Формирование мотивов обучения как предпосылка решения задачи развития мышления обучающихся в процессе преподавания физики в системе СПО
статья по физике

Чередниченко Евгений Юрьевич

Формирование мотивов обучения как предпосылка решения задачи развития   мышления  обучающихся в процессе преподавания физики в системе СПО

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Чередниченко Евгений Юрьевич, преподаватель физики,          

колледж Петербургской моды, г. Санкт-Петербург

Формирование мотивов обучения как предпосылка решения задачи развития    мышления  обучающихся в процессе преподавания физики в системе СПО

Сегодня в преподавании ряда дисциплин в системе СПО происходят важные процессы, направленные на совершенствование теоретической подготовки с целью формирования конкретных умений практического характера. Это, прежде всего,  относится к так называемым STEM – наукам, то есть объединяющим в единую систему естественно научные и инженерные дисциплины. STEM – образование предполагает интеграцию таких предметов как физика, математика, химия, биология и ряд других естественно-научных дисциплин для решения практических задач. Но при этом, например, в области преподавания физики в качестве общеобразовательной дисциплины в системе среднего профессионального образования сегодня  сложилась противоречивая ситуация, при которой, с одной стороны физика является одним из значимых курсов в STEM - образовании, а с другой стороны усвоение данной дисциплины студентами является сложным для изучения и понимания. В связи с этим, исследователи предлагают разные способы «облегчения» усвоения предмета, одним из которых является использование так называемой мотивационной программы оценки степени внутренней мотивации студентов к обучению, с последующим использованием результатов исследования в процессе преподавания.

Чтобы быть на уровне времени, современный выпускник вуза должен глубоко усвоить важнейшие идеи современной физики, научиться самостоятельно пополнять знания и активно, творчески пользоваться своими знаниями, потому что творческий труд – важнейшее условие научно – технического прогресса общества. Сегодня нужны люди, деятельность которых была бы обдуманной и творческой. Поэтому усвоение знаний и развитие познавательных способностей или активизацию познавательной деятельности студентов следует рассматривать как две стороны единого учебного процесса.

Что должна представлять собой система работы преподавателя по активизации познавательной деятельности студентов? Любая деятельность человека, в том числе и познавательная, состоит из отдельных действий. а сами действия можно разложить на отдельные операции, в качестве которых выступают основные познавательные психические процессы, ведущим из которых является мышление. Таким образом, активизировать познавательную деятельность студентов – это, прежде всего, активизировать их мышление и, самое главное, формировать мотивы обучения. Задача формирования мотивов обучения неразрывно связана с задачей развития мышления и является предпосылкой ее решения. Действительно, как и любая другая деятельность, мышление вызывается потребностями. Поэтому не воспитывая, не возбуждая познавательных потребностей у студентов, невозможно развить и их мышление.

В практике преподавания физики нередко используют термины «физическое мышление» и «научно-техническое мышление». Под физическим мышлением понимают логические операции, связанные с умением наблюдать физические явления, измельчать сложные из них на составные части, устанавливать между ними наиболее важные связи и зависимости, находить связь между качественными и количественными сторонами явлений.  Определяющей особенностью научно-технического мышления является способность предвидеть те или иные явления на практике, умение воплощать научные идеи в технические схемы, модели, конструкции. Их развитие начинается именно на занятиях физики.

В мыслительной деятельности обучающихся можно выделить три уровня: уровень понимания, уровень логического мышления и уровень творческого мышления. В процессе преподавания физики, прежде всего, следует применять такие приемы и методы обучения, которые способны обеспечить глубокое понимание материала студентами, избегая механического запоминания, а уже после этого поднять мышление на следующий уровень. Под логическим мышлением понимают процесс самостоятельного решения познавательных задач. А ведь именно такие свойства психики человека как скорость реакции, острота наблюдений, гибкость ума и т. п., которые могут и должны быть развиты, особенно важны сегодня. А уже глубокое понимание и развитие логического мышления должны привести к развитию творческого мышления студентов. Достижение этого третьего уровня познавательной активности – очень сложная задача, над которой, конечно, нужно работать, подбирая очень разумно приемы развития мышления на занятиях по физике (это и эвристическая беседа, эвристические лабораторные работы, задания на сравнения, систематизацию, установление причинно-следственных связей, некоторые приемы работы с учебником и другими источниками информации, разного рода физические задачи, работа с дидактическим материалом, задачи на установление причинно-следственных связей и т.д.), давая такие задания, которые опережали бы  уровень развития, лежали  в зоне ближайшего развития студентов.

Но начинать нужно именно с формирования мотивов учения! Студенты должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Выявление степени мотивированности обучающихся  и воспитание у них  мотивов обучения, поиск методов и способов мотивации как внешней направленности, так и внутренней, к изучению предмета «физика» в настоящее время является одной из основных задач высшей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД по теме: «Использование информационных технологий в процессе преподавания физики в школе».

Современное информационное общество ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особое значение формированию способности ученика к самостоятельному поиску информ...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ»

Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. Но обеспечение школ современным экспериментальным и демонстрационным оборудованием зависит от финанси...

Использование ИКТ в процессе преподавания физики

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Одно из направлений использования ИКТ в физике - ...

Наглядность в процессе преподавания физики

Способы и методы повышения интереса к физике....

«Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания физики»

на уроках и во внеурочное время создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе реализации личностно-ориентированного подхода и...

Теоретические основы развития познавательного интереса в процессе преподавания физики

В данной статье рассматривается понятие позновательного интереса.условия и средства его формирования....

Развитие творческой познавательной активности обучающихся на уроках физики с использованием дифференцированного обучения на примере решения задач

Данный материал является обобщением опыта по обучению физике посредством дифференцированного подхода на примере решения задач....