Методика диагностики развития познавательного интереса к математике.
методическая разработка

Зелова Елена Александровна

В данной работе представлены анкеты, опросы для учащихся для диагностики интереса к предмету,к обущению. приведены результаты моих учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_diagnostiki_razvitiya_interesa.docx151.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методика диагностики  развития познавательного интереса  к математике.

Составила учитель Математики Зелова Елена Александровна

Мною совместно с психологом школы было проведено анкетирование 104 учащихся с целью определения мотива изучения школьниками математики и влияния мотива на эффективность обучения.

При исследовании познавательных интересов школьников мною были использованы

следующие методы:

— анкетирование;

— сочинения учащихся;

— интервьюирование школьников, учителей, родителей;

— лабораторный эксперимент;

— наблюдение, педагогический эксперимент.

Таковы основные методы исследования познавательных интересов школьников,

которые мною были использованы для изучения процесса формирования и развития познавательных интересов учащихся.

Определение мотива изучения математики школьниками.

Влияние мотива на эффективность обучения

1. Я изучаю математику потому что:

а) это мне нравится;

б) это мне не интересно, но нужно;

в) меня заставляют (родители, учителя).

2. У меня годовая оценка по математике…

3. Мне наиболее интересны учебные предметы… (1–2), по ним я имею

оценку…

Анализ результатов.

Мною совместно с психологом школы было проведено анкетирование 104 учащихся с целью определения мотива изучения школьниками математики и влияние мотива на эффективность обучения.

Из анализа данных следует, что 40% учащихся изучают математику в силу интереса к предмету. Это высокий процент, но, к сожалению, не самый распространенный мотив учебной деятельности. 75% учащихся, ответивших, что изучают математику, потому что это им интересно, имеют по ней четвертные оценки 4 и 5. Значит, интерес к предмету - самый сильный стимул к учению.

В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.

Значит, можно сделать вывод: для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.

 

 

                                                                                                                                   

                            5 в                     5 б                      9 а                    10а

9

Мотив изучения математики школьниками

общий итог

 Схема наблюдения за учащимися  класса  на уроке

  1. Фамилия, Имя:

2. Готовность к уроку________________________________________________________

                                     (учебник, тетрадь, необходимые инструменты, домашнее задание)

3. Работа на уроке :__________________________________________________________

                                                             (активность ответов при теоретической части урока)                

  1. Уровень интереса при выполнении практического задания:_____________________

__________________________________________________________________________

                                                               (высокий, средний, низкий)

4. Количество выполненной работы:___________________________________________

                                                                           (в полном обьеме, частично, не справился )

     

  1.                                                             Беседа  учителя с учащимся

1. Фамилия, имя____________________________________________________________

2. Вам нравятся уроки математики?____________________________________________

3. Что именно нравится или не нравится на уроках математики?____________________

4. Часто ли у Вас на уроках математики такое состояние, что «ничего не хочется делать?»

5. Чтобы Вы хотели изменить на уроках математики?_____________________________

6. Если Вы вначале  урока были активны, заинтересованы работой, то часто ли сохраняется Ваша активность до конца урока?_____________________________________________

7. Бывает ли так, что у Вас не хватает умений, а Вы хотите учиться?___________________

8. Часто ли Вам для того, чтобы втянуться в работу, надо приводить интересные примеры?

9. При изучении математики стремитесь ли Вы научиться рациональным способам выполнения заданий?  __________________________________________________________      

  1. Анкета

  1. Класс_________________________________________________________________
  2. Фамилия, имя__________________________________________________________
  3. Где и кем работают родители?____________________________________________
  4. Отношение родителей к математике? (Имеют математическое образование; применяют математику в своей работе; увлечены математикой, не любят математику, совсем не интересуются ею). Подчеркнуть нужное.
  5. Интересуешься ли ты историей математики? (Читаю дополнительную литературу; достаточно услышать сообщения на уроках; не интересуюсь). Подчеркнуть нужное.
  6. Есть ли в домашней библиотеке математические книги, но не учебники по математике? (Да, нет). Подчеркните нужное.
  7. Часто ли ты обращаешься за помощью при подготовке домашних заданий по математике? (Каждый раз, иногда, делаю все сам). Подчеркните нужное.
  8. Кто больше всего помогает готовить уроки по математике?____________________
  9. Сколько времени занимает подготовка к математике?_________________________
  10. Почему ты учишь математику? (Желательно ответить откровенно и полно)_______
  11. Хочешь ли ты знать больше, чем дают на уроках математики? (Да, нет). Подчеркните нужное.
  12. Как дается тебе математика? (Легко, много надо заучивать, трудно). Подчеркните нужное.
  13. Твое отношение к математике? (Люблю; учу, чтобы получить хорошую отметку; чтобы не ругали дома; скучно на уроках; не хочу ее учить). Подчеркните нужное.
  14. Какими знаниями по математике ты владел до прихода в школу? (Счет до 10 и обратно; сложение в пределах десятка; решение простых задач). Подчеркните нужное.
  15. Какого вида задания по математике нравятся тебе больше всего? (Задачи, примеры, задачи и примеры). Подчеркнуть нужное.
  16. Мечтаешь ли ты связать свою жизнь с математикой? (Буду математиком;  хочу поступить в вуз, где нужно будет сдавать математику;  хочу знать как можно больше о разном, не только о математике). Подчеркнуть нужное.

Изучение интенсивности и уровня развития

познавательных интересов учащихся

Цель: выявить с помощью бесед и анкетирования, интенсивны ли и на сколько интенсивны интересы учащихся, каков уровень их развития. Методикой следует пользоваться в том случае, когда нельзя ответить на эти вопросы с помощью наблюдения. Учителям, которые хорошо знают учеников, родителям предлагается ответить на вопросы анкеты.

Определение интенсивности познавательного интереса(анкета)

1. Как часто ученик подолгу занимается умственной работой? (Час-полтора – для младшего школьника; несколько часов, не отрываясь, – для подростка.)

а) Часто1.

б) Иногда.

в) Очень редко.

2. Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность?

а) Помучиться, но самому найти ответ.

б) Когда как.

в) Получить готовый ответ от других.

3. Много ли читает дополнительной литературы?

а) Постоянно много.

б) Неровно: иногда много, иногда ничего не читает.

в) Мало или совсем ничего не читает.

4. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) Очень эмоционально.

б) Когда как.

в) Эмоции ярко не выражены (здесь нужно учитывать общую эмоциональность ребенка)2.

5. Часто ли задает вопросы?

а) Часто.

б) Иногда.

в) Очень редко.

Замечание 1. Ответ «а» свидетельствует о сильно выраженном познавательном интересе.

Замечание 2. Имеется в виду необходимость учета обычного для ребенка уровня эмоциональности, живости, яркости проявления эмоций, с которым и следует сопоставлять яркость выражения эмоций при интересном занятии, связанном с умственной работой.

Определение уровня познавательных интересов

1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?

а) Связаны очень тесно.

б) Связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности.

в) Никак не связаны.

2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется научной литературой, работает со словарями и т. д.?

а) Постоянно.

б) Иногда.

в) Очень редко.

3. Ставит ли перед собой задачи, выполнение которых за один присест невозможно и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

а) Большинство занятий подчинено этому принципу.

б) Ставит такие задачи, но редко выполняет.

в) Не ставит долговременных задач.

4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать черную, неинтересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?

а) Делает всегда столько, сколько нужно.

б) Делает периодически.

в) Не любит выполнять неинтересную для него работу.

  1. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное

время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда

и отдыхом?

а) Всегда, когда нужно.

б) Только изредка.

в) Не способен.

Анализ результатов. Изученных учащихся отнесла к разным группам в зависимости от того, хорошо, средне или вовсе не развиты их интересы.

Низший уровень познавательных интересов характеризуется потребностью во впечатлениях вообще;

второй уровень – любознательностью;

третий уровень, высший, – связью с социально значимой, в частности будущей для школьника профессиональной, деятельностью.

Уровень познавательных интересов сентябрь 2011 год

 

                               5 в            5б            9а            10а

Уровень познавательных интересов декабрь 2011 год

Сравнительная характеристика развития

познавательных интересов учащихся

                                        5в           5б           9а          10а

  Сентябр2011               Декабрь 2011

Выявление возможностей развития познавательных  

интересов у учащихся (методика успеха)

Цель: выявить среди учащихся с несформированными познавательными интересами тех, которые легко продвигаются в развитии при наличии успеха в деятельности, и тех, для которых такой успех является недостаточным.

Ход выполнения. Отобрать учащихся с явно не сформированными познавательными интересами, что обнаруживается в их полном равнодушии к учебным занятиям. Подобрать для них индивидуальные, доступные каждому учебные задачи. При этом сказать учащимся, что задачи эти достаточно трудные. После того как все ученики справятся с решением этих задач, дать им другие задачи, почти не отличающиеся от первых по трудности, но при этом сказать школьникам, что эти задачи значительно труднее первых. И, наконец, предложить ученикам действительно более трудные задачи. Во всех трех случаях работа учеников оценивается учителем словесным одобрением, а в первых двух случаях можно поощрить учеников отметкой, но в третьем случае работа выполняется не на отметку.

Анализ результатов. 

1) На основе проведенного, исследования выделила учащихся, которые к третьей серии задач остались равнодушными. Эти ученики находятся на низком уровне развития познавательного интереса.

2) Выделила учащихся, которые проявили к третьей серии задач интерес,но не справились с их решением из-за недостатка в знаниях или сообразительности. Эти школьники для развития познавательных интересов нуждаются в помощи по овладению знаниями.

3) Выделила учащихся, которые проявили при выполнении заданий третьей серии интерес и справились с решением. Эти ученики при поддержке с моей стороны (методика успеха) будут развивать свои познавательные интересы.

Данная методика не только диагностирует уровень развития познавательных интересов и способствует их развитию, но и оказывает влияние на самооценку учащихся, повышает ее и таким образом порождает у учащихся веру в свои силы.

Результаты показаны на диаграмме.

Изучение интересов школьника

Цель: провести диагностику познавательных интересов учащихся, содержание, глубину их интересов.

Необходимый материал. Конверты, задачи по разным предметам и разного содержания.

Ход выполнения. Приготовьте для изучаемых учащихся задачи по разным учебным предметам, причем задачи разного характера:

1. Задачи на воспроизведение знаний.

2. Задачи на установление причинной зависимости.

3. Задачи на выделение закономерности.

4. Задачи на практическое использование знаний.

5. Задачи творческого характера.

По каждому из указанных разделов надо дать 3 – 4 задачи. Кроме задач, использовать вопросы из заданий 1, 3, 4, точнее, результаты исследований школьников по этим заданиям.

Задачи надо разложить по соответствующим конвертам, на которых написано, какого характера задачи в них вложены. Изучаемым школьникам предложить самостоятельно выбрать конверт в соответствии со своими интересами.

Анализ результатов. Для диагностирования тех или иных познавательных интересов учитывала следующие данные:

1. Характер выбора конверта (случайный или вполне закономерный, направленный).

2. Содержание выбранных школьником познавательных заданий (чему

он оказывал предпочтение: практическим, творческим заданиям или же заданиям репродуктивного характера).

3. Характер выполнения задания (элементарные и стереотипные действия или оригинальный подход, творческое решение).

4. Эмоциональное выражение деятельности школьника в процессе выполнения задания (ученик действовал увлеченно, с подъемом или же безразличен к удачам и неудачам).

5. Соответствие между предметным содержанием выбранного конверта и содержанием деятельности, к которой ученик проявляет склонность в свободное от школьных занятий время.

Большинство учащихся 5 В класса имеют глубокие познавательные интересы по изучаемым ими предметам: английский язык, литература, технология. Однако большинство учащихся этих классов имеют широкие познавательные интересы, их интересуют различные области знаний. Пятую часть учащихся  интересует математика.

Учащиеся 5Б классов имеют поверхностные интересы почти ко всем

предметам. И это не удивительно, т.к. учащиеся имеют низкие или средние

учебные возможности.

Учащиеся 9А класса характеризуются многообразием интересов, но в большинстве они неустойчивые.

Результаты

дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Е.А. Климова

Е.А. Климов предложил все многообразие профессий разделить на пять основных типов в зависимости от предметов труда, на которые они направлены.

Данные исследования провела с 25 учащимися (9А), которые выполнили все творческие задания, которые предлагала в течении года.

ДДО дает сведения для предварительной ориентировки в интересах и склонностях в рамках изложенной классификации профессий.

1. «Человек – природа» Предмет труда – растения, животные,

микроорганизмы

2. «Человек – техника» Предмет труда – машины, механизмы

3. «Человек – человек» Предмет труда – человек, группы людей,

коллективы

4. «Человек –знаковая система» Предмет труда – цифры, языки, символы, коды

«Человек –художественный образ» Предмет труда – изобразительное искусство, музыка, художественные образы и их элементы

Как видно из диаграммы 7, среди учащихся, выполняющих творческие задания, почти нет «технарей». Интересным оказалось и то, что «естественников» в чистом смысле этого понятия, также оказалось немного. Творческие задания выполняют в основном – художественные натуры, предпочитающие общение с людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика определения познавательного стиля у детей

Существует множество методик для определения видов познавательного стиля, я остановлюсь на одной из них  - диагностике  импульсивности и  рефлексивности «Выбор парной фигуры»,кото...

Методика развития познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка

Данная методика направлена на личностно - ориентированный подход к ученику, помогая каждому расти настолько, насколько он способен. Методика предполагает широкое внедрение игровых и интерактивных техн...

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ В КУРСЕ ОРКСЭ

Отсутствие познавательного интереса у учащихся — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового? Как преодолеть равнодушное отношение к познанию...

Современные методики активизации познавательной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе

Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой  принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». Поэтому нельзя допустить, что...

методика «Развитие познавательных и творческих способностей у детей с ограниченными возможностями с использованием техники Эбру»

quot;Загадка эбру или почему краски не тонут"Я очень люблю удивлять окружающих, поэтому  часто провожу опыты и...