Развитие познавательной активности обучающихся на уроках технологии с использованием ИКТ в условиях реализации ФГОС (Опыт работы)
компьютерная программа по технологии

Еремина Лидия Николаевна

Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников находить, сохранять и обрабатывать информацию. Для этого есть мощное средство - компьютер.      Компьютерные технологии могут быть легко интегрированы в учебно-воспитательный процесс,С  помощью компьютера можно моделировать фасоны изделий, создавать и редактировать рисунки, подбирать цветовую гамму, уменьшать или увеличивать как всю аппликацию, так и ее фрагменты, Предлагая  обучающимся выполнять задания на компьютере, мы даём им возможность ощутить себя исследователями, открывателями.        1.Компьютерная программа  Stitch Art Easy!4.0 – «Вышивать легко», дает возможность создавать, при помощи интернета,  новые изображения (цветов, животных, природы, морских пейзажей), рисунки, и фотографии,  получить  распечатанную рабочую схему  для вышивки, CD«Компьютерное проектирование одежды», где девочкам предлагается занести свои размерные признаки – рост, полуобхват груди, талии, бедер в компьютер. Выбрать из предлагаемого ассортимента модель юбки, брюк, блузки, пиджака, пальто и сразу получить выкройку на свой размер. Затраты по времени составляют всего 10-20% урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы с использованием ИКТ23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках технологии   с использованием ИКТ в условиях реализации ФГОС

(Опыт работы)

                                                                  Еремина Лидия Николаевна

                                                    Учитель технологии

                                                    Высшей  категории

МБОУ

            «Основная общеобразовательная школа № 25»

                Ново-Савиновского района г. Казани

                  Республика Татарстан        

 В реализации образовательных программ особая роль принадлежит учителю. Современный учитель должен создавать такие условия, чтобы каждый обучающийся был вовлечён в процесс активной познавательной деятельности и применял на практике полученные знания.  Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников находить, сохранять и обрабатывать информацию. Для этого есть мощное средство - компьютер. Мы согласны, что современная школа и другие социальные институты сегодня вынуждены работать в условиях неопределенности, так как человека «нужно подготовить к жизни, а какой будет эта жизнь, сейчас еще неизвестно» [1].

      Компьютерные технологии могут быть легко интегрированы в учебно-воспитательный процесс, не затрагивая при этом содержания обучения, при сохранении всех достижений отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик преподавания на уроках технологии.

        С  помощью компьютера можно моделировать фасоны изделий, создавать и редактировать рисунки, подбирать цветовую гамму, уменьшать или увеличивать как всю аппликацию, так и ее фрагменты, менять форму элементов аппликации и место ее расположения в изделии. Бывает так, что выполненная аппликация или вышивка не получилась  эффектной из-за неудачного подбора  ткани, кожи, ниток. Исключить такие и другие ошибки можно, если использовать для моделирования будущей аппликации или узора вышивки компьютер.

        Его также можно  использовать и как инструмент при разработке швейных изделий.  Используя программу «Photoshop», можно создавать конструкцию и дизайн будущего изделия путем взаиморасположения форм и деталей.

         Предлагая  обучающимся выполнять задания на компьютере, мы даём им возможность ощутить себя исследователями, открывателями. Это означает, что дети делают выводы, учатся обобщать полученный результат, исходя из их собственных наблюдений.

 В.А Сухомлинский настойчиво советовал учителям беречь детский огонёк пытливости, жажды знаний, вознаграждать каждый успех ребёнка, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой                [3:142]. Такие возможности предоставляет использование на уроках технологии проблемного обучения, которое и принято мной за основу. Для того чтобы помочь в профессиональном самоопределении старшеклассников, мною был разработан цикл уроков.  

        Девочки долго размышляют, подбирая рабочие схемы для вышивки.              

       1.Компьютерная программа  Stitch Art Easy!4.0 – «Вышивать легко», дает возможность создавать, при помощи интернета,  новые изображения (цветов, животных, природы, морских пейзажей), рисунки, и фотографии,  получить  распечатанную рабочую схему  для вышивки, подобрать цветовую гамму, уменьшить или увеличить изображение, с помощью изменения размера крестика от 2,5 до 4,0, точно знать количество цветов ниток мулине для вышивки. По времени затраты составляют всего 5 – 10 минут.

      2.CD«Компьютерное проектирование одежды», где девочкам предлагается занести свои размерные признаки – рост, полуобхват груди, талии, бедер в компьютер. Выбрать из предлагаемого ассортимента модель юбки, брюк, блузки, пиджака, пальто и сразу получить выкройку на свой размер. Затраты по времени составляют всего 10-20% урока.

        3.CD«Уроки по вязанию на спицах».  Учащиеся знакомятся с инструментами по вязанию, ассортиментом пряжи и ниток, а затем практически показывается – как надо держать спицы, как делать набор петель и дальнейшую последовательность вязания по схемам. От простых вязок - к сложным, ажурным. Всего 47 образцов. После чего девочки самостоятельно могут вязать по журналам мод любые изделия.

         4.CD«Графические работы с изоньтью». Этот диск  я использую на уроках с мальчиками. Они начинают довольно быстро выполнять композиции нитью на картоне. Сначала учатся заполнять нитями углы, окружности и дуги. Используемые материалы просты и доступны: цветной картон, нитки разных цветов, швейная игла, циркуль, карандаш, ластик, линейка, треугольник. Ребята выбирают свой знак зодиака или тот, который хотят подарить и начинают работать. Результат – красивая открытка со знаком зодиака идет в подарок. Мой опыт показывает, что учащиеся, овладев алгоритмом деления окружности, углов, дуг на любое количество равных частей, составляют оригинальные нитяные орнаменты. Лучшие из них вошли в альбом и используются на уроках как наглядное пособие.

         5.CD«Большая энциклопедия причесок + видиоэнциклопедия». Это – коллекция причесок, уход за волосами, советы мастеров и многое другое. Девочкам предлагается изменить свою прическу. Это объемные, вечерние прически, простые косы, косы жгуты, различные стрижки. Программа позволяет моментально определить тип лица и подобрать различные сочетания цвета волос и прически. Визажист позволит без риска для внешности найти лучший способ сгладить недостатки и подчеркнуть выигрышные стороны лица. Этот урок – лучший советчик в разработке индивидуального стиля создания прически, подборе макияжа и украшений.

       6.Программа: «Стиль создают детали». Современная мода позволяет делать огромный эксперимент с аксессуарами. Эта программа показывает нам, как можно добиться различных видов и образов с помощью аксессуаров. Например, шейный платок – очень красивый аксессуар. В умелых руках он превращается в шейное украшение, бюстье или модный аксессуар к женской сумочке. Шарфы, повязанные в виде банта, подчеркнут аристократичность  натуры. Палантин – это модный аксессуар, который выделит очарование, женственность и дополнит весь образ.

        7.CD«Вышивка лентами». С помощью этого вида декоративно-прикладного  искусства можно создавать различные украшения в виде панно, подушек, различных рамок. Можно украсить одежду, головные уборы, сумки, варежки и перчатки, за довольно быстрый отрезок времени, изделия становятся яркими, красочными, неповторимыми.                       Этот цикл уроков предполагает дать школьникам необходимый  уровень знаний по работе на ПК при проектировании, моделировании, изготовлении и художественной отделке швейных изделий, помогает овладеть необходимыми навыками обработки различной информации в области швейного дела.

          Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу. Как уже говорилось выше, самое большое удовольствие в процессе обучения дети получают от собственных открытий, самостоятельной поисковой творческой работы.

  Ребятам полюбилась такая форма работы, как презентация. Она основана на использовании программы MS PowerPoint. Работа обучающихся может представлять собой процесс от простейшего набора слайдов-иллюстраций, снабжённых необходимым комментарием, до самостоятельных фильмов.

На своих уроках я пользуюсь своими презентациями и  выполненные учащимися: «Экологические проблемы в питании», «Оформление интерьера квартиры миниатюрами вышивок», «Костюмы для восточных танцев», «Вышивка крестом», «Профессия дизайнер» и др.  Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения.

 Традиционно цели школьного образования всегда определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки,  а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных знаний, умений и навыков, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования [2].

        Заключение: Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач, проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к теме урока, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся.

Список литературы:

1.Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки. // Педагогика 2004 № 1

2.Селевко Г.А. Педагогические компетенции и компетентность // сельская школа 2004 № 3

3.Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». 2-е изд. Киев, 1972