Организация учебной деятельности на уроках математики с использованием индивидуального дифференцированного подхода к каждому ученику, способствующему развитию познавательной и творческой активности
проект по геометрии (9 класс) на тему

Сукманова Светлана Валентиновна

Как лучше готовить к экзаменам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос.Прогресс муниципального района Хворостянский Самарской области

Педагогический проект

Организация учебной деятельности на уроках математики  с использованием индивидуального дифференцированного подхода к каждому ученику, способствующему развитию познавательной и творческой активности

Выполнила:

учитель математики
ГБОУ СОШ пос Прогресс

Сукманова Светлана Валентиновна

2013 г.

Проблемой внедрения дифференцированного подхода  в урочную и внеурочную деятельность я занимаюсь практически всю свою педагогическую деятельность. Начиная со времени введения ЕГЭ и ГИА проблема индивидуального подхода к обучению стала необходима как воздух. Позднее индивидуальный образовательный маршрут стала применять  на математике при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Планирую применять индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как средство формирования УУД при изучении математики в 5 классе

Актуальность

Одной из позиций оценки качества образования является оценка индивидуальных достижений обучающихся. В связи с этим передо мной, как и перед каждым учителем стоит задача успешного обучения всех учащихся независимо от их возможностей, потребностей, физического и психологического развития. Работа учителя, ориентированная на сильного ученика, приводит к тому, что у слабых учащихся появляется отвращение к учебе, боязнь высказать собственное мнение на уроке. Но работа учителя, ориентированная на среднего ученика, также негативно сказывается и на сильных учениках. Такие ученики зачастую и вовсе выпадают из поля зрения учителя. Сильные, талантливые учащиеся теряют интерес к учению, им становится скучно, и, в результате, к концу обучения талантливые дети превращаются в посредственных учеников.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель:

Так реализовать индивидуально-образовательные маршруты учащихся, чтобы не только обеспечить базовую подготовку, но удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к учебе; решить проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования.

Для достижения цели мне необходимо было решить следующие задачи:

Используя индивидуальный образовательный маршрут обучающегося на уроках  математики необходимо реализовать системно-деятельный подход в развитие личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у школьников умения учиться и применять свои знания в различных жизненных ситуациях.

Объект исследования:

Процесс обучения  математике обучающихся 9 – 11 классов.

Предмет исследования:

Развитие личности обучающихся, его познавательных и созидательных способностей через личностно-ориентированный подход .

Именно через дифференцированный  подход учитель способен не только донести до каждого ученика определенный объем знаний, умений и навыков, но и подготовить школьников к жизни, а также способствовать становлению человека, обретения им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого накала. Цель его – заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, необходимые для формирования самобытной личности, способной к продуктивному взаимодействию с людьми, природой, культурой.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны научиться ставить собственные цели в изучении конкретной темы; выбирать оптимальные формы и темы обучения; применять те способы учения, которые способствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

Описание технологической модели:

Под индивидуальным образовательным маршрутом мы будем понимать определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации соответствующих целей по уровню овладения программным математическим содержанием, основанную на его уровне обученности, соответствующую его способностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, консультирующей деятельности педагога. При этом ученик всегда должен ощущать собственную ответственность за сделанный выбор и за рост своих результатов при его реализации.

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой:

• целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую

ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.

• набор конкретных дидактических и методических средств по

обеспечению развития ребенка, основанный на его индивидуальных

особенностях, к которым относятся уровни обучаемости, обученности и психическое состояние ребёнка

В стадии разработки индивидуальной образовательной траектории ученик выступает:

1) как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением;

2) как “неформальный заказчик”, “предъявляя” (при стартовом диагностировании), проектирующему для него образовательную программу – индивидуальную траекторию, свои образовательные потребности, познавательные и иные индивидуальные особенности

На стадии реализации учащийся выступает как субъект осуществления образования. В этом случае личностно ориентированный образовательный процесс реализуется как индивидуальная образовательная траектория при условии использования функциональных возможностей педагогической поддержки. Именно поддержка ученика в образовательном процессе трансформирует личностно-ориентированный образовательный процесс в индивидуальную образовательную траекторию.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

- целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);

- содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);

- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

- организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).

Достигается это путем:

 структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);

 сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);

 регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);

- результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет:

 усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения, связанный с апробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей;

 создать условия для профилизации обучения, формировать Портфолио учащегося;

 сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы;

 перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся.

  1. Возможность индивидуальной траектории образования ученика

предполагает, что при изучении темы он может, например, выбрать один из следующих подходов: базисное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижения учениками нормативного образовательного уровня. Для этого предоставляются школьникам многообразные учебные задания (по степени сложности и способу выполнения), чтобы они имели возможность выбора, а следовательно самоопределения. Они определяют наиболее интересное и легкое для них задание, отбирают самое трудное и тяжелое задание, определяют с помощью кого из окружающих его людей ему будет легче выполнить задание, а также выбрать необходимые материалы, ОЭР, справочники, книги, таблицы. Выбирают из групп заданий: репродуктивного, проблемного, творческого характера. Учитель следит за тем, чтобы ученики не выбирали постоянно однотипные задания. Таким образом, каждый ученик перерабатывал одну и ту же информацию, но решал задачи собственным путем в зависимости от того, какой стиль учения ему присущ.

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей (ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная).

Для определения уровня обученности учащихся используются следующие виды контроля:

  • входной – контроль знаний и умений учащихся в начале учебного года, необходимый для организации эффективной системы повторения изученного материала
  • текущий – контроль, позволяющий непрерывно отслеживать уровень усвоения знаний и умений учащихся в процессе изучения материала; правильно налаженный подобный контроль позволяет обеспечить обратную связь и управлять познавательной деятельностью учащихся;
  • рубежный – контроль знаний и умений учащихся по окончании изучения определенной темы курса;
  • отсроченный – контроль «остаточных» знаний и умений, который проводится спустя какое-то время после изучения основных тем и разделов курса , проводится, как правило, выборочно с целью изучения прочности знаний наиболее слабых и наиболее сильных учащихся
  • итоговый – контроль знаний, умений и навыков учащихся переводных классов, который проводится в виде зачетов, годовых итоговых

При реализации индивидуального образовательного маршрута возникают следующие трудности:

  • не все ребята могут объективно оценить свои знания и выбрать задания нужного уровня;
  • количество заданий, рекомендованное для закрепления тем программы мало, что не позволяет должным образом закрепить материал;
  • предусматривается большое количество самостоятельной работы, но, к сожалению, не все ученики могут рационально использовать время и свои силы.

Сроки проведения педагогического проекта: 2006-2013 г.г.

1 этап. Определение «зоны ближайшего развития» для каждого ученика.

2 этап. Разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения.

3 этап. Совершенствование способностей обучающихся через личностно-ориентированный подход на основе ИОМ.

4 этап. Подведение итогов, формирование выводов.

Вывод:

Таким образом, дифференцированный подход в обучении математики путем создания индивидуального образовательного маршрута реально становится персональным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании. ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Развитие познавательной и творческой активности на уроках информатики

Приемы, направленные на развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках информатики...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы

Важной задачей современной  школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. ...

Статья "Дифференцированный подход в организации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы".

Темой статьи  является изучение проблемы, как построить дифференцированное обучение на уроках, чтобы оно являлось средством формирования учебной мотивации учащихся, активизации учебной деят...

Организация учебной деятельности на уроках математики и информатики с использованием индивидуального образовательного маршрута через личностно – ориентированный подход, способствующий развитию познавательной и творческой активности

Проблемой внедрения индивидуального образовательного маршрута в урочную и внеурочную деятельность я занимаюсь уже 7  лет.   Начиная с 2007 года,  в классах, где я преподавала...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках физики посредством использования современных образовательных технологий

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.  В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информа...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии...