Развитие творческой познавательной активности обучающихся на уроках физики с использованием дифференцированного обучения на примере решения задач
статья

Жирова Ирина Сергеевна

Данный материал является обобщением опыта по обучению физике посредством дифференцированного подхода на примере решения задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Развитие творческой познавательной активности обучающихся на уроках физики с использованием дифференцированного обучения на примере решения задач                                       

    В современной школе высшей ценностью стала личность обучающегося, критерием оценки деятельности – обеспечиваемые условия для развития его индивидуальности.       Поэтому в процессе обучения основные усилия направляю на реализацию цели, которую ставлю перед собой и школьниками – добиться не только достижения всеми обучающимися уровня стандарта, но и создать условия для вывода каждого учащегося на адекватный уровень обученности через активацию УПД обучающихся.

       Для достижения данной цели ставлю перед собой следующие задачи:

  1. формирование у обучающихся необходимых умений и навыков самостоятельной учебной деятельности;
  2. выявление склонностей и способностей обучающихся;
  3. обучение каждого ребенка на уровне его возможностей и способностей;
  4. развитие мыслительной и творческой активности обучающихся;
  5. усиление уровня самостоятельности обучающихся в процессе обучения;
  6. развитие интереса к предмету.

     Для реализации поставленных задач я использую элементы методик В. Шаталова, А. Границкой, И. Унт, а основой моей работы является система Р.Г. Хазанкина, основанная на обучении предмету через решение задач.

       Система обучения физике на основе решения задач предполагает:

  1. личностный подход, создание ситуации успеха, педагогику сотрудничества;
  2. обучение физике =  обучение решению задач;
  • обучение решению задач, которое включает в себя обучение умениям типизации и умение решать типовые задачи (для выполнения данного пункта использую задачи-подсказки для более слабых детей);
  • дифференциацию обучения  «трудных» и «одаренных»;
  • органическую связь индивидуальной и коллективной деятельности;
  • сочетание урочной и внеурочной форм работы.

Система предполагает основные этапы работы над изучением     темы:

  1. изучение нового материала;
  2. решение «ключевых задач» и практикумы;
  3. уроки-консультации;
  4. зачетные уроки.

   1)  Уроки введения новых знаний раскрывают новую тему, как правило, крупным блоком и экономят время для дальнейшей творческой работы. Перед изучением крупной темы провожу вводный контроль, позволяющий выявить необходимый уровень знаний для усвоения данной темы. На вводном уроке знакомлю обучающихся с сетевым планом по теме, с указанием уровня заданий с адаптацией, тематикой заданий по работе с дополнительной литературой. Сетевой план состоит из:

      - блоков по изучению обязательной литературы;

       - блоков по решению  заданий с адаптацией;  

       - блоков по работе с дополнительной и справочной литературой;

       - блоков контроля;

       - блока индивидуализированной самостоятельной работы с обучающимися.

   Для ученика план открывает перспективу работы, обеспечивает непрерывный, конкретный, целенаправленный процесс получения знаний.

2)  При проведении учебных занятий особое значение имеют уроки решения «ключевых задач». На этих уроках вместе с обучающимися вычленяем минимальное число задач по теме, учимся распознавать и решать их.

         Я выделяю несколько видов решения задач:

а) решение задачи различными способами;

б) решение системы задач;

в) проверка решения задач товарищами;

г) самостоятельное составление задач. Считаю, что нужно дать ученику нестандартные задания: придумать задачи соответствующего вида (как расчетные, так и качественные). Задачи, составленные учениками, использую при работе с классом. Если задачи нравятся, объявляю автора. Как правило, такая работа позволяет изменить отношение ученика к предмету и к учению в целом;

д) участие в конкурсах и олимпиадах, как школьного, так и районного уровня.

       После разбора ключевых задач стараюсь организовать работу так, чтобы все в классе получили достаточную тренировку в их распознавании, решении, а затем и в составлении. Знание только алгоритмов решения не удовлетворяет тех, кто проявляет особый интерес к физике. С ними перехожу к решению нестандартных задач на уроках-практикумах.

         При самостоятельном решении задач учащиеся работают в различном темпе и требуют разной степени помощи. Для одного самостоятельность проявляется уже в том, что он без чьей-либо помощи выполнил задание по только что разобранному образцу, а для другого интереснее решить задачу несколькими способами. Все это стараюсь учитывать при подборе задач для самостоятельного решения. Самостоятельную работу организую в разного рода парах: динамической, статистической, вариационной.                    Консультации провожу практически на каждом уроке во время индивидуальной работы с обучающимся, тогда как весь класс работает самостоятельно.

3) Уроки-практикумы, цель которых–организовать индивидуальную работу, помощь сильных слабым, постепенно перейти к решению более сложных задач. Часто эту работу организую, как работу в малых группах.

4)  Зачетные уроки – это уроки индивидуальной работы, которые служат как для контроля и оценки знаний, так и для достижения целей обучения, воспитания и развития. Огромную пользу получает и принимающий зачет: происходит переосмысление материала, систематизация, сопоставление нового и старого. После контрольной работы провожу уроки коррекции знаний, подведения итогов.

       Кроме решения различных видов задач использую разнообразные методы и средства в зависимости от целей и содержания урока: индивидуальные задания; различные формы взаимоконтроля; физические диктанты; графические и табличные способы систематизации и обобщения материала; ролевые игры; индивидуально-групповые задания разноуровневого характера; тестовые формы контроля знаний; контрольные и лабораторные работы; рефераты; кроссворды, которые ребятам нравится не только разгадывать, но и составлять самим.

        Сама организация деятельности создает благоприятный психологический климат на уроке. Исчезает чувство страха, неуверенности. Каждый ученик знает, что надо делать на уроке, видит перед собой реальную цель. Все ученики находятся в равных условиях. В процессе обучения каждый ребенок контролирует других, проверяет, объясняет, ну и сам кому-то отвечает, т. е. включению ученика в деятельность помогает социальный мотив и постоянная смена деятельности.

        Одним из важных приемов мотивации учения является создание ситуации удовлетворения обучающимися успехами в учении. Этот фактор очень важен для тех учащихся, которые с трудом учатся и имеют пробелы в знаниях. Поэтому стараюсь своевременно создать у таких детей ситуацию успеха, вовремя подбодрить их, вселить веру в свои силы. Этот способ мотивации несложно реализовать на уроке. Ситуация успеха необходима и способным обучающимся.

      Особое значение для воспитания форм учебно-познавательных мотивов в подростковом возрасте имеют самоконтроль и самооценка, а также различные виды взаимоконтроля и взаимооценки. Главное содержание мотивации в этом возрасте – научиться сотрудничать с другим человеком в ходе совместного осуществления учебной деятельности.

        Основные направления своей работы систематизирую в виде нескольких заповедей:

  1.    Стараться, чтобы теоретические знания учащихся были как можно более глубокими.
  2.    Связывать изучение физики с другими учебными предметами (биология, математика, химия, литература). При изучении в 8 классе темы «Световые явления» предлагаю подобрать дома стихотворения, в которых бы говорилось о различных источниках света (свеча, лучина, спички, звезды, Солнце и т.д.)
  3. Учить догадываться.
  4. Продолжать работать с решенной задачей.
  5. Составлять задачи самостоятельно.
  6. Работать с учебной, научно-популярной литературой и научной литературой, Интернетом.
  7. Организовывать общение в УПД на уроке и после уроков.

   Чтобы выполнить последнюю заповедь, использую внеклассные формы работы – это и декада физики, которая ежегодно проходит в школе, и выпуск газет к Дню Космонавтики и к декаде физики, и КВНы, и беседы лекторской группы, и различные викторины и конкурсы, и индивидуальная форма занятий, а также элективный курс, который проводится в 10-х классах по теме: «Решение качественных и графических задач по физике», а в 11-х - по теме: «Решение творческих задач по физике».

      Для управления УПД веду отслеживание за уровнем усвоения ЗУН. Оценки в теме выставляю за теорию, домашние задания по всей теме, срезовые, тестовые, лабораторные и контрольные работы.

      Для отслеживания результатов работы веду тетрадь учета усвоения тем. В ходе контроля, при личном общении с учеником, в ходе наблюдения, по результатам тестов выявляю уровень обученности, развития, воспитанности.

    Педагогическое  диагностирование  помогает мне отслеживать результаты  работы. Итоги диагностики использую для коррекции учебно-воспитательного процесса и его результатов. Система моей работы позволяет вносить в неё коррективы, менять методы и приемы, применять новые, более эффективные, что даёт возможность добиваться положительной мотивации, повышает уровень обученности обучающихся.

       Любая работа приносит удовлетворение, если есть результат. В нашей профессии результат – это качество знаний обучающихся и создание каждому ученику ситуации успеха в процессе освоения знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как инструмент повышения познавательной активности обучающихся на уроках физики

Из опыта использования компьютерных моделей сложных физических процессов на уроках физики...

Проблемное обучение и развитие познавательной активности учащихся на уроках физики с помощью ИКТ.

В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла, в том числе и физике.Одни ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в бу...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках физики посредством использования современных образовательных технологий

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.  В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информа...

Развитие творческого потенциала и познавательной активности обучающихся на основе инновационных форм и методов обучения

Выступление на методическом объединении "Развитие творческого потенциала и познавательной активночти обучающихся на основе  инновационных форм и методов обучения"....

Использование информационных технологий как способ развития познавательной активности учащихся на уроках физики

Столкнувшись с проблемой понижения качества знаний учащихся, что является следствием того, что на уроках не интересно, я задумалась, каким образом можно «убить» сразу двух зайцев (развить ...

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках технологии с использованием ИКТ в условиях реализации ФГОС (Опыт работы)

Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников находить, сохранять и обрабатывать информацию. Для этого есть мощное средство - компьютер....

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством использования современных технологии обучения. «Без здорового не может быть духовного».

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством использования современных технологии  обучения. «Без здорового не может быть духовного»....