Формирование развития познавательной активности обучающихся на уроках химии посредством опытно - экспериментальной деятельности
статья по химии (10 класс) на тему

Мордясова Анна Владимировна
Обучение, которое формирует навыки познавательной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обучением. В системе обучения химии особенно велика роль опытно-экспериментальной деятельности, если она используется не только в качестве иллюстрации, но и как средство познания. Учеными справедливо отмечено: «…умение выполнять практическую работу, провести лабораторный опыт или решить задачу экспериментально, применяя в различных связях знания и практические умения, а также выполнить наблюдения в ходе эксперимента, получить нужный результат, выполнить правила техники безопасности, обобщать экспериментальные данные и т.п. – все это воспитывает самостоятельность действий учащихся». Исследователи считают, что, исходя из особенностей обучения химии, возможны следующие два приема развития познавательной активности учащихся: 1. Использование личного опыта учителя, особенно связанного с химическим экспериментом. (Химия в школе № 3-4.92); 2. Привлечение исторического опыта ученых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд Развитие познавательной активности обучающихся посредством опытно-экспериментальной деятельности на уроках химии

                                          2 слайд Никакая деятельность не может быть прочна,

                                                 если не имеет основы в личном интересе.

Л. Н. Толстой

Обучение, которое формирует навыки познавательной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обучением. В системе обучения химии особенно велика роль опытно-экспериментальной деятельности, если она используется не только в качестве иллюстрации, но и как средство познания. Учеными справедливо отмечено: «…умение выполнять практическую работу, провести лабораторный опыт или решить задачу экспериментально, применяя в различных связях знания и практические умения, а также выполнить наблюдения в ходе эксперимента, получить нужный результат, выполнить правила техники безопасности, обобщать экспериментальные данные и т.п. – все это воспитывает самостоятельность действий учащихся». Исследователи считают, что, исходя из особенностей обучения химии, возможны следующие два приема развития познавательной активности учащихся:

1.  Использование личного опыта учителя, особенно связанного с химическим экспериментом. (Химия в школе № 3-4.92);

2.  Привлечение исторического опыта ученых.

3 слайд Однако, считаем необходимым и возможным такой прием как включение учащихся в активную опытно-экспериментальную деятельность дает им возможность проникнуть в суть химического явления, освоить его на уровне общих закономерностей курса химии, использовать усвоенный материал в качестве способа дальнейшего познания, а также активного применения в личном социально-бытовом уровне. Использование опытно-экспериментальной деятельности порождает внутренние стимулы учения, способствует переходу знаний в убеждения, развитию познавательной самостоятельности в деятельности учащихся.

4 слайд Эвристическая функция эксперимента в развитии познавательной активности связана, прежде всего, с установлением новых факторов. Уже на первых уроках химии в 8 классе ученики знакомятся с химическими веществами, изучают их свойства, их применение в жизни, узнают много нового, например, добавляя к раствору фенолфталеина несколько капель раствора щелочи, учащийся убеждается в том, что данный индикатор под воздействием щелочи изменяет свою окраску. Приведенный пример – простейший случай установления факта на основе опыта. В реальных условиях, возникающих на уроках, как правило, имеют место значительно более сложные ситуации, включающие установление сразу нескольких фактов. Так, опуская гранулу цинка в раствор серной кислоты, учащийся выясняет: цинк реагирует с раствором серной кислоты; в результате этой реакции выделяется водород. Если выпарить капельку раствора на часовом стекле, то будет очевиден еще один факт: в результате данной реакции образовалось другое, новое вещество – сульфат цинка.

 Корректирующая функция эксперимента в развитии познавательной активности позволяет преодолевать трудности в освоении теоретических знаний, исправлять ошибки учащихся, вносить поправки в процесс приобретения экспериментальных умений и навыков, осуществлять контроль приобретенных знаний. 

5 слайд Обобщающая функция химического эксперимента связана с выработкой предпосылок для построения различных типов эмпирических обобщений. В преподавании химии часто возникают такие ситуации, когда обобщение, сделанное на основе эксперимента, дополняется и уточняется с помощью теории. При формировании обобщенного понятия «реакция замещения» для создания эмпирической базы необходимо провести как минимум три опыта взаимодействия растворов хлорида меди (II) с цинком; сульфата меди  (II) с железом; нитрата серебра с медью. Если указанные металлы взять в виде порошков, то учащиеся, наблюдая опыты, могут сделать обобщенный вывод: в этих реакциях было взято по два исходных вещества (простое и сложное) и получилось два новых (простое и сложное). При проведении опыта меди с нитратом серебра можно взять старые монеты, превратив медную в серебряную.

6 слайд Исследовательская функция эксперимента обеспечивает самый высокий уровень познавательной активности школьников. Она связана с развитием исследовательских умений и навыков учащихся по анализу и синтезу веществ, конструированию приборов и установок, освоению для школы методов научно-исследовательской работы. Примером исследовательского эксперимента может быть использование мини - проектов, например, в 9 классе по теме «Кальций». Много знакомых веществ содержит кальций, выяснить  в каком веществе его больше. Можно взять глюконат кальция, мел яичную скорлупу, кальций дэ три никомед и другие, купить желудочный сок и посмотреть растворение веществ, предварительно их взвесив. Исследовательская работа развивает черты творческой деятельности, формирует интерес к познанию химических явлений и их закономерностей. Наиболее распространенными и доступными для школьников исследованиями можно считать практические работы по качественному и количественному анализу веществ.

7 слайд Если внедрять в учебный процесс опытно-экспериментальную деятельность учащихся на межпредметной основе, то можно ожидать повышения уровня системности знаний и дальнейшего их развития, роста творческого потенциала. Организация такой деятельности учащихся в процессе изучения химии позволяет не только развивать их химическую смекалку, но и выявлять наиболее одаренных учащихся, вовлекать их в процесс самообразования и саморазвития.

Достижение целей обучения химии определяется познавательной активностью учащихся, их желанием к познанию этой трудной учебной дисциплины.  

8 слайд Следовательно, первую задачу, которую нужно решить учителю в ходе проектирования урока – создание условий для позитивной мотивации учащихся к изучению химии.  9 слайд Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя. Опытно-экспериментальная деятельность максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждая их к старательному учению. 

Для осуществления правильного выбора методов обучения следует учитывать уровень познавательной активности обучаемых, который теснейшим образом связан с объемом, имеющихся у них химических знаний.

 10 слайд  Т.И.Шамова, Г.И.Щукина в своих работах, рассматривая познавательную активность как свойство личности, выделяют 3 уровня познавательной активности. Первый уровень познавательной активности – это репродуктивно-подражательная активность. Учащиеся, имеющие познавательные потребности данного уровня, только начинают овладевать содержанием химической науки.

Поисково-исполнительская активность (второй уровень познавательной активности) характеризуется тем, что учащиеся уже обладают некоторым объёмом знаний, что определяет их готовность к участию в проблемном обучении, к успешному решению химических задач. Они пытаются овладеть способами применения знаний в новых, изменённых условиях.

Творческий (третий уровень познавательной активности) характеризуется высоким уровнем познавательного интереса при значительном уровне самостоятельности и автономности познавательных усилий. Такие учащиеся стремятся не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели рациональный способ.

11 слайд Нами был проведён мониторинг уровня познавательной активности в двух классах (нынешние 11). За три последних года: результативность с/р, к/р; способность к участию в эвристических беседах; готовность к проблемному обучению. По результатам работы видно, что в классе где дается на обучение химии 3 часа в неделю (10 А, 11 А), показатели намного выше, чем где на обучение химии дается 1 час в неделю (10 Б, 11 Б).

Если уровень знаний учащихся по результатам самостоятельных и контрольных работ, тестов - низкий,  продолжительность включенности в активную познавательную деятельность невелика, учащиеся не способны к эвристическим догадкам, не готовы к решению познавательных проблем и творческих задач, то, очевидно, что уровень познавательной активности таких учащихся репродуктивно-подражательный. 

12 слайд Результативность самостоятельных и контрольных работ за последние три года с 2013-2016 гг: 8А- 58%, 8Б- 37% (2013 г); 9А- 73%, 9Б- 41%(2014 г); 10А- 78%, 10Б- 58% (2015 г); 11А- 82%, 11Б- 65 % (2016 г).

13 слайд В сотрудничестве с  учениками стараемся увидеть современные проблемы и возможные пути их решения средствами образования. Об охране окружающей среды, экологических проблемах современности говорится немало, но чаще информация носит общий характер. Поиск решения проблемы позволяет рассмотреть экологические проблемы более детально, с точки зрения химика, и что немаловажно урок позволяет заинтересовать учащихся, дать им пищу для размышлений, применить имеющиеся знания при решении конкретных практических задач, взятых из повседневности. На уроках и во внеурочной деятельности важно убедить учеников, что современный человек должен разбираться в сущности происходящих явлений вокруг него и внутри его. Все, что нас окружает: одежда, мебель, техника, продукты питания - является результатом химических превращений. Иметь понятие о веществах, необходимых и опасных для организма, следить за питанием, понимать важность здорового образа жизни, грамотно оценивать состав продуктов, указанных на этикетке, не всегда доверять рекламе – вот неполный перечень того, что ученик может взять с уроков химии. Достижения и проблемы применения химии в медицине, в быту, в сельском хозяйстве, в искусстве, в строительстве – предмет обстоятельного исследования и обсуждения во внеурочной деятельности.

14 слайд При проектировании урока химии на начальном этапе изучения химии следует в структуру урока включить методы, направленные на поддержку познавательной активности учащихся, а именно:

  1. Регулярно проводить, химический эксперимент, который пробуждает интерес учащихся, стимулирует их познавательную активность.
  2. В структуру урока  следует включать дидактические игры и проектировать игровые ситуации.
  3. Связывать химическое содержание с историей химии, либо перспективами развития химии.
  4. Рассматривать химическое знание с привлечением литературных произведений, поэтических строк, фрагментов художественных фильмов, произведений живописи и скульптуры.  
  5. Демонстрировать применение химических знаний в быту, показывать их роль для сохранения здоровья, связывать их будущей профессиональной деятельностью учащегося.
  6. Рассматривать химическое содержание во взаимосвязи с другими учебными дисциплинами: биологией, физикой, математикой, историей и т.д.
  7. Применять групповые формы обучения, что позволяет сделать учение интересным.

15 слайд По мере постепенного накопления знаний учащихся, развиваются их умения и, вместе с этим развивается и познавательная активность учащихся, которая при правильном подборе методов обучения постепенно достигает второго поисково-исполнительского уровня, что позволяет:

  1. Применять проблемный метод на основе создания проблемных ситуаций.
  2. Использовать проблемный химический эксперимент, который вызывает познавательную проблему.

16 слайд Включать учащихся в эвристические беседы.

Предоставлять учащимся возможность выбора содержания и формы учебной деятельности, методов и средств решения познавательных проблем.

        17 слайд Успешное решение познавательных проблем в течение некоторого периода, успешное участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях позволяет учащимся достигнуть третьего творческого уровня познавательной активности. На этом уровне возрастает интерес учащегося к себе, не только к результатам решение познавательных проблем, но и к способу их решения. Поэтому учителю следует использовать методы обучения, поддерживающие рефлексию учащимися познавательных стилей и познавательных стратегий.

18 слайд Таким образом, для развития познавательной активности необходимо включать учащихся в опытно-экспериментальную деятельность, проектную и исследовательскую деятельность, организовывать публичную защиту проектов, представление результатов исследования на различных уровнях, организовывать подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям различного уровня.  

19 слайд

   «Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его  надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…».   А. Дистервег

20 слайд Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии.

В статье описываются методы,  технологии, применяемые  мною  в процессе  обучения  химии. Самоотчет  по теме самообразования. ...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии...

Методический семинар «Развитие познавательной активности обучающихся на уроках географии, биологии и во внеурочной деятельности».

Методический семинар «Развитие познавательной активности обучающихся  на уроках географии, биологии и во внеурочной деятельности»....

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством использования современных технологии обучения. «Без здорового не может быть духовного».

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством использования современных технологии  обучения. «Без здорового не может быть духовного»....