Урок "Действия с рациональными дробями: умножение, деление, возведение в степень"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Путилова Людмила Степановна

Урок обобщение и систематизация знаний в 8 классе по теме "Действия с рациональными дробями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deystviya_s_ratsionalnymi_drobyami.docx289.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МБОУ « Барыкинская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок в рамках Районного методического объединения учителей математики.

Провела учитель математики  первой категории: Путилова Людмила Степановна.

Урок алгебры в 8 классе 17 октября 2017 года.

Тема урока:Действия с рациональными дробями: умножение, деление, возведение в степень (обобщение и систематизация знаний)

Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся о действиях с рациональными дробями: умножении, делении и возведении в степень; формировать у учащихся умение находить произведение двух и более дробей, делить дроби, возводить дробь в степень; научиться перестраиваться с одного действия на другое, распознавать способ решения и вид примера.

Развивающая: формировать навыки самоконтроля и самоорганизации, работы в группах, парах; развивать логическое мышление, находчивость, внимание, память, использовать умение анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: воспитывать интерес к математике, культуру математических записей, устного и письменного математического мышления; продолжать формировать навыки аккуратности письма, правильного оформления.

Тип урока: урок обобщения, закрепления и проверки знаний

  1. Сообщение темы урока, постановка цели урока:

Вопрос классу, - какие действия с рациональными дробями вы научились выполнять? (Сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень.) Цель сегодняшнего нашего урока – обобщить и систематизировать знания по трем действиям – умножению, делению, возведению в степень.

Вы должны показать не только свои знания, но и то, как вы умеете их применять на практике. От вас потребуется усидчивость, стремление, внимание, последовательность и правильность выполнения заданий. При этом вы должны проявить свою самостоятельность. При ответах старайтесь грамотно выражать свои мысли, правильно формулировать математические правила, незабывая правила речи.  Одновременно мы с вами попытаемся совершить маленькое, но самостоятельное открытие в области математики.

В ходе урока вы пройдете 6 этапов.

  1.  Речевая разминка «Установить соответствие»
  2. Устная работа «Думай и соображай»
  3. Математический диктант
  4.  Сделай открытие
  5.  Проверочная  работа-самопроверка
  6. Дополнительное задание

 Свои результаты будете фиксировать в карты результативности, которые лежат на столах.  Каждое задание оценивается в 1 балл.

Этапы

1. Речевая разминка «установить соответствие»

2. Устная работа «Думай и соображай»

3. Математический диктант

4. Сделай открытие

5 самостоятельная работа

6.Дополнительное задание

А награда за вашу работу будет одна –оценка за работу на уроке.

2. Мотивация учащихся: Для того, чтобы включиться в нелегкую работу, сконцентрироваться на ней, я хочу начать урок со слов английского математика Луиса Морделла, который сказал:

«Никто не пойдет далеко в математике и не станет настоящим математиком, если не обладает необходимыми качествами». А какими? Я предлагаю их прочитать на циферблате часов:

Задание на внимательность, быстроту реакции:

  Любопытство                                         надежда                          вера

7,1,11,6,3,9,12,8, 12, 10,6                     9,2,12,5,7,12,2                10,5,8,2

Любопытство (ребята, имеется в виду любознательность)

Надежда (надеяться на свой успех)

Вера (вера в свои силы, способности)

Вывод: Давайте, ребята, объединим все эти три качества вместе и попытаемся сегодня быть любознательными, успешными и верить в свои способности, в то, что всё у нас получится.

3. Актуализация опорных знаний учащихся:

Итак преступим к работе :

А) Речевая разминка «Укажите правильное соответствие». Для того чтобы умело применять теоретические знания на практике нужно повторить теорию.

Задание: «Укажите правильное соответствие (-стрелками) и сформулируйте правило.

Сократить дробь

Перемножить их числители и перемножить их знаменатели

Чтобы умножить дробь на дробь, нужно

Возвести в эту степень и числитель и знаменатель.

Чтобы возвести дробь в степень, надо

Это значит разделить числитель и знаменатель дроби на один и тот же множитель

Чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями

Первую дробь умножить на дробь, обратную второй

Чтобы  вычесть  две дроби с одинаковыми знаменателями

Привести дроби к общему знаменателю и выполнить вычитание  дробей с одинаковыми знаменателями

Чтобы  вычесть  две дроби с разными знаменателями

Сложить их числители, а знаменатель оставить тем же

Чтобы сложить две дроби с разными знаменателями

Из числителя первой дроби вычесть числитель второй дроби, а знаменатель оставить тем же.

Чтобы разделить одну дробь на другую

Привести дроби к общему знаменателю и выполнить сложение дробей с одинаковыми знаменателями

Какие правила были применены при устной работе?

Подводим итог – за правильный ответ 1 балл проставьте себе в карту.

Б) Устная работа «Думай и соображай»

Посмотрим,  насколько вы умеете применять правила на практике, которые сейчас повторили: задание оценивается в 1 балл.

  1. Сократить дробь:

;  ;;   ;        

2.Выполнить действия:

;  ;      ; ();  ()

Проставить 1 балл за правильно выполненную работу.

В) Математический диктант: (шторка). Каждый правильный пример оценивается в 1 балл.

Вариант 1

Вариант 2

Подведение итогов этапа- выставление баллов в карту результативности.

Г).Сделай открытие – дифференцированное задание

Сейчас мы совершим открытие. Для этого вам необходимо выполнить указанные действия. Каждый полученный ответ замените буквой, используя таблицу шифра. Расшифровав пентаграмму, вы узнаете имя древнегреческого ученого, чей папирус с решением многих задач, используя дроби дошел до наших дней.

Для более подготовленных учеников

Н

М

А

Е

Д

С

Х

1)  =        2)  =

3)      =                  4)   =

5)     =

Для слабоуспевающих учеников

Н

М

А

Е

Д

С

Х

1)  =           2)  =         3)      =      

 4)  =       5)     =

Ответ: АХМЕС

Сообщение:  Ахмес- древнегреческий ученый, который написал математический папирус. Папирус Ахмеса-египетский задачник, который содержит 84 математических задачи на разнообразные действия над числами, записанные в виде египетских дробей. Действия с дробями считались самой сложной наукой в то время. Для того, чтобы упростить вычисления, египтяне все дроби записывали как суммы дробей вида . Такие дроби называли-аликвотными дробями.(Ч=1, Зн=натур.числу)

? Ребята приведите свой пример - аликвотной дроби.

Пример:= или

Сейчас большая часть рукописи находится в Британском музее в Лондоне, другая часть-в Нью-Иорке.

        

Выставление баллов в карту результативности.

4) Физкультминутка (2 мин.)

Выполнить упражнения:

1) вращение глазами по часовой стрелке и против;

2)Сидя, руки на поясе. Правую руку вперед, левую вверх. Поменять положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед.

5) проверочная работа - взаимопроверка

   из ДМ

б)

с)=

6) дополнительное задание – задания из КИМов

Карточки на партах. Посмотрите,  какие из предложенных заданий вы можете сделать. Эти задания взяты из КИМов – демонстрация книги  ( рассматриваются задания №12 из книги Ященко И.В. «Типовые тестовые задания – 2018год, 36 вариантов»).

Последнее задание  это тема нашего следующего урока.

7) Домашнее задание: № 141, 142

8) Итог урока – выставление оценок

  • Вопросы классу:
  • понравился урок или нет?

-  что больше всего понравилось на уроке?

- что нового узнали?

          - в чём увидели затруднения).

Подсчитайте в карте результативности общую сумму баллов выставите себе оценку за работу, используя шкалу оценки:

13 и > оценка «5»           От 8 до 12 – «4»           От 3-7 - «3»

Выставление оценок за работу на уроке.

Приложения.

Н

М

А

Е

Д

С

Х

1)  =        2)  =

3)      =                  4)   =

5)     =

___________________________________________________________________

Н

М

А

Е

Д

С

Х

1)  =        2)  =

3)      =                  4)   =

5)     =

_______________________________________________________________________

Н

М

А

Е

Д

С

Х

1)  =        2)  =        

3)      =                  4)   =

5)     =

Н

М

А

Е

Д

С

Х

1)  =           2)  =         3)      =      

4)  =       5)     =

Н

М

А

Е

Д

С

Х

1)  =           2)  =         3)      =      

4)  =       5)     =

_____________________________________________________________________________

Н

М

А

Е

Д

С

Х

1)  =           2)  =         3)      =      

4)  =       5)     =

Ахмес- древнегреческий ученый, который написал математический папирус. Папирус Ахмеса-египетский задачник, который содержит 84 математических задачи на разнообразные действия над числами, записанные в виде египетских дробей. Действия с дробями считались самой сложной наукой в то время. Для того, чтобы упростить вычисления, египтяне все дроби записывали как суммы дробей вида . Такие дроби называли-аликвотными дробями.(Ч=1, Зн=натур.числу)

Пример:=

Сейчас большая часть рукописи находится в Британском музее в Лондоне, другая часть-в Нью-Иорке.

Карта результативности

Этапы

1. Речевая разминка «установить соответствие»

2. Устная работа «Думай и соображай»

3. Математический диктант

4. Сделай открытие

5 самостоятельная работа

6.Дополнительное задание

Итого баллов

Карта результативности

ФИ учащегося

1. Речевая разминка «установить соответствие»

2. Устная работа «Думай и соображай»

3. Математический диктант

4. Сделай открытие

5 самостоятельная работа

6.Дополнительное задание

Итого баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучения учащихся по алгебре. Тема 5 "Умножение и деление рациональных дробей. Возведение в степень", 8 класс. Учитель-Монакова Клара Захаровна.

Материал для подготовки к ГИА. Содержит  правила, алгоритмы, примеры с решением, задание ученику в виде теста....

Интерактивный тест по теме "Умножение и деление рациональных дробей. Возведение дроби в степень". Алгебра 8 класс

Интерактивный тест по теме "Умножение и деление рациональных дробей. Возведение дроби в степень"  содержит 9 заданий двух видов: с выбором правильных ответов из 4-х предложенных и...

Методическая разработка урока математики в 8 классе «Умножение, деление и возведение дробей в степень»

Методическая разработка урока алгебры в 8 классе относится к главе 1 «Рациональные выражения» пункт 4 «Умножение, деление и возведение дробей в степень». Урок «Умножение, деление и возведение дробей в...

Алгебра 8. Самостоятельная работа. Умножение и деление рациональных дробей. Мерзляк А.Г.

Самостоятельная работа составлена в 3 вариантах. Содержит использование различных способов разложения многочленов на множители...

15 октября 2021, 8 класс , алгебра Самостоятельная работа по теме «Умножение и возведение в степень рациональных дробей»

15 октября 2021, 8 класс , алгебраСамостоятельная работа по теме «Умножение и возведение в степень  рациональных дробей»...

Возведение рациональной дроби в степень

Видео разбор решения задач по теме: "Возведение рациональной дроби в степень"...