Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Чудинова Ирина Викторовна

Статья по теме: "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника"

Создание ситуации успеха – это деятельность учителя, которая строится на основе системы методов, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха.

Я определила технологические операции создания ситуаций успеха:

  • снятие страха;
  • авансирование успешного результата;
  • персональная исключительность;
  • внесение мотива;
  • скрытое инструктирование ребенка о способах и формах совершения деятельности;
  • мобилизация активности или педагогическое внушение;
  • высокая оценка детали,

изложила краткое описание каждой операции, привела примеры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon situatsii_uspeha_na_uroke.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника

Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.

Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Ведь если помочь ребенку хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность. Основываясь на положительных эмоциях, ребенок и в следующий раз с удовольствием возьмется за работу.

Что следует понимать под ситуацией успеха?

Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики, это то, что способен организовать учитель.

Успех - удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели.

Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации.

В данном случае под ситуацией успеха следует понимать субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Создание ситуации успеха обеспечивается рядом действий, которые осуществляются в психологически комфортной атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Определим технологические операции создания ситуаций успеха:

  • снятие страха;
  • авансирование успешного результата;
  • персональная исключительность;
  • внесение мотива;
  • скрытое инструктирование ребенка о способах и формах совершения деятельности;
  • мобилизация активности или педагогическое внушение;
  • высокая оценка детали.
  1. Снятие страха помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Так, настроить учащихся на необходимый позитивный лад педагог может следующими фразами:

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

  1. Можно авансировать успешный результат. Этот приём помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей, а ребенку поверить в свои силы. Педагог должен стараться как можно чаще выражать уверенность в успехе ребенка:

«У вас обязательно получиться».

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

  1. Избежать поражения ребёнку помогает скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности. Достигается это путем намека или пожелания:

«Возможно, лучше всего начать с…..».

«Выполняя работу, не забудьте о…..».

  1. Педагогу следует показывать  ребенку ради чего, ради кого совершается та или иная деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Например, внесение мотива: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» будет очень уместным в любой ситуации.
  2. Персональная исключительность обозначает важность усилий конкретного ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Подчеркнуть это  педагог может следующими фразами:

«Только ты и мог бы…».

«Только тебе я и могу доверить…».

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

Такие слова со стороны взрослого помогают ребёнку поверить в свою исключительность и незаменимость.

  1. Для того чтобы увидеть результат деятельности, необходима мобилизация активности или педагогическое внушение. К выполнению конкретных действий побуждают следующие высказывания:

«Нам уже не терпится начать работу…».

«Так хочется поскорее увидеть…».

  1. Если результат работы невысок, то высокая оценка части работы помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Для этого учителю следует подчеркнуть индивидуальные успехи ребенка:

«Тебе особенно удалось это объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…». 

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Это поможет эмоционально подкрепить уверенность учащихся в своих силах и не опустить руки.

Создание ситуации успеха – это деятельность учителя, которая строится на основе системы методов. Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха.

Список литературы

  1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.
  2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.
  3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983.
  4. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.,1985.
  5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.,2000.
  6. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.
  7. Левин Э.А., Прокофьева О.И. Методика индивидуально- группового обучения в школе// Директор школы. 2007, №1.
  8. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М., 1998.
  9. Матюшкин А.И. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. – М., 1972.
  10. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М., 1975.
  11. Мельникова Е.А. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. – М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на уроках математики в условиях сельской школы

 Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогает школа. Однако часто приходится слышать от учащи...

Необходимость создания ситуации успеха на уроках технологии

Успех в учёбе - завтрашний успех в жизни. Использование методов и приёмов моделирующих ситуацию успеха...

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника...

Создание ситуации успеха на уроке – необходимое условие процесса обучения школьника

Только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.К. ...

«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»

выступление на ГМО по теме:«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»...

Создание комфортной среды на уроках, как необходимое условие развития личности школьника

В рамках проведения регулярных заседаний, мы работаем над совершенствованием и повышением эффективности воспитательной работы в  нашем образовательном учреждени...


 

Комментарии

Замечательная установка, необходимая каждому учителю: Педагог должен стараться как можно чаще выражать уверенность в успехе ребенка:«У вас обязательно получиться», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

Бачурина Наталия Викторовна

Полностью согласна. Если ребёнку удастся добиться успеха в школе, то у  него  есть все шансы на успех в жизни. При этом важно, что «ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть»( В. А. Сухомлинский) Спасибо за советы. Обязательно буду использовать в своей работе.