развитие познавательного интереса к математике.
статья по алгебре по теме

Пикова Марина Владимировна

В данной статье показывается как с помощью системно - деятельностного подхода можно мотивировать учащихся к различным видам деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время.

Ключевые слова:системно – деятельностный подход, мотивация,  познавательный интерес, активные методы обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnogo_interesa_k_matematike.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса учащихся к математике через реализацию системно-деятельностного подхода.

«Интерес - есть могущественный чародей, изменяющий

в глазах всех созданий форму всех предметов».

К. Гельвецкий

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в

классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Рассматривая вопрос об интересе учащихся к изучению математики, надо разобраться в том, что такое познавательный интерес  и как заинтересовать ученика в предмете так, чтобы «сухой поток цифр» математики стал «живым», увлекательным.

Так, что же такое познавательный интерес?

Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. И если уровень развития ребенка – величина, на которую педагоги не всегда могут повлиять, то способ подачи материала – это прерогатива учителя, причем интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован.

 Главный вид этой деятельности – учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в различных предметных областях, приобретение и совершенствование способов познавательной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения.

В связи с этим реализация системно – деятельностного подхода, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, представляет значительный простор для формирования познавательного интереса.

Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе. Этому способствует применение в работе активных методов обучения.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и это будет моим навсегда». Эта китайская мудрость как нельзя, кстати, подчеркивает необходимость активной самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся.

Приведу несколько примеров использования данного подхода на различных этапах уроков и во внеурочной деятельности.

1 этап – организационный момент.

Метод «Индуктор».

Это может быть разгадывание кроссворда, ребуса, решение нестандартной задачи, просмотр видеоролика и т.д. на усмотрение учителя. Главное «захватить» внимание учащихся.

Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.

2 этап – постановка учебной цели.

Метод «Три вопроса к теме».

Учитель предлагает каждому ученику записать в тетради три вопроса к теме урока, на которые он  хотел бы получить ответ. Далее, объединившись в пару с соседом по парте, оставить три наиболее важных вопроса. После чего, эту процедуру необходимо провести, объединившись в четверки. Вопросы каждой четверки записываются учителем на доску  как цели урока. Ответить на эти вопросы можно попросить учащихся в конце урока, чтобы узнать, чьи цели достигли результата, а кому необходимо еще поработать.

Цель: создать условия для того, чтобы каждый учащийся поставил важную для него, личностнозначимую цель урока.

3 этап – «открытие детьми нового знания»

Метод «Образовательное путешествие».

Учитель предлагает учащимся, разделившимся на несколько групп,  найти решение к задаче. Например, к задаче, «Наследство падишаха».

Падишах уходит на войну, оставляя беременную жену. А поскольку на войне может случиться все, что угодно он оставляет завещание.

«Если меня убьют на этой войне, и жена моя родит мне сына, то пусть одна треть всего, чем я владею, достанется моей жене, а две трети – сыну.

Если же жена моя родит мне дочь, то пусть одна треть всего, чем я владею, достанется моей дочери, а две трети – жене».

На войне падишаха убивают, а у жены рождается двойня: мальчик и девочка. Как разделить наследство между всеми так, чтобы все условия завещания были выполнены?

Учитель, кроме условия задачи,  не даёт учащимся никакой информации. Другими словами, «не встаёт»  между ребёнком и объектом, а  выступает в роли организатора исследовательской деятельности учащихся. В качестве источников информации выступают имеющийся у ребёнка личный опыт и объекты окружающего мира. В ходе образовательного путешествия детям предстоит «добыть» необходимую информацию различными способами: в библиотеке, в Интернете, и у родителей и т.д. (в применении к этой задаче класс был разделен на группы: юристы, экономисты, журналисты, математики). Но главное здесь то, что  образовательный процесс идёт от личных ощущений и наблюдений учащихся к обобщению и формированию новых представлений, т. е. сначала наблюдали, ощупывали, экспериментировали, затем появились новые знания. Путешествие предполагает соединение разных видов деятельности в процессе исследования: визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации, постановку опытов и экспериментов. И всё это ученики делают самостоятельно.

Цель: организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, где учитель выступает в роли «сопроводителя» ученика в его самообразовании.

4 этап – первичное закрепление.

Метод «Оратор».

Учитель просит учащихся составить логическую цепочку вопросов, требующих  ответ «ДА». Ученику, задающему вопросы, необходимо привести оппонента к согласию с полученным ответом задачи.

Цель: оживление внимания обучающихся, развитие логики, коммуникативной культуры, умений убеждать в правильности своей позиции,  закрепление нового материала.

5 этап – самостоятельная работа с проверкой.

Метод «Светофор».

Учащимся предлагается выбрать для себя задания, написанные на карточках красного, желтого или зеленого цвета. При этом, карточки зеленого цвета содержат простые задания по теме, желтого цвета – задания повышенной трудности, красного цвета – трудные задания. Правильность решения сравнивается с образцом.

Цель: выявление уровня усвоения учащимися учебного материала.

6 этап – подведение итогов урока.        

Метод «Три вопроса к теме».

Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Это лишь некоторые методы развития познавательного интереса учащихся на уроке. Возможно, они не новы, однако, в комплексном применении эти методы дают неплохие результаты.

Помимо самих активных методов, в образовании используется технология модерации, способствующая снятию барьеров общения, создающая условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.

Этот метод в моей практике нашел применение  и во внеурочной деятельности.

В каждой школе проводятся предметные недели, когда необходимо проводить какие-то внеклассные мероприятия по предмету. Чаще всего это  сводится к урокам «занимательной математики» или  какому-то мероприятию, проводимому для учащихся одной параллели. Включить во внеурочную деятельность по предмету всех учащихся школы  - задача не всегда выполнимая. Но ведь предметные недели проводятся для всех. Как определить форму проведения, если в школе более тысячи учащихся? Вопрос, который стоит перед многими учителями ежегодно.

В нашей школе второй год проходит «Фестиваль наук». В рамках этого фестиваля для каждого школьного предмета выделяется один день, в течение которого проводится внеклассная деятельность по предмету.

День точных наук, выпал на 12 апреля –  день космонавтики.  Поэтому было принято решение провести «Большое космическое путешествие».

Каждый учитель математики получил задание разработать 9 задач для учащихся одной параллели.  Учитель физики, вместе с детьми, для каждой параллели подготовили «Карты звездного неба», которые развесили в холле.

День   начался с доведения до сведения  учащихся всех классов   членами совета старшеклассников   информации о том, что в школе проходит «День точных наук», в ходе которого каждый класс отправится в «Большое космическое путешествие» на свою планету Солнечной системы.  Победителем путешествия станет класс, первым долетевший до своей планеты.  Для победы необходимо решить 10 задач, тексты которых выдавались учащимся.  Далее был показан ролик -   видео-задача, который послужил – индуктором всего мероприятия.

В течение учебного дня, на «Картах звездного неба» появлялись «ракеты», демонстрирующие путь, пройденный тем или иным классом. По окончании дня были подведены итоги, награждены победители.

Такая форма работа оказалась очень эффективной, поскольку не было ни одного человека в школе, будь то ученик, или учитель, кто не заинтересовался бы нахождением ответа к видео-задаче. На переменах учащиеся группами, и по одному, решали предложенные задачи, бегали к «Картам звездного неба», предлагали организаторам несколько вариантов решения одной и той же задачи. В общем, цель, пробудить интерес учащихся к математике, была достигнута. Вся школа «кипела», не было ни одного равнодушного. Даже те, у кого с математикой были  проблемы, не остались в стороне. А учителя еще раз удостоверились в том, что интерес к предмету нельзя сформировать, оставаясь только «транслятором» информации, ведь «плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».

Анализ результатов внедрения в мою практику элементов технологии системно - деятельностного подхода позволяет утверждать об эффективности и перспективности ее использования. Увеличился уровень познавательной активности: возросло количество участников олимпиад,  вызрос интерес  к  учебе, уровень самостоятельности и ответственности учащихся, улучшилась успеваемость.  Математика стала одним из любимых предметов моих учеников (по результатам анкетирования). 32% учащихся участвовали в течение этого учебного года в различных дистанционных олимпиадах и конкурсах. Результаты говорят сами за себя. В прошлом учебном году в моих классах был 1 победитель школьного этапа олимпиады по математике и 2 ученика, получивших «Похвальный отзыв» в международном конкурсе «Кенгуру».

В этом учебном году:

-  27 учащихся участвовали во всероссийских заочных конкурсах «Интеллект – экспресс», все они стали лауреатами, причем 9 учеников заняли 2 место, 7 -  третье;

- 1 ученик  занял 2 место в IX международной дистанционной олимпиаде «Эрудит» по математике;

- 2 ученика заняли 1 место и 5 учеников – 2 место в III всероссийском дистанционном конкурсе «Математика в гостях у сказки»;

- 1 ученик  получил диплом за 3 место и 1 ученик  получил «Похвальный отзыв» в международном конкурсе «Кенгуру».

            Увеличение количества изучаемых дисциплин, усложнение учебных программ, увеличение объема информации, необходимой для усвоения обучающимися, зачастую приводят к отторжению этих знаний, нежеланию трудиться для их получения, к отрицательному отношению к школе в целом.        

 Регулярное же использование на уроках и во внеурочной деятельности системы активных методов обучения, направленных на развитие познавательного интереса, расширяет математический кругозор   школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Именно к этому и призывают нас новые федеральные стандарты.

     

   Литература:

1. Манвелов С.Г. «Конструирование современного урока математики», М.: «Просвещение»,2005;

2. Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников», Уфа, 2004;

3. Хантер М. «Преподавательское мастерство. Как повысить эффективность обучения в начальной и средней школе, в колледжах и университетах», Лос -_Анджелес, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ

Одна из задач моей работы – применение на практике знаний, полученных учащимися на уроке, развитие творческого интереса  школьников к математике, через их сис...

«Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике»

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добить...

«Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных действий»

Применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных действий обучаемых....

Методика диагностики развития познавательного интереса к математике.

В данной работе представлены анкеты, опросы для учащихся для диагностики интереса к предмету,к обущению. приведены результаты моих учеников...