ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ
статья (алгебра) на тему

Супрун Марина Анатольевна

       Одна из задач моей работы – применение на практике знаний, полученных учащимися на уроке, развитие творческого интереса  школьников к математике, через их систематическое  участие  в конкурсах различного уровня; активную внеурочную исследовательскую  деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ

Супрун М.А.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №43 г. Томска

        Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в высокой успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

      Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу. Сегодня убеждать кого–то из педагогов в преимуществах использования проектно-исследовательского  способа  нет смысла. Слышали о данном способе работы  все педагоги  и  скорее всего, попробовал применить на практике  каждый второй учитель.

         Исследовательской деятельностью можно назвать один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:

  1. Умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Это умение получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем «скрытой» от нас информации. Всякий полученный ответ может стать основанием для новых вопросов. Можно сказать, что ученик попадает в новый математический мир и учится жить в нём. Именно умение наблюдать, сравнивать, проводить мониторинг, анализировать, экспериментировать и т.д. поможет сегодня найти наиболее эффективный способ взаимодействия с теми или иными людьми, совершить наиболее выгодную покупку, выбрать наиболее оптимальный в тех или иных условиях способ лечения или профилактики болезни и т.д.
  2. Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины. Учитель как организатор учебного процесса, должен проявлять и управленческие способности, и творческий подход. Непосредственное руководство учебно-исследовательской работой школьника– это тот вид педагогического взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства, сотворчества.

       Существуют различные мнения об исследовательской деятельности: «она доступна только старшеклассникам», «нужна только сильным школьникам», «учёба отдельно, исследования отдельно». Всё это не так. Чтобы начинать решать такие задачи, не надо ждать старших классов, уже материал начальной школы, а тем более 5-6 классов позволяет вводить элементы исследования. Полезно начинать с самого простого, с вещей, доступных каждому ученику.

         Заинтересованность ученика в исследовательской работе во многом зависит от темы, с которой ему предстоит работать. Выбрать  тему с 5-6-тиклассниками мы старались не только выполнимую, с элементами неожиданности, необычности, но и такую, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. В этом возрасте дети ещё не обладают способностью длительное время концентрировать внимание на одном объекте, соответственно, ему очень трудно работать в одном направлении. В связи с этим мы часто  сталкиваемся с тем, что увлеченно начатая детская работа остается незаконченной.   С учетом этой особенности детской природы, первые исследовательские опыты  мы старались  организовать краткосрочными (3-4 недели).            

   Покажу на примере, как учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность. Темы последних ученических работ подсказала нам сама жизнь. Входя в кабинет после проветривания его на перемене, дети почувствовали запах выхлопных газов с улицы - наша школа находится рядом с оживленной проезжей частью. Возникла проблема – возможно ли просчитать количество загрязняющих веществ в воздухе наших кабинетов, не опасно ли это количество? Исследовать эту проблему помогли десятичные дроби и умение выполнять действия с ними (5 класс). Выполнив расчеты, ребята выступили с результатами исследования на общешкольной научно-практической конференции. При защите таких проектов ученики в отведённое время должны аргументировать выбор темы, рассказать об этапах работы над проектом, владеть необходимой терминологией. Докладчики сопровождали свою работу компьютерной презентацией, в которой помещены были и расчеты, и фотографии всего процесса исследования.  Работа ребят была отмечена III местом на городской научно-практической конференция «Математика - поиск решений» в рамках городского проекта «Юные дарования - Томску».

       Тема другого исследования была получена тогда, когда решив сфотографировать класс у школьного здания, наш классный фотограф произнёс: «Сфотографирую вас под трапецией». Оказалось, что трапецией он назвал крышу школьного здания. Что тут началось! « А это похоже на прямоугольник», «а это здание - как параллелепипед», « а бывают крыши в виде треугольников?» Так возникла новая тема нашего исследования «Геометрия нашего города». Учащиеся сопоставляли элементы зданий с геометрическими фигурами, фотографировали, поднимали историческую литературу. Завершился проект выступлением на Областном конкурсе «Проектные работы», где был признан победителем в номинации «Интересная находка». Другая группа учеников работала над проектом «Геометрия Храма», собрав интересный материал и оформив его в виде презентации, в которой отражены известные архитектурные храмовые сооружения Томска и показана их связь с геометрией. На  Областном конкурсе в рамках областного фестиваля  «Праздник Пасхи» эта работа  получила II место.

       Одна из задач моей работы – применение на практике знаний, полученных учащимися на уроке, развитие творческого интереса  школьников к математике, через их систематическое  участие  в конкурсах различного уровня; активную внеурочную исследовательскую  деятельность. В ней учащиеся приобретают простейшие знания, умения и навыки, необходимые для выполнения исследовательской работы. Дети обучаются базовым навыкам самостоятельной деятельности, развивают нестандартное мышление.

           Наблюдается позитивная динамика роста не только качества математических знаний, но и результатов деятельности учащихся -видно, как меняется отношение ребят к математике. «За скучными формулами и правилами открывается удивительный мир. Ребята поняли, что математика существует не только на бумаге, она присутствует в архитектуре, в живописи, в музыке, в окружающей нас природе».  

 

Список использованных источников

  1. Гузеева, В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В.В. Гузеева //Школьные технологии.- 2010.-№5.-С.49-52
  2. Лукина, В. Исследовательская деятельность в практике /В. Лукина //Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№15.-С.5-7
  3. Давыдова Е.В. Искусство разработки проектов. //Информатика в образовании. – 2005. - № 8. – С.6-9.
  4. Арцев М.Н.. Учебно-исследовательская работа учащихся. //Завуч. - 2005. - № 5. - С. 4-29.
  5. Баранова Е.В., Зайкин М.И..Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. //Математика в школе. – 2004. -№ 2. - С. 7.
  6. Савенкова, А. Развитие исследовательских умений школьников /А. Савенкова //Школьный психолог. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2008.-№18.-С.20-30
  7. Воронько Т.А.. Задачи исследовательского характера. //Математика в школе. - 2004. - № 8. С. 10-11.
  8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. //Школьные технологии. - 2004. - № 5. С. 3 -12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Развитие исследовательской деятельности учащихся на основе курса «Сочиведение»

Данная презентация посвещена организации научно-исследоватеской деятельности учащихся в рамках курса "Сочиведение", реализуемой на базе МОБУ СОШ № 7 г.Сочи....

Исследовательская деятельность обучающихся как способ развития познавательного интереса

Статья об одном из методов повышения интереса к изучению французского языка...

Исследовательская деятельность учащихся как средство развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...

Методическая разработка "Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития самостоятельной познавательной активности"

Проблема повышения качества образования постоянно находится в центре внимания педагогов. Если раньше обучение предполагало получение учащимися от педагога готовых знаний и наработку на их основе умени...

«Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных действий»

Применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных действий обучаемых....