«Формирование ключевых метапредметных компетенций в процессе обучения математике»
статья по алгебре (6, 7 класс) на тему

Курмашева Ануза Азгаровна

В данной статье излагаются способы формирования ключевых метапредметных компетенций  в процессе обучения математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Деушевская основная общеобразовательная

школа» Апастовского муниципального района РТ

   

Выступление на семинаре учителей математики Апастовского муниципального района по теме  «Формирование ключевых метапредметных компетенций в процессе обучения математике» 

                                   

                                               Подготовила  Курмашева А.А. – учитель математики МБОУ «Азбабинскаяя средняя общеобразовательная

школа» Апастовского муниципального района РТ

Деушево- 2017 год

   

В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.

В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся. Большая роль при этом отводится математике.

Перед школьным учителем математики остро стоит проблема необходимости использования таких моделей обучения предмету, которые позволят выпускнику школы получить систему знаний соответствующую современным Российским и международным требованиям. К настоящему времени разработаны и используются в образовательной практике технологии трансформирования знаний, умений и навыков, проблемного, программированного, разноуровневого, адаптивного, модульного обучения и др.

В науке термин «компетенции» на сегодняшний день не имеет строгого определения Большинство современных ученых под компетенциями понимают комплекс обобщенных способов действий, обеспечивающий продуктивное выполнение деятельности, способность человека на практике реализовать свою компетентность.

Изменения в системе школьного образования, ориентация на практическую направленность познавательной деятельности обучающихся, смещение ожидаемых результатов от ЗУН-ов к компетенциям поставило ряд вопросов, требующих разработки методической системы, обеспечивающей формирование различных типов компетенций.

А.В. Хуторской определяет компетенцию в системе общего образования как совокупность взаимосвязанных качеств личности, отражающих заданные требования к образовательной подготовке выпускников [5, с. 23].  Под  компетенцией имеется в виду комплекс знаний, умений, ценностных ориентаций и опыта практической деятельности, необходимых человеку для успешного решения проблем в определенной сфере жизни или профессиональной деятельности [1, с. 37].

В современном образовательном пространстве цели изучения математики формулируются в направлении личностного развития, метапредметном и предметном. Реализация целей метапредметного направления требует обеспечение формирования метапредметных компетенций.

А.В. Хуторским выделена следующая классификация метапредметных компетенций:

- ценностно-смысловые компетенции;

- общекультурные компетенции;

- учебно-познавательные компетенции;

- информационные компетенции;

- коммуникативные компетенции;

- социально-трудовые компетенции;

- компетенции личностного самосовершенствования [4, с. 60].

Формирования метапредметных компетенций предполагает овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивной, коммуникативной, познавательной. Освоение учащимися указанных учебных действий требует разработки методики и технологии на различных этапах обучения математики. В этой связи возникает практическая направленность в обучении – это ориентация содержания и методов обучения на решение задач и упражнений, на формирование у школьников самостоятельной деятельности математического характера. Очевидно, что последнее можно реализовать через обучение решению содержательных задач.

Решение задач в 5–7 классах является основным содержательным компонентом познавательной деятельности. Процесс формирования компетенций является новым актуальным объектом освоения в деятельности учителя и учащихся. Различные типы задач, в различной мере, способствуют формированию указанных метапредметных компетенций. Возникает необходимость дополнения традиционных методик, технологий и типов задач практико-ориентированными, направленными на формирование метапредметных компетенций. Отметим, что к задачам практико- ориентированного характера относят контекстные задачи.

Под контекстными задачами, используемыми при изучении математики, понимаются такие, в которых основная цель заключается в разрешении как стандартной, так и нестандартной ситуации (предметной, межпредметной или практической), нахождении соответствующих способов решения с обязательным применением математических знаний [2, с. 169].

Практические контекстные задачи – это задачи, в условиях которых описана практическая ситуация, при решении которой нужно применять не только знания из разных предметных областей (обязательно включающих математику), но и знания, приобретенные из повседневного опыта обучающегося, данные должны соответствовать действительности (размеры дома, цены, и т. д.), результат, полученный при решении задачи, должен быть в какой-то мере актуальным для учащихся, указана его область применения. Практико-ориентированные задачи соответствуют в большей мере практическим контекстным задачам [3, с. 18].

Примерами таких задач в 5–7 классах могут служить следующие задачи:

1. В супермаркете проходит рекламная акция: покупая 2 шоколадки, 3-ю шоколадку покупатель получает в подарок. Шоколадка стоит 35 рублей. Какое наибольшее число шоколадок получит покупатель на 200 рублей?

2. В доме, в котором живет Федя, один подъезд. На каждом этаже находится по 4 квартиры. Федя живет в квартире №18. На каком этаже живет Федя?

3. Маша отправила SMS-cообщения с новогодними поздравлениями своим 15 друзьям. Стоимость одного SMS-сообщения 1 рубль 40 копеек. Перед отправкой сообщения на счету у Маши было 28 рублей. Сколько рублей останется у Маши после отправки всех сообщений?

4. Среди 45000 жителей города 40% не интересуется футболом. Среди футбольных болельщиков 70% смотрело по телевизору финал Чемпионата мира. Сколько жителей города смотрело этот матч?

5. Поезд Волгоград-Москва отправляется в 15:00, а прибывает в 10:00 на следующий день (время московское). Сколько часов поезд находится в пути?

Специфика процесса решения практической контекстной задачи заключается в более детальном анализе текста задачи; анализе задачи на избыток и недостаток условий; выявление взаимосвязей с различными разделами математической науки, с другими предметами и сферами деятельности; составление математической модели; интерпретация полученного результата. среди разнообразных задач, объединяемых признаком «практика», можно выделить комплексные практико-ориентированные задачи, которые содержат все компоненты практико-ориентированной деятельности учащихся, так и задачи, соответствующие некоторым направлениям этой деятельности. Наличие таких задач в учебниках, учебных пособиях позволяет учителю организовать деятельность учащихся, отвечающую новым образовательным задачам. С другой стороны, сами учителя могут использовать свой творческий потенциал для конструирования задач, отвечающих актуализации жизненного опыта учащихся их интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.

Умение решать контекстные задачи может выступать в качестве средства формирования ключевых компетенций обучающихся. Таким образом, формирование метапредметных компетенций при обучении учащихся решению задач в 5–7 классах реализуется через использование жизненного опыта учащихся.

Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название ключевых. Формирование ключевых компетенций совершается у субъекта в процессе осознанной деятельности.

При определении состава ключевых компетенций была взята за основу классификация ключевых образовательных компетенций А.В. Хуторского.

Хуторским А.В. выделяются следующие ключевые образовательные компетенции:

Ценностно-смысловая компетенция,

 общекультурная компетенция,

учебно-познавательная компетенция,

информационная компетенция,

коммуникативная компетенция,

социально-трудовая компетенция,

компетенция личностного самосовершенствовании. 

Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе школьников на уровне уроков математики рассматривается как особым образом организованная модель взаимодействия участников образовательного процесса на уровне «учитель–ученик», «ученик–ученик».

При формировании ценностно-смысловой компетенции 

При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.

- Перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», далее совместно с учениками оценивается самый интересный, при этом стремится к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагается дома поразмышлять над вопросами и в последующем на уроках или во внеурочное время учитель обязательно возвращается к ним. Данный прием позволяет ученикам понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.

- Иногда учитель предоставляет ученикам самостоятельно изучить параграф учебника и составить краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания. Перед учениками ставиться задача – определить главное в пункте, выписать новые свойства, установить на какие из ранее изученных свойств они опираются.…В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.

- Использует тестовые конструкции, содержащие задачи с пропущенными единицами измерения величин; тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.

- Вовлекает учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.

- Предлагает ученикам для решения задачи, встречающиеся в определенной профессиональной среде. Некоторые из задач подобного рода требуют не только знания математики и арифметики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке.

При формировании общекультурной компетенции

Многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации, новых обозначениях.

Возможны следующие пути решения этой проблемы:

- для формирования грамотной, логически верной речи используются устные математические диктанты, включающие задания на грамотное произношение и употребление имен числительных, математических терминов и др.;

- во время устной работы всегда следить за грамотностью речи учеников и просить об этом самих учащихся, если допускается ошибка в устной речи, то указать на нее учитель просит сначала учеников, и только если они затрудняются это сделать, оказывает помощь;

- предлагать ученикам для решения задачи, в условии которых могут быть умышленно пропущены единицы измерении;

- использовать задачи со скрытой информативной частью;

- использовать задания с информационно – познавательной направленностью;

- использовать исторический материал при подготовке к урокам;

- практиковать задавать для домашней работы составление текстовых задач по уравнению, схеме. Анализ составленных задач происходит на уроке учениками с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…

При формировании учебно-познавательной компетенции 

- Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, а так же при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала.

- Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

- При формировании данного вида компетенций учитель использует тестовые конструкции с информационно – познавательной направленностью, тестовые конструкции составленные учащимися, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.

При формировании информационной компетенции 

Для развития данного вида компетентности учитель использует следующие приемы:

- при изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия, например: в математике модуль – это…, в строительстве модуль – это…, в космонавтике модуль – это… и т.д.

- подготовка собственных презентаций, с использованием материала из разных источников, включая Internet

- школьные учебники по математике предлагают задачи в основном текстового содержания. Поэтому при подготовке к уроку учитель использует задачи из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.

- использует тестовые конструкции с информационно – познавательной направленностью, тестовые конструкции, содержащие задачи с пропущенными единицами измерения величин, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными;

- предоставляет учащимся возможность составлять самим всевозможные тестовые конструкции;

- использование задач прикладного характера. Вследствие чего у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности.

При формировании коммуникативной компетенции 

Для развития этой компетенции учитель использует следующие методы и приемы:

- решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;

- устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;

- использование на уроках математических софизмов;

- использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;

- использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;

- сдача различных устных зачетов.

При формирование социально-трудовой компетенции 

Наилучшему развитию данной компетенции способствуют следующие приемы:

- контрольные работы различного рода, например с использованием электронных тестовых конструкций;

- тесты по усовершенствованию устного счета

(устные тестовые конструкции);

- задания социально-трудового характера;

- проведение различных исследований;

- составление тестов самими учащимися.

При формировании компетенции личного самосовершенствования 

- С целью формирования данной компетенции, учителем применяется такой вид деятельности на уроках математики, как решение задач с «лишними данными».

- С целью развития данного вида компетенций учителем используются задачи на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки решения математических упражнений. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.

- С целью развития данного вида компетенции учитель применяет решение задачи различными способами.

- С целью формирования данной компетенции учителем предлагается ученикам самим составить тест, найдя варианты ошибочных и правильных ответов.

Что же приобретает обучающийся, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказывать своё и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых метапредметных компетенций в процессе обучения физике

В статье рассматриваются особенности современных подходов и целей преподавания физики в школе...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения ИЯ

Определение наиболее эффективных педагогических технологий в преподавании иностранного языка....

Формирование учебно-познавательной компетенции в процессе обучения немецкому языку

В статье представлены теоритические сведения о классификации учебно-познавательных задач, а также практические рекомендации по формированию учебно-познавательной компетенции в процессе обучения немецк...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

Требования к уровню владения иностранным языком меняются, что определяет появление новых подходов к  отбору  содержания  и  организации  образовательного процесса. Для эффекти...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

В мире происходит расширение масштабов межкультурного взаимодействия, актуальный характер приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Возникновение и рост глобальных проблем диктуют требов...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Духовность и ее влияние на формирование личности обучающегося на уроках математики

В соответствии с последними государственными документами огромное значение в современном образовании отводится духовно-нравственному воспитанию школьников на всех уроках и внеурочных меропри...