РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ КООРДИНАТНЫМ МЕТОДОМ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
статья по алгебре на тему

Павлинская Валентина Эдуардовна

В статье рассматривается проблема формирования у школьников алгоритмического мышления на уроках геометрии при решении задач методом координат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

В. Э. ПАВЛИНСКАЯ

Научный руководитель – Н. А. Кириллова, канд. пед. наук

РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ КООРДИНАТНЫМ МЕТОДОМ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается проблема формирования у школьников алгоритмического мышления на уроках геометрии при решении задач методом координат.

Привычка пользоваться алгоритмическими приемами в практической работе становится требованием эпохи, а понятие алгоритма пронизывает все области современной математики – от элементарной до высшей. Навыки алгоритмического мышления способствуют также формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются: логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий. Поэтому формирование у учащихся алгоритмического мышления – актуальная проблема образования.

Метод координат непосредственно развивает алгоритмическое мышление, изучается в школьном курсе математики и применяется в решении задач, так как сводит геометрические задачи к алгебраическим, которые по своей природе легче алгоритмируются, т.е. приводятся к последовательности вычислений, что позволяет упростить поиск самого решения, действуя по алгоритму и выбрав подходящее начало координат.

Анализируя работы Белошистой А. В., Востриковой Н. М., Газейкиной А. И. и Еремеевой Н. Н., под алгоритмическим мышлением будем понимать процесс восприятия и знания информации, предполагающий развитие таких умений как: анализ данной информации и создание алгоритма, как конечного продукта деятельности.

Алгоритм не рационально вводить в готовом виде, необходимо, чтобы ученики «открыли» его самостоятельно при решении задач. Для обучения школьников умению применять метод координат рекомендуется создать проблемную ситуацию, а именно предложить задачу, способа решения которой школьник еще не знает.

По мнению Матюшкина А. М. проблемная ситуация возникает перед учащимися в результате такого задания, которое вызывает необходимость и потребность в новом знании.

Также и ученики, в попытках решить данное вами задание сталкиваются с трудностями. После чего рационально предложить свой метод – метод координат и переходить к изучению новой информации и непосредственно введение алгоритма. Далее необходимо вернуться к задаче, вызвавшпя затруднение в начале урока, и поэтапно вместе с учителем решить ее 2 раза, показывая, что результат задачи не зависит от выбора начала координат. Затем, с акцентировав внимание на одинаковую последовательность действий при решении задачи первого и второго раза, предложить ученикам составить алгоритм из наблюдения последовательности выполнения своих действий.

Например, алгоритм:

1. Строим чертеж по условию задачи.

2. Помещаем рисунок в прямоугольную систему координат, выбрав «удобное» начало координат.

3. Находим координаты необходимых для нас точек.

4. Используя основные свойства и формулы, решаем задачу и переводим с координатного языка на язык, в терминах которого сформулирована задача.

После чего необходимо показать применение данного алгоритма в знакомой и незнакомой ситуациях.

Также необходимо знать на каком уровне развития алгоритмического мышления находится ученик.

По мнению Венгера А. Л., существуют 3 уровня развития алгоритмического мышления и умения работать с алгоритмами:

1. Высокий уровень – умение работать по алгоритму и ориентироваться на заданную систему требований, может создавать собственные алгоритмы по аналогии и сознательно контролировать свои действия, учитывать несколько алгоритмов в работе.

2. Средний уровень – умение действовать по алгоритму сформировано недостаточно, может держать ориентацию только на одно правило.

3. Низкий уровень – умение действовать по алгоритму не сформировано совсем, постоянно сбивается и нарушает заданную систему требований, хотя старается на него ориентироваться.

Данный уровень можно определить с помощью диагностики, состоящей из двух заданий:

1. На умение работать по заданному алгоритму.

Дается задача аналогичная той, которую решали в классе. Ребятам предлагается ее решить, используя изученный алгоритм. При решении данной задачи делается вывод о среднем уровне алгоритмического мышления школьника.

2. На умение составлять свои алгоритмы по аналогии.

Дается задача: например, на доказательство.

Где ученикам предлагается решить ее координатным методом и составить свой алгоритм решения этой задачи. При решении данной задачи делается вывод, что ученик находится на высоком уровне.

Если же обучающийся не справился ни с одним заданием, или решил задачи не координатным методом, присваиваем ему низкий уровень алгоритмического мышления. Это значит ученик умение работать по алгоритму сформировано недостаточно или не сформировано вообще.

Так же с помощью этой диагностики мы проверим уровень усвоения материала по теме «Метод координат».

Библиографический список

  1. Белошистая, А. В. Развитие логического и алгоритмического мышления школьника. URL:http://school2100.com/upload/iblock/f5f/f5f08b634cdef20105d6222357d95308.pdf (дата обращения: 5.04.18)
  2. Газейкина, А. И. Стили мышления и обучение программированию. Информационные технологии в общеобразовательной школе. М: А. И. Газейкина, 2003.
  3. Еремеева, Н. Н. Формирование алгоритмического мышления у школьников в ходе групповой работы. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-algoritmicheskogo-myshleniya-u-shkolnikov-v-hode-gruppovoy-raboty (дата обращения: 14.04.18)
  4. Матюшкин А. М. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. М.: А. М. Матюшкин, 2009. 134 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных умений обучающихся в процессе решения химических задач на уроках химии.

Модернизация процесса обучения химии коснулась переработки содержания химического образования. Это в свою очередь отразилось в поиске новых форм и методов обучения. В настоящее время необходима ...

Теоретические основы формирования мыслительных операций «сравнение», «анализ и синтез» обучающихся в процессе решения задач по физике

В настоящий момент информационное общество нуждается в человеке «обучаемом», а не только «обученном»: способном самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение сво...

Развитие обучающихся в процессе решения задач курса химии

Как научить решать задачи, является одной из наиболее сложных педагогических проблем. Сложность ее объясняется тем, что невозможен общий метод (алгоритм), овладение которым гарантировало бы решение лю...

Доклад СИСТЕМНОЕ РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В статье учитель делится своим опытом системного развития алгоритмического ьышления обучающихся на уроках математики...

Формирование мотивов обучения как предпосылка решения задачи развития мышления обучающихся в процессе преподавания физики в системе СПО

Формирование мотивов обучения как предпосылка решения задачи развития   мышления  обучающихся в процессе преподавания физики в системе СПО...