Конспект урока по алгебре 9 класс по теме «Сумма n первых членов геометрической прогрессии»
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Конспект урока с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
summa_p_pervyh_chlenov_geom_prog.doc | 58 КБ |
prezentatsiya_9_klass.ppt | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект
9 класс.
Урок № ___
Тема: «Сумма n первых членов геометрической прогрессии»
Цели:
обучающая – формирование и развитие специальных и общеучебных умений; закрепление навыков решения задач по нахождению суммы n первых членов геометрической прогрессии;
развивающая – развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, сообразительность, речь учащихся
воспитывающая – повысить интерес к нестандартным задачам, сформировать положительный мотив учения.
Оборудование:
- ПК;
- Мутимедийный проектор;
- Карточки с заданиями.
- слайды с презентацией
Ход урока
№п/п | Элементы урока, содержание учебного материала | Методы обучения | Вид деятельности учащихся |
1 | Организационный момент Цель: проверить готовность учащихся к уроку (рабочее место, классная доска, необходимое оборудование) | Метод предъявления учебных требований | |
2 | Проверка домашнего задания Цель: проконтролировать выполнение домашнего задания, оказание помощи при затруднениях в выполнении заданий. | Практический | Самопроверка |
3. | Сообщение темы и целей урока Учитель: ребята, сегодня мы продолжаем изучать геометрическую прогрессию и тема сегодняшнего урока: «Сумма n первых членов геометрической прогрессии». | ||
4. | Актуализация знаний учащихся Цель: повторение теоретического материала, подготовка учащихся к работе на уроке. 1. Фронтальный опрос.
2. Решение задач 1). Является ли последовательность (Xn) геометрической прогрессией? Если да, то найдите ее знаменатель. а). 3; 3; 3; … б). 2; 0; 0; 0; … в). 0; 2; 4; 8; … г). 3; 6; 12; 24; … д). 1; 0,1; 0,01; 0,001; … 2). В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на две. Записать колонию, рожденную одной бактерией за 7 минут. | Метод предъявления учебных требований, практический, наглядный (задания на слайдах) | Устные ответы на вопросы |
5. | Осознанное применение умений и навыков вычислительной деятельности учащихся при решении стандартных и нестандартных задач. Форма организации: работа в парах. Цель: повторение и закрепление формул суммы n первых членной геометрической прогрессии при решении задач. Работа учебником: № 413 (б), 411 (в). Задачи на слайдах: 1.Банк дает своим вкладчикам 25 % годовых. Чему станет равным вклад в 1000 рублей через 2 года? 2. Дима на перемене съел булочку. Во время еды в кишечник попало 30 дизентерийных палочек. Через каждые 20 мин. происходит деление бактерий (они удваиваются). Сколько дизентерийных палочек будет в кишечнике через 6 часов? (Ответ: 7864290 шт.) 3. Человек, заболевший гриппом, может заразить четырех человек. Через сколько дней заболеет все население поселка в количестве 341 человека? | Методы предъявления учебных требований, самоконтроль, взаимоконтроль, практический (выполнение упражнений) | Решение задач в тетрадях и на доске |
6. | Дополнительный исторический материал. Цель: расширить кругозор учащихся; показать исторические корни возникновения С начала нашей эры известна следующая задача-легенда: «Индийский царь Шерам позвал к себе изобретателя шахматной игры, своего подданного Сету, чтобы наградить его за остроумную выдумку. Сета, издеваясь над царем, потребовал за первую клетку шахматной доски 1 пшеничное зерно, за вторую - 2 зерна, за третью - 4 зерна и т. д. Оказалось, что царь не был в состоянии выполнить это «скромное» желание Сеты». В задаче надо найти сумму 64 членов геометрической прогрессии 1; 2; 22 ; 2 3; ...; 263 с первым членом 1 и зна-менателем 2. Эта сумма равна 18 446 744 073 709 551 615. Такое количество зерен можно собрать лишь с урожая планеты, поверхность которой примерно в 2000 раз больше поверхности Земли. Задачи на геометрические и арифметические прогрессии встречаются у вавилонян, в египетских папирусах, в древнекитайском трактате «Математика в 9 книгах». Так, в одной из клинописных табличек вавилонян предлагается найти сумму первых девяти членов геометрической прогрессии 1; 2; 22; ...; 2n-1.... Отметим также, что Архимед знал, что такое геометрии-ческая прогрессия, и умел вычислять сумму любого числа ее членов. Правило нахождения суммы членов арифме-тической прогрессии впервые встречается в «Книге абака» (1202) Леонардо Пизанского. В старорусском юридическом сборнике «Русская правда» (X-XI вв.) содержатся выкладки количества зерна, собранного с определенного участка земли; некоторые из них содержат вычисление суммы геометрической прогрессии со знаменателем 2. | Словесный (сообщение учащегося) | |
7. | Проверка и оценка ЗУН учащихся. Цель: проверить и оценить знания учащихся по данной теме. Уровень 1.
Уровень 2.
Уровень 3.
Дополнительное задание. 1. Найдите сумму четырех первых членов геометрической прогрессии (bn), в которой: b2 = 6, b4 = 24, q > 0. | Контроль | Самостоятельная работа. (самопроверка) |
8. | Домашнее задание. «Письмо из прошлого» О том, как давно была известна геометрическая прогрессия, свидетельствуют папирусы Ахмеса. Некоторые задачи имеют отвлеченный характер. Например: В доме было 7 кошек. Каждая кошка съела 7 мышей. Каждая мышь съедает 7 колосьев. Каждый колос дает 7 растений. На каждом растении вырастает 7 мер зерна. Сколько всех вместе? Автора задачи не интересует о каких вещах идет речь, важно только их количество. И на Руси решались похожие задачи. Еще в XIX веке в деревнях загадывали: « Шли 7 старцев. У каждого по 7 костылей. На каждом костыле по 7 сучьев. На каждом сучке по 7 кошелей. В каждом кошеле по 7 пирогов. Сколько всего?» А ведь эта та же самая задача Ахмеса, прожившая тысячелетия она сохранилась почти неизмененной. Домашнее задание - решить эту задачу и № 416. | ||
9. | Подведение итогов. Выставление оценок. Рефлексия:
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какая последовательность называется геометрической прогрессией? Что называется знаменателем геометрической прогрессии? Какова формула n –го члена геометрической прогрессии? Формулы суммы n первых членов геометрической прогрессии? Фронтальный опрос
1. Является ли последовательность ( x n ) геометрической прогрессией? Если да, то найдите ее знаменатель. 1). 3; 3; 3; … 2). 2; 0; 0; 0; … 3). 0; 2; 4; 8; … 4). 3; 6; 12; 24; … 5). 1; 0,1; 0,01; 0,001; …
Решите задачу В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на две. Записать колонию, рожденную одной бактерией за 7 минут.
1. Банк дает своим вкладчикам 25 % годовых. Чему станет равным вклад в 1000 рублей через 2 года? 2. Человек, заболевший гриппом, может заразить четырех человек. Через сколько дней заболеет все население поселка в количестве 341 человека? 3. Дима на перемене съел булочку. Во время еды в кишечник попало 30 дизентерийных палочек. Через каждые 20 мин. происходит деление бактерий (они удваиваются). Сколько дизентерийных палочек будет в кишечнике через 6 часов? проверь себя
1000; 1250; … q = 1,25 1000 · 1,25 = 1250 (через год) 1250 · 1,25 = 1562,5 (через два года) 2. b 1 = 30, q = 2, n = 360 : 20 = 18 S 18 = 7864290 1; 4; 16; … q = 4 S n = 341 n = 5
18 446 744 073 709 551 615
О том, как давно была известна геометрическая прогрессия, свидетельствуют папирусы Ахмеса. Некоторые задачи имеют отвлеченный характер. Например: В доме было 7 кошек. Каждая кошка съела 7 мышей. Каждая мышь съедает 7 колосьев. Каждый колос дает 7 растений. На каждом растении вырастает 7 мер зерна. Сколько всех вместе? Автора задачи не интересует о каких вещах идет речь, важно только их количество. И на Руси решались похожие задачи. Еще в XIX веке в деревнях загадывали: « Шли 7 старцев. У каждого по 7 костылей. На каждом костыле по 7 сучьев. На каждом сучке по 7 кошелей. В каждом кошеле по 7 пирогов. Сколько всего?» А ведь эта та же самая задача Ахмеса, прожившая тысячелетия она сохранилась почти неизмененной. Домашнее задание - решить эту задачу. Письмо из прошлого
Математический папирус Ахмеса — древнеегипетское учебное руководство по арифметике и геометрии периода Среднего царства, переписанное ок. 1650 до н. э. писцом по имени Ахмес на свиток папируса длиной 5,25 м. и шириной 33 см. Папирус Ахмеса был обнаружен в 1858 и часто называется папирусом Райнда по имени его первого владельца. В 1870 папирус был расшифрован, переведён и издан. Ныне большая часть рукописи находится в Британском музее в Лондоне, а вторая часть — в Нью-Йорке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Сумма п-первых членов геометрической прогрессии"
Наданном уроке выводится формула суммы п-первых членов геометрической прогрессии,показывается её применение при решении стандартных задач, а также в жизненных ситуациях. Инсценировка учащимися историч...
Презентация к уроку в 9 классе по теме "Сумма n первых членов геометрической прогрессии"
Урок введения нового материала. Рассматривается старинная задача про продажу лошади и легенда создания шахмат. Выводится формула и рассматривается решение задач, про лошадь и шахматы. Для закрепления ...
Открытый урок в 9 классе на тему "Сумма n первых членов геометрической прогрессии"
Данный материал содержит конспект открытого урока в 9 классе на тему "Сумма n первых членов геометрической прогрессии" и презентацию к нему. Урок включает в себя: повторение ранее изученног...
конспект урока по теме "Сумма n-первых членов геометрической прогрессии"
Урок изучения нового материала. Вывести формулу сумму n-первых членов геометрической прогрессии, расширить и углубить знания о прогрессиях, формировать умения применять данную формулу при решении зада...
Конспект открытого урока по алгебре в 9 классе по теме: "Сумма n первых членов арифметической прогрессии" с подготовкой к ОГЭ в рамках проверки отделом образования района
Конспект открытого урока по алгебре в 9 классе по теме: "Сумма n первых членов арифметической прогрессии" с подготовкой к ОГЭ в рамках проверки отделом образования района...
Методическая разработка урока алгебры (9-й класс) по теме "Сумма n-первых членов арифметической прогрессии"
Данная разработка урока предлагает изучать новую тему, используя технологию группового обучения, исследовательскую деятельность и критическое мышление.Урок оформлен в виде технологической карты; прило...
Презентация к уроку по теме: Сумма n первых членов геометрической прогрессии
Презентация к уроку в 9 классе по алгебре по теме "Сумма n первых членов геометрической прогрессии"...