Статья "Формирование профессионально - коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку в рамках среднего профессионального образования"
статья на тему

Фалькова Майя Николаевна

Предварительный просмотр:

Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Тема: «Формирование профессионально - коммуникативной компетенции в процессе обучения  английскому языку в рамках среднего профессионального образования».

Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Федерации, в том числе в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Возрастание роли английского языка в формировании ключевых компетенций студентов средних специальных учебных заведений обуславливается   расширением международных экономических связей, увеличением числа совместных предприятий, фирм, развитием глобальных компьютерных сетей, все большим использованием в практике предприятий импортного оборудования и зарубежных технологий. Все это приводит к повышенной потребности в специалистах, владеющих английским языком способных осуществлять иноязычное языковое общение, способных осуществлять эффективную профессиональную деятельность в области международного сотрудничества. Владение английским языком необходимо так же, чтобы быть конкурентоспособным  на рынке труда. В связи с этим возникает необходимость в формировании профессионально – коммуникативной компетенции в сфере среднего профессионального образования.

   После введения ФГОС в сферу профессионального образования появилась  необходимость в применении компетентностного подхода. Такой подход акцентирует внимание на результатах образования, которые понимаются не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Для профессиональных образовательных учреждений набор этих ситуаций зависит от видов деятельности, определяемых стандартом специальности обучающихся.

  Введение компетентностного подхода повлекло за собой  переоценку целеполагания в обучении  иностранному языку. Проблема целеполагания – одна из самых основных задач проектирования обоснованной системы иноязычной подготовки специалистов в  сфере среднего профессионального образования. Целеполагание означает собственную определенность среднего профессионального образования, его смысловое конструирование, придающее ему целостность, направленность и конкретность воспитательному процессу. Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, иностранным языком, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту и мобильности. В соответствии с целью обучения иностранному языку – формированием профессионально- коммуникативной компетенции, отмечено, что знания,  умения и навыки студентов средних профессиональных заведений  ниже требуемого уровня владения иностранным языком  в соответствии с «Общеевропейскими компетенциями», ГОС СПО (второго поколения). Подобная ситуация затрудняет достижение поставленной цели и обуславливает смену содержания обучения, организационных форм и поиск таких способов реализации образовательного процесса, которые позволят решить задачу формирования  требуемой компетенции

Термин коммуникативная компетенция был использован Н.Хомским  во второй половине 20 века и первоначально обозначал языковую компетенцию, складывающуюся из способности индивида: а) понимать и образовывать неограниченное число предложений, построенным по структурным схемам; б) обнаруживать формальное сходство или различие близких по своему содержанию высказываний. Затем, из лингвистики, термин был перенесен в социолингвистику и методику обучения иностранного языка и понимался как речевая способность индивида.

Одной из составляющих коммуникативной компетенции является социальная компетенция. Она предполагает готовность и желание взаимодействовать с другими людьми, уверенность в себе, умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложной ситуацией. Очень важно сформировать чувство толерантности или терпимости к точке зрения, отличной от вашей.

И.А.Зимняя вводит понятие социально-профессиональная компетентность, в котором наряду с социальной частью единой социально-профессиональной компетентности, представлена деятельностная, основанная на междисциплинарных знаниях, многоуровневых умениях, проявляемых в профессиональной деятельности.

Данное понятие особенно важно, так как в совокупности конкретизируют цель обучения иностранному языку, учитывая его профессиональную направленность, помогает решить проблему подготовки специалистов в соответствии с  требованиями работодателей. На основании этого подчеркивается  необходимость переноса акцента цели обучения иностранному языку с формирования коммуникативной компетенции (КК) на профессионально-коммуникативную компетенцию. 

Таким образом, под  определением понятия «профессионально-коммуникативная компетенция» для студентов среднего профессионального образования понимается модель поведения человека, которая включает личностные качества, знания, умения и навыки  использовать специальный язык, характерный для той или иной сферы профессиональной деятельности, умение спрогнозировать сценарий, составить план общения и провести презентацию с учетом индивидуальных особенностей собеседников, на основе соблюдения определенной скорости речи, адекватного стиля и объема  высказывания.

Общение состоит главным образом не из речевых действий, а из речевых коммуникативных задач, которые выходят на коммуникативную деятельность, составляют собственно общение. Цель обучения – это не только то, что и как нужно передать обучаемому, чтобы он смог воспринять и усвоить, но и то, чтобы добиться определенного уровня владения им иностранным языком.

Сформированность профессионально-комунникативной компетенции может оцениваться следующими критериями: умение достаточно уверенно пользоваться наиболее употребительными и относительно простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме , владеть навыками разговорно-бытовой речи (владеть нормативным произношением и ритмом речи и применять их для повседневного общения); понимать устную (монологическую и диалогическую) речь на бытовые и профессиональные темы; активно владеть наиболее употребительной грамматикой; знать базовую лексику общего языка, а также основную терминологию своей  узкой специальности; читать и понимать со словарем специальную литературу по узкому профилю специальности; делать сообщения, доклады (с предварительной подготовкой); участвовать в обсуждении тем, связанных со специальностью (задавать вопросы и отвечать на вопросы); владеть основными навыками письма, необходимыми для подготовки проектов, докладов и ведения переписки. Практическое владение языком специальности предполагает также умение самостоятельно работать со специальной литературой на иностранном языке с целью получения профессиональной информации. Отмечается, что в речи допустимо наличие таких ошибок, которые не искажают смысла и не препятствуют пониманию.

В Нижневартовском политехническом колледже в программу  дисциплины «иностранный язык» включен профессионально-ориентированный раздел, который предполагает изучение студентами языкового материала, включающего в себя специальную лексику и грамматику, характерную для официально-делового и научного стилей речи, осваивание жанров устной и письменной коммуникации, используемой в профессионально-деловой сфере, темы и ситуации профессионально-делового общения.

В качестве примера может служить профессионально – ориентированный раздел по профессии 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения ,который  включает в себя следующие темы:  Профессии и профессиональные качества; История создания компьютера; Устройство персонального компьютера; Аппаратное обеспечение ;Программное обеспечение ;Виды данных. Этот раздел способствует повышению уровня  профессионально -  коммуникативной компетенции  студентов в профессиональной сфере.

Однако, небольшой объём учебных часов, отводимых  на дисциплину  иностранный язык является серьёзной проблемой, препятствующей формированию профессионально-коммуникативной компетенции студентов на достаточно высоком уровне. Способом решения этой проблемы может быть использование на занятиях современных методических приёмов, а так же хорошо продуманная и организованная внеаудиторная деятельность студентов. Эффективно показали себя  такие  технологии обучения как:  метатехнологии, макротехнологии, мезотехнологии, микротехнологии.

1. Метатехнологии: технологии личностно ориентированного образования (В.В. Сериков, И.С. Якиманская); развивающего образования (В.В. Давыдов, Э.Ф. Зеер, А.А. Леонтьев, Б.Д. Эльконин и др.); информационно-коммуникационные технологии.

2. Макротехнологии: технологии модульного обучения; проектные технологии и технологии критериального оценивания;

3. Мезотехнологии: технологии реализации отдельных частей (модулей) образовательного процесса, направленные на решение частных дидактических, методических или воспитательных задач: проведение занятия по определенной теме, усвоение, повторение, контроль знаний (кейс-стади метод, метод проблемных заданий, моделирование педагогических ситуаций и др.).

4.Микротехнологии или технологии, целью применения которых в учебном процессе является решение узких задач на контактно-личностном уровне (взаимодействие субъектов образовательного процесса), например, технологии обучения чтению, письму, говорению, аудированию.

  Для организации внеаудиторной работы по английскому языку студентов в Нижневартовском политехническом колледже был составлен сборник методических рекомендаций и заданий, а так же сборник контрольных  и проверочных работ по профессионально - ориентированным разделам.

   Использование вышеперечисленных приемов работы совершенно оправдано при обучении студентов, поскольку позволяет интенсифицировать учебный процесс и, тем самым, обеспечить овладение студентами профессионально-коммуникативной компетенцией, а также способностями самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, активно и творчески участвовать в обсуждении и анализе изучаемого материала и активно применять полученные знания и умения на практике. 

Литература:

  1. Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя [Текст] / В.А. Адольф: автореф. дис… д-ра пед. наук / 13.00.01. – М., 1998. – 48 с.
  2. Аитов, В.Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов: на примере неязыковых факультетов педагогических вузов [Текст] / В.Ф. Аитов: автореф. дис...д-ра пед. наук / 13.00.01. – СПб., 2007. – 48
  3. Байденко, В.И. Болонский процесс: курс лекций [Текст] / В.И. Байденко. – М.: Логос, 2004. – 208 с.
  4.  Безукладников, К.Э. Проектирование лингвоинформационных технологий обучения иностранному языку [Текст] / К.Э. Безукладников, Б.А.Крузе // Начальная школа. плюс До и После. – 2013. – № 6. – С. 62-66.
  5. Зникина Л. С. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08: Кемерово, 2005. – 406 c.
  6. Козлова В.М. Применение проблемного метода в обучении иностранному языку/ В. М. Козлова [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2007-2.html
  7. Flyvbjerg, Bent. Five misunderstandings about case study research. Qualitative Inquiry, vol. 12, №2, April 2006, pp. 219-245.
  8. Reave L. Technical communication instruction in engineering schools: a survey of top-ranked U.S. and Canadian programs // Journal of Business and technical Communication. – 2004. – pp. 452-490.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная методика преподавания иностранного языка в учреждении среднего профессионального образования

Статья раскрывает основные моменты коммуникативной методики преподавания английского языка в учебном учреждении...

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» для специальностей среднего профессионального образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ  ЯЗЫК  И  ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ  ЯЗЫК» для специальностей среднего профессионального образования...

Использование серии учебников «Английский в фокусе (Spotlight)» для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка в рамках программы ФГОС

Описание серии учебников «Английский в фокусе (Spotlight)» и эффективности их использования на уроках английского языка для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Английский язык образовательной программы среднего профессионального образования для профессии 43.02.13 Технология парикмахерского искусства на базе основного общего образования

В результате освоения учебной дисциплины «Английский язык» обучающийся должен обладать, предусмотренными  Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образо...

Реализация профессионально - коммуникативной компетенции в ходе учебно - воспитательного процесса

Коммуникативная компетенция - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, ...