Развитие познавательного интереса к математике у обучающихся основной школы во внеурочной деятельности
статья (9 класс) на тему

Емельяненко Елена Викторовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emelyanenko_e.v.-statya.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.851

Емельяненко Е. В.,

Хакасский государственный университет

им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

Научный руководитель: Е.А. Михалкина,

доцент, кандидат пед. наук

Развитие познавательного интереса к математике

у обучающихся основной школы во внеурочной деятельности

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что всё чаще внимание учёных постоянно уделяется вопросу, связанному с развитием личности школьника, особенно его внутренним процессам, которые вызываются в ходе некоторой деятельности, общения или под педагогическим влиянием.

Система работы учителя по активизации учебной деятельности обучающихся должна строиться с учетом постепенного, планомерного целенаправленного достижения желаемой цели – развития творческих познавательных способностей обучающихся.

Учителями накоплен немалый опыт по активизации познавательной деятельности обучающихся. Согласно ФГОС ОО, чёткая постановка учителем познавательных задач урока, доказательное объяснение учебного материала, чёткая структура урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т. д. – всё это является мощным средством развития познавательного интереса.

Одним немаловажным элементом общего понятия «интерес» является познавательный интерес к математике. Развить такой вид интереса эффективнее всего можно через организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, т.к. стимулом их познавательного интереса является успешная деятельность, приносящая удовлетворение [2].

Познавательный интерес к математике в основной школе следует развивать путём использования в образовательном процессе нестандартных форм проведения как уроков, так и занятий во внеурочной деятельности. Необходимо таким образом заинтересовать школьника, чтобы он увлёкся решением задачи и получал удовольствие от этого процесса.

Развивать познавательный интерес к математике можно различными способами. На наш взгляд, самое простое, что может сделать учитель – это давать нестандартные (нетиповые) задачи, которые позволят применять знания в новых условиях. Это позволит школьнику не просто их выполнять, но и развивать умственные способности, социальную активность [3].

Однако использование такого способа во время обычного урока математики на наш взгляд не всегда возможно в силу временной ограниченности. Поэтому, для школьников, имеющих склонность к изучению математики, можно использовать не только работу на уроке. Развивать познавательный интерес к математике у обучающихся основной школы можно через внеурочную деятельность, которая может проходить как в стандартной форме, так и в нестандартной. Например, можно провести математические кружки, разработать математические олимпиады, устраивать математические вечера, среди классов одной параллели, можно организовать проведение математических боёв и даже математические КВНы, и др. [1]. Такие формы работы позволят школьникам оказаться в нестандартных ситуациях, что будет способствовать развитию не только умственных, но и творческих способностей. Кроме этого, у обучающихся появится желание познать предмет «математика» с разных сторон, т.к. он обладает важным потенциалом – составляет основу других школьных предметов, таких как физика, химия, география и др. Это даёт возможность познать не только математический мир, но и весь мир в целом. Полученные, в ходе такой деятельности, знания пригодятся обучающимся для дальнейшего обучения.

На наш взгляд, самым главным фактором, влияющим на развитие у обучающихся познавательного интереса к математике, является желание и умение учителя показать совой профессионализм, т.е. показать все особенности предмета с разных ракурсов. Для этого ему следует творчески подходить к каждому занятию, показать, что математика, на самом деле, является интересным предметом. И если учителю удастся это сделать, то результат его трудов будет сразу заметен.

К примеру, активизацию познавательной деятельности по ранее изученной теме, можно провести в игровой форме, например, в виде известной телевизионной передачи «Своя игра». При проведении такого занятия класс станет более сплоченным, перед обучающимися будет стоять общая цель, которую необходимо достигнуть и конечно же их будет захватывать азарт, т.е. рвение обыграть команду-соперника.

Таким образом, разнообразные методы и формы работы на занятиях позволят выявить способности каждого школьника, вызвать интерес к предмету, обучающемуся стать активным, научиться отстаивать своё мнение и усваивать изученный материал занятия. И, кроме этого, они позволяют максимально развить познавательный интерес к математике у обучающихся основной школы как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Уч. пособие для студентов пед. ин-ов. [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Изд-во Просвещение, 1979. – 160 с.
  2. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]: научное издание / Г.И. Щукина; АПН СССР. – М.: Изд-во Педагогика 1988. – 208 с.
  3. Халяпова, М.В. Внеурочная работа по математике [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2014/02

/21/vneurochnaya-rabota-po-matematike (дата обращения: 01.11.2017)

© Е.В.Емельяненко, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ

Одна из задач моей работы – применение на практике знаний, полученных учащимися на уроке, развитие творческого интереса  школьников к математике, через их сис...

развитие познавательного интереса к математике.

В данной статье показывается как с помощью системно - деятельностного подхода можно мотивировать учащихся к различным видам деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время. Ключевые слова:систе...

«Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике»

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добить...

«Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных действий»

Применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных действий обучаемых....