Реализация профессионально - коммуникативной компетенции в ходе учебно - воспитательного процесса
статья по психологии

Анастасия Юрьевна Мальцева

Коммуникативная компетенция - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в языковых средствах. 

Это обобщающее  свойство культурной личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового, научного, профессионального, бытового общения.

Быть компетентным - уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.

Профессиональная компетентность – не сводится только к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике 

Условия. Приемы  коммуникации

Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуации общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному (и ролевому) взаимодействию. К ним в первую очередь относятся рефлексивность, гибкость, эмпатийность. Поэтому сейчас наиболее значимой представ­ляется проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога.

Коммуникативная компетенция учителя, определяется  основными  составляющими:

мотивационно-ценностной (готовность педагога к профессиональному совершенствованию,  потребность в профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации)

- когнитивной (что специалист знает по данному вопросу);        

операциональной (как специалист реализует свои знания на практике)

позиционно-ценностной  (как специалист относится к данной сфере своей деятельности).

Все  составляющие коммуникативной компетентности взаимосвязаны. Высокий уровень коммуникативной компетентности педагога предполагает всестороннее развитие всех ее компонентов, виртуозное владение и применение коммуникационных техник

Коммуникация в профессиональной деятельности выполняет следующие основные функции:

-   коммуникативную, включающую обмен информацией;

-   интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;

- перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.

Критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать определенные умения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovet_maltseva_a.yu_._12_12_2020.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация профессионально- коммуникативной компетенции

в ходе учебно - воспитательного процесса

Коммуникативная компетенция - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в языковых средствах. 

Это обобщающее  свойство культурной личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового, научного, профессионального, бытового общения.

Быть компетентным - уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.

Профессиональная компетентность – не сводится только к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике (т.е. умение мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах со всеми участниками образовательного процесса).

Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований:

1. Нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.

2. «Постоянная готовность к пониманию». Наличие большого количества семантических и личностных барьеров часто приводит к неполному и неточному пониманию сообщений.

3. Конкретность. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов и без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.

4. Контроль над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль за внешним «сопровождением», над мимикой, жестами, интонацией, позой.

5. «Собственная неправота». При коммуникации всегда нужно допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это предостерегает от серьезных ошибок.

6. «Место и время». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.

7. Открытость. Готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.

8. Обратная связь. Обеспечение достижения главной цели коммуникативного процесса – взаимопонимания.

- Что является главной целью коммуникативного процесса? ВЗАИМОПОНИМАНИЕ.

Действительно очень многое зависит от нас педагогов в процессе  взаимодействия. Причем, от нас зависит не только то, что мы сказали родителям или другим педагогам, но и от того как преподнесли информацию» 

Для управления процессом педагогического взаимодействия учителю нужно  знать ведущие мотивы, определяющие  направленность деятельности конкретного ученика.

Если нам важно при взаимодействии мотивировать ребенка на конкретную деятельность в настоящий  момент, учитель должен  выбирать приемы мотивации из соответствующей его уровню группы приемов. Здесь прием мотивации работает как инструмент для достижения успеха педагогического взаимодействия. Нужно  использовать приемы мотивации как инструмент взаимодействия с учеником для расширения зоны ближайшего развития, т.е. уровня учебных возможностей ребенка.

Для этого учителю нужно   развивать свои коммуникативные  компетенции, так как они не только обеспечивают нужный положительный эмоциональный фон в процессе обучения, но через механизмы подражания развивают коммуникативные компетенции ученика.

Для этого  существуют приемы  коммуникации:

1.Замечание  Этот прием позволяет  сделать замечание так, чтобы не обидеть собеседника, но вызвать у него желание измениться в лучшую сторону.. Вот схема трехэтапного замечания:

- Сначала  - не осуждающее описывание того, что не нравится учителю («когда я вижу, как ты вертишься…)

 -Затем —  описание отрицательного эффекта («а время, отведенное на работу, идет быстро и скоро закончится)

 -Сообщение о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к ребенку («я очень волнуюсь, что твоя работа останется непроверенной»).

 2 Технология предупреждения и разрешения конфликтов.

В педагогическом  общении  очень важно  умение предупреждать и   разрешать конфликты.

Для предупреждения конфликтов важно уметь «договариваться на берегу»   например, о  критериях отметок или  правил взаимодействия  на уроке.

 Но если конфликт все-таки возник, нужно использовать  алгоритм разрешения конфликтов, разработанный  специалистами по конфликтологии. Хорошо, если этот алгоритм, заранее обсужденный, будет висеть  у  учащихся на виду, лучше рядом с плакатом-договором.

1.    Определяем проблему.

2.    Вырабатываем несколько возможных решений.

3.    Оцениваем каждое решение по результату и способам достижения, по ресурсам.

4.    Выбираем лучшее.

5.    Организуем выполнение.

6.    Оцениваем результат, его полноту. При необходимости корректируем деятельность.

3). Как разделить проблемы ученика и учителя.   Еще  прием, позволяющий  предупреждать и   разрешать конфликты.  Он  помогает учителю в осознании причин сложностей в общении с конкретным ребенком в определенной ситуации.

Прежде, чем решать, что и как делать, определите, чья это проблема – Ваша или ученика. Определить это просто, надо честно сказать себе – кому в этой ситуации реально плохо.  Если ученик не работает на уроке, не слушает объяснений,  но он не страдает от этого, значит, это проблема учителя.

Вот какими способами  конфликтологи   предлагают решать  проблемы учителя:

-Работать с учеником (делать замечания по типу  от «принца» к «принцу»).

-  Работать со средой (изменять условия, организовать среду, окружающих. Чтобы решить проблему мусора в классе можно провести конкурс на… самую большую кучу мусора, которую ученики после урока выбрасывают в корзину).

-  Работать с собой (верно выбирать тактику поведения,  а если Вы не знаете, как правильно повести себя в конкретной ситуации, лучше сделайте вид, что ситуация Вас не касается

-  Анализировать причину гнева (он вторичен всегда, первичны, как правило, злость и обида, а это самые неконструктивные основания для решения проблем).

Если же учитель видит, что ученик переживает сложную ситуацию, поэтому неадекватен на уроках, может нагрубить или «уходит в себя», то это признаки того, что  это  проблема  ученика.

Тогда учитель  должен  использовать другой набор педагогических действий:

 - Эффективное  слушание (безоценочные реплики, провоцирующие ребенка на высказывания, самоанализ);

-  Использование «словаря принца» («может быть, как правило, иногда», стараться избегать употребления  таких слов, как «опять, как всегда, все, никогда»);

-«Я – позиция» учителя (говорить только о своих эмоциях, чувствах, мнениях, не критикуя таковые у ребенка);
- Учить детей искать и анализировать свои
проблемы (отличать факты, мнения и выводы, понимать, что можно и что нельзя изменить, формировать толерантность).


Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуации общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному (и ролевому) взаимодействию. К ним в первую очередь относятся рефлексивность, гибкость, эмпатийность. Поэтому сейчас наиболее значимой представляется проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога.

Коммуникативная компетенция учителя, определяется  основными  составляющими:

-  мотивационно-ценностной (готовность педагога к профессиональному совершенствованию,  потребность в профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации)

- когнитивной (что специалист знает по данному вопросу);        

операциональной (как специалист реализует свои знания на практике)

позиционно-ценностной  (как специалист относится к данной сфере своей деятельности).

Все  составляющие коммуникативной компетентности взаимосвязаны. Высокий уровень коммуникативной компетентности педагога предполагает всестороннее развитие всех ее компонентов, виртуозное владение и применение коммуникационных техник

Коммуникация в профессиональной деятельности выполняет следующие основные функции:

-   коммуникативную, включающую обмен информацией;

-   интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;

- перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.

Критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:

  • умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
  • умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
  • умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.

Коммуникативная компетентность это ядро профессионализма учителя, а сущность педагогической деятельности составляет взаимодействие с обучающимися.

Каким же должен быть учитель нового поколения?

Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен осознавать  свою индивидуальность в педагогической деятельности, ориентироваться  на построение личностных взаимоотношений с детьми, владеть  навыками рефлексивного и эмпатийного поведения.  Учитель должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, о ткрытым в общении.

Для этого необходимо :

знать:

понятия “рефлексия, креативность, эмпатийность, приятие личности ребенка, индивидуальный стиль общения, коммуникация, коммуникативная компетенция и компетентность ”.

правила поведения для конфликтных людей;

правила разрешения конфликтов;

основные формы реагирования в общении;

алгоритм стратегии сотрудничества.

уметь:

анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;

понимать самого себя и относиться к себе и к окружающим с должным уважением; – отстаивать свою позицию конструктивными способами;

адекватно оценивать себя, свои способности и возможности.

владеть:

способностью конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;

навыками самооценки и понимания других;

навыками позитивного общения;

навыками управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниям.

Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это означает умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция); умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция); умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация); готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование). Но для этого самому учителю надо быть очень компетентным во многих вопросах образования. Поэтому повышение и совершенствование коммуникативной компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях Исследование направлено на изуче...

Публикация "Организация учебно-воспитательного процесса на основе коммуникативно -деятельностного подхода»

Обучение на основе коммуникативно-деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию. Коммуникативно – деятельностный подход к обучению предполагает учебное сотрудничество, в ...

Презентация. Информационно- коммуникативные технологии как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Возможности интернет-ресурсов для реализации ИКТ технологий в школе.Выступление на педчтениях....

Выступление на педагогическом совете по теме: "Компетенции учителя физики - ресурсы повышения качества учебно-воспитательного процесса"

Выступление на педагогическом совете по темет: "Компетенции учителя физики - ресурсы поваышения качества учебно-воспитательного процесса"...

Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"

Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...

Профессиональные компетенции педагога при использовании метода проекта в учебно воспитательном процессе

Методический материал для педагогов при работе с проектом в учебно-воспитательном процессе и внеучебной деятельности...