Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений "Тема молитвы в литературе"
книга по литературе на тему

Людмила Михайловна Юзефович (Радионова)

Учебная хрестоматия входит в комплект пособий, обеспечивающих литературное образование в 5- 9 кл. на основе государственного стандарта при изучении раздела «Духовная литература»

    В составе комплекта предусматривается выпуск методического пособия по изучению данной темы, а также Рабочей тетради «Тема молитвы в литературе».

     Методический аппарат учебной хрестоматии ориентирован на формирование литературно – художественных умений,  развитие творческих возможностей учащихся, становление их духовного мира.

Здесь представлен только фрагмент хрестоматии. Если кого-то заинтересует данный материал, я готова помочь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_molitvy.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Тема молитвы

в русской литературе

Учебная хрестоматия

для общеобразовательных

учебных заведений

(Фрагмент)

             Автор – составитель:

 Юзефович (Радионова) Л.М., учитель высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ

-г.Санкт-Петербург – 2017 год -

Тема молитвы в русской литературе.

Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений.

Автор – составитель: Юзефович - Радионова Л.М. – 2017г.

     Учебная хрестоматия входит в комплект пособий,

 обеспечивающих литературное образование в 5- 9 кл. на основе государственного стандарта при изучении раздела «Духовная литера-тура»

    В составе комплекта предусматривается выпуск

 методического пособия по изучению данной темы, а также Рабочей тетради «Тема молитвы в литературе».

     Методический аппарат учебной хрестоматии ориентирован

 на формирование литературно – художественных умений,

 развитие творческих возможностей учащихся, становление их

духовного мира.

                   Лишь Тебе сокрытое известно:

                   В сердце горечь и глубокий шрам.

                  Укажи назначенное место,

                  Где мне стать, вошедшему во храм.

                  Внемля нежной музыке молений,

                  Обновленный, в трепете стою.

                  Замираю, преклонив колени,

                  Принимаю истину Твою.

                 И любовь, и свет в Тебе едином.

                 Прихожу, Тебя благодаря.

                 Закрывает дверь за блудным сыном

                 Нежная вечерняя заря.

                 Луч ее скользит по граням крестным,

                 По разлитой позолоте рам.

                 Отче, Отче!  Укажи мне место,

                 Где мне стать, вошедшему во храм.

                                                           А. Н. Ковалев

                                 Вступление

                                    Что такое молитва?

   Молитва – это не высказывание, не доклад, а осмысленный  , откровенный разговор человека с Богом как с другом, как с уважаемым Человеком, которому можно доверять, который поймёт твои проблемы, который готов помочь. И если твой разговор искренний , идёт от сердца, то важны не слова, тобой произносимые, а чувства, которые ты при этом испытываешь в глубине своей души. Недаром в Библии читаем: «… человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце»(1 Царств., 16:7) .

   Когда молитва идёт от сердца, то она становится  своего рода связующим звеном , соединенным  между  человеком и Богом. И тогда в душе человека появляется свет. «Свет в  храмине от свечи, а в душе -  от молитвы»,- гласит пословица. Первые христиане приветствовали  друг друга при встречах не пожеланием физического здоровья, как мы, а вопросом: «Как идёт молитва?» «Идёт»- это действие. Действие чего? Наверно, действие  обоюдной связи «аукни - откликнется». Недаром в Библии читаем: « Придите все труждающиеся  и обремененные, и Я успокою вас» (Мтф.- 11:28).

   Не случайно, конечно, и в русской литературе найдём много молитв. Каждый писатель – это прежде всего человек со своими заботами, печалями, желаниями. Поэт В.А.Жуковский в стихотворении «Я Музу юную, бывало…» сказал: «…Жизнь и поэзия –одно», тем самым  подытожив опыт целых поколений русских поэтов и прозаиков.

   По утверждению И.А.Ильина, Ломоносов, Державин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов,  Тютчев молятся почти в каждом своём стихотворении. Он же считал, что гениальное искусство всегда восходит к Богу. Именно в стихах- молитвах особенно часто раскрывается лирическое «Я» поэта, писателя.

   Если всесильный Сын Божий чувствовал необходимость вставать с зарёй, чтобы изливать Своё сердце пред Богом - Отцом, тем более необходимо молиться каждому обычному человеку, в том числе и писателю.

   «Душа человека по природе своей христианка есть», - заявлял древний проповедник Тертуллиан, подчёркивая тем самым всеобщность молитвенных воздыханий. Дух молитвы, затрагивая все сферы бытия (в той или иной форме), оживляет повседневную жизнь, вдохновляет творчество поэтов и художников. Не случайно у Пушкина родились всем известные строки:

                                   Не для житейского волненья,

                                   Не для корысти, не для битв,

                                   Мы рождены для вдохновенья,

                                   Для звуков сладких и молитв.

    Поэтому невозможно понять литературу без обращений к питающей её святоотеческой традиции - традиции обращения к Слову, к разговору с Богом, так как потребность к общению с Богом изначально живёт в душе человеческой. Почему я называю это традицией? Всё очень просто. Пушкин переложил поэтически великопостную молитву Ефрема Сирина («Отцы пустынники и жёны непорочны…»), а на «башне» Вяч. Иванова среди прочих авторов обсуждался  и святой Григорий Нисский.

    Приведённые примеры намечают временные рамки (но их, разумеется, можно и нужно раздвинуть), в которых будет рассматриваться предмет нашего дальнейшего разговора. А предмет этот таков : тема молитвы в русской литературе. Поэтому и фактов, подобных приведённому выше, вы найдёте много в данной хрестоматии.

                                   Державин

                         Гавриил Романович

                                          (1743 – 1816)

   Гавриил Романович Державин – поэт, творил в эпоху классицизма. Родился в семье мелкопоместного дворянина, близ Казани. Он рано остался без отца, детство провел в бедности, поэтому систематического образования не получил.

   Три года учился в гимназии, служил затем в Петербурге в гвардейском Преображенском полку. Десять лет прослужил солдатом, произведен в офицеры, но военная служба не стала главным делом его жизни. Был он и губернатором,  и  в сенате служил, был секретарем, даже министром. Это был человек независимого характера, прямой, честный, что не всегда служило ему на пользу: ссорился с начальством, был даже под судом.

   С 1803г.он жил в имении Званка на Новгородчине .Писать начал еще в солдатской казарме, а расцвет его творчества падает на 80-е годы.

Писал о русской жизни, быте, о злободневном и реальном.

В стихах четко прослеживается лицо самого автора – гражданина.

   Критики считают, что творчество Державина подготовило почву для его предшественников: Пушкина, Батюшкова, поэтов-декабристов. Умер поэт в своем имении Званка.

                  Властителям и судиям

              (Поэтическое переложение 81 псалма)

          Восстал Всевышний Бог  да судит

          Земных богов во сонме их;

          Доколе, рек, доколь вам будет

          Щадить неправедных и злых?

          Ваш долг есть: сохранять законы,

          На лица сильных не взирать,

          Без помощи, без обороны

          Сирот и вдов не оставлять.

          Ваш долг : спасать от бед невинных,

          Несчастливым подать покров;

          От сильных защищать бессильных,

          Исторгнуть бедных из оков.

          Не внемлют! Видят и не знают!

          Покрыты мздою очеса:

          Злодействы землю потрясают,

          Неправда зыблет небеса.

          Цари! Я мнил, вы боги властны,

          Никто над вами не судья,

          Но вы, как я подобно, страстны,

          И так же смертны, как и я.

          И вы подобно так падете,

          Как с древ увядший лист падет!

          И вы подобно так умрете,

           Как ваш последний раб умрет!

           Воскресни, Боже! Боже правых!

          И их молению внемли:

          Приди, суди, карай лукавых,

          И будь един царем земли!

                      1780г.

Словарь

Мзда – взятка; очеса – очи, глаза.

-Сопоставьте поэтическое переложение Державина с евангельским текстом 81 –го псалма. Почему это произведение было запрещено царской цензурой для публикации?

                            81 псалом

Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:

Доколе будете судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?

Давайте суд бедному и сироте, угнетенному и нищему оказывайте справедливость;

Избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.

Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания Земли колеблются.

Я сказал: вы боги, и сыны Всевышнего все вы;

Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.

Восстань, Боже, суди Землю, обо Ты наследуешь все народы.

Комментарий

   Г. Р. Державин испытал тяжкие неприятности, когда в составе сборника стихов, преподнесенных им Екатерине 2 в 1795 г., поместил «Властителям и судиям». Императрица заподозрила здесь якобинские мысли; к тому же при  дворе было известно (этого не знал Державин) , что переложение именно этого псалма якобинцы распространяли, готовя общественное мнение к казни Луи 16-го.Державина могла ожидать участь ссыльного.

   Поэт написал и послал вельможам из ближайшего окружения царицы объяснение, в котором утверждал, что царь Давид  (а это псалом Давида) не был якобинцем, да и сам он не придерживался этих мыслей, тем более, что это переложение псалма он сделал и опубликовал за 7 лет до французской революции. И гроза миновала, Екатерина сменила гнев на милость.

Вопросы и задания

   И до Державина, и в его времена, и в более поздний период русской истории поэты перелагали псалмы и другие тексты Библии, включали библейские  образы и мотивы в произведения. И все же:

-Почему это нередко вызывало гнев верховной власти, которая ведь тоже опиралась на христианскую религию? Почему легендарный царь Давид мог показаться «потрясением основ» власти? Почему Псалтирь, Евангелие и другие книги Библии становились истоками вольномыслия, протеста против существующего порядка?

- Как ритмическая проза Библии переходит в стих Державина?

-Как поэт сумел передать древний текст? Что он меняет, что вносит своего?

-Что, на ваш взгляд, более эмоционально? Что вам ближе?

-Все ли стихотворение – молитва? Или молитве посвящена только часть его? Какая?

-К кому обращается поэт в молитве?

-Как вы понимаете словосочетание «Боже правых»?

- С чем обращается лирический герой в своей молитве? Как это связано с содержанием предыдущих строф?

                                   Вяземский

                                Петр Андреевич

                                             (1792-1878)

  Родился в Москве в богатой дворянской семье. Род Вяземских шёл от потомков Мономаха.

   Получил прекрасное домашнее образование ,затем учился в Петербургском   иезуитском  пансионе, брал частные уроки у профессоров Московского университета.

   С 1807г., оставшись сиротой, находился на попечении своего родственника, писателя и историка Н Карамзина.

   Пишет элегии, послания, стихи, эпиграммы, басни.

   Во время войны 1812г. вступил в дворянское ополчение , участвовал в Бородинском сражении.

   Долгое время жил родовом подмосковном имении Остафьево. Пишет, личная и гражданская тема сливаются.

   Разделяя воззрения декабристов , не разделял их революционных методов. В 50-е годы в стихотворении « Святая Русь» проявляется его вражда к революции.

   Последние 20 лет жизни прожил за границей, в полной мере ощутив социальное и духовное одиночество.

   Умер в Баден-Бадене,  похоронен в Петербурге.

                                                         

                   Молитва Ангелу – хранителю

               Научи меня молиться,

               Добрый ангел, научи!

               Уст твоих благоуханьем

               Чувства черствые смягчи!

               Да во глубь души проникнут

                Солнца вечного лучи,

                Да в груди моей забьются,

                Благодатных слёз ключи!

               Дай моей молитве крылья ,

               Дай полёт мне в высоту;

               Дай мне веры безусловной

                Высоту и теплоту!

                Неповинных, безответных

                Дай младенцев чистоту

                И высокую, святую

                Нищих духом простоту!

                   Дай, стряхнув земные узы

                   С прахом страннических ног,

                   Дай во мне угаснуть шуму

                   Битв житейских и тревог!

                   Да откроется Тобою

                   Мне молитвенный чертог,

                   Да в одну сольются думу

                   Смерть, бессмертие и Бог.

Вопросы и задания

-Кто такие ангелы? Вспомните, какова  миссия ангела в Библии? Какие сюжеты вы сможете в связи с этим вспомнить?

-Какова тема стихотворения?

-Какова главная мысль стихотворения?

-Как видится лирическому герою «научение»? О чём он просит? Докажите текстом.

-Посильны ли эти просьбы для ангела?

-Какие приёмы выразительности использует автор, когда звучат просьбы? Почему звучит из его уст только «Да»(в значении «пусть») и «Дай»?

-Как могут « в одну слиться думу смерть, бессмертие и Бог»?

-Как вы понимаете словосочетание «высота и теплота» (веры)?

-Что тяготит лирического героя? Легко ли ему отойти от мирских забот и тревог?

-Мог ли это стихотворение написать неверующий человек?

-Можем ли мы заявить о том, что это глубоко личное стихотворение? Докажите текстом.

-В чём особенности синтаксических конструкций? лексического строя? Какова их роль?

                               Пушкин

                 Александр Сергеевич

                                           (1799 – 1837)

   Александр Сергеевич Пушкин – основоположник русской литературы, поэт, прозаик, драматург. Он родился в Москве , принадлежал к старинному дворянскому , но обедневшему роду. В детстве воспитывался дома, затем учился в Царскосельском лицее. Здесь, в лицее, он познакомился с Чаадаевым, Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, Жуковским; здесь он пережил эпопею Отечественной войны 1812 года.

   Стихи начал писать еще в лицейские годы, в печати первое стихотворение появилось в 1814году, в 1820 –м он написал поэму «Руслан и Людмила», и тогда он уже был сложившимся поэтом, хотя и было ему всего – навсего 20 с небольшим . Вольнолюбивые стихи, эпиграммы, которые доходили до властей, не проходили даром: ему приходилось жить в изгнании. Ссылали его и на юг, и в Михайловское. О чем еще писал поэт, помимо вольнолюбивых стихов? Были у него и романтические стихи, писал и поэмы, и драмы, и произведения эпического жанра.

   Преобладала в его творчестве прежде всего реалистическая струя. Но все же большой период времени пришлось ему жить под  надзором властей. Тем не менее, поэт никогда не отказывался от своих убеждений. Пушкин был основателем «Современника», который на долгие годы оставался лучшим периодическим изданием 19-го века. Гармоническая ясность чувства и мысли, жизнелюбие, широта и многогранность интересов отличали писателя.

   Огромное множество лирических произведений, «Повести Белкина», роман «Дубровский», «Капитанская дочка», «Маленькие трагедии», всеми любимые сказки - вот далеко не полный список наследия, которое оставил писатель своим потомкам.

                            *       *       *

              Отцы пустынники и жены непорочны,

               Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

               Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

               Сложили множество божественных молитв,

               Но ни одна из них меня не умиляет,

               Как та, которую священник повторяет

               Во дни печальные Великого поста;

               Всех чаще мне она приходит на уста

               И падшего крепит силой:

               Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

               Любоначалия, змеи сокрытой сей,

               И празднословия не дай душе моей.

               Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

               Да брат мой от меня не примет осужденья,

              И дух смирения ,терпения, любви

              И целомудрия мне в сердце оживи.

Комментарий

       Стихотворение посвящено времени Великого Поста. Пушкин изложил в стихотворной форме молитву великого христианского подвижника Ефрема Сирина.

       Е. Сирин – выдающийся деятель христианской церкви 4 –го века. Современники прозвали его сирским ( от слова Сирия) соловьем. Он прославленный автор многих известных богословских трудов.

Словарь

   Подвижники – люди, которые духовную жизнь почитали больше, чем плотскую, чувственную, занимались духовным самосовершенствованием.

   Пустынники – люди, которые , стремясь посвятить себя жизни духовной и молитве, уходили в уединенные места (пустыни, леса, горы).

   Жены непорочны – монахини, посвятившие жизнь служению Богу (отказ от мирской жизни, от брака).

   Заочные области – места, невидимые очами.

   Дольний – связанный с земными делами и заботами.

   Падший – не выдержавший духовных испытаний.

   Любоначалие – властолюбие.

Вопросы и задания

-С какой целью, по мнению Пушкина, складывали молитвы?

-От каких недостатков, пороков поэт просит Господа избавить его? Каждому ли из мирян присуще подобное?

-Какие добродетели он хотел бы укрепить? Хотелось бы вам обладать ими?

-Чем близка лирическому герою великопостная молитва Е. Сирина?

-Перечитайте молитву Ефрема Сирина. Каково ваше отношение к ней? Что общего вы находите в этих двух молитвах?

                           *       *       *

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения

И не осуждати брата моего,

Яко благослови еси во веки веков. Аминь.

                                                      Ефрем Сирин

                                   Языков

                     Николай Михайлович

                                     (1803-1846)

   Родился в Сибирской губернии в богатой помещичьей семье. Получил хорошее домашнее  образование , с 11 лет учился в Горном кадетском корпусе, затем в Институте инженеров путей сообщения в Петербурге.

В эти годы пишет стихи.

   Затем едет учиться в Дерпт (философский факультет университета).

В совершенстве владеет немецким языком, сведущ в истории, политэкономии.

   Популярны были его студенческие песни, среди которых «Сердца – на жертвенник свободы», «Свободы гордой вдохновенье!» и др.

   Из -за тяжёлой болезни покидает Дерпт, переезжает в Москву. Его боевой дух ослабевает после разгрома декабристов.

   А затем уже переходит к осуждению прошлого(«Ау!», «К ненашим» и др.)

Здоровье ухудшается, едет лечиться за границу, а по возвращении живёт в Москве, где вышли  два сборника  его стихов.

Умер в Москве в возрасте 43 лет

                                          Молитва

                                                                   

                Молю святое провиденье:

                Оставь мне тягостные дни,

                Но дай железное терпенье ,

                Но сердце мне окамени.

                Пусть ,неизменен, жизни новой

                Приду к таинственным вратам,

                Как Волги вал белоголовый

                Доходит целый к берегам.

                                                12 апреля 1825г.

Словарь

Провиденье - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо, а также его действия.(Словарь С. Ожегова)

Вопросы и задания

-К кому лирический герой обращается в молитве? Есть ли, по вашему мнению, разница в обращении (Бог – Господь-«святое провиденье»)? В чём она заключается?

-О чём он молится? С какой просьбой обращается? Что заставило его обратиться к молитве?

-Почему он просит оставить «тягостные дни», но дать «железное терпенье»?

-Как вы понимаете это словосочетание :«тягостные дни»?Будет ли синонимично это «тяжёлым дням»? В чём различие?

Какое средство художественной выразительности использует автор?

-Как вы понимаете строку «сердце мне окамени»? Что это значит?

Чем вы можете заменить этот авторский неологизм?

-О каких «таинственных вратах» идёт речь в стихотворении?

-Нравится ли вам сравнение, к которому прибегнул лирический герой? Не « стирает» ли подобный художественный приём духовное начало, заложенное в содержание? Или такового нет?

-Обратите внимание на лексику? Какие слова использует автор?

-Какие ещё средства художественной изобразительности нашли место в стихотворении?

                                     Тютчев

                              Федор Иванович

                                           (1803 – 1873)

   Родился в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Юношеские годы связаны с Москвой.

   Домашнее образование получил у поэта - переводчика С.Раича и в 12 лет уже сам успешно переводил Горация.

   Окончил словесное отделение Московского университета  со степенью кандидата словесных наук. Служил в Коллегии иностранных дел, работал в Мюнхене  при дипломатической Миссии. В это время не пишет стихи.

На чужбине проведёт 22 года, здесь женится.

   В журнале Раича «Галатея» будет печатать стихи, которые не принесут еще ему славы. А вот 16 стихотворений, напечатанных в пушкинском «Современнике», сделают его известным.

   В 1844 г. возвращается с семьёй в Россию. Пишет политические статьи  о России и Западе, стихи.

   Первый сборник стихов вышел только в 1854 г. ,посвящен Елене Денисьевой, которую он любил, хотя был женат.

   В 1864г. несёт одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год - двое детей , мать.

Последние годы жизни тоже омрачены утратами: смерть старшего сына, брата, дочери. Жизнь поэта угасает, умер он в Царском селе.  

                                      *       *       *

                          Пошли, Господь, Свою отраду

                          Тому, кто в летний жар и зной,

                          Как бедный нищий, мимо саду

                          Бредёт по жаркой мостовой;

                          Кто смотрит вскользь через ограду

                          На тень деревьев, злак долин,

                          На недоступную прохладу

                          Роскошных светлых  луговин.

                          Не для него гостеприимной

                          Деревья сенью разрослись,

                          Не для него, как облак дымной,

                          Фонтан на воздухе повис.

                          Лазурный грот, как из тумана,

                          Напрасно взор его манит,

                          И пыль росистая фонтана

                          Главы его не освежит.

                          Пошли, Господь, Свою отраду,

                          Тому, кто жизненной тропой,

                          Как бедный нищий, мимо саду,

                          Бредёт по знойной мостовой.

Вопросы и задания

-О чём , о ком молится лирический герой? О себе ли он думает?

-Каково лексическое толкование слова «отрада»? (Словарь Ожегова: отрада - (высок.) удовольствие, радость)

 -Зачем Тютчев избрал кольцевую композицию?

-В чём различие в содержании 1й и последней строф?

-Какова роль сравнений в тексте? (сравнения только во 2й строфе)

-С какой целью используется такой художественный приём, как антитеза?

                                  Хомяков

                       Алексей Степанович

                                             (1840-1860)

   Поэт, публицист, религиозный философ, родился в Москве, в старинной дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование, в 17лет стал кандидатом математических наук при Московском университете.

   Пишет стихи, переводит античных авторов . Проходит военную службу. В 1825 году оставляет службу и  уезжает за границу, где занимается живописью и пишет историческую драму «Ермак».

   В 1828-1829 г.г. участвует в русско-турецкой войне, а затем едет в свое имение, чтобы заняться хозяйством. Продолжает писать стихи.

   В 1850 году особое внимание уделяет религиозным вопросам, истории  русского православия , в нем он видит источник развития национального русского духа, основу народной нравственности.

   Отличается идеями славянофилов;  как и другие из них, он идеализирует православие, патриархальный устрой русской жизни, но против крепостного права, обосновывая эту позицию  Евангельским учением.

   Прожил 56 лет. Умер в селе Ивановском Липецкой губернии, похоронен в Москве.

                                         К детям

.

                               Бывало, в глубокий полуночный час ,

                               Малютки , приду любоваться на вас,

                               Бывало, люблю вас крестом знаменать,

                               Молиться, да будет на Вас благодать,

                               Любовь Вседержителя Бога.

                              Стеречь умиленно ваш детский покой,

                              Подумать о том, как вы чисты душой,

                              Надеяться долгих и счастливых дней

                              Для вас , беззаботных и милых детей,

                              Как сладко, как радостно было!

                               Теперь прихожу я -  везде темнота;

                               Нет в комнате жизни, кроватка пуста,

                               В лампаде погас пред иконою свет…

                               Мне грустно! малюток моих уже нет,

                               И сердце так больно сожмется!

                               О дети! В глубокий полуночный час,

                               Молитесь о том, кто молился о вас,

                               О том , кто любил вас крестом знаменать, -

                               Молитесь, да будет и с ним благодать,

                               Любовь Вседержителя Бога.

История написания стихотворения «К детям»

   В начале 1836 года 32 -летний Хомяков познакомился с 18- летней Екатериной Михайловной Языковой ( младшей сестрой знаменитого поэта). А весной посватался к ней, и та приняла его предложение .

   Это была та единственная женщина, которую Хомяков долго искал.

Они сошлись на общей любви  к английскому языку и словесности; муж называл жену  на английский манер – Kиtty.А в письмах обращался ласково и чуть витиевато: «Любимая , дорогая и драгоценная Кити!»

Она была , по замечанию Пушкина, «не красавица, но хорошенькая фигурка».  Впрочем, Хомяков и не искал особенной красавицы – он нашел супругу, которую любил глубоко и искренне, которая умела разделять и его воззрения на жизнь, и печали, и маленькие житейские радости.

        Лампада поздняя горела

        Пред сонной лению моей,

                                        И ты взошла и тихо села

        В слияньи мрака и лучей.

         Головки русой очерк нежный

        В тени скрывался, а чело -

        Святыня думы безмятёжной-

         Белело чисто и светло.

        Уста с улыбкою спокойной,

        Глаза с лазурной их красой

        Все чудным миром, мыслью стройной

        В тебе сияло предо мной…

   Это начало стихотворения Хомякова, посвящённого Kitty,стихотворения, самого интимного    во всём много поэтическом наследии: эта «лампада» удивительно напоминает «свечу» из знаменитого стихотворения Бориса Пастернака. Женившись, Хомяков испытал счастье: женская любовь и добро открывали для него идеал гармонической жизни:

                               О верь мне: сердце не обманет

        Светло звезда моя взошла,

        И снова новый луч проглянет...

   9 апреля 1837 года у Хомяковых родился первенец, Степан, названный в честь отца, а 4 марта 1838 года –Фёдор ,названный в честь рано умершего старшего брата.Хомяков  испытал счастье отцовства.

   В ноябре 1838 года дети заболели скарлатиной и умерли- в одну ночь. Этой ночью Хомяков поседел. Он испытал великое потрясение  и нашёл спасение только в молитве. И по преданию, этой же ночью написал стихотворение, одно из самых проникновенных в русской лирике.

    Хомяков написал это стихотворение для себя, подчиняясь какой-то  внутренней потребности в страшную минуту. Он не отдал  его в печать и долго никому не показывал. Только год спустя  он решил прочитать его Kitty. Та приняла с сердечностью  , списала и послала брату, Николаю Языкову. Тот был потрясён силою и искренностью чувства –и силою  истинной веры. Потом эти стихи  стали известны в московских салонах. Критик Иван Киреевский заметил, что они – лучшее, что Хомяков написал. А поэтесса Каролина Павлова, услышав их, упала в обморок и с тех пор никогда не забывала  на ночь  крестить единственного сына своего, Ипполита…

   Стихотворение это принадлежит к лучшим образцам  русской «духовной поэзии». И дело не в том ,что оно построено на «православных» словах: молиться, крестом знаменать, лампада, икона и т.п. Здесь наиболее точно выражена коренная истина русского православия в целом : Бог есть любовь. В самую страшную минуту несчастья обращение к Богу и упование на Вседержителя рождает в человеке не ропот и не желание проклятия, а лишь печаль и чистое, высокое смирение: только оно поможет преодолеть жизненные несчастия.

   …У Хомяковых дальше все пошло своим чередом. Алексей Степанович и Екатерина Михайловна прожили вместе ещё 13 лет, и  она родила ему двоих сыновей  и пятерых дочерей. Сыновья потом женились, дочери вышли замуж. И старинный дворянский род продолжился - и до сих пор жив и крепок.

                       (В.Кошелев. Поэт и «прозатор» Алексей Степанович Хомяков)

Вопросы и задания:

-Почему так названо стихотворение? Какие биографические  моменты нашли отражение в нём?  

-На сколько частей можно разделить?

-Как в стихотворении присутствует тема молитвы?

-Согласны ли вы с мнением критика В.Кошелева, что «стихотворение это принадлежит  к лучшим образцам русской духовной поэзии»?

-Обратите внимание на синтаксический строй стихотворения. Какова роль сложноподчинённых предложений, обращений, восклицательных предложений, многоточия?

-Каким вам видится лирический герой? Огрубело ли его сердце в связи с утратой? Что вас поразило?

Можно ли назвать поэта А.С.Хомякова истинным христианином?

Юзефович - Радионова Л.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе (7 класс) для учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»

Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....

Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования 2017-2018 учебный год 2018-2019 учебный год 2019-2020 учебный год

Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ   и педагога дополнительного образования   2017-2018 учебный год 2018-2019 учебный год 2019-2020 учебный год...

Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования 2018-2019 учебный год, 2019-2020 учебный год, 2020-2021 учебный год

Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ   и педагога дополнительного образования  2018-2019 учебный год,  2019-2020 учебный год, 2020-2021 учебный год...