Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством использования современных технологии обучения. «Без здорового не может быть духовного».
статья

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством использования современных технологии  обучения. «Без здорового не может быть духовного».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством использования современных технологии  обучения.

 «Без здорового не может быть духовного».

 «Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь».

(Конфуций)

        В основе современной системы образования лежит воспитание гармоничной личности, способной к самообразованию и самосовершенствованию, адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни, мыслящую и умеющую принимать самостоятельные решения.

        Достижение этой цели, по моему мнению, возможно, в первую очередь, через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку обучающихся с акцентом на сохранение здоровья обучающихся.  Как учитель, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний, но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость применения в дальнейшей жизни.  Цель работы-  пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления обучающимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала через призму здоровьесбережения.

        В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности я обратилась к современным педагогическим технологиям или к отдельным их элементам, использование которых позволяет мне успешно реализовать поставленные образовательные цели.

        Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием различных педагогических технологий. Это дает возможность учителю работать дифференцировано и индивидуально, а также экономит время. Применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес обучающихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Использование современных технологий отвечает требованиям общества и государства, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

        Поскольку основной формой организации учебной деятельности школьников является урок, считаю необходимым обратиться к основным требованиям к нему с позиции здоровьесберегающих технологий. 

1.        Большое значение имеет организация урока. Необходимо выстраивать  его в соответствии с динамикой внимания обучающихся, учитывая время для каждого задания.

2.        Во избежание усталости обучающихся чередовать виды деятельности: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке и т.д. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно создают условия для отдыха ребят.

3.        Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигаю благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках разноуровневых заданий  снижает нагрузку обучающихся и способствует сохранению здоровья детей.

4.        Использование различных тестовых заданий с выбором ответа, с открытым ответом; заданий на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности и утомляемости на уроке.

5.        Обстановка на уроке должна быть доброжелательная, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение самостоятельной мыслительной деятельности – это «ключ» к созданию позитивного образовательного пространства на уроке, к раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребёнок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

6.         Систематическое проведение динамических пауз на уроках: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности. •Кинезиологические упражнения Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности. Например, «Зеркальное рисование»:- Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

7.         Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов на уроке ведёт к психологической разгрузке.

      На практике, исходя из требований ФГОС, одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приёмов и достижению обратной связи. Поэтому на своих уроках я использую технологию проблемного обучения.

        Методом проблемного обучения является проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных знаний. Приём ″яркое пятно″ чаще всего я использую при изучении новой темы. Из опыта знаю, что проблемное и броское название устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес обучающихся («Почему вымерли динозавры?», «Так ли необходимы растения на Земле?», «Почему мозг занимает такую маленькую площадь в организме, хотя является самым главным регулирующим органом?» и др.). При изучении темы «Папоротникообразные растения», я рассказываю детям легенду о цветущем папоротнике накануне Ивана –Купалы. Согласны ли вы с представлением о том, что в ночь на Ивана Купалу (31 июля) с помощью цветка папоротника можно найти клад? Ещё одни приём- ситуационные задачи. Урок «Влияние курения и употребление алкоголя на организм человека» 9 класс. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования.   Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы.

1. Мама пришла домой, где увидела подруг своей дочери (сына), распивающих спиртные напитки. Представьте решение этой проблемы. 2. Ваш друг (подруга) употребляет алкоголь и курит. Ваши действия? 3. Во время стирки родители находят в карманах одежды сына (дочери) пачку сигарет. Как решить данную проблему? 4. На дискотеке вам предложили попробовать спиртные напитки. Как выйти из данной ситуации? 5. Вы в случайной компании, видите, что распиваются спиртные напитки. Обозначьте две проблемы, представьте пути их решения. Результат использования проблемного обучения: повышение мотивации, углубление уровня понимания,  формирование учебно-познавательной и информационной компетентности, снижение утомляемости.

        На уроках использую кейс задания. 8 класс- в городскую больницу был доставлен мужчина, попавший в автокатастрофу. Его грудная клетка была пробита с двух сторон, но лёгкие при этом остались неповреждёнными. Несмотря на все усилия врачей, пострадавший умер от удушья.Почему это произошло, ведь лёгкие были неповреждённые? Объясните этот факт.

Проектная деятельность – один из важнейших инструментов реализации ФГОС. В течение года разрабатываются  тематические проекты. Опираясь на помощь учителя, ученики намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию, сообщение и представляют проект  перед другими обучающимися. Часто темы таких работ позволяют осуществить принцип интеграции предметов. Лучшие проекты ребята презентуют на ежегодной научно-практической конференции «Ника». Также каждый год обучающиеся представляют свои исследовательские проекты на районной конференции «Купчинские чтения. Секция биология и экология», где являются призёрами и победителями, участвуют в районных играх «Экознание» и «Биологический калейдоскоп».

В основной школе очень эффективны игры – соревнования, основанные на  групповой  деятельности: «Кто больше?», «Кто быстрее?» (кто больше найдет, назовет биологических объектов…).

 «Рассказ правила по цепочке». Условие – соблюдать логику изложения. Победит тот, кто даст самый логичный  и  полный ответ. Например, рассказать о животных класса Насекомые.

Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает  урок  эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми,  уроками  – конференциями,  уроками  – практикумами. 

 После изучения нового материала ребятам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное задание было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.

Игра «Рассказ-небылица». Игру можно использовать практически при изучении любой темы. Ребята должны уличить во вранье Мюнхгаузена или поправить Незнайку, т.е. найти ошибки в их рассказе. Количество ошибок я называю детям. Рассказы я или составляю сама, либо беру с прошедших уроков из работ обучающихся. Могу также дать такое задание предварительно на дом (т.е. объявляю конкурс "Вралей”,’’Незнаек", "Мюнхгаузенов"). В конце игры необходимо исправить ошибки и дать объяснение. Тексты даю как лёгкие, так и трудные. Например «Летом я жила в деревне у бабушки. У неё большой сад. Чего там только не встретишь: вишни, яблони, груши, морковь и капуста. Больше всего я люблю есть сочные плоды вишни-ягоды. А на уроке биологии я узнала, что в цветках шиповника и сливы число пестиков одинаково».

Особое внимание ребят привлекает работа с биологической сказкой. Чаще всего такую форму работы я использую на обобщающих уроках. Ребятам предлагается ключевое слово темы, на каждую букву ключевого слова они предлагают любые слова. Составляют сказку, отражающую суть изученной темы, используя каждое слово, которое они предложили и иллюстрируя ее. Затем следует защита сказки. Она также может быть сделана группой обучающихся или самостоятельно. В рамках ФГОС это своеобразная подготовка обучающихся к защите проектов в 9 классе.

         Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Если нужно повысить мотивацию, развить навыки будущего, креативное и критическое мышление, коммуникацию и коллаборацию, грамотность и осознанность я использую «Школьный конструктор опыта Икра» - инструмент для проектирования урока, включающий в себя набор карточек, соответствующих каждому этапу урока согласно ФГОС. Карточка включает название методики, класс, в котором рекомендуют применять данную методику, время,  характер работы и навык, развивающийся благодаря данной методике. Благодаря этому набору можно легко совмещать многие технологии, что, конечно, плодотворно сказывается на здоровье обучающихся.  

Использование  современных образовательных технологий  на уроках биологии  дает высокие результаты: 

- развивает творческие, исследовательские способности обучающихся, повышает их активность, даёт возможность сохранения здоровья обучающихся;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

-  помогает развитию познавательной деятельности обучающихся и интереса к предмету;

- развивает у обучающихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

Применение современных образовательных технологий позволяет:

•   наполнить уроки новым содержанием;

•   развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность     обучающихся;

•  формировать элементы информационной культуры;

•   прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

  • укреплять здоровье обучающихся, формировать у них ценности и культуру здоровья, устранять перегрузки и сохранять здоровье школьников.

•   поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

•   идти в ногу со временем.

        Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.  Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Одним из показателей результативности считаю, что выпускники школы поступают в  ВУЗы (по профилю) и другие специализированные учебные заведения.

     Сегодня важнейшей задачей учителя становится создание условий для успешной социализации ребят, получении ими положительного опыта и прикладных навыков, которые помогут во взрослой жизни. Умение работать в разных коллективах, решать задачи совместно и брать на себя ответственность за принятое решение – всё это даёт возможность взрослому человеку грамотно выстраивать коммуникацию, найти себя в динамичном и постоянно развивающемся и изменяющемся обществе. На уроках биологии я стараюсь выстроить работу таким образом, чтобы каждый мой ученик был успешен, чувствовал себя комфортно и развивался.

Список литературы

  1. Булычева М. Б. Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках биологии // Биология в школе. – 2008. – № 16
  2. Соколова Н. Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся // Педагогика – 2001. – № 7.
  3. Атутов П.Р. Технология и современное образование / П.Р. Атутов // Педагогика. - 1996. - № 2.
  4. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность перспективы / В.Т. Кудрявцев. — М.: Знание, 1991.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998.
  6. Головашкина// Педагогическая техника.- 2010.- №1.-С.29-30
  7. Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы.- 2010.-№3.-С.67-70
  8. Дмитриева  Л.В. Дистанционное обучение: разработка нормативного и методического обеспечения /Л.В. Дмитриева // Открытая школа.-2008.-№6.-С.75-
  9. . Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.
  10. Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
  11. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.
  12. Сухова Т.С. Не сумма, а система знаний. / Биология в школе. № 2. 1997.

14. Ухова Т.С. Урок биологии. Технология развивающего обучения. “Библиотека учителя”. – М.: Вентана-Граф, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии»

Методические рекомендации по использованию  нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии....

Формирование развития познавательной активности обучающихся на уроках химии посредством опытно - экспериментальной деятельности

Обучение, которое формирует навыки познавательной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обуче...

Инновационный проект «Стимулирование познавательной активности учащихся в обучении математике посредством использования современных информационных технологий»

Сегодня очень актуальны направления, которые  способствуют повышению активности учеников. Меняются не только содержание образования, но и  технологии их преподавания, методы и приемы. Особую...

Формирование познавательной активности учащихся в обучении математике посредством использования современных образовательных технологий

Математика как предмет, куда менее занимательна, нежели литература или история. Большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний ...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках физики посредством использования современных образовательных технологий

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.  В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информа...

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, СБО, ИЗО, путём использования современных образовательных программ и методов

Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. В последнее время у школьников наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. А, известно, что познавательная а...