Главные вкладки

    Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях
    статья по теме

    Мирзаянов Азат Фаритович

    Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях

     

    Исследование направлено на изучение особенностей, роли социального заказа на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях

     

    Автор: учитель истории и обществознания Мирзаянов Азат Фаритович.

    МОУ «Муслюмовская гимназия»

    Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан

     

     

    Современное постиндустриальное общество характеризуется  преобладанием информационных технологий, появлением огромных потоков новой информации во всех областях знания. В этих динамично меняющихся условиях возникает современный социальный заказ общества на формирование той личности, которая сможет не только адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям жизни, но и самостоятельно ориентироваться в ситуациях окружающей жизни, отвечая за свои поступки. Динамизм изменения общества требует от общеобразовательных учреждений адекватной реакции  на реализацию социального заказа. Только благодаря правильной организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учебном заведении повышается его социальная и экономическая отдача, способность участвовать в создании материальных благ, средств жизни, используя творческие, индивидуальные способности выпускников школы.

    Эффективность процесса формирования личности, отвечающей современным требованиям общества, в большей степени зависит от профессионализма самого учителя. Это человек с развитым педагогическим мышлением, отличающийся психолого-педагогической компетентностью, использующий современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе. Однако не все учителя средних общеобразовательных учебных заведений готовы активно участвовать в этих процессах и выполнять социальный заказ на формирование личности, готовой жить и эффективно трудиться в условиях постиндустриального, глобализированного общества.

    Вследствие появления новой парадигмы образования возникает противоречие между социальным заказом современного общества на формирование личности выпускника школы и общеобразовательными учреждениями, пока ещё не готовыми к его эффективной реализации.

    Данное противоречие обусловило выбор и определение проблемы исследования:каковы условия реализации современного социального заказа на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы?

    Был выполнен большая работа по изучению литературы, сбору и обработке эмпирического материала, что позволило выявить условия, способствующие повышению эффективности реализации социального заказа в средних общеобразовательных учебных заведениях. Следует отметить, что в процессе этой работы предпринял попытку разработать примерное содержание воспитания учащихся VI класса, которая по характеру своих задач кардинально отличается от проводимой в современной школе воспитательной работе, что придает практическую значимость выполненной работе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_po_pedagogike.doc219 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «МУСЛЮМОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

    МУСЛЮМОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

    РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

    Исследовательская  работа

    на тему:

    Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях 

    Работу выполнил: учитель

    истории и обществознания МОУ «Муслюмовская гимназия» РФ. РТ.

    Мирзаянов Азат Фаритович

    423970, Республики Татарстан с. Муслюмово ул.Кооперативная, 170а.  т. 88(5556) 2-36-06

    Сот: 89172337810

    Муслюмово - 2010


    О Г Л А В Л Е Н И Е

    Введение        3

    Глава 1. Теоретические основы деятельности общеобразовательных учебных заведений по реализации современного социального заказа на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы        8

     Сущность и содержание современного социального заказа на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы        8

    1.2 Роль общеобразовательных учебных заведений в реализации социального заказа на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы        13

    1.3 Готовность современного учителя к реализации социального заказа на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы в учебно-воспитательном процессе в настоящий период        17

    Глава II. Процесс реализации современного социального заказа на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы        22

    2.1 Анализ деятельности общеобразовательных учебных заведений по реализации современного социального заказа на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы        22

    2.2 Задачи, содержание, формы и методы деятельности общеобразовательных учебных заведений по реализации современного социального заказа в учебно-воспитательном процессе        28

    2.3 Условия, способствующие повышению эффективности реализации современного социального заказа в деятельности общеобразовательных учебных заведений        30

    Заключение        33

    Список литературы        36

    Приложения        40


    Введение

    Современное постиндустриальное общество характеризуется  преобладанием информационных технологий, появлением огромных потоков новой информации во всех областях знания. В этих динамично меняющихся условиях возникает современный социальный заказ общества на формирование той личности, которая сможет не только адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям жизни, но и самостоятельно ориентироваться в ситуациях окружающей жизни, отвечая за свои поступки. Динамизм изменения общества требует от общеобразовательных учреждений адекватной реакции  на реализацию социального заказа. Только благодаря правильной организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учебном заведении повышается его социальная и экономическая отдача, способность участвовать в создании материальных благ, средств жизни, используя творческие, индивидуальные способности выпускников школы.

    Эффективность процесса формирования личности, отвечающей современным требованиям общества, в большей степени зависит от профессионализма самого учителя. Это человек с развитым педагогическим мышлением, отличающийся психолого-педагогической компетентностью, использующий современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе. Однако не все учителя средних общеобразовательных учебных заведений готовы активно участвовать в этих процессах и выполнять социальный заказ на формирование личности, готовой жить и эффективно трудиться в условиях постиндустриального, глобализированного общества.

    Вследствие появления новой парадигмы образования возникает противоречие между социальным заказом современного общества на формирование личности выпускника школы и общеобразовательными учреждениями, пока ещё не готовыми к его эффективной реализации.

    Данное противоречие обусловило выбор и определение проблемы исследования: каковы условия реализации современного социального заказа на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы?

    В ходе исследования нашей темы: «Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях» была использована и проанализирована современная литература по педагогике, социологии таких авторов, как Поташник М.М, Мудрик А.В., Андреев В.И., Коджаспирова Г.М., Колесников Л.Ф. и др.

    Объект исследования: социальный заказ на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы.

    Предмет исследования:  реализация социального заказа на формирование личности выпускника средних общеобразовательных учебных заведений.

    Цель исследования: выявление условий, способствующих повышению эффективности процесса реализации современного социального заказа на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы в учебно-воспитательном процессе.

    Гипотеза исследования состоит в том, что современный социальный заказ на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы будет реализовываться эффективнее, если:

    - учитель будет профессионально компетентен и подготовлен к формированию личности, соответствующей социальному заказу;

    - в образовании будет широко использован личностно ориентированный подход в формировании творческих способностей школьника;

    - в общеобразовательном учебном заведении будет шире развиваться инновационная деятельность педагога;

    - сформировать и активизировать творческие, исследовательские способности, самостоятельность и другие качества личности учащегося, отвечающие современным требованиям общества, используя современные педагогические методики и технологии в учебно-воспитательном процессе.

    Задачами исследования являются:

    1) изучение философской, социологической, педагогической литературы, а также педагогического опыта по решению рассматриваемой проблемы;

    2) определение сущности и содержания современного социального заказа  на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы и роли средних общеобразовательных учебных заведений в его реализации;

    3) изучение готовности современного учителя к реализации социального заказа на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы в учебно-воспитательном процессе;

    4) анализ деятельности школы по реализации современных требований общества к формированию личности выпускника средней общеобразовательной школы;

    5) определение условий, способствующих повышению эффективности процесса реализации современного социального заказа на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы в учебно-воспитательном процессе.

    Методологической основой исследования является:

    - социальная обусловленность учебно-воспитательной деятельности средних общеобразовательных учебных заведений;

    - ориентация на деятельностный и личностный подходы в процессе формирования личности выпускника средних общеобразовательных учебных заведений.

    В ходе исследования были использованы следующие методы научно-педагогического исследования:

    - теоретический: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы;

    - эмпирические: анкетирование учителей, руководителей школ, изучение педагогического опыта.

    Исследование проводилось в три этапа:

    На I этапе (август - сентябрь 2009г.) изучалась философская, социологическая, психолого-педагогическая литература по проблеме формирования личности школьника, соответствующей современному социальному заказу общества. Осуществлялся выбор темы, формулировка проблемы и гипотезы исследования; определены методы исследования, разрабатывался исследовательский инструментарий;

    На II этапе (октябрь - ноябрь 2009г.) было разработано содержание анкеты, на основании результатов которой требовалось провести анализ деятельности общеобразовательных учреждений по реализации современного социального заказа на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы;

    На III этапе (декабрь - январь 2006г.) были обобщены и проанализированы полученные данные, сформулированы выводы, выявлены условия, способствующие повышению эффективности процесса реализации социальных требований общества к формированию личности выпускника средней общеобразовательной школы.

    Базой исследования послужили средние общеобразовательные школы № 2, лицей гимназия с. Муслюмово и среднее общеобразовательные школы Муслюмовского района Р.Т. Анкетированием были охвачены 36 педагогов и 5 руководителей школ.

    Новизна работы заключается в осуществлении анализа проблемы реализации современного социального заказа в учебно-воспитательном процессе современных общеобразовательных учебных заведений, в определении роли учебных заведений в реализации социального заказа на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы, в изучении готовности учителя к профессиональному росту и осуществлению процесса формирования личности школьника, соответствующей социальному заказу общества.

    Практическая значимость исследования заключается в том, что обобщенные и систематизированные данные о содержании и сущности современного социального заказа на формирование личности выпускника общеобразовательных учебных заведений, о деятельности школ по его реализации, о готовности учителя сформировать ту личность, которая отвечала бы современному социальному заказу, могут быть использованы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса средних общеобразовательных учебных заведений в современных условиях. Кроме этого, предложены те методы деятельности общеобразовательных учебных заведений, которые могут способствовать формированию творческой и самостоятельной личности, востребованной современным обществом.

    На защиту выносятся следующие положения:

    - влияние научно-технического прогресса требует от средних общеобразовательных учебных учреждений подготовки такой личности, которая была бы конкурентоспособной в современном обществе;

    - ведущая роль в формировании личности человека, соответствующей современным требованиям общества, принадлежит средним общеобразовательным учебным учреждениям;

    одним из условий, способствующих повышению эффективности процесса реализации современного социального заказа на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы, является профессиональная компетентность педагога, использующего индивидуально-личностный подход в учебно-воспитательном процессе, активно применяющего современные педагогические методики и технологии.

    Структура работы состоит из введения, заключения, двух глав, списка литературы и приложения.

     


    Глава 1. Теоретические основы деятельности общеобразовательных учебных заведений по реализации современного социального заказа на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы

    1.1 Сущность и содержание современного социального заказа на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы

    Социальный заказ - это заказ общества по отношению к системе образования в целом или к конкретному образовательному учреждению.  По мнению Арцева М.Н. [3, с.38], социальный заказ можно определить как отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в деятельности образовательного учреждения.

    В качестве заинтересованных сторон, участвующих в формировании социального заказа, выступают: 1) непосредственные участники образовательного процесса - учащиеся и педагоги; 2)  родители, представляющие интересы семьи; 3) образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования; 4) государство, представляющее интересы общества в целом.

    Характеристика социального заказа по отношению к образовательному учреждению складывается, как считает Арцев М.Н.[3, с.46], из следующих основных компонентов:  государственного заказа (его содержание определяется нормативными документами, а именно государственным образовательным стандартом); потребностей учащихся (выявляются в ходе анкетирования, устных опросов, экспертных оценок педагогов); ожиданий родителей (выявляются в ходе бесед, анкетирования и т.д.); профессионально-педагогических потребностей учителей (устанавливаются в ходе бесед, анкетирования,  публичного обсуждения школьных проблем); требований и ожиданий образовательных учреждений профессионального образования (определяются в ходе анализа отзывов на выпускников и успешности сдачи ими вступительных экзаменов в вузы и т.д.).

    В социально-политическом плане государство выдвигает общие требования к гражданину страны, его мировоззрению и морали, первостепенным общественно необходимым качествам. Программируется не процесс воспитания, а его результат на уровне гражданского идеала.

    По мнению Колесникова Л.Ф. [16, с.7] в настоящее время вместо традиционной задачи воспитания эрудита на первый план выдвигается воспитание нестандартно мыслящего человека-творца. Если прежде уровень образованности определялся числом выученных правил, заученных стихотворений, умением решать стандартные задачи, то сегодня главное - уметь ставить и оригинально решать новые задачи, изобретать, творчески подходить к любой работе. Следовательно, учение уже не может быть только подготовкой к будущей жизнедеятельности, оно во все большей мере должно быть и работой и жизнью, соединяться с исследовательским поиском, производительным трудом, разнообразными формами общения.

    Между тем Кочетова А.[17, с.29] считает, что научно-технический прогресс, информационная революция, развитие средств массовой коммуникации способствовали превращению общества из традиционного, статического в динамическое. В связи с этим перед системой образования встает задача готовить людей к жизни в условиях неопределенности, постоянной изменчивости социальной жизни.

    В теории и практике педагогики акцентируется значимость индивидуально-личностного подхода в воспитании личности. Все чаще обсуждается трансформация традиционной цели от воспитания всесторонне и гармонично развитой личности к подготовке личности к самостоятельному жизненному самоопределению, запуску механизмов самоорганизации, саморазвития и самосовершенствования, расширению возможностей для творческой интеграции личности в общество для личного счастья и социальной пользы.

    Необходимым требованием современного общества является духовная ориентация развития человека. Образованный человек – это человек культуры, человек воспитанный, имеющий такое мироощущение, что его жизнедеятельность способствует сохранению культуры. Колесников Л. [16, с.8] считает, что человек должен быть подготовлен не только к нормальной жизни, но и к испытаниям, к сменам образа жизни, к изменениям. Нельзя предполагать, что в эпоху общего кризиса культуры, мучительного образования элементов новой культуры, глобальных преобразований и сдвигов наши дети избегут изменений, проблем, болезненных метаморфоз.

    Реан А.А. [36, с.13] рассматривает постановку таких задач воспитания как ответственность, автономность, личностный позитивизм. С их достижением  и соответствующим развитием личности связаны успешность социальной адаптации человека и его психологическое здоровье. Гармония психических и физических сил организма повышает его резервы, создает благоприятные условия для творческого самовыражения человека.

    Содержание требований общества зависит от возраста, социального статуса человека, к которому они предъявляются. Социальный статус Мудрик А.В. [28, с.45] определяет как позицию человека в обществе, характеризующуюся его определенными правами и обязанностями.

    По мнению Мудрика А.В.[28, с.8], общество выступает как «совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные и реальные группы, а также государство».

    Процесс воспитания испытывает на себе влияние общества в связи с тем, что различные социальные слои и профессиональные группы имеют различные представления о том, какой человек должен вырасти из их детей, и, соответственно, предъявляют различные требования к системе образования и организации социального опыта подрастающих поколений. Эти требования приобретают форму ожидания определенного поведения. В Большом толковом социологическом словаре приводится следующая формулировка социальных ожиданий – «это компоненты системы регуляции социального поведения, взаимодействия в группах; система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидуальных социальных ролей». Членам общества (группы), которые занимают определенную позицию, другие взаимодействующие с ними представители общества (групп) предъявляют принятые в данной группе требования, касающиеся форм социального поведения [4, с.990]. Социальные ожидания отражают степень обязательности для общества предписываемых форм поведения и деятельности, без которых оно не может успешно функционировать. Так, современному обществу нужен человек самостоятельно, критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Таким образом, основными направлениями развития образовательных систем являются следующие: интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знания, чтобы человек не был бездумным винтиком политической, идеологической и другой машины.

    С точки зрения Терехина В.[44, с.138], личность современного российского гражданина как конкретного носителя новых общественных отношений заключает в себе новое качество - стремление к самовыражению в экономической деятельности. Поддерживая это стремление  нельзя допустить, чтобы материальные, а не духовные ценности стали единственным источником норм и суждений подрастающего поколения.

    Понятие «социализация» стало активно применяться в исследованиях западных авторов с 30-х годов ХХ века, с началом систематического исследования противоречий между практикой детского воспитания и требованиями общества. Рисмен Д. [37, с.122] рассматривал механизмы социализации в различных типах общества. В традиционных обществах процесс социализации осуществляется по принципу «ориентации  на традицию». Здесь осуществляется формирование у индивида страха быть опозоренным в случае несоответствия принятым в обществе нормам, выполнения которых от него ждут.

    Для нового общества характерна резко возрастающая мобильность, быстрое накопление капитала, экспансия, то есть принцип «ориентация – на себя». Такому обществу нужен новый тип характера – предприимчивый, инициативный, готовый к риску и всему новому.

    Третий тип социализации Рисмен Д. охарактеризовал как «ориентация – на другого». В данном обществе образование, досуг, сфера обслуживания сочетаются с возрастающими потребностями информации и образования. Поведение индивида определяется разного рода влияниями - системой связей, модой, авторитетной бюрократией и т.д. Все типы социализации в определенной степени сосуществуют в современных обществах [37, с.123].

    В современном обществе тяжело устроиться человеку, который не умеет добиваться поставленной цели, пасует перед трудностями. Стремление к успеху в любой деятельности в школьном возрасте может послужить хорошей основой для формирования направленности личности на дальнейшую социализацию, профессиональное самоопределение и достижения в любой деятельности.

    В настоящий период важно формировать личность с позитивной мотивационной направленностью и с высоким уровнем потребностей в достижении успеха, с устойчивыми мотивами постоянной познавательной деятельности. Быть успешным в условиях рынка сможет тот, кто хорошо сумеет определить цель деятельности, спрогнозировать варианты ее достижения, выбрать из них наиболее рациональный и нравственно оправданный, проанализировать ход работы и результаты, извлечь уроки из временных неудач. Важно развитие у школьников таких универсальных деятельностных способностей,  которые востребованы на современном рынке труда, а именно, умение вести проектную деятельность, анализировать результаты труда, мотивировать себя на овладение нового предметного материала, выстраивать отношения сотрудничества.

    Следует отметить, что содержание социального заказа зависит от определенного периода жизни общества. Сопоставив содержание требований государства и общества в современный период и эпоху социализма, можно сказать, что требования к формированию личности существенно изменились. Раньше человек выступал как объект образования, его инструмент, программировался человек как строитель коммунизма, который будет предан его идеалам. Сегодня нужно формировать такие качества личности как динамизм, конструктивность, мобильность необходимые в условиях ускоренного темпа развития общества.

    Роль общеобразовательных учебных заведений в реализации социального заказа на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы 

    Постиндустриальное общество, переход к которому начался в России, характеризуется переносом центра тяжести из области материального производства в область информационных процессов и технологий. На этом этапе развития цивилизации уровень образования, интеллект каждого человека и интеллектуальный потенциал общества в целом рассматривается как стратегический ресурс, определяющий фактор развития страны. Это определяет принципиально новые требования общества к образованию, инициирует становление новой системы образования.

    В условиях постоянно растущих темпов обновления знаний, техники и технологий скорость их изменений стала опережать динамику смены поколений людей. Задача поддержания необходимого уровня готовности человека к выполнению профессиональных и социальных функций определила переход к новой парадигме образования – «Образование через всю жизнь», то есть к непрерывному образованию, целенаправленному воздействию на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, обусловленному на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом [13, с.8].

    Базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение школьником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности [13, с.8].

    В условиях демократизации общества, когда каждая социальная группа вправе высказать школе свой заказ, руководители изучают его в виде требований к себе, к выпускнику, который должен быть подготовлен ко времени окончания школы. Иначе говоря, руководителям школы необходимо еще и умение прогнозировать требования социального заказа. Общество формирует профессиональные предложения  молодым людям во все более раннем возрасте. Это значит, что молодому человеку, предполагающему добиться социального статуса, следует уже в 14-16 лет определиться в профессиональном выборе.

    По мнению Поташника М. [34, с.110], школа должна учитывать потребности социальных заказчиков в лице государства, родителей, самих учащихся, этнических групп, средних специальных и высших учебных заведений, предприятий, общественных организаций и др. Директор, который знает содержание социального заказа будет преобразовывать школу в соответствии с этими потребностями, а не в противоречии с ними. По своей социальной сути школа это институт, который готовит к жизни в обществе. Общество  должно принимать во внимание тот факт, что школа транслирует социокультурный опыт с определенной степенью его профессиональной окраски. А этот опыт определяет совокупность необходимых знаний, социальных инстинктов, степень профессиональной подготовки, культурную составляющую и др.

    На сегодняшний день, в качестве цели воспитания предлагается формирование Человека-культуры, таких субъективных свойств, которые определяют меру его свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Это предполагает воспитание многих качеств в человеке: высокого уровня самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, независимости суждений, способности ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, готовности принимать решения и нести ответственность за свои поступки [1, с.10].

    Рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства [1, с.11], обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования, как молодёжи, так и взрослого населения. Предполагается, что окружающая человека обстановка будет меняться в течение его жизни 3-4 раза. Поэтому специфика фундаментального образования в ХХI веке, очевидно, должна проявляться в том, что любая образовательная система должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и вследствие быстрого обновления знаний формировать потребность в непрерывном овладении ими. Самостоятельный и творческий подход к усвоению знаний будет сопутствовать всему активному периоду жизни человека.

    Таким образом, в ХХI веке образование призвано обрести творческий, новаторский характер. В мире, где изменчивость стала чертой не только научного и технологического прогресса, но и образа жизни масс, общеобразовательные и профессиональные школы обязаны передавать новым поколениям не только ранее накопленные знания, но и готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество прежде никогда не сталкивались.

    На сегодняшний день,  уровень конкурентоспособности молодого человека на рынке труда является одной из наиболее существенных личностно-значимых проблем.  Школа сегодня не может не реагировать на появление нового вектора общественного развития, который ставит перед ней задачи формирования независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать ситуации и противодействовать неоптимальным процессам.

    В итоге организованного, согласно современным социальным требованиям, учебно-воспитательного процесса резко повышается и экономическая и социальная отдача человека, его способность создавать новые материальные блага, средства жизни, строить новые отношения между людьми [16, с.23].

    В процессе позитивных изменений имеющих место в  школе и приводящих к достижению высоких результатов, происходит: 1) осмысление характера изменений  в общественной ситуации, новых потребностях общества, его ожиданиях по отношению к формируемой системой образования личности; 2) теоретическое конструирование модели выпускника, отвечающего новым потребностям общества и профилю образовательного учреждения; 3) анализ реально выпускаемой данной школой личности с позиции новых потребностей, с последующим изменением, устранением или дополнением характеристик личности в соответствии с социальным заказом; 4) анализ способов и принципов функционирования педагогической системы, в данном случае нацеленной на инновационные преобразования школы, выпускающей устаревший массовый продукт, неконкурентоспособный при поступлении в современные вузы или на современном рынке труда; 5) формирование идей перестройки всех звеньев учебно-воспитательного процесса, всей системы административного и методического управления; 6) проработка конкретных способов преобразования педагогической системы, начиная от желаемых изменений в ученике и завершая необходимыми для этого изменениями в профессиональной квалификации учителя, педагогической системе.

    Таким образом, мы пришли к выводу, что общественная и педагогическая ситуации требуют на выходе из школы качественно нового, дифференцированного продукта в лице ее выпускника, не усреднённого массовой школой.

             Рассмотрев различные точки зрения ученых о роли средних общеобразовательных  учебных заведений в реализации социального заказа, можно сделать следующие выводы. Школа является базовым звеном образования, к которому общество предъявляет свой заказ на формирование личности будущего гражданина. Современное общество все более основывается на научных знаниях, которые необратимо влияют на нашу жизнь и  содержание социального заказа.  Изменения, происходящие в способах и формах общения людей, в системе организации и разделения труда, методах получения знаний и информации, в предметной деятельности людей, также влияют на содержание  социального заказа, в процессе реализации   которого следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования, учитывая богатейший опыт советской и российской школы.

     Готовность современного учителя к реализации социального заказа на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы в учебно-воспитательном процессе в настоящий период

    Социально-экономическое устройство России меняется кардинальным образом. В этих условиях каждое учебное заведение стремится адекватно реагировать на заказ, предъявляемый образованию временем. Динамизм и проблемность развития современного общества поставили образование перед необходимостью воспитать творческого человека, способного воспринимать и оценивать новую информацию, готового к принятию самостоятельных решений. Но учиться думать, жить, учить по-новому необходимо, как замечает Филипов В.М.[46, с.7], прежде всего педагогам. Он охарактеризовал личность современного педагога, выделив такие  качества, как: работоспособность высокого уровня; умение отстаивать свои позиции и независимость суждений;  владение методами и средствами решения творческих задач;  способность к самопознанию и саморазвитию;  способность к преодолению психологической инерции мышления, к развитию интеллекта.

    Традиционные для школы проблемы усугубились ростом числа инновационных технологий и типов школ. Использование их возможностей не дает результата, если не обратиться непосредственно к личности учителя. Возникшее противоречие между использованием новых педагогических технологий и инерцией старых стереотипов, обусловленных особенностями профессиональной подготовки и опытом учителя, которое в современных условиях требует принципиального переосмысления и изучения личностных механизмов, позволяющих или мешающих осуществить эту деятельность на высоком уровне.

     Педагог должен знать и понимать новые педагогические идеи, а главное – принимать их как собственные убеждения. Сегодня в  школе работает одна треть учителей пенсионного и предпенсионного возраста, одна треть – средних лет, одна треть – выпускников вузов. Многие из учителей воспитаны авторитарной системой, поэтому работая над собой, одни быстро усваивают особенности времени, а для других – это длительный процесс. По мнению Михайлова В.[27, с.47], «внедрять» новое, тем более насильно, нельзя, нужно убеждать учителей, увлекая идеей весь коллектив.

    Учить подрастающее поколение на современном уровне требований общества без постоянного обновления и обогащения профессионального потенциала учителей нельзя. Мировой и отечественный опыт свидетельствуют, что любые принципиальные изменения в образовательной системе практически не осуществимы до тех пор, пока не происходят изменение качества профессионально-педагогической деятельности самого учителя.

    Учитель, как отмечает Королёва В.В.[18, с.11], должен обладать высоким уровнем педагогической культуры, компонентами которой являются: гуманистическая позиция, психолого-педагогическая компетентность и развитое мышление, образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями, опыт творческой деятельности, культура профессионального поведения, способность саморазвития и саморегуляции профессиональной деятельности. От духовной культуры учителя, силы его убежденности и человеческого таланта зависит дух школы, то, что определяет направление мыслей, интересов, стремлений его воспитанников.

    Самым действенным фактором и стимулом повышения уровня педагогической культуры, с точки зрения Бондаревской Е.В.[6, с.41], является включенность учителя в педагогическое творчество, инновационную деятельность, исследовательский поиск. Бондаревская Е.В. описала такие уровни сформированности педагогической культуры учителя, как индивидуально-творческий, профессионально-творческий, профессионально-адаптивный и непрофессионально-репродуктивный.

    Главным полигоном формирования педагогической культуры учителя является самообновляющаяся школа, процесс её движения к новому качественному состоянию, в ходе которого происходит выявление и осмысление потребностей и культурных смыслов образовательной деятельности: выбор ценностей и типа образования, работа с его содержанием и технологиями, культурное обустройство быта детей, выявление жизненных проблем школьников, оказание помощи в их решении в образовательном пространстве школы и социума.

    Как считает Гафнер В.[8, с.235], первоочередной задачей образования является преодоление его отставания от запросов современной жизни, а это значит, что в подготовке учеников необходимо учитывать проблемы и потребности не только сегодняшнего дня, но и те, что появятся в будущем. На подготовке человека к будущим событиям сказывается темп изменения окружающей среды. Несоответствие информационной картины мира, существующей у учителя, объективной реальности, не позволяет ему адекватно воспринимать окружающий мир с его проблемами, видеть направления развития общества и обеспечивать готовность своих учащихся к происходящим изменениям.

    Быстрая смена событий вынуждает человека адаптироваться к ним, а динамика образования должна упреждать динамику появления новых знаний. Новые условия обучения требуют соответствующей квалификации педагогов. К сожалению, неготовность учителя принять изменения в информационной сфере и выполнять профессиональные обязанности на уровне, соответствующем обществу, по большому счёту можно охарактеризовать как информационную пассивность [8, с.235].

    Гафнер В. определяет современное общество как информационное, отличительными чертами которого являются: 1) увеличение роли информации и знаний в жизни общества; 2) быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний; 3) технологии сменяются чаще, чем поколения людей, происходит смена целевых установок, ценностных ориентаций, системы конкретных знаний.

    Анализируя информационную пассивность учителя, Гафнер В.[8, с.237] полагает, что как вид информационного поведения – пассивность – сформировалась в советский период. Низкая социальная значимость информации вела к отсутствию интереса к ней, что выражалось в пассивности граждан, боязни использовать и обмениваться информацией. Жёсткая регламентация школой жизни и бюрократическое управление, породили исполнительного, равнодушного, лишенного инициативы педагога, сформировали у него пренебрежительное отношение к новаторскому поиску и опыту, мешали внедрению в педагогическую практику нового и передового, укрепляя в педагогах состояние беспомощности.

    Эксперты рабочей группы министерства образования и науки РФ пришли к следующим выводам [48, с.192]: «Многие из преподавателей существующих учебных заведений приобрели практические знания и опыт в устоявшихся условиях старого социального порядка. Они не обучены и не умеют помогать людям справляться с быстроменяющимися и нестабильными условиями. Более того, их предыдущая подготовка не позволила им накопить достаточный опыт для существующей ситуации. Многие из них не имеют представления о новых методиках, применяемых в учебном процессе в России или за рубежом…».

    Сложившуюся ситуацию усугубляет то, что сохраняется ориентация педагогического мышления на конечность образования, которая понимается как подготовка к жизни, выполнению определенных социальных ролей. На практике этот стереотип приводит к стремлению научить всему и навсегда, усвоению готовых знаний, формализму мышления. Гафнер В.[8, с.238] предлагает преодолеть этот стереотип, поддержать компетентность педагога путем формирования у учителя установки на непрерывное образование в течение всего периода жизни. Избыток имеющейся информации в совокупности с неумением работать с большими её объёмами также является преградой для становления профессиональной компетентности, как и отсутствие необходимых условий для её поиска и обработки.

    Полученные в ходе анализа литературы результаты помогли выявить следующее противоречие: с одной стороны современное  общество предъявляет к педагогу новые требования, это – высокий профессионализм, активность, творчество, с другой стороны, педагоги общеобразовательных школ всё более отходят к группе социальных аутсайдеров. Учителя стремятся реализовывать такие виды деятельности, как общественная, коммуникативная, диагностическая. Они продолжают на каждом шагу поучать, наставлять, убеждая в своей полезности, вместо того, чтобы «держать паузу», не торопиться вмешиваться, постараться понять ребёнка, опосредованно оказывать влияние на действия детей, придерживаться ценности позитивной свободы. В условиях модернизации образования на практике появилось естественное стремление отойти от авторитарного стиля взаимодействия, что приводит часть педагогов к тенденциям попустительства, вседозволенности. Таким образом, многие педагоги, декларируя использование технологий личностно-ориентированного обучения, на практике остаются в учебно-дисциплинарной модели формирования личности. Это неизбежно сказывается на качестве образования, на реальных, а не на ожидаемых результатах, которые наше общество получит от деятельности системы образования, если ситуация не изменится к лучшему.


    Глава II. Процесс реализации современного социального заказа на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы

    2.1 Анализ деятельности общеобразовательных учебных заведений по реализации современного социального заказа на формирование личности выпускника средней общеобразовательной школы

    Тенденция развития современной российской экономики, стремление фирм, компаний, предприятий выжить в условиях жёсткой конкуренции, предъявляют новые требования к специалистам. Сегодня, как замечает Зайцева Т. [12, с.36], нужны работники, способные к саморазвитию, самопродвижению, самообучению, самомотивации. Это требует принципиально иной системы образования, переориентации целей образования от получения знаний к формированию компетенций, т.е. образование должно носить деятельностный характер.

    Важным становится не просто передать знания, а научить школьника применять их в жизни. Так, в школах г. Железнодорожного в рамках городской программы «Система развития человеческих ресурсов», главной задачей которой является оказание помощи выпускнику школы быть успешным на современном рынке труда, видеть тенденции развития этого рынка и как можно эффективнее капитализировать свои человеческие ресурсы, реализуются технологии интерактивности, профессионального самоопределения, индивидуального развития. Инновационным направлением этой программы является внедряемый проект «Технология компетентностного подхода в профильном обучении». Профильное обучение рассматривается как особая институциональная форма, позволяющая создать условия социальной востребованности школьника не когда-то в будущем, а здесь и сейчас.

    Для фиксации критериев развития учащихся (самомотивация, способность удерживать интерес в процессе изучения различных предметов, умение выстраивать деловые отношения, коммуникабельность, креативность) у каждого ученика есть свой компьютеризированный рабочий стол, который является своего рода его портфолио. Основным результатом создания таких рабочих столов является формирование ключевых компетенций учащихся. В результате такого подхода общество получает социально зрелую, грамотную личность, тот тип ученика, который сейчас котируется на рынке труда.

    В учебном заведении «Центр образования №1858» г. Москва социализация учащихся рассматривается, как возможность для личности найти в пространстве обучения и воспитания своё место, сохранить индивидуальность, самореализоваться с учётом потребностей обновляющегося социума. Его основной целью является формирование социально адаптированных личностей выпускников, способных органично влиться в современное общество и стать его полезными членами. Педагоги Центра считают что, чем полнее реализация креативных способностей воспитанника, тем больше степень его социализации.

    В Куйбышевской средней школе Новокузнецкого района Кемеровской области учителями создана воспитательная система «Мастерская достижений» [30,42]. В современном обществе тяжело устроиться человеку, который не умеет добиваться поставленных целей, пасует перед трудностями. Стремление к успеху в любой деятельности в школьном возрасте может послужить хорошей основой для формирования направленности личности на дальнейшую социализацию и профессиональное самоопределение. Технологическая составляющая воспитательной системы «Мастерская достижений» включает в себя методы и приёмы, отличающиеся диалогичностью и деятельностно-творческим характером. Наиболее полно эти требования отражены в методе проекта, который несет в себе обучающую нагрузку и имеет большой творческий потенциал.

    Как считает директор школы №10 г.Усть-Илимска Терентьева А. [45, с.48], быть успешным в условиях рыночных отношений сможет лишь тот, кто хорошо сумеет определить цель деятельности, спрогнозировать варианты её достижения, проанализировать ход работы и результаты, организовать своими силами производство или сферу услуг. Адаптация учащихся  к экономическим взаимоотношениям и труду обеспечиваются через овладение ими профессией, новейшими технологиями, продуктивной работой в различных сферах. Базовая задача современного образования – учить не только готовым ответам на вопросы, которые задаёт человеку общество, а знаниям, умениям, навыкам, привычке отвечать за свои поступки, за правильность собственного выбора в ситуациях, с которыми приходится иметь дело, нравственной оценке своих поступков и поступков других людей. Этому способствует использование в школах города проектного личностно-ориентированного обучения, деловых игр, нетрадиционных уроков. В школах организуются и проходят конференции, конкурсы, олимпиады и другие виды деятельности, способствующие развитию познавательной активности учащихся.

    Нами была разработана анкета для руководителей школ и учителей. В анкетировании приняли участие 5 руководителей и 36 учителей средних общеобразовательных школ №№ 3, 8, гимназии №4 г. Елабуга и средней общеобразовательной школы №1 г. Менделеевск РТ. Целью данного анкетирования являлось: 1) изучить степень реализации социального заказа современного общества на формирование личности выпускника школой; 2) выявить проблемы, с которыми сталкиваются учителя в процессе формирования личности учащегося.  

    На вопрос анкеты «Что Вы понимаете под социальным заказом?», 4 руководителя (директора и их заместители)  и 67% учителей ответили, что это «комплекс требований общества к школе»; 1 руководитель и 30% учителей считают, что это «определенный набор профессий, являющихся приоритетными на сегодняшний день»; 1% опрошенных учителей высказали мнение, что это «определенные требования к управлению образованием» и 2% респондентов затруднились ответить. Судя по ответам, можно сказать, что около половины опрошенных учителей неправильно определяют сущность социального заказа.

    Данные, полученные в процессе  анкетирования, свидетельствуют о том, что каждый из опрошенных руководителей считает на современном этапе важным формирование  человека-исполнителя (1 руководитель);  человека культуры (1 руководитель); человека рынка (1 руководитель); человека-творца (1 руководитель);  личность с доминантой на самоусовершенствование (1 руководитель). Мнения же учителей-респондентов разделились следующим образом: 53% учителей считают, что это должен быть человек-творец; 17% учителей отметили, что современный социальный заказ школе – это человек-исполнитель; 10% учителей считают, что это человек рынка; 17% респондентов ответили – это человек культуры; 3% респондентов затруднилось ответить.

     Небольшая часть руководителей школ и учителей информирована о цели воспитания человека культуры, как человека с высоким уровнем самосознания, чувства собственного достоинства, с готовностью принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Не менее актуальным и важным на сегодняшний день является, по мнению учителей, воспитание человека- творца.

    На вопрос «Совпадает ли содержание социального заказа с реализуемыми в школе задачами формирования личности?», респонденты ответили следующим образом: 3 руководителя – «не совпадает»; 1 руководитель – «совпадает, но частично»;   1 руководитель – «да, совпадает». 19% учителей отметили, что совпадает; 11% учителей считают, что не совпадает; 67% учителей признают, что совпадает, но частично; 3% учителей затруднились ответить.        С одной стороны учителя считают, что формирование личности в школе происходит в соответствии с современными требованиями. С другой стороны руководители школ признают, что эти требования в полной мере школой не реализуются, то есть школа выпускает не соответствующий социальному заказу «продукт».

    По данным, полученным в ходе опроса руководителей школ и учителей, установлены следующие качества личности, которые, по их мнению, необходимо формировать на современном этапе: 1 руководитель считает, что важно формировать коммуникативную культуру личности, активность, инициативность в сочетании с высоконравственными и духовно-культурными ценностями; 2 руководителя школ ответили, что это - инициативность; 2 руководителя придерживаются мнения, согласно которому школа должна формировать у учащихся исполнительность, инициативность, активность. Опрос учителей позволил выявить, что 22% из них считают, что современная школа формирует такое качество личности, как исполнительность; 36% учителей считают, что это должна быть инициативность; 8,5% учителей отвечают, что необходимо формировать активность; 8,5% респондентов признают главным профессионализм; 17% учителей отмечают исполнительность и инициативность; 8% считают, что необходимо формировать  активность, профессионализм и креативность. Выбор педагогами такого качества личности ученика как исполнительность, позволяет отметить, что признаки авторитарной системы воспитания еще сохранились, хотя некоторые из них понимают «под исполнительностью» ответственность при выполнении каких-либо заданий.        Лишь 8,5% респондентов выделили профессионализм, который является наиболее актуальным в динамичном обществе и видимо не совсем осознанным учителями.

    На вопрос «Какие образовательные технологии используются Вами в школе?» были получены следующие данные: 56% учителей применяют развивающее обучение и частично-поисковый метод, проектную  и личностно-ориентированную технологии; 24% учителей используют в учебном процессе  технологии объяснительно-иллюстративного обучения и частично-поисковый метод; 20% учителей применяют развивающее обучение, проектный метод, технологии репродуктивного обучения.

    В ходе исследования было установлено, что репродуктивные методы учителя используют, когда нет времени для проблемного изложения какой-либо темы и ученики ещё не готовы к проблемному изложению материала. Следует отметить, что широкое использование технологий репродуктивного и объяснительно-иллюстративного обучения не способствует  формированию творческих способностей, самостоятельности и других актуальных качеств личности.

    Переход на профильное обучение в школе является реализацией такого требования общества к школе, как формирование профессионализма. В ходе опроса было выяснено, что не все школы перешли на профильное обучение. Опрошенные руководители школ отмечают, что в учебных заведениях реализуются следующие образовательные программы:  программа предпрофильной подготовки для девятиклассников (3 руководителя); программа углубленного изучения отдельных предметов (2 руководителя). 28% учителей ответили, что в учебных заведениях реализуются программы предпрофильной подготовки и программы расширенного изучения отдельных предметов; 24% респондентов указали на программу дополнительного образования; 8% учителей – на программы профильного обучения; 36% респондентов затруднилось ответить.

    В школах необходима педагогическая инновационная деятельность, направленная на повышение уровня и качества знаний обучаемых; расширение спектра целей, достигаемых в учебно-воспитательном процессе при сокращении физических, психических, временных, экономических затрат; сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья всех участников образовательного процесса. Но, согласно полученным данным, лишь 12,5% учителей осуществляют ее.

    Школами, в которых проводилось исследование, нам были предоставлены данные о количестве учащихся, занявших призовые места на различных конференциях, олимпиадах за 2008-2009год:

    Научно-практические конференции:                        Олимпиады:

    - внутришкольная – 3%;                             - внутришкольная – 11%;

    - районная – 0,1%;                                     - районная/городская – 4%;

    - республиканская – 0,5%;                             - республиканская – 0,5%;

    В процентном соотношении от общего количества учащихся этих школ (3500 человек), эти показатели свидетельствуют о недостаточном использовании творческого потенциала школьников, вследствие чего не происходит развития самостоятельной деятельности большого количества учащихся.

    Только 9,6% учащихся школ, опыт работы которых изучался в течение 2007/08 и 2008/09 учебных годов, были вовлечены во внеучебную научно-исследовательскую деятельность. Мы считаем, что педагогам следует усилить формирование мотивации учащихся в процессе выполнения ими разного рода исследований, так как благодаря им происходит самообразование и саморазвитие; совершенствуются умения и навыки самостоятельной работы, развиваются творческие способности учащихся, а также мышление, наблюдательность, память; формируется умение размышлять, анализировать, делать собственные оригинальные выводы, давать логичный последовательный ответ.

    Руководителей школ и учителей попросили назвать трудности, с которыми сталкивается школа в процессе формирования личности учащегося. Полученные ответы разделились следующим образом. По мнению руководителей основными трудностями являются низкая мотивация учения у учащихся; скорость изменений в развитии общества;  невключённость учителя в инновационную деятельность; недостаточное материально-техническое финансирование системы образования. Учителя придерживаются мнения, согласно которому им трудно работать в связи с быстрыми изменениями происходящими в развитии общества и проблемами в получении современной информации – 19,5%;  несогласованностью действий семьи и школы – 19,5%;  низкой мотивацией учения  учащихся – 47%;  затруднились ответить – 14% респондентов.

    Таким образом, мы видим, что современная общеобразовательная школа всё ещё ориентирована на воспроизводство существующих социальных порядков, людей-исполнителей, а не на развитие уникальных возможностей и индивидуальности учащихся. Ей всё ещё присущи авторитарность позиции учителя в образовательном процессе и невысокая профессиональная компетентность, поощрение исполнительности и невнимание к развитию у школьников творческих начал. В то же время наблюдается смена профессиональной позиции учителей характеризующаяся принятием ими личностно ориентированной парадигмы в обучении и воспитании. Мы полагаем, что в настоящий период все виды инноваций объединяет общая целевая направленность на обновление системы образования, изменение социальной и жизненной роли знаний и познавательно-творческих возможностей человека, которые являются одной из характеристик образования, отражающих его динамику и тенденцию к развитию.

    2.2 Задачи, содержание, формы и методы деятельности общеобразовательных учебных заведений по реализации современного социального заказа в учебно-воспитательном процессе

    Школа должна стремиться выпускать человека, который соответствовал бы  параметрам модели личности, отражающей содержание современного социального заказа. По мнению Бутылиной Е.В. [5, с.7] личность учащегося это – человек способный сделать правильный нравственный, социальный и политический выбор;  умеющий и желающий образовываться на протяжении всей жизни; конкурентоспособный, умеющий реализовывать свои притязания на право занять значимое место в обществе; устремленный к расширению границ своих возможностей; стремящийся к саморазвитию, самовоспитанию, самоизменению; имеющий творческое начало, чувство меры.

    Особое внимание следует уделять влиянию школы на социализацию личности школьника, его адаптированность к новым экономическим условиям, самоопределение, самовоспитание, улучшение духовного и нравственного климата, пропаганду здорового образа жизни.         Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей и дарований учащихся.  Это будет способствовать развитию у школьников самооценки, включению их в мир взрослых, проявлению ими независимости, самостоятельности, субъектной позиции, как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности, проявлению в реальной жизни доброты, честности, милосердия и других важных личностных качеств.

            Для эффективной реализации социального заказа во внеклассной воспитательной деятельности в VI классе учителя могут использовать содержание, методы и формы воспитания, систематизированные и представленные нами в таблице 1 (см.: Приложение 2).  

            Подобранные нами методы воспитания способствуют решению поставленных задач, а именно: накоплению учащимися социально полезного поведения, формированию умения вести полемику,  аргументировать выдвигаемые положения и других качеств конкурентоспособной личности. Среди них особое место принадлежит диспуту, в процессе проведения которого учащиеся высказывают личное мнение по предложенной теме, развивая у себя культуру общения, умение слушать других. Все чаще стали применять соревнования, проходящие в форме викторин, конкурсов, выставок, смотров направленных на развитие творческих способностей, преодоление стереотипов и шаблонов в мышлении. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству. Нельзя оставить без внимания формирование у школьников духовных ценностей, нравственного опыта. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях формирующих высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. В условиях школы полезно формировать у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, по методу решения дилемм, т.е. необходимости выбора между двумя возможностями. В результате упражнений формируются умения, навыки и привычки, расширяется и обогащается нравственный опыт ученика. При использовании данного метода происходит формирование выдержки, навыков самоконтроля, организованности, дисциплины, культуры общения. Данные методы мы предлагаем использовать в воспитательной работе потому, что они способствуют формированию таких качеств личности, которые являются необходимыми для успешной жизнедеятельности ученика в современном обществе.

            В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое государственное пространство. Этот процесс сопровождается изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения и поведение, иной педагогический менталитет.

            Содержание воспитания и обучения обогащается развитием способностей школьников оперировать новой информацией,  умениями творчески подходить к решению различного рода задач. В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать учебно-воспитательный процесс по любой модели. Прогресс образования выражается в научной разработке и практическом применении новых идей и технологий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений.

    2.3 Условия, способствующие повышению эффективности реализации современного социального заказа в деятельности общеобразовательных учебных заведений

    Меняющаяся социальная среда оказывает влияние на все институты жизни, и, прежде всего на образование. Изменения  целевых установок жизнедеятельности влекут за собой модернизацию  образовательных систем. В этих условиях возникает противоречие между сложившимися за долгие годы стереотипами мышления и деятельности и новыми условиями жизни общества.

    Возможности традиционных образовательных систем, дающих знания один раз и на всю жизнь оказались практически исчерпанными. Смысл непрерывности образования заключается в постоянном удовлетворении развивающихся потребностей личности и общества в новых знаниях, предоставлении каждому возможности реализации собственной системы получения образования. Сегодня школа должна создать необходимые условия и помочь ученику в учении в соответствии с его способностями и возможностями.

    Одним из условий, повышающих эффективность реализации современного социального заказа в учебно-воспитательном процессе, является использование методов и технологий гуманистической, личностно-ориентированной педагогики, целью которой является развитие ребенка, его возможностей.

    При утверждении личностно-ориентированных подходов в педагогике происходит смена репродуктивной парадигмы воспитания и обучения, которая направлена на воспроизводство установившихся образцов и стандартов, на креативную парадигму, имеющую отношение к способам осознания личностью собственного опыта. Отсюда можно выделить следующее условие повышения качества образования и эффективной реализации социального заказа – это более активное использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка, снижающих нагрузку учащихся и способствующих более эффективному использованию учебного времени.

    Поташник М.М. [34, с.98] полагает, что любая школа не может развиваться никаким иным путем, кроме как, создавая или осваивая новую практику образования, то есть в результате организованного в ней и управляемого инновационного процесса. Ученый понимает под развитием школы закономерное, целесообразное, эволюционное, позитивное изменение самого общеобразовательного учреждения и его управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов. Таким образом, по мнению Поташника М.М., выделяются следующие особенности развития современного общеобразовательного учреждения: повышение интереса к методам организации личностно-ориентированного обучения и умственного развития; стимулирование творчества учителей; снятие практически невыполнимых социальных заказов при четком установлении образовательных стандартов;  ориентация на создание условий для свободного развития личности; расширение спектра применяемых в школе образовательных технологий; распространение инновационной, экспериментально-исследовательской деятельности школы.   Этот перечень характеристик наиболее полно и объективно отражает состояние современной школы как образовательного института.

    Следующим, значимым условием повышения эффективности реализации современных требований общества является профессионализм учителя, как главного действующего лица в обновлении учебно-воспитательного процесса, к которому и предъявляются новые требования. Такой тип педагога, как транслятор информации уходит в прошлое. Прочные и гарантированные знания на основе новых технологий может обеспечить профессионал высокого уровня. Работники сферы образования, обеспечивающие потенциал нашего будущего, должны глубоко осознавать свою роль в учебно-воспитательном процессе, формировать у себя и учеников новые личностные качества, соответствующие современным условиям жизни. Сегодня учитель обязан развивать свои профессиональные и личные качества, обеспечивать условия для перевода ученика из объекта в субъект воспитания и обучения, дать ему возможность быть самим собой, соответственно организовав его учебно-познавательную деятельность.

    В результате выполненного исследования были выявлены следующие условия, способствующие повышению эффективности процесса реализации современного социального заказа в средних общеобразовательных учебных заведениях:

     увеличение количества школ, ведущих инновационную деятельность;

    использование личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе;

    высокий профессионализм учителя, способного к саморазвитию и развитию способностей учащихся, необходимых и «заказанных» обществом;

    использование новейших педагогических технологий и методик в учебно-воспитательном процессе, способствующих формированию личности, соответствующей современным требованиям общества.

     При соблюдении этих условий исчезнут трудности, с которыми сталкиваются учителя в настоящее время и повысится эффективность деятельности средних общеобразовательных учебных заведений по реализации социального заказа на формирование личности их выпускников.

            

    Заключение

    На современном этапе цивилизации интеллектуальный потенциал рассматривается как один из важных факторов развития общества. Потребностью современного общества является модернизация системы образования, в рамках которой возможна быстрая профессиональная переориентация, повышение квалификации, саморазвитие на любом отрезке жизни личности. Приоритетом в педагогике начала ХХI века становится развитие самостоятельной активной личности. Рассматривая социальный заказ как требования общества по отношению к системе образования в целом или к конкретному образовательному учреждению, мы пришли к выводу, что современному обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

    В образовательной системе происходит переход от авторитаризма к гуманистической, личностно-ориентированной модели организации учебно-воспи-тательного процесса. Ведущая роль в формировании личности, соответствующей требованием общества, принадлежит образовательному учреждению. Важной характеристикой успешной деятельности, которого является ее соответствие содержанию социального заказа на формирование личности школьника. Те школы, деятельность которых носит творческий, новаторский характер смогут сформировать личность, отличающуюся высокими профессиональными качествами, уровнем общения, умением самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их выполнение. Такая личность сможет легче адаптироваться и самоопределиться в быстроменяющихся условиях жизни.

    Изменение парадигмы образования требует переосмысления педагогической деятельности самого педагога. Происходит смена старых стереотипов, существование которых ведет к проблемам эффективного взаимодействия выпускников школы с окружающим миром. К сожалению, готовность педагога выполнять свои профессиональные обязанности на уровне соответствующем требованиям современного общества можно назвать информационной пассивностью. Во многих педагогических коллективах еще существует низкая значимость информации, пренебрежительное отношение к поиску и использованию передовых методик и технологий, с помощью которых происходит эффективное формирование личности школьника. На сегодняшний день модернизация образования требует от педагогов способности организовать учебно-воспитательную деятельность таким образом, чтобы создать все необходимые условия для их самовыражения и  саморазвития; сформировать систему отношений к себе, обществу, к человеческим ценностям.

    Проанализировав деятельность учебных заведений по реализации социального заказа, мы пришли к выводу, что в школах все еще сохранились отзвуки авторитарной системы, происходит формирование исполнительских качеств личности, наблюдается невысокая профессиональная компетентность учителя. Вместе с тем, школа пытается не отставать в своем развитии. Некоторые школы используют инновации в своей деятельности, такие как: переход школы на профильное обучение, использование в обучении новейших методик и технологий и реализация эффективных образовательных программ.

    В результате проделанной нами научно-исследовательской работы, мы выявили условия, которые являются необходимыми на сегодняшний день для повышения эффективности реализации социального заказа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений. На наш взгляд, для дальнейшего развития общеобразовательного учреждения, соответствующего современным требованиям, необходим переход с традиционной модели формирования личности на инновационную. Приоритетной педагогикой в системе образования должна являться гуманистическая, с утверждением личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности. Эффективная реализация требований общества к формированию личности определяется высоким уровнем профессионализма педагога, с развитым педагогическим мышлением, имеющего опыт творческой деятельности и претворяющего прогрессивные знания и умения в жизнь. Реализация социального заказа невозможна без использования в учебно-воспитательном процессе новейших методик и технологий, таких как исследование, проектирование, проведение дискуссий и диспутов, мозговых штурмов и другие.

    Таким образом, мы выяснили, что стратегическим направлениям развития образовательных систем в современном обществе является формирование интеллектуального, нравственного человека. Ведущая роль в реализации требований общества принадлежит среднему общеобразовательному учебному заведению, в котором социальный заказ трансформируется и корректируется в сознании и понимании руководства и педагогического коллектива, обеспечивая формирование нужной обществу личности, в соответствии с выбранными методами достижения «идеала».

    Список литературы

    Аменд А.Ф. Образование в ХХI веке/ А.Ф. Аменд, А.А. Саламатов//Стандарты и мониторинг в образовании.- 2003.- №6.-С. 10-13.

    Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития/ В.И. Андреев. – Казань, 2000. – 603 с.

    Арцев М.Н. Образовательная программа как программа развития образовательного учреждения/ М.Н. Арцев// Завуч.- 2004.- №5.- С. 29-59.

    Большой толковый социологический словарь. – М.: Книжный Дом, 2003.-  1088 с.

    Бутылина Е.В. Факторы, влияющие на качество образования/ Е.В. Бутылина// Завуч.- 2005.- №7.- С.6-11.

    Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность/Е.В. Бондаревская// Педагогика.- 1999.- №3.- С. 40-42.

    Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие/ Ю.В. Василькова, А.Т. Василькова. - М.: Академия, 2001.- 516 с.

    Гафнер В. Информационная пассивность учителя /В. Гафнер// Народное образование.- 2005.- №2.- С.238-242.

    Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-ориентированный подход/ Л.И. Гриценко. – М.: Владос, 2005. – 238 с.

    Захарова Т.Г. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективной преемственности общего и профессионального образования/ Т.Г. Захарова// Стандарты и мониторинг в образовании. -2003.- №5.- С. 26-27.

     Зверев А. Государственный заказ на воспитание: время определяться самим/ А. Зверев.// Учительская газета.- 1998.- 2 июня.- С. 8-9.

     Зайцева Т. Городской профильный класс/ Т. Зайцева.// Учитель.- 2005.- №5. -  С.36-37.

     Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//Наука и школа.- 2003.- №1.- С. 8-13.

     Карпов А. Школа как институт передачи социального опыта/ А. Карпов// Народное образование.- 2004.- №2.- С. 47-52.

     Караковкий В.А. Три реальности школьного воспитания/ В.А. Караковский// Классный руководитель. - 2002. - №5. - С. 42-43.

     Колесников Л.Ф.  Эффективность образования/ Л.Ф. Колесников, В.Н. Гурченко, А.Г. Борисова. – М.: Новая школа, 1997. – 294 с.

     Кочетова А. Социальные предпосылки необходимости перехода к коллективному педагогическому творчеству/А. Кочетова// Социальная педагогика. - 2005.- №3. - С. 29-36.

     Королева В.В. Непрерывное повышение квалификации учителя – большой потенциал и новые возможности/ В.В. Королева// Профессионал.- 2006.- №1.- С. 11-14.

     Коренистова Н.Г. Воспитательная система в городе-курорте Геленджик/ Н.Г. Коренистова// Воспитательная работа в школе.- 2005.- №1.- С.35-46.

     Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. Пособие/ Г.М. Коджаспирова. – М.: Владос, 2003. – 352 с.

     Красношлыкова О.Г. Профессионализм педагога в контексте развития муниципальной системы образования/ О.Г. Красношлыкова// Педагогика. - 2002.- №1. - С. 60-63.

     Камалдинова Э. Социальному становлению детей нужна защита/ Э. Камалдинова// Народное образование. - 1993.- №5.- С. 40-41.

     Кузнецов А.А. Формирование личности ребенка и подростка/ А.А. Кузнецов// Воспитательная работа в школе. -  2004.- №6. - С. 8-10.

    Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя- воспитателя/ Л.И. Маленкова.- М.: Ноосфера,1999.- 300 с.

     Манаенкова А. Приглашаем к творчеству/ А.Манаенкова// Учитель. 2005.- №5.- С. 32-35.

     Максимова О.А. Проблема реформирования современной школы глазами учителя/ О.А. Максимова// Стандарты и мониторинг в образовании.- 2006.- №2.- С. 54-56.

     Михайлов В. Нового человека по-новому делать надо. А как?/ В.Михайлов, Г.Абакшина//Воспитательная работа в школе. - 2004. - №4.- С. 47-52.

     Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ А.В. Мудрик. – М.: Академия, 1999. – 184 с.

     Паршуков А. МОУ «Гимназия» г. Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа/ А.Паршуков// Учитель.- 2005.- №4.- С. 30-33.

     Петунин С. Воспитательная система «Мастерская достижений»/ С.Петунин, М. Шошина//Воспитательная работа в школе.- 2006. - №1.- С. 42-47.

     Пидкасистый П.И. Педагогика: Учеб пособие/ П.И. Пидкасистый. – М.: Пед. общество России, 2001.- 640 с.

     Подгорная Е.Я. Профильное обучение и социализация личности/Е.Я. Подгорная, А.Ю. Либеров// Стандарты и мониторинг в образовании. -2003.- №5. - С. 42-44.

     Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии/ Н.В.Полякова// Завуч. -2005.- №5.- С. 49-54.

     Поташник М. Управление современной школой (в вопросах и ответах): пособие для руководителей образовательных учреждений и организаторов образования / М.Поташник, А.Моисеев. – М.: Новая школа, 1997. – 352 с.

     Рахимова Р.М. Особенности социализации и ресоциализации провинциальной городской молодежи в постсоветском российском обществе: на материале республики Татарстан/ Р.М. Рахимова – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. – 264 с.

     Реан А.А. Человек как субъект воспитания/ А.А. Реан// Классный руководитель.- 2002. - №5.- С. 13-14.

     Рисмен Д. Некоторые типы характера и общества/ Д. Рисмен// Социологические исследования. - 1993.- №3.- С. 122-126.

     Саволайнен Г.С. Проблема ценностей и целей воспитания/ Г.С. Саволайнен, М.И. Шилова// Классный руководитель. - 2001. - №3.- С. 24-26.

     Селевко Г К. Современные образовательные технологии: Учеб пособие/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

     Сорокоумова Е.А. Ценностно-смысловой аспект педагога-стажиста в образовательном пространстве/ Е.А. Сорокоумова, Г.П. Бобро//Наука и школа.- 2006.- №1.- С. 43-47.

     Сластенин В.А. Общая педагогика: Учеб. пособие: в 2ч./ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, С.И. Шиянов. – М.: Владос, 2003. – Ч.2. – 256 с.

     Стрельцов В. Педагогические условия совершенствования процесса социализации учащихся в современных условиях/ В.Стрельцов// Учитель. -2005.- №1.- С. 30-36.

     Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента/ П.И. Третьяков. – М.: Новая школа, 1998. – 288 с.

     Терехин В. Нравственное воспитание в школе/ В.Терехин// Завуч. -2004.- №8.- С. 138-149.

     Терентьева А. Воспитание предпринимателя/А.Терентьева //Воспитательная работа в школе. - 2006.- №1.- С. 48-60.

     Филипов В.М. Единая саморазвивающаяся педагогическая система/ В.М.Филипов//Профессионал. -1997.- №11-12.- С.7-10.

    Нигматов З.Г. Курс лекций по педагогике: Теория и методика воспитания. Учебное пособие/ З.Г. Нигматов,А.Н. Хузиахметов. - Казань, 1996.- 202 с.

     Шибанова Е.М. Аттестация педагогических кадров/ Е.М. Шибанова. – М.: ООО «Астрель», 2003. – 203 с.

                                                                                    

    Приложение 1

    Анкета для учителей/руководителей школ

    Уважаемый учитель/руководитель школы!

            Просим Вас внимательно прочитать вопросы анкеты. Выберите те ответы, которые соответствуют Вашему мнению и подчеркните их или впишите свой ответ. Просим также дать свои ответы на открытые вопросы анкеты.

    1. Что Вы понимаете под социальным заказом общества школе?

    1) определенный набор профессий, которые являются приоритетными (нужными) на сегодняшний день;

    2) комплекс требований общества к школе для формирования личности;

    3) определенные требования по управлению образованием в школе;

    4) другое__________________________

    2. Каков, на Ваш взгляд, современный заказ школе на формирование личности человека?

    1) человек – исполнитель;

    2) человек культуры;

    3) человек рынка;

    4) человек – творец;

    5) другое__________________________

    3. Как Вы думаете, совпадает ли содержание социального заказа с реализуемыми в Вашем учебном заведении задачами формирования личности?

    1) да, совпадает;

    2) нет, не совпадает;

    3) совпадает, но частично.

    4. Какие качества личности формирует непосредственно Ваша школа?

    1) исполнительность;

    2) инициативность;

    3) активность;

    4) профессионализм;

    5) другое__________________________

    5. Какие образовательные технологии используются в Вашем учебном заведении?

    1) развивающее обучение;

    2) проблемное обучение;

    3) исследовательское обучение;

    4) технологии объяснительно-иллюстративного обучения;

    5) технологии репродуктивного обучения;

    6) проектная технология;

    7) личностно-ориентированные технологии;

    8) другое__________________________

    6. Перешла ли Ваша школа на профильное обучение?

    1) да;

    2) нет;

    7. Назовите профили обучения старшеклассников в Вашей школе?

    1) технический профиль;

    2) гуманитарный профиль;

    3) естественно-научный профиль;

    4) другое__________________________

    8. Какие образовательные программы реализуются в Вашей школе?

    1) программы предрофильной подготовки для девятиклассников;

    2) программы профильного обучения;

    3) программы углубленного изучения отдельных предметов;

    4) программы дополнительного образования;

    5) другое__________________________

    9. Каков процент педагогов в Вашем учебном заведении, осуществляющих инновационную деятельность?  ___________

    10. Сколько учащихся (%) занимали призовые места за последний год на различных:

    1) научно-практических конференциях:

    - внутришкольная_________

                                    - районная________________

                                    - городская_______________

                                    - республиканская_________

    2) олимпиадах:                

    - внутришкольная_________

                                    - районная________________

                                    - городская_______________

                                    - республиканская_________

    11. Сколько учащихся (%) были вовлечены во внеучебную научно-исследовательскую деятельность за последний год?   _________

    12. Каковы трудности, с которыми сталкивается Ваша школа в процессе формирования личности учащегося?:

    1) низкая, недостаточная профессиональная готовность учителя к реализации современного социального заказа на формирование личности учащихся;

    2) трудности в получении современной информации;

    3) скорость изменений в развитии общества;

    4) невключенность учителя в инновационную деятельность;

    5) несогласованность действий семьи и школы;

    6) низкая мотивация учения учащихся;

    7) другое__________________________

                                                            Спасибо за работу!


    Приложение 2

    Содержание организации внеклассной воспитательной деятельности учащихся VI класса

    Таблица 1

    Задачи воспитания

    Метод воспитания

    Содержание деятельности учащихся

    Форма воспитания

    -мобилизация активности учащихся для выработки правильных суждений и установок;

    -формирование умения вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.

    Диспут «Кино или книга- что интереснее?»

    Подготовка 1-2 учеников, предложив тему заранее, они начинают дисскусию, высказывают различные позиции, аргументируют, ведут спор.

    Классный час

    -показать и проанализировать пути преодоления моральных противоречий, возникающих в различных конфликтах, проблемных нравственных ситуациях;

    -накопление учащимися  опыта социально полезного поведения;

    -содействовать развитию способности к суждениям на основе принципа справедливости.

    Анализ воспитывающих ситуаций

    (метод решения дилемм) «Открытый микрофон»

    Совместное обсуждение школьниками моральных дилемм (необходимость выбора между 2-мя возможностями). Обсуждение строится в соответствии с заранее подготовленными вопросами, дети приводят убедительные доводы за и против.

    Круглый стол

    -формирование и  накопление опыта нравственного поведения;

    -формирование выдержки, навыков самоконтроля, организованности, дисциплины, культуры общения.

    Упражнение

    Результат упражнений -устойчивые качества личности, которые воспитанник проявляет во всех противоречивых жизненных ситуациях.

    Игра «Волшебный стул»

    - формирование деятельностных умений;

    -формирование мотивации долга и ответственности.

    Поручение «Разрешите Вам помочь?»

    Понимание воспитанниками общественной значимости и ценности поручаемого задания; обучение выполнению порученного дела, показывая образцы, сообщая критерии оценки результатов.

    Юные тимуровцы

    - совершенствование процессов внимания, памяти, мышления;

    - через радость творчества воспитание более глубокого и многогранного восприятия окружающего мира.

    Деловая игра «Мы во всем профессиона-лы!»

    Метод имитации ситуации, моделирующих профессиональную или иную деятельность средствами игры по заданным правилам.

    Ролевая игра.

    - научить подростков ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, не прибегая к формальным атрибутам власти.

    Убеждение

    «Влияние СМИ на нашу жизнь»

    Учащиеся включаются педагогом в поиск ответов на поставленные проблемы; учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, эстетических, экономических и т.д. проблем; предлагается самим в ходе дискуссии прийти к правильному ответу.  

    Дискуссионные качели

    - развитие творческих способностей;

    - сформировать умение аргументации;

    - научить преодолевать стереотипы и шаблоны в мышлении.

    Синектика

    «Поэтические станции»

    Метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Используются прямые аналогии: как решаются подобные задачи; личная или эмпатическая аналогия: рассуждение с точки зрения объекта задачи; символическая аналогия: дается образное определение сути задачи в виде символов, формул, рисунков; фантастическая аналогия: как бы эту задачу решили сказочные герои, инопланетяне…

    КВН, конкурс.

    -формирование качеств конкурентоспособной личности;

    -формирование у учащихся способности к самоактуализации.

    Соревнование

    «Что?Где?Когда?»

    Создание условий, когда каждый воспитанник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими.

    Конкурс, викторина, спартакиа-да, выс-тавка, смотр.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений "Тема молитвы в литературе"

    Учебная хрестоматия входит в комплект пособий, обеспечивающих литературное образование в 5- 9 кл. на основе государственного стандарта при изучении раздела «Духовная литература»...

    Учебно-методическое пособие по легкой атлетике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура Часть 1

    Составители:Рыбалов Ю.В. зав. ПЦК преподавателей физической культуры, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. ПушкинаРыбалова С.И. преподаватель физической кул...

    Учебно-методическое пособие по легкой атлетике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура

    Данное учебно-методическое пособие по легкой атлетике предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Пособие включает в себя пр...

    Современные методы обучения в средних специальных учебных заведениях. Метод доклад

    Содержание и методы обучения - это те компоненты учебного процесса,  которые наиболее активно влияют на результаты подготовки специалистов.Содержание и методы обучения - категории дидактики...

    Рабочая тетрадь-практикум для студентов средних профессиональных учебных заведений по профессиям социально-экономического профиля

    Рабочая тетрадь-практикум предназначена для обучающихся средних профессиональных и начально-профессиональных учебных заведений по профессиям социально-экономического профиля, изучающих курс «Об...

    Элементарный способ доказательства "Теоремы Ферма" для учащихся средних общеобразовательных и средних специальных учебных заведений

    На Ваш суд я хочу представить одну, на мой взгляд, интересную попытку, придуманную мною, доказать «Теорему Ферма». Это доказательство объяснения данной теоремы довольно простое и удобное для понимания...

    Методическая разработка По теме: «Воспитательный процесс в среднем специальном учебном заведении»

    В методической разработке рассматриваются вопросы  организации воспитательного процесса в СПО и взаимодействия участников воспитательного процесса в СПО....