Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по алгебре к учебнику Никольского для 8 класса. ФГОС.
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему

Рабочая программа с  календарно-тематическим планированием по алгебре к учебнику Никольского для 8 класса. ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение  

к ООП ООО от 29.08.2014г №112/а-од,

утвержденное приказом

директора МАОУ «Куровская гимназия»

№ _______-од   от 24.08.2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

МАТЕМАТИКА (АЛГЕБРА)

КЛАСС

8

УЧИТЕЛЬ

Смирнова Т.В.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В

НЕДЕЛЮ  

4

2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. 

Рациональные числа

Выпускник научится:

  1. понимать особенности десятичной системы счисления;
  2. владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
  3. выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
  4. сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
  5. выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
  6. использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе математических задач и задач их смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.

Выпускник получит возможность:

  1. познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
  2. углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
  3. научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Действительные числа

             Выпускник научится:

  1. использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
  2. владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.

Выпускник получит возможность:

  1. развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
  2. развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические)

Измерение, приближения, оценки

                Выпускник научится:

       Использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин.

                  Выпускник получит возможность:

  1. понять, что такое числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
  2. понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.

Алгебраические выражения

                Выпускник научится:

  1. владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
  2. выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем и квадратные корни;
  3. выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
  4. выполнять разложение многочленов на множители;

         Выпускник получит возможность:

  1. научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов;
  2. применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для наибольшего /наименьшего значения выражения)

   Уравнения

                Выпускник научится:

  1. решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
  2. понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
  3. применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.

          Выпускник получит возможность:

  1. овладеть специальными приемами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач математики, смежных предметов практики;
  2. применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.

Неравенства

Выпускник научится:

  1. понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
  2. решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
  3. применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. разнообразным приемам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
  2. применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.

              Основные понятия. Числовые функции.

Выпускник научится:

  1. понимать и использовать функциональные понятия и язык ( термины, символические обозначения)
  2. строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения графиков;
  3. понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания зависимостей между физическими величинами.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т.п.);
  2. использовать функциональные представления  и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Простейшие функции и графики (25 ч).

Числовые неравенства. Множества чисел. Функция, график функции. Функции y = x, y = x2, , их свойства и графики.

Основная цель — ввести понятие функции и ее графика, изучить свойства простейших функций, и их графики.

При изучении данной темы рассматриваются свойства числовых неравенств, изображение числовых промежутков на координатной оси, вводятся понятия функции и ее графика, показываются примеры простейших функций (y = x, y = x2, ), изучаются их свойства и графики. При доказательстве свойств функций используются свойства неравенств. На интуитивной основе вводятся понятия непрерывности функции и непрерывности графика функции, играющие важную роль при доказательстве существования квадратного корня из положительного числа.

Из дополнения к главе I рекомендуется рассмотреть сведения о пересечении и объединении множеств, показать соответствующую символику.

Квадратные корни

Квадратный корень, арифметический квадратный корень, приближенное вычисление квадратных корней, свойства арифметических квадратных корней, преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

Основная цель — освоить понятие квадратного корня и арифметического квадратного корня, выработать умение преобразовывать выражения, содержащие квадратные корни.

Существование квадратного корня из положительного числа показывается с опорой на непрерывность графика функции y = x2, доказывается иррациональность квадратного корня из любого числа, не являющегося квадратом натурального числа. Основное внимание следует уделить изучению свойств квадратных корней и их использованию для преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Учащиеся должны освоить вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня и освобождение дроби от иррациональности в знаменателе в простых случаях.

2.Квадратные и рациональные уравнения (29ч).
Квадратные уравнения

Квадратный трехчлен. Квадратное уравнение. Теорема Виета. Применение квадратных уравнений к решению задач.

Основная цель — выработать умения решать квадратные уравнения, и решать задачи, сводящиеся к ним.

Изучение данной темы начинается с рассмотрения квадратного трехчлена, выяснения условий, при которых его можно разложить на два одинаковых или на два разных множителя. На этой основе вводится понятие квадратного уравнения и его корня, рассматриваются способы решения неполного квадратного уравнения и квадратного уравнения общего вида, приведенного квадратного уравнения. Доказываются теоремы Виета (прямая и обратная), показывается применение квадратных уравнений для решения задач.

Применение квадратного уравнения существенно расширяет круг текстовых задач, которые можно предложить учащимся, дает хорошую возможность для обсуждения некоторых общих идей, связанных с их решением.

Рациональные уравнения .

Рациональное уравнение. Биквадратное уравнение. Распадающееся уравнение. Уравнение, одна часть которого алгебраическая дробь, а другая равна нулю. Решение задач при помощи рациональных уравнений.

Основная цель — выработать умения решать рациональные уравнения и использовать их для решения текстовых задач.

При изучении данной темы вводится понятие рационального уравнения, рассматриваются наиболее часто используемые виды рациональных уравнений: биквадратное, распадающееся (одна часть уравнения произведение нескольких множителей, зависящих от x, а другая равна нулю), уравнение, одна часть которого алгебраическая дробь, а другая равна нулю; показываются применение рациональных уравнений для решения текстовых задач.

 Следует обратить внимание на то, что при решении рациональных уравнений, содержащих алгебраическая дробь, уравнение не умножается на выражение с неизвестным, а преобразуется к уравнению, одна часть которого алгебраическая дробь, а другая равна нулю. Идея решения рациональных уравнений заменой неизвестных показывается на примере биквадратных уравнений, а в классах с углубленным изучением математики соответствующее умение отрабатывается на достаточно сложных примерах.

3. Линейная  и квадратичная функции (23 ч).

Прямая пропорциональная зависимость, график функции y = kx. Линейная функция и ее график. Равномерное движение.

Основная цель — ввести понятие прямой пропорциональной зависимости (функции y = kx) и линейной функции, выработать умения решать задачи, связанные с графиками этих функций.

При изучении данной темы расширяется круг изучаемых функций, появляется новая идея построения графиков — с помощью переноса. Сначала изучается частный случай линейной функции — прямая пропорциональная зависимость, исследуется расположение прямой в зависимости от углового коэффициента, решаются традиционные задачи, связанные с принадлежностью графику заданных точек, знаком функции и т. п. Затем вводится понятие линейной функции, показывается, как можно получить график линейной функции из соответствующего графика прямой пропорциональности. При этом показывается перенос графика по осям Ox и Oy. Это необходимо не только для уяснения учащимися взаимосвязи между частным и общим случаями линейной функции, но и с пропедевтической целью — для подготовки учащихся к переносу других графиков. Однако основным способом построения графика линейной функции остается построение прямой по двум точкам.

   Рассмотрение графиков прямолинейного движения позволяет рассмотреть примеры кусочно заданных функций, способствует упрочению межпредметных связей между математикой и физикой.

Рекомендуется рассмотреть функцию y = │x│, переносы ее графика по осям координат для подготовки учащихся к изучению следующей темы.

 Квадратичная функция .

Квадратичная функция и ее график.

Основная цель — изучить квадратичную функцию и ее график, выработать умения решать задачи, связанные с графиком квадратичной функции.

Изучение данной темы начинается с функции y = ax2 (сначала для a > 0, потом для a ≠ 0) и изучения ее свойств, тут же иллюстрируемых на графиках. График функции y = a(x – xo)2 + yo  получается переносом графика функции y = ax2. Это необходимо для уяснения учащимися взаимосвязи между частным и общим случаями квадратичной функции. Большое внимание уделяется построению графика квадратичной функции по точкам с вычислением абсциссы вершины параболы. Рассмотрение графика движения тела в поле притяжения Земли дает еще один пример межпредметных связей между математикой и физикой, позволяет показать применение изучаемого материала на примере задач с физическим содержанием.

4.Системы рациональных уравнений (19 ч).

Системы рациональных уравнений. Системы уравнений первой и второй степени. Решение задач при помощи систем уравнений первой и второй степени, систем рациональных уравнений.

Основная цель — выработать умения решать системы уравнений первой и второй степени, системы рациональных уравнений, задачи, приводящие к таким системам.

Изучение данной темы начинается с введения понятия системы рациональных уравнений, ее решения. Многие определения и приемы действий учащимся знакомы из 7 класса, когда они решали системы линейных уравнений. Поэтому новый материал надо излагать после повторения ранее изученного.

Графический способ решения систем уравнений

Графический способ решения систем двух уравнений с двумя неизвестными и исследования системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными. Решение систем уравнений и уравнений графическим способом. Решение уравнений в целых числах.

5. Избранные вопросы алгебры (34 ч). Решение уравнений с модулем. Чтение графиков функций. Четные и нечетные функции. Исследование графиков функций. Преобразование графиков функций. Уравнения с неизвестным, стоящим под знаком корня. Упрощение иррациональных выражений. Приближенное вычисление квадратных корней. Исследование квадратного трехчлена. Равносильность уравнений. Квадратное уравнение с параметром. Квадратное уравнение с модулем. Исследование квадратного уравнения. Решение распадающихся уравнений с параметром. Решение  уравнений одна часть которого дробь, а другая –нуль с параметром. Решение рациональных уравнений при помощи замены неизвестного. Решение задач практического содержания. Исследование графика линейной функции. Преобразование графика линейной функции. Построение графика линейной функции с модулем. Исследование графика функции у=ах2 (а>0). Исследование графика функции у=ах2. Ограниченность функции. Построение графиков функций, содержащих модуль. Решение задач на работу. Решение задач на движение. Уравнение окружности. Решение уравнений с модулем графическим способом. Диафантовы уравнения. Решение уравнений в целых числах. Решение задач в целых числах.

6. Повторение (6ч).

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебник С.М. Никольского и др. «Алгебра 8 класс», 4 часа в неделю, 136 часов в год.

Наименование разделов и тем

Количество часов

В том числе

Лабораторные/ практические работы

Контрольные работы

1

Простейшие функции. Квадратные корни.  

25

0

2

Функции и графики

9

0

0

Функции у=х. у=х2, у=.  

7

0

1

Квадратные корни

9

0

1

2

Квадратные и рациональные уравнения

29

0

2

Квадратные уравнения

16

0

1

Рациональные уравнения

13

0

1

3

Линейная и квадратичная функции

23

0

1

Линейная  функция

9

0

0

Квадратичная функция

9

0

0

Дробно-линейная функция.

5

0

1

4

Системы рациональных уравнений

19

0

1

Системы рациональных уравнений

10

0

0

Графический способ решения систем уравнений.

9

0

1

5

Избранные вопросы алгебры

34

0

0

6

Повторение

6

0

1

ИТОГО

136

0

7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Учебник С.М. Никольского и др. «Алгебра 8 класс», 4 часа в неделю, 136 часов в год.

№ урока

Наименование разделов и тем

Календарные сроки

План

Факт

Простейшие функции. Квадратные корни.

§ 1 Функции и графики. (9 ч.)

1

Числовые неравенства.

3-7 сентября

3-7 сентября

2

Свойства числовых неравенств.

3

Координатная ось. Модуль числа.

4*

Решение уравнений с модулем

5

Множества чисел.

10-14 сентября

6

Промежутки.

7

Декартова система координат на плоскости.

8

Понятие функции.

9

Способы задания функции.

17-21 сентября

10

Понятие графика функции.

11*

Чтение графиков функций

12*

Построение графиков функций

§ 2 Функции у=х. у=х2, у=.  (7 ч.)

13

Функция у=х.

24-28 сентября

14

График функции у=х.

15

Функция у=х 2.

16

График функции у=х2.

17

Функция  у=.

1-5 октября

18

График функции у=.

19*

Четные и нечетные функции.

20*

Исследование графиков функций.

21

Контрольная работа №1 по теме: «Функции и графики».

8-12 октября

        § 3. Квадратные корни (9 ч.)

22

Понятие квадратного корня.

23

Арифметический квадратный корень.

24*

Уравнения с неизвестным, стоящим под знаком корня.

25

Нахождение арифметических квадратных корней.

15-19 октября

26

Свойства арифметических квадратных корней

27

Вынесение множителя из-под знака корня.

28

Внесение множитель под знак корня.

29*

Упрощение иррациональных выражений.

22-26 октября

30

Квадратный корень из натурального числа.

31*

Приближенное вычисление квадратных корней

32

Обобщающий урок по теме: «Квадратные корни».

33

Контрольная работа №2 по теме: «Квадратные корни».

29-02 ноября

§ 4. Квадратные уравнения. (16 ч)

34

Квадратный трехчлен.

35

Разложение на линейные множители квадратного трехчлена.

36*

Исследование квадратного трехчлена.

37

Понятие квадратного уравнения.

12-16 ноября

38

Дискриминант квадратного уравнения.

39*

Равносильность уравнений

40

Неполное квадратное уравнение.

41

Решение неполных квадратных уравнений.

19-23 ноября

42*

Квадратное уравнение с параметром.

43

Квадратное уравнение общего вида.

44

Решение квадратного уравнения общего вида.

45

Нахождение корней квадратного уравнения.

26-30 ноября

46*

Квадратное уравнение с модулем.

47

Приведенное квадратное уравнение.

48

Решение приведенных квадратных уравнений.

49

Теорема Виета.

3-7 декабря

50

Теорема, обратная теорема Виета.

51*

Исследование квадратного уравнения.

52

Применение квадратных уравнений к решению задач.

53

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

10-14 декабря

54

Контрольная работа №3 по теме: «Квадратные уравнения»

§5 Рациональные уравнения.  13 ч

55

Понятие рационального уравнения.

56

Биквадратное уравнение.

57

Решение биквадратных уравнений.

17-21 декабря

58

Распадающееся уравнение.

59

Решение распадающихся уравнений.

60*

Решение распадающихся уравнений с параметром.

61

Уравнение одна часть которого дробь, а другая –нуль.

24-28 декабря

62

Решение уравнений одна часть которого дробь, а другая –нуль.

63

Нахождение корней уравнения одна часть которого дробь, а другая –нуль.

64*

Решение  уравнений одна часть которого дробь, а другая –нуль с параметром.

65

Решение рациональных уравнений.

14-18 января

66

Нахождение корней рациональных уравнений.

67*

Решение рациональных уравнений при помощи замены неизвестного.

68*

Теорема Безу.

69

Решение задач с помощью рациональных уравнений.

21-28января

70

Составление рациональных уравнений при решении задач.

71*

Решение задач практического содержания.

72

Контрольная работа №4 по теме: «Рациональные уравнения».

§6 Линейная функция

73

Прямая пропорциональность.

28-01февраля

74

Коэффициент прямой пропорциональности.

75

График функции у=кх.

76

Построение графика функции у=кх.

77

Линейная функция.

4-8 февраля

78

График линейной функции.

79

Построение графика линейной функции.

80*

Исследование графика линейной функции.

81*

Преобразование графика линейной функции.

11-15 февраля

82

Равномерное движение.

83

Функция у=IxI.

84*

Построение графика линейной функции с модулем.

§ 7 Квадратичная функция 9 ч

85

Функция у=ах2 (а>0).

18-22 февраля

86

График функции у=ах2 (а>0).

87*

Исследование графика функции у=ах2 (а>0).

88

Функция у=ах2 (а=/0).

89

График функции у=ах2 (а=/0).

25-01марта

90*

Исследование графика функции у=ах2.

91

Функция у=а(х-х0)20.

92

График функции у=а(х-х0)20.

93

Построение графика функции у=а(х-х0)20.

4-8марта

94

Квадратичная функция.

95

График квадратичной функции.

96*

Ограниченность функции

§ 8 Дробно-линейная функция 5ч

97

Обратная пропорциональность.

11-15марта

98

Функция у= (к>0).

99

Функция у= (к=/0).

100

Дробно-линейная функция и ее график.

101*

Построение графиков функций, содержащих модуль.

18-22 март

102

Контрольная работа №5 по теме: «Линейная, квадратичная и дробно-квадратичная функции».

§9. Системы рациональных уравнений. (10 ч)

103

Понятие системы рациональных уравнений.

104

Системы рациональных уравнений.

105

Решение систем рациональных уравнений способом подстановки.

1-5 апреля

106

107*

Решение задач на работу.

108

Решение систем рациональных уравнений способом сложения.

109

Решение систем рациональных уравнений способом введения новых неизвестных.

8-12 апреля

110

Решение систем рациональных уравнений другими способами.

111*

Решение задач на движение.

112

Решение систем рациональных уравнений разными способами.

113

Решение задач при помощи систем рациональных уравнений.

15-19 апреля

114

Составление систем рациональных уравнений при решении задач.

115*

Решение задач из реальной математики.

§10. Графический способ решения систем уравнений. (9ч)

116

Промежуточная аттестация.

117

Графический способ решения системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными.

22-26  апреля

118

Решение системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными графическим способом.

119

Графический способ исследования системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными.

120*

Исследование системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными графическим способом.

121

Уравнение окружности.

29-3 мая

122

Решение систем уравнений первой и второй степени графическим способом.

123

Графический способ решения систем уравнений первой и второй степени.

6-10 мая

124

Примеры решения уравнений графическим способом.

125*

Решение уравнений графическим способом.

13-17 мая

126

Решение уравнений с модулем графическим способом.

127*

Контрольная работа №6 по теме: «Системы рациональных уравнений»

128*

Диафантовы уравнения

129

Решение уравнений в целых числах.

130

Решение задач в целых числах.

131

Решение задач практического содержания.

20-24 мая

Повторение  (6ч)

132

Числовые неравенства.

133

Квадратные и рациональные уравнения.

134

Функция, график функции.

135

Решение задач.

136

Системы рациональных уравнений.

ИТОГО 136 часов

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО от 24.08.2018 г. №01

Руководитель ШМО _____________ (Г.М.Романчук)

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР__________ (Ветрова М.А.)

24.08.2018 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШевченкоНиныВасильевны по учебному курсу «Алгебра и начала анализа» 10 класс Учебник: С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин,

Рабочая программа составлена для 10 общеобразовательного класса по учебнику С. М. Никольского, М. К. Потапова и др.Она может быть использована в работе молодыми специалистами....

Рабочая программа и тематическое планирование уроков алгебры в 7 классе

Данная рабочая программа разработана  на  основе стандарта основного общего образования по математике, примерной программы по математике для  основной школы, «О...

Рабочая программа по алгебре к учебнику Макарычава (7 класс). ФГОС.

Рабочая программа по алгебре к учебнику Макарычава для 7 класса по ФГОСам. Программа расчитана на 5 часов в 1 четверти и 3 часа в последующих четвертях....

Рабочая программа по алгебре к учебнику Макарычава (8 класс). ФГОС

Рабочая программа по алгебре к учебнику Макарычева для 8 класса (ФГОС) расчитана на 3 часа в неделю....

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по алгебре к учебнику Никольского для 9 класса. ФГОС.

Рабочая программа с  календарно-тематическим планированием по алгебре к учебнику Никольского для 9 класса. ФГОС....