называют такие свойства веществ (химических элементов, простых веществ и химических соединений), имеющие отношение к химическим процессам, т.е. проявляемые в процессе химической реакции и влияющие на неё.

   Признаки химических реакций — выделение газа, выпадение осадки, изименение цвета раствора, нагревание или охолождение пробирки с реактивами.

   Типичные реакции кислот:

  1. Кислота + основание → соль + вода. (реакция обмена, реакция нейтрализации)
  2. Кислота + оксид металла → соль + вода. (реакция обмена)
  3. Кислота + металл → соль + водород. (реакция замещения)
  4. Кислота + соль → новая кислота + новая соль. (реакция обмена)

Практическая часть:

                     «Взаимодействие кислоты с солью».

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирка; раствор карбоната натрия, раствор соляной кислоты.

Правила техники безопасности:

  1. Запрещается брать вещества руками.
  2. Запрещается оставлять открытыми склянки с реактивами.
  3. Едкое вещество — кислота! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки.
  4. Попавшие на кожу капли раствора кислоты немедленно смойте струёй холодной воды, а затем обработайте повреждённую поверхность 2%-м раствором питьевой соды.

Содержание и порядок выполнения работы:

  1. Налейте в пробирку 1-2 мл раствора карбоната натрия и добавьте к нему 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете?
  2. Напишите молекулярное и ионные уравнения проведённой реакции.
  3. Подготовтесь к выступлению.


                            Свойства кислот № 3.

Теоретическая часть:

   Химическими свойствами веществ называют такие свойства веществ (химических элементов, простых веществ и химических соединений), имеющие отношение к химическим процессам, т.е. проявляемые в процессе химической реакции и влияющие на неё.

   Признаки химических реакций — выделение газа, выпадение осадки, изименение цвета раствора.

   Типичные реакции кислот:

  1. Кислота + основание → соль + вода. (реакция обмена, реакция нейтрализации)
  2. Кислота + оксид металла → соль + вода. (реакция обмена)
  3. Кислота + металл → соль + водород. (реакция замещения)
  4. Кислота + соль → новая кислота + новая соль. (реакция обмена)

Практическая часть:

                     «Взаимодействие кислоты с металлами».

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирка; медь, цинк, раствор соляной кислоты.

Правила техники безопасности:

  1. Запрещается брать вещества руками.
  2. Запрещается оставлять открытыми склянки с реактивами
  3. Едкое вещество — кислота! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки.
  4. Попавшие на кожу капли раствора кислоты немедленно смойте струёй холодной воды, а затем обработайте повреждённую поверхность 2%-м раствором питьевой соды.

Содержание и порядок выполнения работы:

  1. Поместите в две пробирки металлы (гранулы или кусочки): в 1-ю — цинк, во 2-ю медь.
  2. Налейте по 2 мл раствора соляной кислоты.
  3. Сделайте вывод о том, в какой пробирке произошла химическая реакция.
  4. Напишите молекулярное и ионные уравнения проведённой реакции.
  5. Сформулируйте вывод о возможности взаимодействия кислот с металлами, вписав пропущенные слова в предложение.

Кислота взаимодействует с металлами согласно схеме:

Кислота + металл → соль + водород. (реакция замещения)

при следующих условиях:

- металл находится в электрохимическом ряду напряжений до или после водорода? (нужное подчеркнуть)

- в результате реакции образуется Растворимая или нерастворимая соль? (нужное подчеркнуть)

- для таких реакций не используют щелочные металлы, так как они взаимодействуют с водой (это условие в опыте не рассматривалось)

  1. Подготовтесь к выступлению.

1 группа: взаимодействие оксида меди с азотной кислотой

CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 +H2O нагреть                 голубой

Это реакция обмена. Оксиды — неэлектролиты, поэтому их записывают в молекулярном виде.

CuO + 2H + 2NO3 = Cu + 2NO3+ H2O

CuO + 2H  = Cu + H2O

2 группа: взаимодействие гидроксида натрия с серной кислотой

2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O

              + индикатор

Это реакция обмена.

2Na + 2OH + 2H + SO4= 2Na + SO4 + H2O

OH + H = H2O

3 группа: взаимодействие карбоната натрия с серной кислотой

Na2CO3 + HCl = 2NaCl+ H2O + CO2↑ Это реакция обмена.

2Na + CO3 + 2H + Cl= 2Na + 2Cl+ H2O + CO2↑

CO3 + 2H = + H2O + CO2↑

4 группа: взаимодействие нитрата серебра с соляной кислотой

AgNO3 + HCl = AgCl↓ + HNO3

Ag + NO3 + H + Cl = AgCl↓ + H + NO3  Это реакция обмена.

Ag + Cl = AgCl↓

5 группа: взаимодействие цинка, бария и меди с соляной кислотой

  • Cu + HCl ≠
  • Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑

                                 хлопок

  • Ba + H2SO4 = BaSO4↓ + H2↑

 Кислоты взаимодействуют с металлами, если:

а) Металл стоит до водорода;

б) В результате реакций образуется растворимая соль;

в) Нерастворимая H2SiO3 не взаимодейсмтвует с металлами;

   Металлы в ряду активности расположенны в порядке уменьшения их химической активности (вначале — самые активные, а в конце — неактивные или химически инертные металлы т.е. Благородные).

  1. K, Al, Sn, Pb.

Cu, Hg, Au, Ag. С ними кислоты значит взаимодействовать не будут.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Химические свойства кислот"

Презентация содержит много опорных схем, используемых для быстрого запоминания учебного материала, и анимацию. Презентация рассчитана на 8 класс, но может быть использована для повторения материала и ...

Урок по теме "Химические свойства кислот" 8 класс с построением схемы ООД.

Данный материал может использоваться на уроках химии по теме "Химические свойства кислот" для 8 класса.  При изучении данной темы ученики с помощью учителя выстраивают схему ООД....

технологическая карта урока по теме"Химические свойства кислот" 8 класс

Методическая разработка урока химии в  8 классе по теме «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»Тип урока: урок изучения нового материала и систематизации полученных знаний....

Сценарий урока по теме "Химические свойства кислот"

Тип урока:    урок изучения и первичного закрепления знанийФорма урока: лабораторная работаЦель урока: Изучить химические свойства кислот с помощью  цифровой лаборатории «Einstein™...

Урок по теме "Химические свойства кислот". 8 класс.

Урок по химии в 8 классе "Химические свойства кислот"....

Конспект урока по теме "Химические свойства кислот"

Направление:естественно – научное;ТемаХимические свойства кислот.Тип:Изучение нового материала...