РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» для специальностей среднего профессионального образования
рабочая программа по русскому языку на тему

Косарева Маргарита Вячеславовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«РУССКИЙ  ЯЗЫК  И  ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ  ЯЗЫК»

 

для специальностей среднего профессионального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_kosareva.docx81.59 КБ

Предварительный просмотр:

 

«УТВЕРЖДЕНО»

Педагогический совет

ОГБПОУ  «Смоленский политехнический техникум»

Протокол № 1от 29.08.16.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ  ЯЗЫК  И  ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ  ЯЗЫК»

для специальностей среднего профессионального образования

2016 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании

ЦМК общеобразовательных  дисциплин

Протокол №1 от 29.08.16.

Председатель ЦМК  

_____/Гмырикова С.В._/

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам директора по УР

                     ___________/Колесник Ю.С/

                         _______________        29.08.16.

Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленский политехнический техникум»

Разработчик: Косарева М.В., преподаватель.

Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины «Русский  язык  и  литература. Русский  язык» разработана на основе ФГОС среднего общего образования и  примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский  язык  и  литература. Русский  язык» (автор  –  Воителева Т.М.).

                                


СОДЕРЖАНИЕ

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………..4

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«РУССКИЙ  ЯЗЫК И                        ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ  ЯЗЫК»………………5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ  ЯЗЫК  И                                     ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ  ЯЗЫК»………………9

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ  ЯЗЫК  И  ЛИТЕРАТУРА.  РУССКИЙ  ЯЗЫК»…………………………………………………18

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ……20


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана  на  основе  требований  ФГОС  среднего  общего  образования предъявляемых  к  структуре, содержанию  и  результатам  освоения  учебной  дисциплины «Русский  язык  и  литература. Русский  язык» и примернойпрограммы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский  язык  и  литература. Русский  язык» (автор  –  Воителева Т.М.).

Содержание  программы  «Русский  язык  и  литература. Русский язык»  направлено  на  достижение  следующих целей:

- совершенствование  общеучебных  умений  и  навыков  обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных,  стилистических;

- формирование  функциональной  грамотности  и  всех  видов  компетенций (языковой,

лингвистической (языковедческой), коммуникативной,  культуроведческой);

- совершенствование  умений  обучающихся  осмысливать  закономерности  языка,                      правильно,  стилистически  верно  использовать  языковые  единицы  в  устной и письменной  речи  в  разных  речевых  ситуациях;

- дальнейшее  развитие  и  совершенствование  способности  и готовности  к  речевому    осознанному  выбору  профессии; навыков  самоорганизации  ии саморазвития;  информационных  умений  и  навыков.

В  программу  включено  содержание, направленное  на  формирование  у  студентов  компетенций,  необходимых  для качественного  освоения ППССЗ    на  базе  основного  общего  образования  с  получением  среднего  общего  образования, программы  подготовки  квалифицированных  рабочих, служащих (ППКРС).

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский  язык  и  литература. Русский  язык»

      1.1 Общая характеристика учебной дисциплины

Русский  язык  как  средство  познания  действительности  обеспечивает  развитие                     интеллектуальных и  творческих  способностей  обучающихся,  развивает  их  абстрактное  мышление, память  и воображение,  формирует  навыки  самостоятельной  учебной  деятельности, самообразования  и самореализации  личности.

Содержание  учебной  дисциплины  «Русский  язык и литература..Русский язык»  обусловлено  общей  нацеленностью  образовательного процесса  на  достижение  личностных,  метапредметных  и  предметных  результатов  обучения,  что  возможно  на  основе  компетентностного  подхода, который  обеспечивает  формирование  и  развитие  коммуникативной, языковой  и  лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

В  реальном  образовательном  процессе  формирование  указанных  компетенций  происходит  при  изучении  каждой темы, поскольку  все  виды  компетенций  взаимосвязаны.

Коммуникативная  компетенция  формируется  в  процессе  работы по  овладению  обучающимися  всеми  видами  речевой  деятельности ( слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами  культуры  устной и письменной  речи в  процессе  работы  над  особенностями  употребления  единиц языка  в речи  в  соответствии с их коммуникативной  целесообразностью. Это  умения осознанно  отбирать  языковые  средства  для  осуществления  общения  в  соответствии  с речевой  ситуацией;  адекватно  понимать  устную  и  письменную  речь  и  воспроизводить её  содержание  в  необходимом  объёме, создавать  собственные  связные  высказывания  разной  жанро -  стилистической  и  типологической  принадлежности.

Формирование  языковой и  лингвистической (языковедческой)  компетенций  проходит  в  процессе  систематизации  знаний  о  языке  как  знаковой  системе  и  общественном  явлении, его  устройстве, развитии и функционировании;  овладения  основными  нормами  русского литературного  языка; совершенствования  умения  пользоваться  различными  лингвистическими  словарями;  обогащения  словарного  запаса  и  грамматического  строя  речи  учащихся.

Формирование  культуроведческой  компетенции  нацелено  на  основание  языка  как  формы  выражения  национальной  культуры,  взаимосвязь  языка  и  истории  народа, национально – культурной  специфики  русского  языка, владение  нормами  русского  речевого  этикета,  культуры  межнационального  общения.

  При  изучении  русского языка  на базовом  уровне  решаются  задачи,  связанные  с формированием  общей  культуры,  развития,  воспитания и  социализации  личности.

Русский  язык  представлен  в  программе  перечнем  не  только тех  дидактических единиц, которые  отражают  устройство  языка, но и тех,  которые  обеспечивают  речевую  деятельность.  Содержание  учебной  дисциплины  ориентировано  на синтез  языкового,  речемыслительного  ии духовного  развития  студентов,  включает  перечень  лингвистических  понятий,  обозначающих  языковые  и  речевые  явления,  указывает  на особенности  функционирования  этих  явлений  и   называет  основные  виды  учебной  деятельности,  которые  отрабатываются  в  процессе  изучения  данных  понятий.  Таким  образом, создаются условия  для  успешной  реализации  деятельностного  подхода к изучению  русского  языка.

Использование  электронных  образовательных  ресурсов  позволяет  разнообразить  деятельность  обучающихся,  активизировать  их  внимание,  повышает  творческий  потенциал  личности,  мотивацию  к  успешному  усвоению  учебного материала, воспитывает  интерес к знаниям  при  изучении русского  языка.

 Реализация  содержания  учебной  дисциплины «Русский  язык  и                                         литература. Русский  язык»  предполагает  соблюдение  принципа  строгой  преемственности  по  отношению  к  содержанию  курса  русского  языка  на  ступени  основного  общего  образования.  В  то  же  время  учебная  дисциплина  «Русский  язык  и  литература. Русский  язык»  для  профессиональных  образовательных  организаций  СПО  обладает  самостоятельностью  и  цельностью.

Изучение  общеобразовательной   учебной  дисциплины «Русский  язык и литература. Русский язык»  завершается  подведением  итогов  в  форме  экзамена  в  рамках  промежуточной  аттестации  студента  в  процессе освоения  ППССЗ на  базе  основного  общего  образования  с  получением  среднего  общего  образования.

1.2 Место дисциплины в учебном плане

Учебная  дисциплина  «Русский  язык и литература. Русский  язык»  является  частью  учебного  предмета  «Русский  язык  и  литература»  обязательной  предметной  области  «Филология» ФГОС  среднего  общего  образования.

Учебная дисциплина  «Русский  язык  и  литература. Русский  язык»  входит  в  состав  общих  общеобразовательных  учебных  дисциплин,  формируемых  из  обязательных  предметных  областей ФГОС  среднего  общего  образования,  для  профессий  СПО  и  специальностей  СПО  соответствующего  профиля  профессионального  образования.

        

 1.3 Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение  содержания  учебной  дисциплины  «Русский  язык  и  литература. Русский  язык»  обеспечивает  достижение  студентами  следующих  результатов:

- личностных:

-  воспитание  уважения к русскому (родному) языку,  который  сохраняет  и  отражает  культурные  и  нравственные  ценности,  накопленные  народом  на  протяжении веков;

- осознание  связи  языка  и  истории,  культуры  русского  и  других  народов;

-  понимание  роли  родного  языка  как основы  успешной  социализации  личности;

-  осознание  эстетической  ценности,  потребности  сохранить  чистоту  русского  языка как явления  национальной  культуры;

-  формирование  мировоззрения,  соответствующего  современному уровню  развития  науки  и  общественной  практики,  основанного  на диалоге  культур, а  также  различных форм  общественного  сознания,  осознание  своего места  в  поликультурном  мире;

-  способность  к  речевому  самоконтролю;  оцениванию  устных  и  письменных  высказываний  с  точки  зрения  языкового  оформления,  эффективности  достижения  поставленных  коммуникативных  задач;

-  готовность  и  способность  к  самостоятельной, творческой  и  ответственной  деятельности;

-  способность  к  самооценке  на  основе  наблюдения  за  собственной  речью,  потребность  речевого  самосовершенствования;

метапредметных:

 - владение  всеми  видами  речевой  деятельности: аудирование,  чтением                                     (пониманием), говорением, письмом;

- владение  языковыми  средствами – умение  ясно, логично и точно  излагать  свою  точку  зрения, использовать  адекватные языковые  средства;  использование  приобретённых  знаний и умений  для  анализа  языковых явлений  на  межпредметном  уровне;

- применение навыков  сотрудничества  со сверстниками, детьми  младшего                             возраста, взрослыми в  процессе речевого общения,  образовательной, общественно  полезной, учебно – исследовательской,  проектной и других видах  деятельности;

- овладение  нормами речевого  поведения  в  различных  ситуациях  межличностного  и  межкультурного  общения;

-  готовность  и  способность  к  самостоятельной  информационно – познавательной  деятельности,  включая  умение  ориентироваться  в  различных  источниках  информации,  критически  оценивать   и интерпретировать  информацию,  получаемую  из  различных  источников;

-  умение  извлекать  необходимую  информацию  из  различных  источников:

учебно – научных  текстов, справочной  литературы, средств  массовой информации, информационных  и  коммуникационных  задач  в  процессе  изучения  русского  языка.

- предметных:

-  сформированность  понятий  о  нормах  русского  литературного  языка  и  применение  знаний  о  них  в  речевой  практике;

-  сформированность  умений  создавать устные  и  письменные  монологические  и  диалогические   высказывания  различных  типов  и  жанров  в  учебно – научной  ( на  материале  изучаемых  учебных  дисциплин), социально- культурной и деловой  сферах  общения;

- владение навыками  самоанализа  и самооценки  на  основе  наблюдений  за  собственной  речью;

-  владение  умением  анализировать текст с точки зрения  наличия в нём  явной и  скрытой, основной и  второстепенной  информации;

-  владение   умением   представлять  тексты  в  виде  тезисов,  конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных  жанров;

-  сформированность  представлений  об  изобразительно – выразительных  возможностях  русского  языка;

-  сформированность  умений  учитывать  исторический,  историко – культурный  контекст и  контекст  творчества  писателя  в  процессе  анализа  текста;

-  способность  выявлять  в  художественных  текстах  образы, темы  и  проблемы  и  выражать  своё  отношение  к  теме,  проблеме  текста  в  развёрнутых  аргументированных  устных  и письменных  высказываниях;

-  владение  навыками  анализа  текста  с  учётом  их  стилистической и  жанрово - родовой  специфики;  осознание  художественной  картины  жизни, созданной в  литературном  произведении,  в  единстве  эмоционального  личностного  восприятия и  интеллектуального  понимания;

-  сформированность  представлений  о  системе  стилей  языка  художественной                   литературы.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский  язык  и  литература. Русский язык»

2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     практические  занятия

28

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

подготовка рефератов

8

подготовка сообщений

6

составление  плана  ответа

6

выполнение  упражнений

9

подготовка индивидуального  проекта с использованием информационных технологий

12

Промежуточная аттестация в форме экзамена


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

                

Наименование

 разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа

обучающихся

Объем часов

  Введение

  1. Язык  как  средство  общения  и форма  существования  национальной культуры.  Язык  как  система.

     Русский  язык : история и современность.

2

Раздел 1.

Язык и речь. Функциональные стили  и типы  речи и их особенности.

8

Тема 1.1.

Текст как  произведение  речи.

Содержание учебного материала

2

1.Основные  требования к речи.

2. Текст. Признаки, структура  текста.

3.Средства  и  виды  связи  предложений в тексте.

4.Информауионная  переработка  текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация).

Тема  1.2.

Стили и типы  речи и их особенности.

Содержание учебного материала

        2

        2

1.Стили речи и их особенности (разговорный, научный, официально – деловой, публицистический, стиль художественной  литературы).

2.Типы речи и их особенности (описание, повествование, рассуждение).

3.Выразительные  средства (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение).

Самостоятельная  работа  обучающихся  Подготовка сообщений «Функциональные  стили речи и их особенности».

Практические  занятия

2

Практическое  занятие  № 1 Определение типа, стиля, жанра. Лингвостилистический анализ текста.

Раздел 2.

Фонетика и орфоэпия.

Графика и орфография.

.

12

Тема 2.1.

Фонетические  единицы

Содержание учебного материала

      2

2

1.Гласные  и согласные  звуки.

2.Редукция.

3.Соотношение  буквы и звука.

4.Слог.

5.Ударение.

Практические  занятия        .

Практическое занятие № 2    Фонетический, орфоэпический и графический анализ  слова.

2

Тема 2.2.

Орфографические  нормы.

Содержание учебного материала

1.Орфографическое  правило.

2.Употребление Ъ и Ь.

3.Правописание букв Е и О после  шипящих  и Ц.

4.Правописание  приставок  на З/С.

Самостоятельная работа обучающихся.Выполнение  упражнений  на  правила  по   правописанию  Ъ И; И/ О после  шипящих и Ц; приставок на З/С,

Практические  занятия

        4

2

Практическое  занятие № 3  Наблюдение  над  функционированием  правил  орфографии и пунктуации  в  образцах

письменных  текстов.

Раздел 3.

Лексика и фразеология.

        10

Тема 3.1.

Слово  в  лексической  системе языка.

Содержание  учебного  материала

1.Слово  в лексической системе  языка.

2.Лексическое и грамматическое  значение слова.

3.Многозначность слов.

4.Прямое и переносное  значение  слова.

5.Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

2

Тема 3.2.

Лексика с точки зрения её происхождения и употребления.

Содержание учебного материала

 4

1.Исконно русская , заимствованная лексика, старославянизмы.

2.Нейтральная, книжная, лексика устной речи.

3.Терминологическая  лексика.

4.Професстонализмы.

5.Активный и пассивный  словарный запас.

6.Фразеологизмы.

7.Афоризмы.

7.Лекстческие нормы.

8.Лексический и фразеологический  разбор.

Практические занятия

Практические занятия № 4.Лингвистическое  исследование  лексических и фразеологических единиц – выведение алгоритма  лексического анализа..Лексический и фразеологический  анализ слова.

Самостоятельная  работа  обучающихсяСоставление  плана  ответа «Русская  лексика  сточки  зрения её  употребления».

          2

РАЗДЕЛ  4.Морфемика и словообразование

  8

Тема 4.1.

Понятие  морфемы как значимой части  слова и способы  словообразования.

Содержание учебного материала

  4

         

Морфема.                                                                                                                                                                                                  1.Многозначность  морфемы.

2.Синонимия и антонимия  морфем.

3.Морфемный  разбор слова.

4.Способы  словообразования.

5.Словообразовательный анализ.

Правописание морфем.

6.Чередующиеся  гласные  в  корнях  слов.

7.Правописание  приставок  ПРИ/ПРЕ.

8.Правописание сложных слов.

Практические  занятия

Практическое  занятие № 5 Наблюдение над  значением  морфем  и  их  функциями  в  тексте.

Наблюдение над функционированием  правил  орфографии    в  образцах  письменных текстов.

Самостоятельная  работа  обучающихся  Выполнение  упражнений  на  правописание  приставок  ПРЕ  и ПРИ,

правописание  сложных  слов.

          2

         2

РАЗДЕЛ 5.

МОРФРЛОГИЯ  И      ОРФОГРАФИЯ.

29

Тема 5.1. Самостоятельные части речи.

Тема 5.2.

Служебные части речи.

Содержание учебного материала

12

Имя существительное.                                                                                                                                                                        1.Лексико – грамматические  разряды  имён   существительных.

2.Род, число, падеж, склонение существительных.

3.Словообразование  существительных.

4.Правописание суффиксов существительных.

5.Правописание НЕ с существительными.

6.Морфологический  разбор имени  существительного.

7.Употребление  форм имён  существительных  в  речи.

Имя  прилагательное.                                                                                                                                                                                              8.Лексико – грамматические  разряды  имён  прилагательных.

9.Степени сравнения  имён  прилагательных.

10.Полные и краткие  формы  имён  прилагательных.

11.Склонение  качественных и  относительных  прилагательных.

12.Словообразование  имён прилагательных.

13.Правописание имён  прилагательных.

14.Морфологический  разбор  имён  прилагательных.

       

         

Имя  числительное.

15.Лексико-грамматические  разряды  имён  числительных (количественные, собирательные, дробные числительные)

16.Правописание числительных.

17.Морфологический разбор имени  числительного.

18.Употребление числительных  в речи.

Местоимение.

19.Лексико-грамматические  разряды  местоимений.

20.Правописание местоимений.

21.Морфологический разбор  местоимений.

Глагол.                                                                                                                                                                                        22.Грамматические  признаки  глагола.

23..Переходные и непереходные глаголы.

24.Возвратные глаголы.
25.Виды, наклонение, формы времени, формы  лица, спряжение  глаголов.

26.Словообразование  глагола.

27.правописание  глаголов.

28.Морфологический  разбор  глагола.

Глагольные  формы: причастие  и деепричастие.

29.Причастие  как особая  форма  глагола.

30.Образование   действительных и страдательных  причастий.

31.Причастный оборот.

32.Переход  причастий в другие  части речи.

33.Правописание  причастий.

34.Морфологический  разбор  причастия.

Деепричастие  как  особая  форма  глагола.

35.Деепричастный  оборот.

36.Правописание  деепричастий.

Наречие.                                                                                                                                                                              37.Грамматические  признаки  наречия.

38.Разряды наречий  по  значению.

39.Словообразование наречий.

40.Правописание  наречий.

41.Порядок  морфологического  разбора наречия.

Слова  категории  состояния.

42.Словообразование  слов  категории  состояния.

43.Морфологический разбор  слов  категории  состояния.

Практические  занятия  

Практическое занятие №6.Анализ и характеристика  общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов имени  прилагательного и имени  существительного.

Практическое  занятие №7. Анализ  и характеристика  общего  грамматического  значения, морфологический и синтаксических  признаков  слов  разных  частей  речи. Наблюдение  над  функционированием  правил орфографии  в образцах  письменных текстов.

Самостоятельная  работа  обучающихся.  Составление  плана  ответа     «Самостоятельные  части речи». Выполнение  упражнений  на  определение  грамматических,  морфологических  признаков  именных  частей  речи.Выполнение  упражнений на правописание имён числительных  и местоимений.

         

       

       

4

         

7

     

 

Содержание учебного материала

 

4

Предлог как часть  речи.

1.Разряды  предлогов  по  значению, структуре  и  происхождению.

3.Отличие  производных  предлогов  от  слов – омонимов.

Союз как части речи.

2.Правописание  предлогов.

1.Разряды  союзов по структуре, происхождению, значению и грамматическим  функциям.

2.Правописание союзов.

3.Отличие союзов от слов омонимов.

4.Морфологический  разбор союза.

Частица  как часть речи.

1.Разряды частиц  по структуре и значению.

2.Правописание частиц.

3.Морофологический  разбор  частиц.

4.Междометия  и  звукоподражательные слова.

5.Порядок  морфологического  разбора междометия.

Практические  занятия.

       

         

         2

Практическое  занятие  № 8. Наблюдение над функционированием  правил  орфографии и пунктуации  в  образцах  письменных  текстов. Подбор текстов с определёнными  орфограммами и  пунктограммами.

РАЗДЕЛ 6.

СИНТАКСИС  И  ПУНКТУАЦИЯ.

       48

Тема  6.1.

Основные  единицы  синтаксиса.                          Словосочетание.

Содержание учебного материала

     2

1.Строение  словосочетания.

2.Типы  синтаксической  связи.

3.Виды словосочетаний.

4.Синтаксический  разбор  словосочетания.

Тема 6.2.

Простое  предложение.

Самостоятельная  работа  обучающихся .Подготовка  рефератов  « Предложения  с  однородными  членами  и их функции в речи.», «Синонимика  сложных  предложений»

      8

Практические  занятия

       2

Практическое занятие №9.  Наблюдение над существенными признаками  словосочетания. Наблюдение над функционированием  правил пунктуации в образцах письменных  текстов.

Содержание учебного материала

       4

1.Предложения по цели высказывания.

2.Структура  простого  предложения.

3.Подлежащее и способы  его  выражения.

4.Сказуемое и его типы.

5.Тире между  подлежащим и сказуемым.

6.Второстепенные  члены  предложения.

Односоставные  предложения.

7.Простое  осложнённое  предложение.

8.Предложения с однородными  членами.

9.Пунктуация  при однородных  членах предложения.

10.Предложения с обособленными членами.

11.Предложения с обращениями и вводными конструкциями.

12.Синтаксический  разбор  простого предложения.

       4

Практические  занятия

Практическое занятие № 10.Наблюдение над  функционированием  правил   пунктуации в образцах  письменных текстов. Анализ  ошибок и недочётов  в  построении  простого предложения.

Практическое  занятие  № 11. Наблюдение над  существенными признаками  простого предложения; использования  способа  анализа структуры и семантики  простого  предложения.

Самостоятельная  работа  обучающихся    Подготовка  сообщений  «Русская  пунктуация и её  значение».

       2

Тема  6.3.

Сложное  предложение.

Содержание учебного материала

       

8

Сложносочинённое  предложение.

1.Отношения между частями   сложносочинённого  предложения.

2.Знаки  препинания в сложносочинённых предложениях.

3.Разбор сложносочинённого предложения.

Сложноподчинённое  предложение.

4.Средства  связи  главной и придаточной частей  сложноподчинённого  предложения.

5.Основные группы  придаточных предложений.

6.Знаки  препинания в сложноподчинённом  предложении с одним  придаточным.

7.Разбор  сложноподчинённого  предложения с одним  придаточным.

8.Многочленное  сложноподчинённое  предложение.

9.Знаки  препинания в сложноподчинённом  предложении с несколькими  придаточными.

10.Разбор многочленного  сложноподчинённого  предложения.

Бессоюзное сложное  предложение.

11.Синтаксические значения  сложных  бессоюзных  предложений.

12.Знаки препинания в сложном  бессоюзном  предложении.

13.Сложные предложения с разными частями речи.

14.Сложное синтаксическое целое.

Прямая и косвенная речь.

15.Способы передачи  чужой речи.

16.Прямая речь.

17.Знаки препинания  при  прямой речи.

18.Косвенная  речь.

Практические  занятия

Практическое  занятие № 12. Наблюдение над функционированием правил  пунктуации  в   образцах письменных  текстов. Составление  схем простых  и  сложных  предложений  и  составление  предложений по схемам.

Практическое  занятие  №13. Наблюдение над функционированием  правил  пунктуации в образа письменных тестов

Практическое  занятие № 14.Наблюдение  над   функционированием  правил  пунктуации  в  образцах  письменных  текстов.

        6

Самостоятельная  работа  обучающихся. Подготовка  индивидуального  проекта  с  использованием  информационных  технологий  «Учение  о  частях речи  в  русской  грамматике»

       12

 Всего :

       117



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ  ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

3.1 Учебно-методическое обеспечение программы дисциплины

Освоение программы  учебной  дисциплины «Русский  язык и литература.                          Русский  язык»  предполагает наличие учебного кабинета, УМК (рабочая  программа, календарно – тематический  план, методические  указания  для  самостоятельных  работ, учебное  пособие «Русский язык»,   контрольно – оценочные  средства.)

3.2Материально-техническоеобеспечениепрограммы дисциплины

В  состав  материально – технического  обеспечения  программы  учебной  дисциплины «Русский  язык и литература..Русский  язык»  входят:

- аудиодвойка;

- наглядные  пособия (комплекты  учебных  таблиц, плакатов, портретов выдающихся  учёных, поэтов,  писателей и др.);

- информационно – коммуникативные  средства;

- библиотечный фонд.

3.3 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Т.М.Воителева. Е.С.Антонова. Русский язык:учебник для учреждений нач. и сред. Проф. образования. – М.: Изжательский  центр «Академия», 2013. – 384 с.

Дополнительные источники:

1..Воителева Т.М. Антонова Е.С.Русский язык и культура речи. –М.:Издательский центр «Академия»,2008. – 320 с.

2.Власенков А.И. Грамматика. Текст. Стили речи; 10 – 11 классы: учебник  для  общеобразовательных  учреждений.- М, Просвещение. 2010. – 351 с.

3.Голубева А.В. Русский  язык и  культура речи: учебник для ссузов;

 М. Юрайт. 2010. – 386 с.

4.Учебное пособие «Русский язык» (материалы  для  выполнениявнеаудиторной самостоятельной  работы).

5.Методические  указания  для обучающихся по  проведению  практических работ.

6.Методические указания для обучающихсяпо  проведению  внеаудиторной самостоятельной  работы.

Интернет - ресурсы

1.Культура письменной речи:www. gramma.ru                                                                   (дата  обращения: ( 16.08. 16)

2. Грамота ру: www. gramota.ru( дата  обращения: 16.08.16)

3.Русениа: www.ruthtnia.ru (обращения 16.08.16)Российский  образовательный  портал: www.edu.ru (дата  обращения  16.08.16)

4.www.eor.ru/eor(учебный портал по использованию ЭОР)                                              (дата обращения 16.08.16.)

5.www.ruscorpora.ru (Национальный корпус  русского языка – информационно – справочная  система, основанная на  собрании  русских  текстов в электронной форме) ( дата обращения 16.08. 16).

6.www.russkiviazik.ru (энциклопедия  «Языкознание» ).

(дата обращения 16.08.16).

7.www.еtymolog.ruslang.ru   (Этимология  и  история  русского языка)

(дата обращения  16.08. 16).

8.www. rus. Iseptember.ru (электронная версия газеты «Русский язык»)

(дата обращения 16.08.16).


4. ХАРАКТЕРИСТИКА  ОСНОВНЫХ   ВИДОВ   УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СТУДЕНТОВ.

Содержание  обучения               Характеристика  основных  видов  учебной  деятельности

 студентов (на уровне  учебных  действий)

Введение

Извлекать  из разных  источников  и  преобразовывать информацию  о языке  как развивающемся  явлении, о  связи  языка и культуры.

- ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ НА  ОТДЕЛЬНЫХ  ПРИМЕРАХ  ВЗАИМОСВЯЗЬ  ЯЗЫКА,  культуры и истории народа – носителя  языка;                                                                    анализировать  пословицы и поговорки  о  русском  языке;                                                -приводить примеры, которые доказывают, что изучение    языка  позволяет   лучше  узнать  историю  и  культуру  страны;

- определять  тему, основную  мысль  текстов о роли  русского языка  в  жизни общества;

- преобразовывать  информацию; строить  рассуждения

о  роли  русского  языка  в  жизни  человека.

Язык и речь. Функциональные  стили речи

Выразительно читать  текст, определять  тему, функциональный тип речи, формулировать  основную мысль художественных текстов;        

-вычитывать разные виды информации;

-характеризовать средства и способы  связи предложений  в тексте;

-характеризовать  изобразительно - выразительные

средства языка, указывать их роль в идейно-

художественном содержании  текста;

-анализировать речь с точки  зрения  правильности,

точности, выразительности, уместности употребления  языковых средств;

-исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

-выступать перед аудиторией сверстников с небольшимиинформационными сообщениями, докладами на учебно -научную     тему;

-анализировать тексты  разных  жанров    научного,

публицистического, официально – делового стилей, разговорной речи;                                - создавать  устные и письменные  высказывания разных  стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; расписка, доверенность,  заявление; рассказ,

беседа,                                                      -подбирать тексты разных функциональных типов  и  стилей; осуществлять  информационную  переработку текста, создавать вторичный  текст, используя разные

виды  переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию).

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую  информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; извлекать необходимую информацию из мультимедийных  орфоэпических словарей и справочников;   использовать её в различных  видах деятельности;                                                                     -строить рассуждения  с  целью  анализа  проделанной  работы; определять круг орфографических и

пунктуационных  правил, по которым следует

ориентироваться в конкретном  случае;

--извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников;  опознавать  основные выразительные  средства  фонетики (звукопись).

Лексикология и фразеология

Аргументировать различие  лексического и грамматического  значения  слова; опознавать  основные  выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;                                                                 -объяснять особенности  употребления  лексических

средств  в текстах научного и официально-делового

стилей речи; извлекать необходимую  информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря,

словарей синонимов, антонимов, устаревших слов,

иностранных слов, фразеологического словаря и др.)

и справочников, в том числе мультимедийных; использовать  эту информацию  в различных видах  деятельности;

-познавать основные виды тропов, построенных  на  переносном  значении  слова

 (метафора, эпитет, олицетворение).                        

Морфемика, словообразование, орфография                          

Проводить  морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;                                                             извлекать  необходимую  информацию  по изучаемой теме из таблиц, схем учебник                                                    характеризовать  словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая  

смысловую и структурную связь  однокоренных слов; опознавать  основные выразительные  словообразования в художественной речи и оценивать их;                                               извлекать  необходимую  информацию  из  морфемных, словообразовательных  и

 этимологических словарей и справочников,

 в том числе  мультимедийных;                                            использовать  этимологическую  справку  для    объяснения  правописания и                           лексического значения слова

Морфология и орфография

Опознавать, наблюдать  изучаемое  языковое  явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения  текстообразующей роли;

Проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;

Извлекать  необходимую информацию  по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения  с целью анализа   проделанной работы;

Определять круг  орфографических и пунктуационных  правил, по которым  следует  ориентироваться в конкретном случае;

Составлять монологическое высказывание  на лингвистическую  тему  в устной  или письменной  форме; анализировать текст с целью  обнаружения  изученных  понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

Извлекать  необходимую  информацию  из  мультимедийных  словарей и справочников  по правописанию;    использовать  эту                           информацию  в  процессе  письма; определять роль  слов  разных  частей речи в    текстообразовании.

Синтаксис  и  пунктуация

Опознавать, наблюдать изучаемое  языковое явление, извлекать его  из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор           (фонетический, лексический, морфемный,

синтаксический, орфографический,               пунктуационный);

комментировать ответы  товарищей;

извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

строить рассуждения с целью анализа

проделанной работы;

 определять круг  орфографических     и   пунктуационных  правил, по которым    следует ориентироваться в конкретном   случае;  анализировать текст с целью            обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

составлять  синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам,  соблюдая  основные  синтаксические нормы;

проводить операции синтеза и анализа  с целью  обобщения  признаков,  характеристик, фактов и т.д.; подбирать   примеры  по теме  из  художественных  текстов  изучаемых  произведений;

составлять связное  высказывание (сочинение) на лингвистическую  тему в устной

и  письменной форме  по теме занятия;

извлекать  необходимую  информацию

из  мультимедийных  словарей  и  справочников  по  правописанию;  использовать эту информацию  в  процессе  письма;

проводить  синонимическую  замену                синтаксических конструкций;

составлять монологическое высказывание

на лингвистическую тему  в  устной или письменной  форме;

пунктуационно  оформлять  предложения  с  разными  смысловыми  отрезками;

определять  роль знаков  препинания  в  простых и  сложных  предложениях;

составлять схемы  предложений, конструировать  предложения по схемам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования техниче...

Рабочая программа учебной дисциплины «Английский язык» по специальности среднего профессионального образования Туризм.

Рабочая  программа учебной дисциплины «Английский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального о...

Рабочая программа учебной дисциплины английский язык по специальности среднего профессионального образования: 18.02.09 «Переработка нефти и газа».

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования: 18.02.09 «...

Рабочая программа учебной дисциплины английский язык по специальности среднего профессионального образования: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования: 23.02.03 «...

Рабочая программа учебной дисциплины английский язык по специальности среднего профессионального образования: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

     Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального об...

Рабочая программа учебной дисциплины английский язык по специальности среднего профессионального образования: 18.02.09 «Переработка нефти и газа»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования: 18.02.09 «...

Рабочая программа учебной дисциплины английский язык по специальности среднего профессионального образования: 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования: 21.02.01 «...