Главные вкладки

    Статья по алгебре на тему:
    «Познавательный интерес к математике и диагностические методики с помощью которых можно определить уровень развития познавательного интереса.»

    Ковалёнок Нэля Тимофеевна

    Тесты с помощью которых можно определить уровень познавательного интереса к математике. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

               «Познавательный интерес к математике и диагностические методики с помощью которых можно определить уровень развития познавательного интереса

                               Ковалёнок Н.Т учитель математики муниципального  казённого общебразовательного учреждения Кыштовская средняя образовательная школа №2 им.Тимермана К.А
                            с. Кыштовки Кыштовского района Новосибирской области.

         

    Работа, проводимая по выявлению талантливых детей, полезна и должна продолжаться, но таких детей не так уж много, между тем знания математики теперь становятся все более необходимыми не только инженерам, но и рабочим, а также многим другим специалистам. Поэтому нельзя допустить, чтобы школьники отрицательно относились к математике, наоборот, каждый учитель должен ставить перед собой задачу вызвать интерес к математике у всех учеников или во всяком случае добиваться такого отношения к ней, чтобы она не являлась препятствием при выборе профессии.

       Учение с интересом укрепляет веру учащихся в свои силы и творческие возможности, способствует воспитанию силы воли и целеустремленности в преодолении трудностей. Под влиянием познавательного интереса пробуждается и развивается активность, самостоятельность мысли, стремление к самообразованию и самовоспитанию. Формированию интереса к знаниям способствует весь процесс обучения учащихся в школе. Большая роль в выполнении этой задачи отводится предмету математики.

    В современных условиях определенный объем математических знаний, владение математическими методами и знакомство с языком математики, стали обязательными элементами общей культуры. Эти знания и умения необходимы для понимания и познания закономерностей окружающего нас мира, для изучения других наук и в жизненной повседневной практике. Познавательный интерес характеризуется как средство и как мотив обучения. Прежде всего, важно установить, когда возникают математические интересы. Интерес к изучению математики возникает в разные периоды жизни человека, но чаще в 5-9-х классах, а из этих классов наиболее часто – в 7-м классе. Это объясняется тем, что в 5 классе начинает преподавать специалист, как правило, любящий свой предмет и, естественно, способный увлечь учащихся математикой. Благоприятные условия для возникновения интереса в 7-м классе связаны с началом изучения алгебры и геометрии. Эти предметы привлекательны оригинальностью содержания, особой символикой, чертежами, измерениями, скрытым от беглого взгляда смыслом, даже своими символами и терминами. Но начало изучения новых предметов только создает благоприятные условия для пробуждения интереса, превращение же их в объект интереса зависит от постановки преподавания, т.е. от учителя.

    Интерес к математике у учащихся 5-6-х классов находится на уровне любознательности. Этот интерес очень легко возникает. Достаточно принести на урок новое наглядное пособие, предложить задачу с оригинальным условием, сообщить какой-либо факт из истории науки, чтобы почувствовать заинтересованность учащихся этих классов. Из этого следует, что учитель 5-х и 6-х классов должен постоянно иметь в виду необходимость заинтересовывания учащихся, не рассчитывая на тот интерес, который был вызван на предыдущем уроке или занятии.

    Интерес учащихся7-х и 8-х классов имеет несколько другой характер. В 7 классе начинают изучать такие новые предметы, как алгебра и геометрия, которые своим необычным содержанием привлекают учащихся и пробуждают их интерес. Здесь впервые отмечается стремление к преодолению трудностей, к решению более сложных задач, учащиеся этих классов начинают критически относиться к процессу обучения.

    Интерес учащихся 9-11-х классов имеет заметные отличия от интереса детей среднего школьного возраста. В этих классах начинают сказываться профессиональные интересы, влияющие на познавательный интерес вообще и на учебные интересы к отдельным предметам. В связи с этим целеустремленность учащихся к изучению “нужных” им предметов становится более сознательной и волевой, что приводит к лучшему пониманию значения объекта интереса и интерес постепенно достигает интеллектуального уровня.

    Стремление к самостоятельности, порождает желание самому глубже изучить интересующий предмет, сближает учащихся с друзьями по признаку общности интересов, в частности, математического интереса. Вместе с тем практические задачи подготовки к ЕГЭ, желание получить более высокий балл в аттестате, порождает у старшеклассников интерес к результату деятельности.

    Все вместе делает интересы старших школьников более дифференцированными, глубокими и устойчивыми. Но среди учащихся 9-11-х классов есть немало таких, интересы которых не определялись. Отсюда вытекает задача неослабевающей работы учителя математики по пробуждению интереса к своему предмету в старших классах.

    Учитель не определяет содержание математического образования, но он может обогатить его, привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая красоту, изящество и мощь методов математики. Что же касается организации методики занятий, а также отношений с учениками, то тут все зависит от учителя.

    В соответствии с темой были подобраны диагностические методики для обучающихся и одна для учителей, с помощью которых можно определить уровень развития познавательного интереса.

    Пoзнавaтeльныe  интepeсы школьника. (K.H.Boлкoв)

    Цель: oпpeделение степени выpaженности пoзнaвaтельных интеpесoв.

    Материал: блaнк с пятью вoпpoсaми, имеющими возможные вapиaнты oтветов.

    Ход проведения. Учителю, дается бланк стaндapтизиpoвaнной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой - либо один.

    l. Cвязaны ли интеpесы ученика с выбopoм бyдyщей пpoфeccии?

    А)очень тесно;

    Б) связаны, но очень мало, сопровождаются соответствующей организацией деятельности;

    В) никак не связаны.

    2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется ли научной литературой, работает ли со словарем и т. д.?

    А) постоянно;

    Б) иногда;

    В)очень редко.

    3. Ставит ли перед собой задачи, выполнение которых не возможно в один присест, и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

    А) большинство заданий подчинено этому принципу;

    Б) ставит, но редко выполняет;

    В) не ставит долговременных задач.

    4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать черную не интересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительное вычисление при решении интересной задачи)?

    А) делает всегда столько, сколько нужно;

    Б) делает периодически;

    В) не любит выполнять неинтересную работу.

    5. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?

    А) всегда, когда нужно;

    Б) только изредка;

    В) не способен.

    Обработка данных. О сильной выраженности познавательного интереса свидетельствуют ответы а).

    2. Познавательная активность школьника (А. А. Горчинская)

    Цель: Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.

    Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

    Ход проведения Школьнику дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов какой - либо один.

    Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике?

    а) да;

    б) иногда;

    в) нет.

    Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?

    а) помучиться, но самому найти ответ;

    б) когда как;

    в) получит готовый ответ от других.

    Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

    а) постоянно много;

    б) иногда много, иногда ничего не читаю;

    в) читаю мало.

    Что ты делаешь, если при изучении какой - то темы у тебя возникли вопросы?

    а) всегда на них ответ;

    б) иногда нахожу на них;

    в) не обращаю внимания.

    Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что - то новое?

    а) стремишься с кем -нибудь поделиться (с близкими, друзьями)

    б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем - нибудь;

    в) ты не станешь об этом рассказывать.

    Обработка данных. Ответы а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности; ответы б) - об умеренной; ответы в) - о слабой выраженности.

    Познавательная активность школьника (вариант 2)

    (А.А. Горчинская)

    Цель: выявление степени выраженности познавательной активности младшего школьника в области математики.

    Материал: бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

    Ход проведения. Родителю дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать один из предложенных вариантов ответов.

    Нравится ли ребенку выполнять задания по математике?

    а) нравится всегда;

    б) иногда;

    в) очень редко.

    Обращается ли ребенок к дополнительной литературе при выполнении домашних заданий?

    а) часто;

    б) иногда;

    в) очень редко.

    Как ведет себя ребенок при выполнении заданий, решение которых невозможно в один присест кропотливой работы?

    а) решает до тех пор, пока не получит верный ответ;

    б) несколько раз оставляет решение задачи и снова к нему возвращается;

    в) прекращает работу, если не может быстро найти ответ.

    В какой мере, занимаясь любимым делом, ребенок может делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную работу?

    а) делает всегда столько, сколько нужно;

    б) выполняет выборочно или периодически;

    в) не любит выполнять неинтересную для него работу.

    Способен ли ребенок при необходимости заниматься продолжительно интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечением, а иногда и отдыхом?

    а) всегда, когда это нужно;

    б) только изредка;

    в) не способен.

    Обработка данных. Ответы а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности; ответы б) - об умеренной; ответы в) - о слабой выраженности [2].

    Познавательная потребность. (В. С. Юpкeвич)

    Цель: определение интенсивности познавательной потребности.

    Материал: стандартизированная анкета адресованная учителям. Koтopыe нa oснoве нaблюдений и бесед с родителями, должны выбрать ответы на следующие вопросы.

    вопросы

     Возможные ответы

    баллы

    Как часто ученик подолгу (час, полчаса) занимается какой-либо умственной деятельностью (час полтора - для младшего школьника, несколько часов подряд - для подростков)?

    а) постоянно

    б) иногда

    в) очень редко

    5

    3

    1

    Что предпочитает школьник когда задан вопрос на сообразительность?

    а) Помучится но сам найдет ответ

    б) когда как

    в) получит готовый ответ от друзей

    5

    3

    1

    Много ли читает школьник дополнительной литературы?

    а) постоянно, много

    б) иногда много,

    иногда ничего не читает

    в) мало или совсем ничего не читает

    5

    3

    1

    На сколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

    а)очень эмоционально

    б)когда как

    в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

    5

    3

    1

    Часто ли ребенок задает вопросы?

    а) часто

    б) иногда

    в) очень редко

    5

    3

    1

    Обработка данных. Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов: 17 - 25 баллов - потребность выражена сильно; 12 - 16 баллов умеренно; меньше 12 баллов - слабо.

    http://gigabaza.ru/doc/79465-p5.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ

    Одна из задач моей работы – применение на практике знаний, полученных учащимися на уроке, развитие творческого интереса  школьников к математике, через их сис...

    “ Формирование познавательного интереса к математике с помощью внеклассной работы”

    Для современного образования остаётся представление об  учении как о тяжёлом , обязательном труде.Важной задачей образования становится привитие у  учащихся интереса к учению.Однако с достат...

    развитие познавательного интереса к математике.

    В данной статье показывается как с помощью системно - деятельностного подхода можно мотивировать учащихся к различным видам деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время. Ключевые слова:систе...

    Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка

    Памятка для родителей "Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка"...

    Средства, с помощью которых можно уменьшить травматизм.

    Цель исследования: Выявить после каких, используемых средств на уроках физической культуры:1)уменьшится травматизм и 2) улучшатся знания по технике безопасности.Задачи:1.Раскрыть процесс влияния разли...

    Презентация "Народные приметы, с помощью которых можно предсказать погоду"

    Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Погода и климат". В народных приметах заключено много точного знания, основанного на многолетних наблюдениях людей....

    «Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных действий»

    Применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных действий обучаемых....