Доклад на тему "Использование тестов в процессе обучения географии"
статья (география) по теме

Коршикова Наталья Григорьевна

В докладе раскрываются преимущества использования тестов. Рассказывается о многобразии тестовых заданий, их основных группах. Приведены разнообразные примеры тестовых заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ispolzovanie_testov_na_urokakh_geografii.docx47.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Изобильненского муниципального района Ставропольского края

ДОКЛАД

на тему:

 «Использование тестов в процессе обучения географии»

Учитель географии

первой категории

Коршикова Наталья Григорьевна

ст. Филимоновская, 2012 год

Введение

Тестовая проверка знаний получила в последние годы широкое распространение.

Требования, предъявляемые к географической подготовке учащихся, во многом определяются условиями обучения географии в школе и характеризуются двумя условиями: уровнями усвоения теории, к которым могут стремиться и достичь учащиеся, интересующиеся географией и необходимым условием, определяемым стандартом географического образования.

В курсе географии существует определенное количество опорных знаний и умений, составляющих фундамент дальнейшего обучения выпускников школ. Стандарт среднего географического образования предполагает проверку достижения обязательного для всех учащихся уровня подготовки, составляющего основу дальнейшего обучения в ВУЗе.

Результативность любого процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того, чтобы наряду с функцией проверки реализовывались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых – объективность проверки знаний.

Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Решение проблемы я вижу в применении индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки. Я уже несколько лет работаю над усовершенствованием методики использования тестовых заданий для контроля за качеством знаний учащихся и убедилась в определенных их преимуществах:

  • если классические виды контроля как письменная работа или устный опрос предусматривает ответы лишь по некоторым выборочным вопросам программы, то тест позволяет проверить усвоение знаний по многим разделам и темам;
  • в процессе выполнения тестов важное место занимает такая мыслительная операция, как сравнение;
  • при применении тестов имеется возможность выявить поэлементный уровень усвоения учебного материала, проблемы, недостатки умений и навыков каждого из обучаемых;
  • построение теста из различных по сложности заданий позволяет дифференцировать испытуемых по уровню подготовленности;
  • результаты тестирования дают возможность учителю регулярно корректировать свою учебную деятельность;
  • тестовые задания обладают высоким обучающим потенциалом.

Конечно, в своей работе я использую тестовые задания, имеющиеся в различных методических пособиях, но также разрабатываю их самостоятельно.

Цели, функции и методы контроля знаний учащихся

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.

Тесты выполняют одновременно целый ряд функций:

  • контролирующую;
  • обучающую;
  • развивающую;
  • воспитывающую
  • диагностическую
  • прогностическую

Тесты можно использовать как на любом этапе урока, так и при изучении нового материала, его закреплении и обобщении, а также при итоговом контроле.

При изучении нового материала тесты применяются для организации самостоятельной работы учащихся, при этом тестовое задание может не только опираться на знания, но и иметь поисковый, эвристический, проблемный характер.

Тесты пригодны как для фронтальной, так и для групповой и индивидуальной работы учащихся. С помощью тестовых заданий и вопросов значительно проще подобрать материал для каждого конкретного ученика, соответствующий уровню его развития, возрастным и мотивационным особенностям.

Тесты можно использовать не только на уроке в классе, но и в качестве домашнего задания.

При всем многообразие тестовых заданий можно выделить всего четыре основные группы тестов:

  1. задания на выбор правильного ответа;
  2. приведение в соответствие или классификацию объектов;
  3. расположение объектов в определённом порядке;
  4. «открытые» тесты, где необходимо вписать «пропущенные» слова.

Тесты стали неотъемлемой частью в преподавании географии. В своей практике использования тестов, отдаю предпочтение тестам, которые развивают образное видение объекта.

Тесты стараюсь создавать на основе наглядного материала, зрительный образ надолго запоминается детям. А самостоятельная поисковая работа расширяет кругозор учащихся. Приучает к работе с различными источниками получения информации: энциклопедии, научно-популярная литература, Интернет – ресурсы.

Изучая население и хозяйство Центрального района, детям необходимо знать историю и традиции хозяйства наших народов. Познание этого материала можно осуществить через поисковую деятельность. Для данной работы составляю тест на установление соответствия. В данный тест можно включать две, три характеристики и более. Рассмотрим пример (не скрою этот прием, я позаимствовала у коллег из сети Интернет)

  1. Установите соответствие:

Художественный промысел

Изделие

Субъект РФ

1. Палехское искусство

А

а. Тульская область

2. Тульские самовары

Б

б. Нижегородская область

3. Хохломская роспись

В

в. Ивановская область

Ответ: 1Бв ; 2Ва; 3Аб.

  1. «Народно-художественный промысел»

Заполни таблицу, используя предложенные варианты ответов:

Глиняная игрушка

Населённый пункт, название промысла

Субъект РФ

Время возникновения

деревня Филимоново
Филимо́новская игрушка

XIX век

Архангельская область

XIX век

Абашевская игрушка

Кировская область

Варианты ответов:

1)дымковская игрушка; 2) каргопольская игрушка; 3) Тульская область; 4) город Каргополь; 5) Пензенская область; 6) Беднодемьяновский район; 7) город Киров; 8) XIX век; 9) XVII век.

Большинство разработанных мной тестов состоят из 4-х групп вопросов.

Первая группа вопросов позволяет проконтролировать знания географических терминов, понятий, явлений. В качестве примера привожу некоторые из них.

Уклон реки – это:

  1. Превышение истока реки над устьем
  2. Отношение падения реки в ее длине
  3. Количество выбрасываемой воды

Вторая группа вопросов охватывает решение простейших или типовых задач. При этом акцент ставится не на математической стороне решения задачи, а на правильности анализа географических явлений.

Какое время будет в Петропавловске-Камчатке, если в Москве 15 часов?

  1. 6 часов
  2. 14 часов
  3. 24 часа
  4. 17 часов

Вопросы третьей группы проверяют знания географических законов, причинно-следственных связей.

В каком из приведенных ниже примеров сила ветра максимальна?

  1. Разница в давлении 34 единицы
  2. Разница в давлении 2 единицы
  3. Разница в давлении 68 единиц
  4. Разница в давлении 72 единицы

Четвертая группа вопросов связана с решением проблемных задач.

Укажите отрасли народного хозяйства, на предприятиях которых происходит минимальное загрязнение окружающей среды?

  1. Металлургия
  2. Химическая промышленность
  3. Пищевая промышленность
  4. Электроэнергетика

Практикую использование в тестах вопросов:

- со свободно-конструируемыми ответами, например:

К городам миллионерам России относятся:

  1. Москва и Ярославль
  2. Ярославль и Саратов
  3. Саратов и Уфа
  4. Уфа и Пермь

- с несколькими верными ответами

Тектоническими структурами являются:

  1. Складчатые пояса
  2. Горы
  3. Равнины
  4. Сейсмические пояса
  5. Платформы

- с вариантами ответов, требующих рассуждения

Наиболее высокий уровень урбанизации свойственен странам … Европы:

  1. Северной
  2. Западной
  3. Южной

- верный ответ в тесте может быть получен только в результате построения дедуктивного умозаключения

На полуострове Индостан максимум атмосферных осадков приходится на:

  1. Зиму
  2. Весну
  3. Осень
  4. Лето

- задания, основанные на переносе знаний в новые условия

Для того чтобы промышленное предприятие загрязняло воздушный бассейн Москвы в наименьшей степени, по отношению к городу оно должно располагаться на:

  1. Севере
  2. Юге
  3. Востоке
  4. Западе

- тесты на проверку причинно-следственных связей

Главная причина преобладания женского населения над мужским в развитых странах связана с тем, что

  1. Девочек больше, чем мальчиков
  2. Женщины дольше живут
  3. Среди эмигрантов преобладают мужчины
  4. Среди эмигрантов преобладают женщины

Причиной кислотных дождей является присутствие в атмосфере оксидов

  1. Углерода
  2. Серы
  3. Хлора
  4. Водорода

- восстановление цепочки причинно-следственных связей:

  1. Высокие темпы развития машиностроения в странах Восточной и Юго-Восточной Азии
  2. Высокий естественный прирост населения
  3. Наличие большого количества дешевой рабочей силы

- с сортировкой элементов ответов

Расположите страны в порядке увеличения численности населения:

  1. Япония
  2. Россия
  3. Индия
  4. США

- с заполнением пропусков в тексте

Для стран Западной Европы характерен ……… тип воспроизводства населения. (1,2,3 и т.д.).

- отсечение лишнего

Какое государство лишнее в списке: Япония, Китай, Таиланд, Вьетнам, КНДР, Марокко.

В настоящее время большое внимание уделяю разработке компьютерных тестов и их использованию в учебном процессе.

Преимущества компьютерного тестирования:

1. Результат оценивается мгновенно, автоматически фиксируется, сохраняется на длительное время.

2. Нет необходимости синхронизации процесса тестирования для группы испытуемых.

3. Каждый тестируемый выбирает самостоятельный темп работы с тестом.

4. Легко ввести временные ограничения или временное отслеживание процесса тестирования, что позволяет учитывать психомоторные аспекты тестируемого.

5. Количество вариантов теста ограниченно лишь размером банка тестовых заданий.

6. Возможность формирования тестов, адаптивных к уровню знаний испытуемых.

7. Отсутствует необходимость в бумажных носителях и местах ответа, экономия средств и обеспечение секретности.

8. Использование мультимедийных компонентов и графических изображений высокого качества обеспечивает правильное и быстрое восприятие содержания задания, а с психологической точки зрения снимает напряжение с тестируемого.

9. Повышается эффективность тестирования: уменьшается время тестирования (до 50% по сравнению с бумажной формой тестирования) для достижения того же уровня надёжности оценивания.

10. Каждый конкретный тест уникален и не был ранее публикован, что повышает его надёжность.

Ограничение использования компьютерных тестов:

- слабые технические характеристики ПК и локальных сетей могут ограничивать возможности:

- реализация алгоритмов адаптивного тестирования

- формирование и введение большого объёма банка тестовых заданий, на основе которого формируются тесты

- реализации форм, графических и мультимедийных компонентов тестовых заданий.

Дидактическая система:

Результат: что желаем? (класс, аттест.)

Цели: для чего тестировать?

Содержания: чему тестировать?

Модель объекта: кого тестировать?

Алгоритм: как тестировать?

Заключение

Частое использование тестов с целью контроля на уроках увеличивает долю самостоятельной деятельности учащихся и значительно снижает распределение рабочего времени урока на такие формы ученической деятельности, которые способствуют развитию географической речи. Поэтому на рабочих уроках практикую сочетание фронтальной беседы, понятийных диктантов, работу в парах, индивидуальных глубоких ответов, обсуждение определенных вопросов и др.

Список использованной литературы

  1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметки. - М: Знание, 1980.
  2. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. .Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб.: "Прайм-Еврознак", 2003.
  3. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь [Текст] / Пер. с англ. А. Ребер. - М.: АСТ, Вече. 2000.
  4. Крылова О. В. Мониторинг качества знаний по географии. География в школе, № 6, 2004.
  5. Смоктунович Т. Л. Экзаменационные тесты по географии. География в школе, № 2, 2000.
  6. А.Ф. Фромбер. Методика составления и проведения тестов по географии. Журнал «География в школе» № 8, 2002.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Деятельностный подход как условие достижения метапредметных результатов в процессе обучения географии»

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной...

Формирование универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения географии

Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.  В условиях резкого увеличения объема знан...

Статья "Формирование и оценка личностных, метапредметных и предметных результатов учащихсяв процессе обучения географии"

Статья может быть использована учителями географии на педагогических советах и методических обхединениях....

Доклад "Применение информационных технологий в процессе обучения математике"

ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно испо...

доклад на тему "Повышение эффективности процесса обучения математики на основе использования информационных технологий"

Использование информационных технологий является одной из новых форм организации образовательного процесса. Это реализация той или иной учебной программы, ориентированной главным образом на самостояте...

Доклад «Развитие личности учащегося в процессе обучения межкультурной коммуникации»

В данной методической разработке содержится рассмотрение такого важного аспекта, как развитие личности учащегося в процессе развития межкультурной коммуникации...