Модель организации работы с одаренными детьми на уроках математики
проект по алгебре на тему

Булгакова Ольга Алексеевна

     Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одарённых детей очевидно не только в учебной среде, но и в обществе в целом. Проблема одарённости раскрывается в целом ряде научных исследований. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_odarennye_deti.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

        -  -

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноануйская основная общеобразовательная школа»

Солонешенского района Алтайского края

Модель организации работы с одаренными

детьми на уроках математики

                                                                 подготовила  учитель

                                                                             математики и  информатики

                                                                         Булгакова Ольга Алексеевна

с.Солонешное

2018

Введение

Актуальность.

    В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.  

     Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одарённых детей очевидно не только в учебной среде, но и в обществе в целом. Проблема одарённости раскрывается в целом ряде научных исследований. Одарённый ребёнок, в отличие от одарённого взрослого – несформированная личность, будущее которого неопределённо и способности должны открыться. Поэтому необходимо разглядеть и раскрыть росток одарённости, не дать ему потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, так как их интеллектуальные и творческие достижения имеют не только личностный, а социальный смысл.  

   Одаренные дети – это дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению; дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.).

Цель: Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся через образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения. Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся через образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.

Задачи: 

- выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда;

- формирование у учащихся устойчивого интереса к математике;

- выявление и развитие математических способностей;

- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.

Основное содержание

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. И поэтому методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.

Формы работы:

индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;

участие в школьных и районных олимпиадах;

проектная деятельность учащихся;

посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;

конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;

создание детских портфолио.

В своей работе я использую следующие  методы:

-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;

-индивидуальные творческие задания.

Я считаю, что эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Для организации поиска и отбора одаренных детей чаще всего организуется поэтапная, или ступенчатая стратегия диагностики. Последовательная процедура принятия решения в этом случае позволяет снизить опасность ошибок.
На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одаренности с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одаренности. На втором этапе, а иногда и на последующих, используются все более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты).

Более полное выявление одаренных возможно при организации предварительного стимулирующего обучения: факультативов, кружков, в которых дети, интересующиеся какой-либо областью науки, искусства, техники, обсуждают различные проблемы, проводят небольшие исследования, разрабатывают проекты под руководством опытных педагогов. Поэтому в школе ведутся факультативы по математике.

При работе с одаренными детьми стараюсь стимулировать познавательные способности учащихся, отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел. В домашнее задание включаю задачи, требующие нестандартного мышления.

Проведение предметных олимпиад различного уровня давно стало традицией и является одним из эффективных механизмов выявления одаренных детей. Это своеобразная форма развития, формирования и оценки творческой одаренности учащихся. В своей работе стараюсь подбирать дополнительную литературу и задачи на отработку элементарных навыков к каждому изучаемому вопросу. Рекомендую учащимся читать дополнительную литературу по теории, вести поиск задач, решать их самостоятельно. Принимая участие в комиссии по проверке олимпиадных работ (школьного и муниципального уровня), я систематизирую и анализирую материалы олимпиад.  

Так как «одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество», то и олимпиада имеет свою систему, которая реализуется в нескольких последовательных этапах, позволяющих провести отбор более одаренных учащихся. На школьных олимпиадах выявляются учащиеся, которые проявляют интерес к изучению предмета. Именно школьная олимпиада призвана сделать предварительный отбор учащихся, с которыми будет проводиться дальнейшая работа по подготовке к участию в интеллектуальных соревнованиях районного и краевого и всероссийского уровня.

Таким образом, предметная олимпиада позволяет вовлечь в олимпиадное движение большое количество одаренных, талантливых и заинтересованных в изучении предмета учащихся. Убеждена, что необходимым условием успешного участия в олимпиадах является формирование устойчивого интереса к изучению   предмета. Именно на уроках ученик должен научиться приобретать знания путем поиска и самостоятельного мышления. 

На уроках осуществляю дифференцированный подход. Если обычному ученику нужно сделать 7 заданий, то способному ученику – 10 и более. Если задание для всех – ответить на вопросы, то для одаренного учащегося – ответить и объяснить, почему он так думает; если задание – пересказать текст, то талантливому ребенку – проанализировать и сделать выводы. 

 В своей работе также использую логические задания (Приложение). Логическая культура не является врожденной, её надо воспитывать.  На занятиях решаем логические задачи разных типов, учимся искать закономерности.

 С 2006г наши учащиеся являются  активными участниками конкурса «Кенгуру», «Кенгуру выпускникам».

Кроме того учащиеся нашей школы являются активными участниками конкурсов «Алые паруса», районных  олимпиад, где занимают призовые места.

Всем известно изречение, что «только творческий педагог может воспитать творческую личность» и все предметные недели, проводимые ежегодно учителями математики, не похожи одна на другую и вызывают огромный интерес у учащихся, отклик у родителей, одобрение коллег и администрации. Это позволяет максимально охватить детей, начиная с начальной школы, нестандартные конкурсы: «Математический поезд», «Математический калейдоскоп», «Антикроссворд», «Математическая ярмарка», «Математическое кафе» и др. Главный результат мероприятий - открытие нового и неизведанного.

Например, пятый, шестой класс – живые, любознательные ребята. Так хочется, чтобы твой предмет вызывал у них только положительные эмоции. Один из способов заинтересовать, а в чем-то и заинтриговать юных математиков включение в процесс обучения математических фокусов и арифметических ребусов (Приложение).

Я считаю, что учитель, который работает с одаренными детьми, должен быть: 

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

Однако при работе в этом направлении, обучая данную категорию учащихся, я столкнулась с рядом проблем.

 Отсутствие:

системы поддержки и сопровождения одарённых детей в начальной школе;

программы работы с одарёнными детьми;

методического сопровождения;

диагностики по выявлению одарённых детей.

неготовность учителя работать с одарёнными детьми.

Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный  потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Поэтому проблема обучения и развития одарённых детей  требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности. Поэтому в 2013-2014 учебном году планируется следующая работа в этом направлении:

Заключение

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.

Особенно остро встает этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.

На уровне школы должна быть организована работа с одаренными детьми, прежде всего – проведение школьных этапов олимпиад, смотров, конкурсов, состязаний по региональному перечню мероприятий. Учителям необходимо быть доброжелательными и чуткими, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

Одаренные дети требуют дифференцированных учебных программ, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовывать свой потенциал.

В результате работы:

  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью.

        

Приложение

5 класс

Задача 1 Меняя колесо своей машины, человек уронил все четыре гайки его крепления в решетку канализационного стока, откуда достать их было невозможно. Он уже решил, что застрял здесь, но проходивший мимо мальчик подсказал ему очень дельную мысль, которая позволила ему поехать дальше. В чем состояла его идея?

ответ:

Мальчик предложил отвернуть по одной гайке с каждого из трех колес и закрепить ими четвертое колесо. Сделав это, человек смог доехать до ближайшего гаража на прочно закрепленных колесах.

Задача  2 С борта парохода был спущен стальной трап. Нижние 4 ступеньки трапа погружены в воду. Каждая ступенька имеет толщину в 5 см; расстояние между двумя соседними ступеньками составляет 30 см. Начался прилив, при котором уровень воды стал поднимается со скоростью 40 см в час. Как Вы считаете, сколько ступенек окажется под водой через 2 часа?

ответ:

Через два часа под водой будут  те же 4 ступеньки,  потому что во время прилива лестница поднимается вместе с пароходом.

ребусы

Ответ: задача

Ответ: Луч

арифметические ребусы

6 класс

Задача Стул стоит 100%, а стол – 180%. За всю покупку заплатили 26800 рублей. Сколько стоят стул и стол по отдельности?

Задача Плащ купили на оптовом рынке, а в магазине сделали наценку 180%. За какую цену купили плащ на оптовом рынке, если магазин его продаёт за 26800 рублей?

Задача Мастер получает зарплату от нормы выработки. В конце месяца он получил 26800 рублей, перевыполнив план на 180%. Сколько дополнительно начислено ему в это месяц?

Практическая часть. Математические фокусы. 8 кл

«Отгадай ответ»

Задача Задумайте трехзначное число. Отнимите от него число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке. Назовите последнюю цифру и я отгадаю ответ.

«Отгадай месяц и день рождения»

Задача Запишите на листочке число своего дня рождения или дня рождения знакомого. Умножьте его на 20. Прибавьте к результату 73. Сумму умножьте на 5. Отдельно к порядковому номеру месяца рождения прибавьте 35. Полученную сумму в пятом пункте сложите с результатом четвертого пункта. Скажите получившийся ответ.

«Отгадай номер дома»

Задача  Номер дома, в котором вы живете, умножьте на 4, к результату прибавьте 7, полученное число умножьте на 25, прибавьте к полученному произведению свой возраст (целое число ваших лет) и число 125. Скажите мне, какое у вас получилось число, и я назову вам номер дома, в котором вы живете, и сколько вам лет.

Список использованной литературы:

  1. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/ Авт.-сост. Н. И. Панютина и др. - Волгоград: Учитель, 2007.-204с.
  2. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе.- Екатеринбург: У-Фактория, 2004-272с.
  3. Яковлева Е.В. Система стратовой дифференциации обучения и воспитания младших школьников на основе личностно-ориентированного подхода. Монография. - Череповец: ЧГУ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми на уроках литературы

Описание работы учителя литературы с одаренными детьми....

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Данная работа направлена на выявлениесторон детской одаренности и их использование для повышения образовательного процесса....

методическая модель организации работы с одаренными детьми в УДО

в статье предложена модель организации работы педагогов дополнительного образования с одаренными детьми...

Модель организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов

В данной статье представлена апробационная модель организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, а также разработана примерная структура "дневни...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....

Выступление на заседании РМО учителей математики и информатики по теме: "Особенности работы с одаренными детьми на уроках математики".

Д анная разработка раскрывает систему выявленияодарённых детей, особенности характера и работы с детьми, проявляющими склонность к изучению предмета,...