Методический семинар «Развитие познавательной активности обучающихся на уроках географии, биологии и во внеурочной деятельности».
учебно-методический материал

Лунякова Татьяна Сергеевна

Методический семинар «Развитие познавательной активности обучающихся  на уроках географии, биологии и во внеурочной деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_seminaru.docx55.49 КБ

Предварительный просмотр:

uchitel-goda Управление образования администрации муниципального района "Яковлевский район" Белгородской областиПояснительная записка к методическому семинару «Развитие познавательной активности обучающихся  на уроках географии, биологии и во внеурочной деятельности».

Автор: Лунякова Татьяна Сергеевна, учитель географии и биологии высшей квалификационной категории ОГКОУ «Санаторная школа- интернат» г.Шуя

Представленный педагогический опыт возник в условиях Областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Санаторная школа-интернат».

Для большинства обучающихся школы-интерната характерно отсутствие мотивации, интереса к обучению, безразличие к успеху, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности, нарушение сложных форм познавательной деятельности, в особенности мышления: анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, инертность мышления, выполнение привычных шаблонных действий. Поэтому без активизации познавательной деятельности, развития познавательного интереса к предмету невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем. Развитие познавательной активности и развитие личности – процессы взаимовлияющие. Познавательная активность на уроках порождает интерес, а повышение интереса способствует развитию познавательной активности обучающихся.

География и биология, как учебные предметы, предоставляют неограниченные возможности для формирования у обучающихся познавательного активности. Работа над проблемой развития познавательного активности и активизации мыслительной деятельности школьников побудила меня к поиску активных методов и приемов обучения географии и биологии. Главной целью моей педагогической деятельности является формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса через разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.

Работа над опытом охватывает 2016-2019 годы и условно делилась на следующие этапы: выбор темы самообразования, применение технологии, моделирование содержания, корректировка действий, обобщение результатов опыта.

Данный опыт актуален, так как направлен на разрешение следующих противоречий между: необходимостью развивать у обучающихся интерес к географии и биологии и отсутствием учебной мотивации к учению; необходимостью развивать активность обучающихся на уроках географии и биологии и возможностями традиционной системы обучения;  необходимостью развивать умения использовать различные источники информации и применение их на практике.

Цель педагогического опыта: повышение мотивации высокого качества знаний обучающихся по географии и биологии посредством познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачами педагогического опыта являются следующее:

  • формирование естественнонаучного мышления обучающегося, развитие самостоятельно и творчески мыслящей личности;
  • формирование биологической, географической, картографической, геоэкологической и социально-экономической грамотности.

Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности по предмету. Как развить у обучающихся стремление к получению знаний? Какие же формы и методы обучения на уроках географии и биологии использовать  для развития познавательного интереса в обучении, чтобы урок был эффективным и современным?

Анализируя взаимодействие процесса обучения и развития познавательной интереса в  рамках реализации ФГОС, я  выделила два источника формирования познавательной активности: содержание учебного материала и организация познавательной деятельности обучающихся, то есть методы и приемы, используемые учителем в обучении.

В рамках содержания учебного материала приоритетными направлениями являются новизна учебного материала и его практическая значимость для обучающихся.

Новые знания о мире являются ведущим звеном в формировании познавательной активности обучающихся. У многих детей сам факт познавания чего-либо неизвестного для них вызывает интерес. Для других обучающихся изучаемый материал только тогда вызывает интерес, когда его содержание смогло их поразить, удивить, озадачить.

На уроке географии в 7 классе при изучении темы «Население Африки» на этапе мотивации я рассказывают ребятам о пигмеях, сопровождаю иллюстрациям. «В Африке живет самый низкий народ на планете. Его название переводиться как «человек с кулак». Рост взрослого мужчины в среднем составляет 143 см. Представители этого народа ведут кочевой образ жизни. Этому способствует то, что около 30% их пищи составляют фрукты и мед, и надо постоянно искать новые места их сбора. Как называют этот удивительный народ, мы узнаем на сегодняшнем уроке».

Также на уроке мною создаётся установка необходимости изучения данного материала в связи с его географической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для обучающихся.

При изучении темы «Водные ресурсы России» на этапе актуализации знаний учитель  или докладчик сообщают о том, что вода – главная ценность на планете. Несмотря на то, что человечество живёт среди огромного количества воды, запасы пресной воды составляют всего 2,5-3% от общего количества жидкости. Уже сегодня каждый седьмой человек, живущий на Земле, испытывает дефицит питьевой воды. Учёные подсчитали, что вместе со стремительным ростом населения планеты дефицит воды к 2030-му году будут иметь 47% землян. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации? Грозит ли планете водная катастрофа?

Вторым источником развития познавательной активности и  организации познавательной деятельности обучающихся  является организация учебной деятельности.

В своей практике я всегда использовала технологию проблемного обучения. Проблемное обучение является одним из стимулов познавательной активности. На уроках биологии и географии для развития познавательной активности чаще всего используются проблемные вопросы и задачи.

Проблемная задача по теме «Семя». В семядолях находится запас питательных органических веществ. У двудольных растений две семядоли, а у однодольных - одна. Означает ли это, что проросток двудольного растения должен развиваться в два раза медленнее, чем проросток двудольного? Почему?

Проблемные вопросы по географии. Тема  «Как люди открывали Землю» Как вы думаете, возможны ли в наше время географические открытия в мире? Если да, приведите примеры. Если нет, объясните почему.

Многообразие форм практических работ, их чередование стимулируют активную деятельность обучающихся. На познавательную активность наиболее успешно влияют работы поискового и исследовательского характера. Такими видами деятельности являются практические работы с элементами исследования. Примером практической работы исследовательского характера является проект обучающихся 8 класса «Огород без химии», целью которого является изучение влияния бюджетных органических удобрений на урожайность овощей, выращиваемых на приусадебном участке.

Влияние творческих работ обучающихся на познавательную активность состоит в их ценности для развития личности в целом, так как замысел творческой работы, процессе выполнения и результат требуют от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, ребусов, кроссвордов, буклетов изготовление макетов, аппликаций, написание стихов, рассказов, сказок, создание видеоработ, презентаций, работа с цифровыми атласами, выпуск предметных газет, постеров. Данные работы целесообразно проводить в рамках внеурочной деятельности.

Примером творческой работы по географии является статистический постер «Исторические поселения Ивановской области». При создании данного постера обучающиеся проанализировали статистические данные экономического и социального развития исторических поселений Ивановской области и выявили тенденцию к «вымиранию» малых городов России.

На уроках географии и  биологии при изучении конкретных географических и биологических объектов и явлений следует подводить учащихся к определенным обобщенным знаниям в виде понятий и закономерностей. На уроках я часто использую такие приемы как «Кроссенс». Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из девяти квадратов. Задача – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям. Прием «Автопортрет» позволяет дать характеристику любому объекту или явлению в увлекательной форме «от лица объекта или явления». Также пользуются успехом приемы «Узнай силуэт», «Угадай страну», «Что это значит». При выполнении заданий по географии обучающиеся должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. На уроках используемые мною задания выглядят следующим образом: «Совершите кругосветное путешествие через заданные точки и определите по карте географические объекты, через которые пройдёт маршрут», «Найдите по предложенной характеристике или контуру географический объект на карте».

Педагогическая  деятельность в данной системе работы позволяет развивать познавательную активность обучающихся в условиях школы-интерната, способствует осознанному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, даёт возможность применить эти знания в жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить с интересом. Таким образом, все вышеизложенное позволяет развивать и поддерживать  познавательную активность  обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный музей как одно из условий развития познавательной активности на уроках географии.

Культурно-образовательное пространства гимназии обогощает духовный мир школьников. Нельзя не отметить высокой роли географии в эстетическом воспитании учащихся: в формировании восприятия прекрасного...

Развитие познавательной активности на уроках географии в условиях личностно-ориентированного образования

Презентация по теме "Развитие познавательной активности на уроках географии в условиях личностно-ориентированного образования" для использования на педагогическом совете...

Использование ИКТ для развития познавательной активности на уроках географии.

Возможности современных образовательных технологий в преподавании школьной географии,их использование в работе учащихся и учителей....

Методическая тема «Развитие познавательной активности на уроках географии».

В этой работе я делюсь своими наработками по развитию интереса у школьников к географии...

Методический семинар "Развитие познавательной активности на уроках математики"

          Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации сист...