Теоретические основы развития познавательного интереса в процессе преподавания физики
статья по физике на тему

В данной статье рассматривается понятие позновательного интереса.условия и средства его формирования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskie_osnovy_razvitiya_poznovatelnogo_interesa.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

Понятие познавательного интереса

Трудность развития познавательного интереса к изучению предметов является главнейшей проблемой в нашем современном мире. Для того чтобы воспитание, обучение облегчало путь к развитию и становлению личности, нужно «раскрыть» в обучаемом исходное, основополагающее  звено его разумной деятельности – познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности и лежит в начале развития познавательного интереса человека. Как писал К.Д. Ушинский: следует развивать в ребенке желание и способность самому, без преподавателя приобретать новые знания; дать ему возможность самому найти и извлечь полезные, интересные знания не только из книг, но и из предметов, которые его окружают, из жизненных событий, из истории собственной жизни. Владе такой умственной силой, извлекающей со всех сторон полезную и нужную информацию, человек будет учиться на протяжении всей жизни, что, конечно, и составляет одну из важнейших задач любого обучения [25].

Что же вообще такое познавательный интерес? Какова же его психолого-педагогическая природа?

Проблему развития познавательного интереса со стороны современной науки разбирали Б. Г. Ананьев [3], В. Б. Бондаревский [6], Н. Г. Морозова [17], В. М. Мясищев [18], С. Л. Рубинштейн [21], Ф. К. Савина [23], Г. И. Щукина [2], [27], [28] и многие другие.

Некоторые из них, например: В. Б. Бондаревский, и В. М. Мясищев рассматривали познавательный интерес как сложную совокупность психологических факторов, определявших избирательность направления умственной и эмоциональной активности, которое занимает ведущее место в структуре личности, как единство выражения, выявления внутренней сущности субъекта и духовных ценностей человеческой культуры.

Ф. К. Савина, рассматривает познавательный интерес как интегративное качество личности, указывает на его продуктивные свойства: социальную и личностную определенность, предметную направленность, полифункциональность, осознанность, динамичность, избирательность, эмоциональную окрашенность, наличие волевого напряжения, уровневый характер [23]. Дав такое определение познавательному интересу: «познавательный интерес – особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний». Где познавательный интерес выражается и как отношение к окружающей действительности, и как избирательность в поиске информации, и как направленность деятельности, и как эмоционально-познавательное отношение к миру, и как психологическая потребность личности [23].

В педагогической литературе имеется мнение, что одним из немногих интегративных критериев развития обучающих как целостной личности может выступать структура и содержание его интересов. При этом главное внимание обращается на компенсаторскую функцию интереса: осознание недостаточности собственного образования, неподготовленности к выполнению определенной работы вызывает интерес к получению недостающих знаний, к переходу от ориентировки на выполнение определенных функций к полноценной самореализации в различных сферах жизнедеятельности. В некоторых работах проводится анализ стимулов повышения результатов познавательной деятельности, стимулов развития сферы интересов: приобщение обучаемых к исследовательской работе, использование региональных факторов и т.д. [1].

Большая часть  исследователей изучает познавательный интерес через призму развития личности. Г. И. Щукина считает, что познавательный интерес отражает уровень активности личности, связан со всеми психическими процессами человека, занимает главное место в структуре направленности личности. В ее представлении развитие интереса идет в направлении снижения роли внешних стимулов, от диффузного интереса к дифференцированному, от ситуативного, поверхностного к устойчивому, глубинному, теоретическому [28].

С. Л. Рубинштейна установила тесную взаимосвязь познавательного интереса со знаниями: знания считают основой познавательного интереса, без которых он не может возникнуть, но и удовлетворение интереса неизбежно ведет к обогащению знаний [21].

Исследования  Н. Г. Морозовой показали, что  роль интересов в учебной деятельности сводится к следующему:

- интересы способствуют глубине и прочности знаний;

- развивают, увеличивают качество мыслительной деятельности, отражаются на общем развитии учащихся;

- влияют на формирование личности обучаемого: определяют его активность в умении, благоприятствуют формированию способностей, воспитывают творческий подход к различным видам деятельности;

- поднимают общий эмоциональный тонус обучающихся, создают более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психологических процессов.

Отсюда следует, что  истинный познавательный интерес является основой учебной деятельности [17].

Г. И. Щукиной предложила наиболее точную структуру познавательного интереса. Выделив следующие компоненты познавательного интереса:

  1. Интеллектуальный компонент, который выражается в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность.
  2. Эмоциональный компонент, который проявляется в положительном эмоциональном отношении к объекту.
  3. Волевой компонент, который рассматривается как степень сосредоточенности на данном объекте, применении усилий для достижения поставленной цели и отражается в устойчивости интереса.

Проанализировав  научную, методическую, психолого-педагогическую литературу позволило установить общую линию становления познавательных интересов, которые, являясь динамичной, подвижной системой, существуют на различном уровне развития и в разной степени выраженности. В исследованиях Н.Г. Морозовой, Г. И. Щукиной, и других ученых определены следующие этапы развития познавательного интереса:

  1. Любопытство – элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание учащегося. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, что способствует переходу интереса с этапа простой ориентировки на этап более устойчивого познавательного интереса.
  2. Любознательность – является ценным состоянием личности, которое характеризуются стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На данном этапе развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.
  3. Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой важное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениями, в закономерности познания.
  4. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, которые используются как инструменты познания. Данный этап характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность.

А ученый В. Б. Бондаревский сформулировал такие стадии развития интереса, как занимательность изложения, которая пробуждает любопытство; любознательность, пробуждающийся интерес к предмету, который рождает потребность в знании [6].

В работах Л. И. Божович выделены два вида познавательных интересов, представляющий последовательные фазы его развития:

  1. Ситуативный, эпизодический, возникающий к внешним признакам предметов и явлений, который являясь относительно неустойчивым, неглубоким, ситуативным интересом, тем не менее, имеет, большое значение для дальнейшего углубления познавательного интереса.
  2. Личностный интерес, характеризующийся пониманием смысла деятельности, ее личной и общественной значимости [5].

Г. И. Щукиной выделила три вида познавательного интереса:

1. Ситуативный – эпизодическое переживание.

2. Устойчивый, активный интерес – эмоционально-познавательное отношение к предмету, объектам или определенной деятельности.

3. Личностный интерес – направленность личности [28].

Анализ литературы по проблеме развития познавательного интереса показал, что интерес, в том числе и познавательный интерес, является сложным и неоднородным понятием.

Условия формирования познавательного интереса

Как рождается и укрепляется интерес к познанию в учебном процессе?

Обратимся к рассмотрению условий, которые способствуют тому, что познавательный интерес становится действительной силой формирования личности учащегося в учебном процессе.

1. Естественная, свободная атмосфера, которая вызывает подъем душевных сил учащегося;

2. Доступность преподавания, его занимательность, которая «соответствует  опыту» учащегося, обеспечивает эмоциональный подъем и увлеченность;

3. Бережное отношение к индивидуальности [24].

Если судить об общих требованиях развивающего обучения, на протекание которого предельно ясно реагирует познавательный интерес, то, опираясь на предыдущий опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно сказать о тех важнейших условиях, соблюдение которых способствует укреплению познавательного интереса:

Первое условие это максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной основой для развития познавательных сил и возможностей обучающихся, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.

Второе условие, которое обеспечивает формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития обучающихся. Исследования Л.С. Выготского и А.И. Янцова, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе, показали, что индуктивный путь, который считался до известного времени классическим, полностью не может соответствовать оптимальному развитию обучающихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, – это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на оптимальный уровень развития современного учащего. Именно данное условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, ее способов, ее умений.

Третье самое важное условие  это эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя основными источниками развития учащегося: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения учащегося. Два  этих источника не изолированы друг от друга, они все время взаимно пересекаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны и различно влияют на личность: одни из них непосредственно влияют на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие – опосредованно.  

Данное  условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, развивающей, воспитывающей, что оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает и четвертое условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом. Благоприятное общение в учебном процессе.

Наука и практика с достаточной очевидностью утверждают, что подлинное мастерство преподавателя состоит именно в том, чтобы сделать учение для учащегося желанным, необходимым, важнейшей духовной потребностью. И путь к этому лежит через познавательный интерес. В этом отношении преподаватель располагает очень большими возможностями:

– при помощи совместного решения задач, проблемных вопросов преподаватель сплачивает коллектив в самой значимой деятельности учащегося – в учении;

– своей эрудицией и методическим мастерством преподаватель может вызвать коллективную мысль, сопереживания по поводу успехов и неудач товарища;

– преподаватель в состоянии мобилизовать общественное мнение и в области решения сложных социальных проблем и в области непосредственного воздействия на товарища;

– преподаватель может использовать индивидуальные возможности каждого учащегося для умножения коллективных успехов;

– создание многообразных деловых и межличностных отношений.

Все это очень важные инструменты, которые  влияют на процесс обучения, на формирование личности и ее познавательные интересы [27].

Развитие познавательного интереса учащихся через решения нестандартных задач

Необходимо сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учащихся в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учащихся интереса к предмету является толчком для появления более сложного его вида – познавательного интереса. Познавательный интерес содействует активности обучающих на занятиях и повышению качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса учащихся для современного построения учебного процесса.

Важную роль в решении этой проблемы отводят занимательности. Занимательность – прием, который, воздействуя на чувства обучаемого, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех обучающихся. И в литературе, и в практике обучения по поводу занимательности нет общего решения. Ряд исследователей считает занимательность помехой обучению, видят в ней элементарный уровень интереса, возникающий под влиянием яркости впечатлений. Данный интерес не стоек, легко вытесняется новыми яркими впечатлениями. Однако находятся и те, которые выступают в защиту занимательности. Они считают занимательность неотъемлемой принадлежностью интересного обучения, видят в ней сильное средство, обостряющее все процессы, свойственные интересу.

Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на человека, на учащегося. В этой природе занимательности заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса элементы, а значит и для формирования познавательной активности, элементы, которые могут вызвать чувство удивления, являющееся началом всякого познания.

Как говорила Г.И. Щукина, занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения [27].

Я. И. Перельман же считал занимательность главным средством популяризации науки, которое помогает сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, его удивлять, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Он не противопоставляет занимательность интересу, а считает ее неотъемлемой частью интересного обучения,  популяризирующего  науку. Занимательность – сильное средство, обостряющее все процессы, свойственные интересу, обнажающее такие стороны явлений действительности, отраженной в науке, которые без специальных приемов не привлекают внимания людей.

Именно вследствие того, что занимательность выступает в качестве сильного средства возбуждения интереса, многие преподаватели воспринимают сам интерес в качестве внешнего стимула, т.е. они отождествляют познавательный интерес как внутреннее состояние личности с занимательностью – внешним стимулом, способствующим его пробуждению.

Я. И. Перельман писал: «Человек рано перестает удивляться, рано утрачивает драгоценную способность, которая побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими непосредственно нашего существования. То, что становится привычным, перестает привлекать внимание». Тут важны две мысли: о бескорыстии удивления (перед тем, что непосредственно не затрагивает нашего существования) и о том, что привычные впечатления удивления не вызывают. Какие же элементы занимательности вызывают чувство удивления? Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Все эти особенности, составляющие сущность занимательности, являются сильными побудителями познавательного интереса, обостряющие эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации. Как  показывают исследования Н. И Гамбург даже комизм положения, курьезы, шутки способствуют активизации мысли, озадачивают и побуждают к поиску. Таким образом, занимательность, выступающая в качестве стимула познавательного интереса и средства обучения и популяризации научных знаний, способствует, с одной стороны, приближению научных истин к пониманию человека (делает научные знания доступными), с другой – активизации его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания [28].

Высказывания В. Г. Белинского [28] и Н. А. Добролюбова [11] наоборот против развлекательности в обучении, Д. И. Писарева [20] против потешающей педагогики, К. Д. Ушинского [25], с возмущением писавшего о недопустимости приносить содержание науки в жертву развлекательности. Их идеи и высказывания о роли интереса в обучении развиваются и сегодня. Я считаю, что потешающее, развлекающее обучение не имеет права на существование. Речь идет о другом, о том, что высокая степень занимательности – неожиданность, новизна, эффектные приемы, обособленные от основной познавательной задачи, не направленные на сложные и глубокие вопросы познания, отвлекает учащегося от главного, основного, от содержания его познавательной деятельности. И наоборот, когда резкие, неожиданные занимательные приемы создают ситуацию, поражающую обучающего, заставляющую мгновенно понять суть знаний, прочно запечатлеть в эмоциональной памяти данный факт, данное событие, они служат обогащению подлинного устойчивого познавательного интереса.

Рассматривая различные позиции по вопросу занимательности (занимательность – помеха в обучении; занимательность – необходимый элемент, помогающий обучению), опираясь на изучение и обобщение системы учебной деятельности многих преподавателей, я в своей работе показываю, что занимательность – важное и в то же время достаточно острое средство обучения.

Занимательность эффективна тогда, когда преподаватель правильно понимает ее как фактор, влияющий на психические процессы, осознает цели ее использования в каждом конкретном случае, потому что назначение занимательности в учебном процессе многообразно:

- как первоначальный толчок к познавательному интересу, своеобразный трамплин к углубленной познавательной деятельности;

- как опора для эмоциональной памяти, средство запоминания особенно трудных разделов и тем учебных курсов;

- как своеобразная разрядка напряженной обстановки на занятиях, т.е. как средство переключения эмоций, внимания, мыслей;

- как средство повышения эмоционального тонуса учебной деятельности обучающихся с недостаточной работоспособностью, мобилизации их внимания и волевых усилий.

Важнейшим средством формирования интереса учащихся к физике являются нестандартные задачи, а именно те задачи содержащие в себе нестандартное условие, задачи связанные с другими предметами.

Воспитание у обучающихся интереса к физике, развитие их физических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач занимательного и нестандартного характера. Их решение позволяет развивать у обучающихся такие приемы мыслительной деятельности, как анализ, синтез, аналогия, обобщение, гибкость и вариативность мышления, приучает учащихся к критическому осмыслению полученных результатов.

Так как в большинстве случаев решение занимательных и нестандартных задач находится далеко не сразу, а только после нескольких попыток, то это вырабатывает настойчивость в достижении цели, т.е. способствует формированию чрезвычайно важных волевых качеств личности. И самое главное: решение таких задач дает учащемуся мощный эмоциональный заряд, связанный как с достижением результата, так и с осознанием красоты и необычности хода решения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абаева М.М. Технология стимулирования познавательной активности учащихся с использованием регионально-топонимического материала: тез. докл. VI годичного собрания Южного отделения РАО. – Ростов-н/Д: РГПУ. Ч.2. 1999.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов / Под ред. Г.И. Щукиной. М., 1984. 176с.
  3. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып. 16. № 265. С. 41-60.
  4. Богданов С.А. Формирование познавательного интереса старшеклассников в дидактических и компьютерных средах: Дисс…канд. пед. наук. Волгоград, 2002. С. 21
  5. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73.  С.1 – 14.
  6. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям. Горький: Приокское книжное издательство. 1968.  456с.
  7. Братусь Т.А., и др. Все задачи «Кенгуру» С.-П.: «Левша. Санкт-Петербург», 2003.
  8. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: сборник статей  М.  – Л.: Учпедгиз, 1935. 135 с.
  9. Гуревич Ю.Г., Кошелева С.В. Психологические особенности учебной деятельности: Учебное пособие. Иркутск, 1988. 72с.
  10. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: Ок.200 тыс. слов. В 4-х т. Т.2/ Под ред. К.В. Виноградовой. М., 1994.779с.
  11. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические высказывания. М., 1936. 80с.
  12. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991. 109с.
  13. Жарковская Н.А. Математичнский клуб «Кенгуру» выпуск № 8, 10, 11, 12 С.-П.: «Левша. Санкт-Петербург», 2005.
  14. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. Т. 3. М., 1979 472с.
  15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат; 1975. 304с.
  16. Морозова Н.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73. С. 15-54.
  17. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979. 120с.
  18. Мясищев В.Н. О потребностях как отношениях человека // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып. 16. № 265. С. 32-40.10.
  19. Ожегов С.П. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой, М., 1982. 816с.
  20. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1984. 367с.
  21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. М.., Минск, 2001. 705с.
  22. Рыбалко И.И. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей в дошкольном возрасте // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып. 16. № 265. С. 61-70.
  23. Савина Ф.К. Интегративные основы формирования познавательных интересов учащихся // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается (Методологический семинар памяти профессора В.С. Ильина). Вып.4. Волгоград: Перемена, 1997. С. 44 – 47.
  24. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989. 542с.
  25. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2. М., 1974.440с.
  26. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1983. 335с.
  27. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М., 1979. 160с.
  28. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.  М.: Педагогика, 1988.  208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ

Одна из задач моей работы – применение на практике знаний, полученных учащимися на уроке, развитие творческого интереса  школьников к математике, через их сис...

Использование современного технического оборудования для развития познавательного интереса в процессе изучения химии.

В статье говорится о практической составляющей уроков химии, о развитии познавательного интереса к предмету через выполнение практических и лабораторных работ....

Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты

Познавательный интерес является важным факторов совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности поскольку он стимулирует познавательную активность, ...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики".

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики на основе использования элементов современных образовательных технологий и нетрадиционных форм обучения...

Системно-деятельностный подход как основа развития познавательного интереса на уроках физики

Данная статья рассматривает проблему познавательного интереса в контексте новых образовательных стандартов...

Телекоммуникационный проект как средство повышения познавательного интереса в процессе обучения физики

В стремительном развитии в современном информационном обществе жизнь немыслима без информационных и телекоммуникационных технологий, глобальной сети Интернет, при этом возможности, предоставляемые ими...

Теоретические основы развития познавательных универсальных действий

В данной статье рассматривается развитие познавательных универсальных действий, посредством такого вида деятельности обучающихся как самостоятельная работа на уроках математики в основной школе....