Главные вкладки

    ДОКЛАД по теме: «Использование информационных технологий в процессе преподавания физики в школе».
    статья по теме

    Стебунова Ольга Анатольевна

    Современное информационное общество ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особое значение формированию способности ученика к самостоятельному поиску информации. От нашего понимания значимости этих умений и готовности к формированию соответствующих и вероятность их социальной адаптации,, а иногда               Исходя, из опыта моей работы с учащимися в классах  с расширенным изучением физики,  пришла к выводу о необходимости внедрения и более широкого применения информационно – коммуникационных технологий  на уроках. Учащиеся этих классов заинтересованы в высоких результатах обучения, большинство из них в совершенстве  владеет компьютером. Традиционных форм поиска знаний уже  недостаточно для достижения качественного образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon oa.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

     МОУ Ростошинская СОШ

    Эртильского района

    ДОКЛАД

    по теме:  «Использование информационных  технологий в процессе преподавания  физики в школе».

                                   учитель физики  Стебунова      Ольга Анатольевна

                       2011-2012у.год

    Современное информационное общество ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особое значение формированию способности ученика к самостоятельному поиску информации. От нашего понимания значимости этих умений и готовности к формированию соответствующих навыков у учащихся зависит не только успех детей в познавательной и практической деятельности, но, в определенной мере, и вероятность их социальной адаптации, а иногда — и физического выживания  в условиях современного информационного общества.

                  Исходя, из опыта моей работы с учащимися в классах  с расширенным изучением физики,  пришла к выводу о необходимости внедрения и более широкого применения информационно – коммуникационных технологий  на уроках. Учащиеся этих классов заинтересованы в высоких результатах обучения, большинство из них в совершенстве  владеет компьютером. Традиционных форм поиска знаний уже  недостаточно для достижения качественного образования.

                В процессе применения компьютера на уроках мною были выявлены следующие противоречия:

       1.   Между традиционной организацией уроков и современными требованиями к их содержанию, направленному на развитие исследовательских и творческих способностей школьников.

       2.     Между сложившимися условиями организации процесса обучения и творческим подходом к решению проблемы учебно-методического и материального обеспечения образовательного процесса.

          Все это обуславливает необходимость применения в образовательном пространстве школы ИКТ как средств, организующих учебную деятельность ученика.

    Возможные риски:

    1. Технические и организационные трудности проведения уроков в кабинетах информатики.
    2. Проблемы в организации различных видов работы с использованием компьютерных технологий из-за разного уровня «компьютерной грамотности» обучающихся

               Бесспорно, что использование компьютера, разнообразных  мультимедийных средства, сети Интернета на уроках оправдано, прежде всего, в тех случаях, в которых это обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения. В ходе уроков использую компьютер для формирования у учащихся компетенции самостоятельного поиска информации.

         На протяжении последних пяти  лет я постоянно использую компьютер на своих уроках. Сначала это были отдельные уроки с небольшими презентациями, затем, по мере овладения компьютером, я стала применять новые компьютерные технологии не только при объяснении нового материала, но и при выполнении лабораторных работ, проверке домашнего задания, проверке степени усвояемости учащимися нового материала.  Теперь стали очевидны преимущества использования компьютера:- используя серии дисков “Открытая физика”,   "Электронные уроки и тесты. Физика в школе" (Части 1-14) можно познакомить учащихся с демонстрациями опытов, которые невозможно показать на уроке из-за отсутствия оборудования или из-за сложности эксперимента.

    Используя диск “Открытая физика” можно провести лабораторные работы, которые не всегда проводятся из-за недостатка оборудования или его ветхости. Например, при выполнении лабораторной работы  “ Последовательное и параллельное  соединения проводников”, компьютер дает возможность учащимся собирать различные цепи, менять параметры источника и составляющих электрической цепи. Используя диски «Физика в школе», можно очень красочно и лаконично объяснять материал практически всего курса физики, осуществлять фронтальный опрос учащихся с помощью тестов и упражнений по каждой изученной теме. В ходе уроков использую компьютер для формирования у учащихся компетенции самостоятельного поиска информации.

    Иногда приходится тратить много времени на уроке, чтобы опросить ученика с замедленной речью, замедленным мышлением, а спрашивать нужно всех. И вот здесь опять на помощь приходит компьютер и его программа  Super Test .Использование небольших тестов (на 8-10 минут) позволяет учителю выяснить, как ученик усвоил материал предыдущих уроков, как понял материал, излагаемый на данном уроке. Если использовать обычные печатные тесты, учитель сталкивается с проблемой их проверки, проблемой наличия не менее 2-х вариантов тестовых работ. Проводя уроки в компьютерном классе, можно за 8-10 минут опросить 9 человек, так как программа Super Test позволяет:- использовать один вариант вопросов (компьютер сам перемешивает вопросы и варианты их ответов, выдает на разные рабочие места разные варианты, что полностью исключает возможность списывания.) - объективно оценивать знания учащихся, так как оценку ставит компьютер - освобождает учителя от проверки, экономя его время и здоровье. - комбинировать вопросы по уровню сложности и тем самым проводить дифференцированный опрос - ограничивать время на выполнение теста, тем самым, заставляя учащихся быть более внимательными на уроке.

     С помощью дисков «Физика в школе» можно проводить фронтальный опрос. С помощью диска «Физика 7-11» серии «Ваш репетитор» Teach Pro  можно разбирать решение задач, акцентируя внимание учащихся на различных этапах решения.

    Использование компьютера на уроках физики позволяет учителю экономить время, опрашивать учащихся на каждом уроке, вести статистику опроса, выявлять западающие темы. Объяснение нового материала с использованием презентаций, выполненных с помощью программ Microsoft Power Point  и  Microsoft Front Page , вызывает интерес у учащихся, исключает вопрос дисциплины на уроке.

    Работы некоторых учащихся столь серьезны, что могут быть использованы учителем в дальнейшей его работе.

     Для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ хорошо использовать программу Hyper Test . Эта программа позволяет ученику психологически подготовиться к выполнению экзаменационного теста, заранее проверить свои знания по предмету, получить объективную оценку своих знаний. В программу     Hyper Test вводятся варианты ЕГЭ предыдущих лет, части « A» и «В». Часть “ C ”, введенная в программу   Hyper Test с основными этапами решения, позволяет учащимся самостоятельно разбирать и решать данные задачи.

    Работа учащихся с компьютерными моделями и виртуальными лабораториями полезна, так как они могут ставить многочисленные эксперименты и проводить исследования. Использование ИКТ открывает перед учащимися огромные возможности формирования компетенции самостоятельного поиска информации, превращает выполнение многих заданий в микроисследования, стимулирует развитие творческого мышления учащихся, развивает способность решать различные ситуации в реальной жизни, повышает интерес к физике. Активной позиция ученика может быть только при наличии интереса. Эффективность обучения зависит от уровня мотивации учения, поэтому необходимо поддерживать интерес к физике, используя разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности учащихся.

    Основу самостоятельной деятельности составляют умения самостоятельно приобретать новые знания, владение которыми позволяет формировать ключевые компетенции учащихся как интегральные качества личности.

      Методы и приемы работы учащихся с использованием ИКТ по формированию компетенции самостоятельного поиска и обработки информации.

    1. выполнение индивидуального задания на компьютере;
    2. выполнение задания по видеофрагменту с предоставлением письменного отчета,
    3. работа по вопросам, или решить задачу при просмотре пошаговой анимации или лабораторного эксперимента
    4. составление обобщающих таблиц;
    5. выполнение индивидуального теста на компьютере;
    6. работа по вопросам параграфов учебника, используя рисунки, фотографии, анимации;
    7. пересказ опыта, анализ рисунка, схемы, задания из учебника;
    8. решение качественных задач, анализ устройства приборов, схемы процесса, используя пошаговую анимацию;
    9. при опросе;
    10. тестирование;
    11. парный взаимоконтроль, по вопросам на бумажных носителях;
    12. подготовка, сообщений, мини проектов, рефератов с использованием Интернет — ресурсов.

    Хочется отметить, что использование ИКТ в обучении детей

    дает положительные  результаты:

    1. помогает обеспечивать на уроке активную самостоятельную деятельность учеников;
    2. помогает постоянно следить за усвоением знаний,  и своевременно оказывать им необходимую помощь и учитывать индивидуальные особенности учащихся, так как компьютерная программа предусматривает выполнение заданий различных уровней сложности;
    3. это незаменимый инструмент для проведения лабораторных работ, демонстрации, наблюдений;

    Все это ведет к повышению качества усвоения учебного материала и формированию устойчивого интереса к предмету.

       Используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему "Использование ИКТ на уроках географии в коррекционной школе 8 вида"

    СОДЕРЖАНИЕВведениеГлава I  Обзор литературыОсновные элементы использования информационно-коммуникативных технологий  на уроке географии в коррекционной школе VIII вида1.2. Деятельность учите...

    Доклад на тему "Использование тестов в процессе обучения географии"

    В докладе раскрываются преимущества использования тестов. Рассказывается о многобразии тестовых заданий, их основных группах. Приведены разнообразные примеры тестовых заданий....

    Доклад на тему «Использование коррекционных приёмов в образовательном процессе».

    Цели и содержание коррекционной работы реализуется с помощью средств коррекции, методов и организационных форм, они заложены в основе всей системы действий по реализации принципа коррекционной направл...

    Доклад по теме: «Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики и информатики»

    В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Еще А.С. Макаренко называл педагогический...

    ДОКЛАД НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

          С каждым днем ИТ все глубже проникают в нашу жизнь, а сфера их применения неуклонно расширяется. Не секрет, что уже давно ПК превратился в привычный атрибут нашей повседнев...

    Доклад на тему " «Использование нового оборудования в процессе обучения по ФГОС»

    Данная тема является очень актуальной для современных школ, так как по новым образовательным стандартам мы должны внедрять новое оборудование в образовательный процесс, а это очень сложная и мно...