Главные вкладки

    Статья на тему:
    Модель организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов

    Матушкина Надежда Викторовна

    В данной статье представлена апробационная модель организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, а также разработана примерная структура "дневника достижений" ребенка. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл model_organizatsii_raboty_s_ispolzovaniem_iom.docx23.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ

    Автор: Матушкина Надежда Викторовна, методист МАОУ ДО ЦТР и ГО «РОСТ»

    Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, одаренный ребенок, модель организации, дневник достижений.

    На сегодняшний день активно ведется поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Это обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей [1, с. 69].

    Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) [2, с. 23].

    В МАОУ ДО ЦТР и ГО «РОСТ» практика ведения индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей насчитывает 3 года. Форма ИОМ для одаренных детей Центра представлена в приложении 1. Она представляет собой таблицу, в которой педагог совместно с ребенком отмечает мероприятия и конкурсы, где обучающийся может поучаствовать в течение учебного года.

    Однако многие исследователи сегодня склоняются к тому, что активными участниками составления ИОМ, а также сопровождения ребенка на этапе его реализации должны являться педагог – психолог образовательного учреждения и родители обучающегося.

    В связи с этим в Центре «РОСТ» возникла необходимость создания целостной модели организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов. Апробационный вариант такой модели представлен в таблице 1.


    Таблица 1

    Модель организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов

    Период

    Деятельность педагога

    Деятельность ребенка

    Деятельность педагога-психолога

    Деятельность родителей

    Сентябрь

    Составление ИОМ в соответствие с интересами ребенка

    Самоопределение, участие в составлении ИОМ

    Изучение индивидуально – типологических особенностей одаренных детей; составление рекомендаций для педагогов и родителей по работе с одаренными детьми

    Оказание помощи ребенку в процессе самоопределения, участие в составлении ИОМ

    Проведение консилиума (цель: корректировка и утверждение ИОМ)

    Октябрь

    Сопровождение и мотивирование одаренного ребенка в конкурсах, олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности (в соответствие с ИОМ)

    Участие в конкурсах, олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности (в соответствие с ИОМ); посещение психологических занятий; оформление портфолио; ведение «дневника достижений»

    Поддержка и развитие выявленных интересов, склонностей, способностей

    Сопровождение и мотивирование одаренного ребенка в конкурсах, олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности (в соответствие с ИОМ)

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Индивидуальная беседа с ребенком о достигнутых результатах и возникающих затруднениях, подведение промежуточных итогов, составление рекомендаций

    Февраль

    Поддержка и развитие выявленных интересов, склонностей, способностей

    Март

    Апрель

    Май

    Подведение итогов работы по ИОМ, помощь в оформлении портфолио ребенка

    Итоговая диагностика индивидуально – типологических особенностей одаренных детей, составление рекомендаций

    Помощь ребенку в оформлении портфолио, «дневника достижений»

    Проведение консилиума (цель: подведение итогов работы по ИОМ, обсуждение результатов и дальнейших перспектив; поощрение одаренного ребенка и его родителей)

    Июнь - август

    Организация работы профильного лагеря

    Участие в профильном лагере (по выбранному профилю)

    Работа по сплочению детского коллектива (интеграция одаренных детей в коллектив)

    Участие в мероприятиях, организованных образовательным учреждением для детей и их родителей


    В рамках данной модели организации работы с одаренными детьми предполагается самостоятельное ведение обучающимся так называемого «дневника достижений».

    Дневник достижений - это современная эффективная форма оценивания, накопления образовательных результатов и достижений ребенка [3, с. 50]. В нем собраны достижения ребенка в творчестве, предметных олимпиадах, конкурсах, проектах, спорте, подтвержденные собранными документами (портфолио).

    Ведение дневника достижений призвано обеспечить:

    - поддержку и стимулирование мотивации детей, повышение уровня образовательной и творческой активности;

    - развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;

    - формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

    - осознание своих возможностей, определение выбора дальнейшего профессионального и, в целом, жизненного пути.

    Предлагается следующая структура дневника достижений:

    1. Титульный лист;

    2. Анкетные данные;

    3. Эссе «Мои жизненные планы»;

    4. Сведения об участии в олимпиадах;

    5. Научно – исследовательские работы и проекты;

    6. Сведения об участии в творческих конкурсах и фестивалях;

    7. Сведения об участии в спортивных соревнованиях;

    8. Социальная активность;

    9. Самоанализ по итогам учебного года.

    Заполнение дневника достижений осуществляется ребенком в течение учебного года. По результатам обучающийся получает возможность проанализировать свою деятельность на всех этапах работы и увидеть собственные успехи и недостатки, а главное - эмоциональное удовлетворение от выполненных  задач.

    Предполагается, что активное участие в реализации ИОМ и взаимодействие между собой педагогов, родителей и ребенка будет способствать самореализации одаренных детей, формировать социально адаптированную, творческую, профессионально ориентированную личность.

    Список использованной литературы

    1. Гормин А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74.
    2. Маничкина З.И. Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в условиях УДОД / З.И. Маничкина, Н.П. Садомова //Дополнительное образование и воспитание. - 2006. -№11. - С.23-27.
    3. Цыбенов Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.


    Приложение 1

    Индивидуальная карта обучающегося

    Индивидуальная карта (Ф.И.О.),

    дата рождения _____________

    школа, класс ______________________

    на 20__- 20__ учебный год

    Название конкурса

    Предмет, направление

    Организатор

    Уровень

    Результат

    Институциональный

    Муниципальный

    Региональный

    Федеральный

    Международный


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация работы с одаренными детьми в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

    Согласно национальной образовательной инициативе « НАША НОВАЯ ШКОЛА» необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявлени...

    Организация учебной деятельности на уроках математики и информатики с использованием индивидуального образовательного маршрута через личностно – ориентированный подход, способствующий развитию познавательной и творческой активности

    Проблемой внедрения индивидуального образовательного маршрута в урочную и внеурочную деятельность я занимаюсь уже 7  лет.   Начиная с 2007 года,  в классах, где я преподавала...

    Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

           Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

    МОДЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

    Статья о применении ИКТ при работе с одаренными детьми...

    методическая модель организации работы с одаренными детьми в УДО

    в статье предложена модель организации работы педагогов дополнительного образования с одаренными детьми...

    "Модульная учебная программа подготовки к ОГЭ по русскому языку с использованием индивидуального образовательного маршрута."

    6-й РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСпрофессионального мастерства педагогов, реализующих на практике«Инновационные педагогические модели индивидуально-личностного развития обучающихся в контексте ФГОС и п...